Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-10-01 | 390 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лексика. В научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного понятия (ср.: «ХИМИК д олжен обращать внимание на..., т.е. химик – абстрактное лицо; Береза хорошо переносит морозы; здесь слово «береза» обозначает не единичный предмет, дерево, а породу деревьев, т.е. общее понятие).
Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.
Общенаучная лексика — это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений, общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.
Ядро научного стиля составляет третий пласт лексики научного – терминология. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция.
Отвлеченно-обобщенный характер речи подчеркивается и специальными лексическими единицами (обычно, обыкновенно регулярно, всегда, всякий, каждый) и грамматическим средствами: неопределенно-личными предложениями, пассивными конструкциями (Для этого берут в лабораториях воронку; По окончании опыта отсчитывавшая остаток кислоты и т.п.).
Морфология. Для научных текстов характерно предпочтительное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля. Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений: Углерод составляет... самую важную часть растения (К.А.Тимирязев). Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение: Произведено № опытов; Разделим вероятность попадания.... Не только время глаголов, но и значения лица и числа ослаблены: производят – производятся; можем вывести заключение – выводят заключение. Ярко выражают это явление в синтаксисе опустошенные личные предложения, допускающие замену на безличные: Мы знали, что не существует метода; Известно, что не существует метода… Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%. Большее число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида: Кислота разъедает... металлы легко режутся..., вода разваривает овощи. Это обусловлено качественными значениями глаголов.
|
Практически не используются формы 2-го лица и местоимения
ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица
единственного числа. В подавляющем большинстве случаев
используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и
местоимения он, она, оно. Помимо известного так называемого
авторского мы, употребляющегося «для скромности» и ради
объективности изложения, местоимение мы вместе с личной формой
глагола очень часто выражает значения разной степени и характера
отвлеченно-обобщенности: если мы исключим..., то получим.., обозначим через.... Отсюда переход к обобщению: получаем.., обозначаем (получается, обозначается) — глагол в неопределенно-личном значении.
Категория числа существительного ослаблена, отвлеченные понятия представляются без идеи числа: образование воды при горении воска, части этого механизма.
|
Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности: чаще лось встречается на лесосеках; далее преобладают дуб и осина. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной присущи – форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, деятельности, стоимости, климаты, фауны, флоры, табака, полыни и т.д.
Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, состояние, влияние, значение, определение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое место принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, характер, период, опыт, метод; часть, форма, сила, величина, масса, деятельность; возможность, потребность и др. Отвлеченные существительные в научной речи, как правило, не метафоризируются и выступают в качестве терминов.
Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета: клетки бедны протоплазмой..., третичные алкоголи.., изомерны....
Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.
Наиболее часто привлекаются в качестве средств усиления экспрессивности высказывания:
1) усилительные, ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия: лишь отвлеченные теоретики..., не было абсолютно нескольких оснований..., с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным...;
2) эмоционально-экспрессивные прилагательные: дети делают нещадное количество ошибок; удручающее впечатление...; колоссальное количество...; превосходная степень: труднейшая задача; простейшее решение;
3) средства словесной образности: двери (в глубь атома) открыты...; растительная клеточка – это западня;
4) «вопросы»: «Почему же объект так сложен? Какая же этому причина?»
Синтаксис. Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне.
|
Для научной речи характерно, например, использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания(рассуждение или изложение обобщений выводов). Итак, таким образом, следовательно, стало быть.
Весьма характерно и употребление наречий в связующей функции: поэтому, потому, тогда, отсюда (в выражении причинно-следственных отношений).
Наиболее типично для научной речи использование выражения подчеркнутой связности изложения – особых конструкции и оборотов связи. Они органически присуши научному общению, без них научная речь становится отрывисто, скачкообразной.
Примеры: Теперь перейдем к вопросу о...; Наконец, молено ещё отметить постоянную связь...; Приведу ещё пример; Постараемся теперь объяснить...; Остановимся на...; Далее отметим... и.т.д.
Для научной речи характерны и особые «сложные» обороты (по Павлову, по Менделееву и.т. д.); специализация слова, «далее» в функции вводного слова (Далее... Это вещество легко растворяется, в...).
Очень широко используется цепи родительных падежей, что объясняется повышенной частотностью родительного падежа в научной речи (... установление (чего?) зависимости (чего?) длины (чего?) линии (чего?) волны рентгеновских (чего?) лучей (чего?) атома.
Кроме этого, отмечается использование почти исключительно повествовательных предложений, а вопросительных – лишь в функции сосредоточения внимания читателя на каком либо вопрос; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.
§ 2Аннотация, реферат, рецензия как основные жанры
Научно-учебных текстов
В научном стиле современного русского языка выделяют три основных подстиля: собственно научный подстиль (монография, научная статья и др.) и научно-популярный подстиль (очерк статья и др.).
Наиболее ярко научный стиль языка проявляется в письменной форме речи, но с развитием научных знаний он становится неотъемлемой частью устной речи, сохраняя при этом специфику.
К основным жанрам научной речи в учебно-профессиональной сфере относятся аннотация, реферат, рецензия и отзыв.
Аннотация (от лат. Annotatio – замечание) – статья. Краткая характеристика книги, статьи, сборника) ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы. Проблемы первичного текста. Иногда характеризуется его структура 9композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?»
|
Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.
Аннотации, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста. А лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании.
Аннотации бывают справочные 9описательные или информативные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней – аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).
Реферат (от лат. Referee – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?».
Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.
Виды рефератов | |||
Репродуктивные | Продуктивные | ||
Реферат-конспект | Реферат-резюме | Реферат-обзор | Реферат- доклад |
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал. Сведения о методах исследования. О полученных результатах и возможностях применения.
Реферат-резюме - приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор – охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Объем реферата – 15-30% объема реферируемой работы, опускаются доказательства, аргументы, примеры, нет повторения для закрепления материала.
|
Рецензия (лат. Recensio - рассмотрение, разбор) – жанр, отражающий актуальность рецензируемого материала, содержащий ее оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков.
Два жанра: рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели - выражение отношения к книге, статье, фильму и т.п. Рецензия – осуществляется через – рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Отзыв реализуется через рассуждение c объяснением.
Рецензия пишется на что-либо. Круг вопросов более широкий, есть оценка методов исследования, особенности классификации фактов, определение значимости полученных результатов. Особое место в рецензии занимают замечания, которые идут после аргументации каждого тезиса или конце рецензии.
Образец аннотации: Введенская Л.А., Павлова Л.Г.
Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с.
В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.
Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!