Об убытии епископа Челябинского Дионисия на постоянное место жительства в Челябинск. Сообщение в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Сентябрь 1914. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Об убытии епископа Челябинского Дионисия на постоянное место жительства в Челябинск. Сообщение в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Сентябрь 1914.

2017-09-26 256
Об убытии епископа Челябинского Дионисия на постоянное место жительства в Челябинск. Сообщение в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Сентябрь 1914. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Преосвященный Дионисий, епископ Челябинский, 3 сентября сего года отбыл на постоянное жительство в г. Челябинск, куда согласно определения Святейшего Синода от 9 окт(ября) 1913 г. за № 8610 перенесена кафедра Челябинского викария, а посему, присутственные места, должностные лица, ичастные просители по делам, состоящем в ведении Преосвященного Челябинского (Инструкцию см. Епарх(иальные) Вед(омости) № 32 – 33. Стр. 318 – 322), благоволят обращаться по адресу: г. Челябинск. Преосвященному Дионисию, епископу Челябинскому.

 

Ист.: ОЕВ. 1914. №34. Часть официальная. С. 331.

Об открытии при Челябинском Одигитриевском женском монастыре1 лазарета имени великой княжны Анастасии Николаевны и освящении его епископом Челябинским Дионисием. (Из письма обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера2 епископу Оренбургскому и Тургайскому Мефодию). Сентябрь 1914.

...Настоятельница Челябинского Одигитриевского женского монастыря игумения Анастасия3 телеграммою просила меня повергнуть к стопам Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны4 следующее, изложенное в этой телеграмме ходатайство.

«Движимые горячим желанием усердно послужить в общем деле милосердия, насельницы вверенной мне обители во главе со мною организовали на свои посильные средства на 15 кроватей, с полным монастырским содержанием для больных и раненных воинов, дорогих защитников Веры, Царя и Отечества, временный эвакуационный лазарет имени её Императорского Высочества Великой княжны Анастасии Николаевны 5. Осмеливаемся надеяться, что Её Императорское Высочество не отвергнет нашего единодушного желания назвать лазарет Её именем. Сегодня, 8 сентября, Преосвященный Дионисий, епископ Челябинский, совершив освящение открытия лазарета, в молитвенном единении с нами вознёс и Господу усердные молитвы о здравии и благоденствии нашего Державного Венценосного Вождя Его Императорского Величества, Государя Николая Александровича6, и Вашего Императорского Величества с дорогим Наследником Великим князем Алексеем Николаевичем7, и Высочайшею покровительницею нашего лазарета Её Императорским Высочеством Великою княжною Анастасией Николаевною, и всего Царствующего Дома.

Считаем за счастье, единодушно повергнуть к стопам Ваших Императорских Величеств чувства беспредельной преданности и готовности послужить облегчению участи страдальцев-воинов...8

 

Ист.: ОЕВ. 1914. № 44 – 45.Часть официальная. С. 418 – 419.

 

Примечания

1 Челябинский женский Одигитриевский монастырь. Возник из женской общины, основанной в 1848 г. Анной Максимовной Полежаевой (в последующем игуменья Агния). В 1854 г. официально утвержден императором Николаем I. Имел Одигитриевский (освящен в 1863 г.) и Вознесенский (освящен в 1890 г.) храмы на ул.Большой в Челябинске (ныне ул. Цвиллинга) и Никольскую церковь (освящена в 1864 г.) на монастырской заимке. Закрыт 23 марта 1921 г. Монахини и послушницы арестованы. Здания разрушены и снесены в конце 20-х гг. XX в.

2 Саблер Владимир Карлович (1847; по другим сведениям, 1845 – 1929). После окончания Московского университета, служил до 1905 г. в Синоде, дослужившись до должности товарища обер-прокурора. 6 мая 1905 г. из-за разногласий с К. П. Победоносцевым, противником восстановления патриаршества, оставил службу и был назначен членом Госсовета. Со 2 мая 1911 г. по 4 июля 1915 г. – обер-прокурор Св. Синода. Действительный тайный советник. После революции несколько раз арестовывался, был сослан в Тверь, где и умер в чрезвычайной нужде.

3 Анастасия, в миру Щапова Анна Григорьевна (точные даты рождения и смерти не известны). С 1878 г. вела занятия в Монастырской церковной школе. 29.05.1908, после ухода на покой игуменьи челябинского Одигитриевского монастыря Рафаилы (в миру К. Я. Бабушкина), назначена настоятельницей. 28.07.1908 возведена в сан игуменьи. В 1921 г. была арестована, но спустя несколько месяцев выпущена. По свидетельствам бывших монахинь Одигитриевского монастыря, умерла в 1932 г.

4 Александра Федоровна (1872 – 1918), последняя русская царица, жена императора Николая II. Приняла православие 1.10.1894 в церкви Ливадийского дворца. Расстреляна в Екатеринбурге. Канонизирована Русской православной церковью заграницей (1.11.1981) и РПЦ (14.08.2000 – решение, 20.08.2000 – прославление).

5 Анастасия Николаевна (1901 – 1918), великая княжна. Расстреляна в Екатеринбурге. Канонизирована Русской православной церковью за границей (1.11.1981) и РПЦ (20.08.2000).

6 Николай Александрович, Николай II (1868 – 1918), последний российский император. Расстрелян в Екатеринбурге. Канонизирован Русской православной церковью за границей (1.11.1981) и РПЦ (14.08.2000 – решение, 20.08. 2000 – прославление)

7 Алексей Николаевич (1904 – 1918), цесаревич, атаман всех казачьих войск. Наследник престола. Расстрелян в Екатеринбурге. Канонизирован Русской православной церковью за границей (1.11.1981) и РПЦ (20.08.2000).

8 На обращение насельниц челябинского женского Одигитриевского монастыря по поводу присвоения открытому ими лазарету имени великой княжны Анастасии. В сентябре 1914 г. последовало согласие императрицы, а 9.10.1914 этот вопрос окончательно решил император Николай II, написавший в Царском Селе на представленном ему ходатайстве: «Согласен».

Газета «Голос Приуралья» о возможном назначе­нии епископа Дионисия. 19 сентября 1914.

 

СЛУХИ О НАЗНАЧЕНИИ ЕПИСКОПА ДИОНИСИЯ.

В газете «День» помещена заметка о положении православной церкви в Галиции. Между прочим, сообщается, что в Галиции предстоит, кроме митрополичьей, учреждение двух епископских кафедр, именно в Галиче и Ярославле, и что наиболее вероятным кандидатом на ярославскую кафедру является викарий Оренбургской епархии епископ Челябинский Дионисий.

 

Ист.: Голос Приуралья (Челябинск). 1914. 19 сентября.

Об освобождении епископа Челябинского Дионисия от должности председателя Оренбургского епархиального училищного совета. Изложение указа Святейшего Синода № 16801 от 11 октября 1914 г.

 

Указом Святейшего Синода от 11 октября с. г. за № 16801, Преосвященный Дионисий, ввиду назна­чения ему местопребывания в г. Челябинске, освобожден от должности председателя Оренбургского епархиального училищного совета, а вместо оного, в сей должности утвержден кафедральный протоиерей г. Оренбурга, магистр богословия Петр Сысуев.

 

Ист.: ОЕВ. 1914. № 42 – 43. Часть официальная. С. 403.

О назначении епископов. Указ Святейшего Сино­да. 17 ноября 1914 г.

Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Мефодию, Епископу Оренбургскому и Тургайскому. По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Святейший Правительствующий Синод слушали: ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный, в 13 день ноября 1914 года, Всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии епископу Челябинскому Дионисию1 епископом Измаильским, вторым викарием Кишинёвской епархии, епископу Неофиту2 епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, и епископу Прилукскому Сильвестру3 епископом Челябинским, первым викарием Оренбургской епархии.

ПРИКАЗАЛИ:1.) об изъясненном ВЫСОЧАЙШЕ утвержденном всеподданнейшем докладе Святейшего Синода объявить указом Вашему Преосвященству, предписав епископам Дионисию, Неофиту и Сильвестру, чтобы, сдав в установленном порядке всё, что могло находиться в ведении их по занимаемым ими кафедрам и, получив расчёт в следующем им содержании по день Высочайшего о них повеления, т(о) е(сть) по 13 сего ноября, отправились к местам нового назначения; 2.) поручить Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде сделать распоряжения о выдаче Преосвященным Дионисию, Сильвестру и Неофиту: а) следующих по положению прогонных денег от мест служения к местам нового назначения, и б) в пособие на обзаведение на новых местах служения по шестисот рублей. Ноября 17 дня 1914 года.

№ 18775

Подлинный подписали Обер-секретарь П. Миролю-бов, секретарь С. Соколов.

 

Ист.: ОЕВ. 1914. № 46 – 47. Часть официальная. С. 434.

 

Примечания

Изложение указа напечатали некоторые газеты Оренбургского края (см.: Тургайские областные ведомости. 1914. 22 ноября).

1 Дионисий (Сосновский). См.: сведения о нем в настоящем издании.

2 Неофит, в миру Следников, в 1914 – 1917 гг. епископ Прилукский, в 1917 – 1918 гг. – Старобельский, в 1918 г. – временно управлял Харьковской епархией. У Льва Регельсона написание фамилии – Стрельников. Он же сообщает, что Н. в 1918 г. умер от тифа (см. Регельсон Л. Трагедия русской церкви. М. 1996. С. 523).

3 Сильвестр, в миру Иустин Львович Ольшевский (1860 – 1920). См. сведения о нем в настоящем издании.

Об убытии епископа Дионисия к новому месту службы. Рапорт секретаря Оренбургской духовной консистории обер-прокурору Святейшего Синода. 20 декабря 1914.

 

Его Высокопревосходительству Господину Обер-прокурору Святейшего Синода секретаря Оренбургской духовной консистории

 

РАПОРТ

Долг имею почтительнейше донести, что перемещенный по указу Святейшего Синода от 17 ноября с. г. за № 18775 на кафедру Епископа Измаильского, второго викария Кишинёвской епархии, епископ Челябинский Дионисий 20 сего декабря отбыл из Челябинска к месту своей службы в г. Измаил Кишинёвской епархии. № 64 Декабря 20 дня 1914 года.

 

Ист.: ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6477. Л. 17.

 

Сильвестр

(Ольшевский)

 

Второй викарный епископ Челябинский, в миру Иустин Львович Ольшевский родился 1 июня 1860 г. (по другим сведениям – 31 мая 1860 г.) в с. Косовке Сквирского уезда Киевской губернии, в семье диакона. Прошел весь курс духовного образования в Киеве, последовательно окончив духовное училище, семинарию и духовную академию со званием кандидата богословия (1887). Еще во время учёбы в академии он заинтересовался тогда ещё только появившейся сектой штундистов и стал её внимательно изучать. По окончании академии Иустин Львович решил заняться миссионерской деятельностью, подав киевскому митрополиту Платону записку, в которой обосновывал более успешное ведение миссионерской деятельности в светском звании. Поработав некоторое время учителем в церковных школах Киевской епархии, он на практике освоил азы миссионерской работы.

В 1889 г. он назначается Киевским епархиальным миссионером, а в «Руководстве для сельских пастырей» появляется серия его статей, посвященных борьбе с штундой, высоко оцененных в миссионерских кругах. В 1890 г. по приглашению епископа Полтавского Иллариона (Юшенова) Иустин Ольшевский переезжает в Полтаву, где продолжает работать на миссионерском поприще, служа епархиальным миссионером и преподавателем в местной духовной семинарии. Первоначально он преподавал гражданскую и церковную историю, а в 1894 г. перемещен на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей.

В 1892 г. был рукоположен в священники, без вступления в брак (целибат) и приписан к Полтавскому кафедральному Успенскому собору сверх штата, оставаясь на прежних должностях. В 1896 г. о. Иустин ушел с должности преподавателя духовной семинарии, став наблюдателем церковных школ Полтавской епархии. За добросовестное отношение к своим обязанностям он был награжден набедренником (1892), фиолетовой скуфьей (1894) камилавкой (1896), наперсным крестом от Св. Синода (1899). В 1902 г. он был возведен в сан протоиерея. На всем протяжении нахождения в Полтавской епархии он продолжал заниматься миссионерской деятельностью, принимал участие в общероссийских и окружных миссионерских съездах, публиковал в православной печати статьи о штунде, став, благодаря им, известным в российских церковных кругах. В 1910 г. архиепископ Полтавский Назарий (Кириллов) предложил протоиерею И. Л. Ольшевскому принять иночество и в дальнейшем вступить на стезю епископского служения. 10 декабря 1910 г. указ Св. Синода о назначении его епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии был утвержден Николаем II. 23 декабря о. Иустин принял монашеский постриг с именем Сильвестра, 25 декабря возведён в сан архимандрита, а 15 января 1911 г. была совершена его хиротония во епископа Прилукского. Чин хиротонии был совершен в Свято-Троицком храме Александро-Невской лавры. При наречении во епископа архимандрит Сильвестр, как будто предвидя свою судьбу, сказал: «Ныне более, чем когда-нибудь, христианская Церковь подобно кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповеднические... Трудно и страшно ныне архипастырствование». 17 ноября 1914 г. последовало решение Св. Синода о назначении епископа Сильвестра на Челябинскую кафедру. Полтавчане с грустью и сожалением прощались с пастырем, отдавшим Полтавской епархии 24 года своей жизни. В декабре 1914 г. Преосвященный Сильвестр выехал из Полтавы, посетил в Одессе своего духовного наставника архиепископа Назария, а затем направился на Урал. В ночь с 15 на 16 декабря 1914 г. он прибыл в г. Оренбург, где остановился в доме, в котором размещался второй викарий Оренбургской епархии – епископ Кустанайский Серафим (Александров), занимавшийся до хиротонии во епископа, как и епископ Сильвестр, миссионерской деятельностью. Видимо, именно от Преосвященного Серафима он и получил и первую информацию о новом месте его служения. 18 декабря в кафедральном соборе прошла встреча епископа с оренбургским духовенством, на которой соборный протоиерей Петр Сысуев, обратил внимание на особенные условия, в которых придется служить Челябинскому викарию. Подчеркнув, что через Челябинск проезжают тысячи и тысячи переселенцев, в том числе и из южнорусских губерний, он отметил, что опытных миссионеров здесь видели только наездами, а потому оренбургское духовенство радуется тому, что во главе викариатства встал такой опытный миссионер, известный своими печатными трудами.

В Челябинск епископ Сильвестр прибыл 21 декабря 1914 г. и уже на следующий день провел службу в кафедральном Христорождественском соборе.

В условиях войны и растущей день ото дня внутренней напряженности в обществе, в своем первом Слове, сказанном челябинцам, он призвал их к миру, но не к миру «как злое попустительство, как злое непротивление злу», а к миру, в котором следует «не противиться злу греховными средствами», но всячески действовать против зла «благословенными от Господа средствами». Как и его предшественник, епископ Дионисий (Сосновский), Преосвященный Сильвестр пробыл в Челябинске недолго – около полугода, получив назначение на Омскую кафедру 6 июня 1915 г. Находясь в Челябинске, он занимался вопросами обустройства челябинского архиерейского дома, освятил церковь при нём, регулярно вёл службы, посещал храмы и учебные заведения вверенных ему уездов, освятил правый придел в честь Св. Николая в Александро-Невском храме в Челябинске.

В Омск он прибыл 8 августа 1915 г., совершив до этого поездку в Петроград и на свою родину в Украину – в Полтаву, и в Киев, где присутствовал на торжествах в честь Святого равноапостольного князя Владимира. Находясь на Омской кафедре, встретил революцию. Был деятельным участником Поместного Собора. Октябрьскую революцию не принял. 25 апреля 1918 г. Патриархом Тихоном был возведен в сан архиепископа. В ноябре 1918 г. в Томске на совещании архиереев Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока был избран главой образованного тогда же Временного высшего церковного управления, распространившего свою деятельность на территорию, находившуюся под властью белых на востоке страны. Призывал к поддержке власти А. В. Колчака («Встаньте теснее около своего Верховного Вождя, плотнее сомкните вокруг него свои ряды, чтобы защитить отчизну от насильников и предателей»). После отступления белой армии из Омска в конце 1919 г. был арестован, заключен в тюрьму, и 26 февраля 1920 г. мученически казнен. Прибив руки архиерея к полу, его палачи жгли его тело раскаленными металлическими шомполами, а затем пронзили сердце.

В 1998 г. РПЦ канонизировала архиепископа Сильвестра как священномученика в лике местночтимых святых Омской епархии. В 2000 г. юбилейный собор РПЦ причислил священномученика Сильвестра (Ольшевского) к святым общецерковного почитания. День памяти святого Сильвестра, архиепископа Омского, – 26 февраля.

Соч.: В вере ли вы? Полтава. 1909.

Обличение штундизма. Изд. 2-е. Полтава. 1910.

Путь спасения. СПб. 1913.

Общедоступное богословское чтение. Полтава. 1913.

Каким должно быть клиросное чтение: Из бесед на учительских и законоучительских курсах // ОЕВ. 1915. № 41—42. Часть неофициальная. С. 509—512; № 43 – 44. Часть неофициальная. С. 537—541.

Лит.: Преосвященный Сильвестр, епископ Челябинский, первый викарий Оренбургской епархии // ОЕВ. 1915. № 1. Часть неофициальная. С. 1 – 7; Новые мученики Российские: Второй том материалов / Сост. протопресвитер М. Польский. М. 1994 (Репринт с изд. 1957 г.) С. 278; Сильвестр (Ольшевский Иустин Львович) // Акты Святейшего Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти.1917 – 1943: Сборник в двух частях / Сост. М. Е. Губонин. М. 1994. С. 896; Боже В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала XX века // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск. 1996. Вып. 1. С. 52; Конюченко А. И. Сильвестр (в миру Ольшевский Иустин Львович) // Челябинск: Энциклопедия. Изд. испр. и доп. Челябинск. 2001. С. 770 – 771; Он же. Архиереи русской православной церкви на Челябинской кафедре (1908 – 1926) // Исторические чте­ния: Материалы региональной научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска «Имена уходящего века» (1999) Челябинск. 2003. Вып. 6. С. 22.

 

Документы и материалы

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.