Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ссылки на сайты электронных библиотек и музеев

2017-09-30 406
Ссылки на сайты электронных библиотек и музеев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Татаровед.рф/libraries - История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности (http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries)

 

Материалы к занятиям по теме «Тюркский каганат»

Материал о Тюркском каганате изучается в разделе «Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.». Создать образные представления о Тюркском каганате позволяют материалы § 4 регионального учебного пособия «Тюркский каганат».

Возвышение тюркоязычных племен связано с освоением технологии металлургии - выплавка железа, позволявшей изготавливать оружие и орудия труда. Объединение тюркских племен при Бумыне позволило соперничать с Китайской империей. Власть в тюркских государствах принадлежала представителям царственного рода Ашина. Контакты тюрков с Китаем не ограничивались войнами, существенную роль играла торговля (Великий шелковый путь), взаимное заимствование культуры и технологий. Важное значение имело развитие тюркской письменности (тюркское руническое письмо). В тюркском каганате начали формироваться культурные традиции и традиции государственности, которые прослеживаются в последующих тюркских государствах вплоть до золотоордынского периода (система государственного устройства, характер верховной власти каганов, военная организация, правовая система, верования (тенгрианство), рунический алфавит и т.д.).

Основные даты

552 г. - Бумын разгромил жужаней, стал каганом независимого тюркского государства

630 г. – падение Восточного каганата

656 г. – падение Западного каганата

VIII в. – первое упоминание о племенах татар (отуз-татары, токуз-татары)

 

Картография:

При работе с картой учащиеся овладеют навыками историко-географического анализа:

- рассматривать территорию и расселение тюрков в ретроспективе, начиная с Алтая;

- определять, с какими народами и государствами граничил Тюркский каганат, в ареале каких древних цивилизаций он находился;

- обращать внимание на природно-географические и климатические особенности данного региона (наличие рек и др. источников воды, плодородные ресурсы, ископаемые, земли, пастбища, степи и пустыни, торговые и караванные пути).

В ходе беседы, анализируя картографические материалы, можно проследить причины, позволявшие тюркам контролировать торговлю на Великом шелковом пути, Рассмотреть, влияние каких религий испытывали тюрки.

Источники и иллюстрации:

Изображения тюркских воинов позволяют рассмотреть традиционное для кочевников вооружение и снаряжение (оружие: лук, меч, доспехи: шлем, пластинчатая броня). Образцы тюркской рунической письменности позволяют проследить уровень развития культуры (официальное делопроизводство, эпиграфические памятники, художественная литература). Иллюстрация «Тюрки получают дань из Китая» позволяет составить рассказ о контактах тюркского и китайского миров.

Легенда о роде Ашина показывает истоки образа волка, как тотема тюрков, это позволяет, обратившись к истории, вспомнить и другие сюжеты, например, римскую мифологию (Капитолийская волчица), а также рассмотреть образ волка в тюркском искусстве (реконструкция навершия знамени) и в татарском фольклоре.

Отрывок из большой надписи в честь Кюль-Тегина демонстрирует взаимоотношения тюрков с Китаем и требования, предъявляемые к качествам идеального правителя (мудрость, патернализм и т.д.). Пафос документа свидетельствует о чувстве патриотизма, коллективизма, заботе о своих сородичах и других качествах, ценившихся тюрками. Отрывок содержит первое упоминание о татарах и других племенах и народах, входивших в орбиту их интересов.

Отрывки из Турфанских надписей свидетельствуют о культе знаний и образованности у тюрков.

Сообщения восточных и европейских авторов свидетельствуют о повседневной жизни, мировоззрении и культуре тюрков.

Стихотворение китайского поэта Бо Цзюйи о юрте позволяет показать двусторонний характер культурного взаимообмена, а так же характерные особенности юрты, как кочевого жилища.

Задания для самостоятельной проектной работы:

· Изучите татарские народные сказки и легенды. Как в них показан образ волка и других животных. Составьте сообщение на основе вашего исследования.

· Найдите в современном татарском языке и фольклоре (пословицы, поговорки) отражения древних верований и представлений тюрков об окружающем мире. Сделайте презентацию на основе вашего исследования.

Дополнительная литература для учителя:

Ахматнуров С. Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. М., 2015

Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006.

Гумилев Л. Н. Древние тюрки, любое издание.

История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань: «Рухият», 2002

Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа. М.: Центрполиграф, 2009

Петрухин В.Я., Раевский Д.С.. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. М.: Знак, 2004

Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М.: Рипол, 2009.

Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

Ссылки на сайты электронных библиотек и музеев:

Татаровед.рф/libraries - История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности (http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries)

Древнетюркские письменные памятники. База данных (http://bitig.org/?lang=r&mod=1)

Орхоно-енисейская письменность и ее потомки (http://www.garshin.ru/linguistics/scripts/alphabet/aramaic/syrian/siberian/)

Государственный Эрмитаж. Постоянные экспозиции. Культура народов Южной Сибири (находки с Алтая и из Тувы, памятники культуры тюркоязычных государств VI - XIII вв.) -

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/perm_exh/exh/08siberia/?lng=ru


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.