Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 2. Речь: виды и формы речи

2017-10-01 731
Глава 2. Речь: виды и формы речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Речь в традиционном понимании – конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь - реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами, (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.

Примечание: конкретный – вполне определенный, предметный; феномен – то же, что явление; абстрактный – отвлеченный; аналог – нечто, представляющее соответствие другому предмету.


§1. Общая характеристика форм и видов речи

Диалогическая речь – вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».


Контрольные вопросы и задания

Задание 1. Прочитайте текст.

Ювелиры и чеканщики, кузнецы и гончары оставляют творения своих рук поколениям как память веков, безмолвную память. Они достойны великих похвал. Но какова же должна быть хвала и цена труда тех, кто кропотливо и любезно, бережно и нежно переписывает книги! Они раскрывают и расчищают дорогу для знаний сквозь невзгоды и жестокость тысячелетий, чтобы разум предков передать потомкам, и тем самым заставляют вести беседу, спорить, опровергать или продолжать дела великих мужей прошлого. Наверное, родится когда-нибудь поэт, который восславит труд переписчика-каллиграфа, без которого давно бы оборвались нить истории, развитие науки, забылись бы слова Сократа, стих Гомера и трактаты Аристотеля, мысли аль-Кинди и стихи Абу Наваса. Твой труд благодарен, Махмуд, твой калам ткет узоры вечности, в которых заложены дыхание, разум, смятение и счастье, любовь и жестокость, поиск, страдание и радость людей.

– Благодарение вам, Учитель, за ваши слова. Видит создатель, вы во стократ превысили меру даров, которые я мог бы получить даже у самого богатого и щедрого заказчика. Ваши слова вдохнули в меня силу и открыли меня. Переписывая книги, мы наслаждаемся красотой слога ее создателя, восхищаемся глубиной его мысли, его разум, словно источник для нашей собственной жизни. Он утоляет жажду ищущего, подобно живительной влаге Зем-зема...

 

Вопросы к тексту

1. Как подействовали слова аль-Фараби на переписчика книг Махмуда?

2. О каких функциях языка идет речь в тексте? Найдите эти места.

3. Объясните, какие виды и формы речи представлены в тексте.

4. Что означает слово «каллиграфия»?

Задание 2.

а) «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», – писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения? Приведите примеры.

б) Конфуций писал, что общение с людьми - великое благо и в
минуты горести, и в минуты радости. Объясните, почему?

в) «Язык повторяет то, что подсказано сердцем» (так
утверждали в академии Платона). Аль-Фараби размышлял: «Но как
тяжело, как неимоверно тяжко бывает тогда, когда язык не может
вслух выразить то, что просится наружу, чего от него требует
сердце?!» Почему так происходит?


Задание 3.

Прочитайте пословицы. Как Вы их понимаете? О каких видах речи говорится в них?

Хорошую речь хорошо и слушать.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Слово - серебро, молчание - золото.

Ласковым словом и камень растопишь.

• Приведите примеры казахских пословиц о языке.

Задание 4.

Ниже приведен отрывок из романа А.Алимжанова «Возвращение учителя». Успешно ли прошел процесс общения? Почему?

– Как Вы считаете, Учитель, что я ценю в этих людях? – султан указал на слуг и на двух музыкантов, сидевших у входа в зал и ожидавших приказаний.

– Слуг – за их дар угождать, а музыкантов – еще и за их дар, который приносит нам наслаждение, ласкает наш слух, мой повелитель.

– Ты ошибаешься, Учитель. Я ценю их за преданность.

– Угождать и быть преданным – не одно и то же, мой
повелитель, – заметил Абу Наср. Было очевидно, что его ответы начал
раздражать не только султана, но и стоявшего рядом великого визиря.

– И то, и другое можно добыть богатством и силой. Дикий конь
не подставит спину под седло, если его шею не стянет петля. А звон
монеты ласково прозвучит и для слуги, и для красотки... – вступил в
беседу визирь.

– Не всякая истина всеобъемлюща, досточтимый визирь. Не
всякая женщина продаст свою честь за монету.

– Довольно споров и бесед! Начнем веселье! - приказал султан.

Задание 5.

Объясните, чем отличается разговор в семейном кругу за завтраком и разговор руководителя с подчиненным о проблемах в работе.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.