Гибатдинов М.М., Фокеева И.М. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Гибатдинов М.М., Фокеева И.М.

2017-09-30 375
Гибатдинов М.М., Фокеева И.М. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гибатдинов М.М., Фокеева И.М.

 

ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА

С древнейших времен до середины XVI века

Класс

 

 

Методическое пособие

 

Казань, 2017

 

 

Авторы-составители: Гибатдинов М.М., Фокеева И.М.

История Татарстана и татарского народа. С древнейших времен до середины XVI век. 5-6 классы. Методическое пособие к учебному пособию «История Татарстана и татарского народа»/ авторы: Ф.Ш. Хузин, В.И. Пискарев, А.Р. Мухамадеев, И.М. Миргалеев, М.М. Гибатдинов. - Казань: Татарское детское изд-во, 2016

 

Методическое пособие предназначено для учителей истории, преподающих курс «История Татарстана и татарского народа» в 5-6 классах. Пособие включает в себя общую характеристику курса и учебного пособия «История Татарстана и татарского народа» для 5-6 классов, общепедагогические рекомендации по изучению курса в 5-6 классах, примерное планирование (распределение) учебного материала, модели уроков и внеурочных занятий. Материалы пособия имеют рекомендательный характер, они могут быть конкретизированы и творчески развиты учителем в зависимости от конкретных условий.

Введение

В целях обеспечения теоретико-концептуальных и организационно-методических условий для эффективного преподавания учебного курса «История Татарстана и татарского народа» предусмотрено создание информационного пространства и надлежащих информационных продуктов для учителей. Настоящее методическое пособие направлено на оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков истории с включением этнокультурной и региональной составляющей в условиях введения ФГОС и ИКС на основе нового учебно-методического комплекса в 5 и 6 классах. Оно содержит рекомендации по организации образовательного процесса на уровне современных требований, дополнительный материал для организации разноуровневой познавательной деятельности учащихся.

Под этнокультурной и региональной составляющей исторического образования понимается та часть содержания, которая отражает проблемы генезиса татарского народа, историю и культуру народов Татарстана как российского региона.

Вместе с тем, этнорегиональный курс «История Татарстана и татарского народа», являясь составной частью предмета «История», ориентирован на выполнение социального заказа, отражённого в федеральных документах, определяющих цели и задачи школьного исторического образования (Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории).

Учебное пособие «История Татарстана и татарского народа» является частью линейки пособий, разрабатываемых в соответствии с Концепцией региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан (см. Приложение 1). В нем учтен опыт создания предшествующих поколений учебных пособий по этнокультурной и региональной истории в республике, отражены новейшие научные исследования.

Рассматриваемое учебное пособие «История Татарстана и татарского народа охватывает период с древнейшего времени по XVI век. Его содержание представляет систематизированное изложение истории расселения народов в Волжско-Камском регионе, древнейшую и средневековую историю татарского народа с древнейших времен по XVI век.

Учебное пособие помимо авторского текста включает:

- фрагменты исторических источников;

- картографический материал;

- разнообразный иллюстративный материал.

Методический аппарат пособия ориентирован на реализацию современных требований к образовательному процессу: реализацию познавательных и воспитательных задач обучения, выполнение универсальных учебных действий, творческое развитие учащихся.

В дополнение к учебному пособию разработаны электронный вариант учебного пособия, электронный атлас, создается электронный вариант адаптированной для учащихся версии татарской энциклопедии «Татар иле».

Методическое пособие включает:

- общеметодические рекомендации к изучению истории Татарстана и татарского народа в 5-6 классах;

- возможные формы занятий при организации образовательного процесса по курсу;

- примерные варианты поурочно-тематического планирования и распределения учебного материала по истории Татарстана и татарского народа в соответствии с Историко-культурным стандартом и Концепцией региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан;

- примерную тематику проектов, внеурочных мероприятий.

В приложении к пособию:

- Концепция региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан;

- список литературы.

 

В 5-ОМ КЛАССЕ

При изучении истории в 5 классе важно иметь в виду, что учащиеся впервые встречаются с адаптированными научными текстами, большим объемом исторической информации, новыми понятиями. Поэтому при проектировании занятий следует тщательно продумать вопросы отбора материала и методического сопровождения. С учетом конкретной ситуации и познавательных интересов учащихся учитель может организовать изучение курса «История Татарстана и татарского народа» на разном уровне сложности, в различных организационных формах.

Такие формы работы с учебным материалом, как комментированное чтение, пересказ, беседа по тексту и иллюстрациям, словарная работа, характерные для начальной школы, сохраняют актуальность и в 5-ом классе, они способствуют обучению приемам чтения и понимания исторического текста, развитию речевой деятельности в контексте исторического материала. Для формирования историко-временных представлений можно использовать «ленту времени», на которой учащиеся будут отмечать изучаемые события.

Изучая курс «История Татарстана и татарского народа» учащиеся осваивают такие предметные навыки, как:

- понимание и объяснение хронологических понятий в контексте древней истории (век, тысячелетие, до н.э., н.э.); - использование исторической карты (атласа, карты учебного пособия) для определения мест расселения древнейших людей Волжско-Камского региона;

- поиск информации в исторических текстах, материальных памятниках древности (снимки, музейные экспонаты);

- описание условий существования, основных занятий и образа жизни людей в древности.

 

Вводный урок

На вводном уроке при ознакомлении с курсом отечественной истории и его назначением актуализируются знания учащихся о курсе «История Татарстана и татарского народа», древнейший период которого учащиеся изучали в 5-ом классе, характеризуется место в истории страны. Знакомясь с учебным пособием по региональной истории, учащиеся узнают, ч то изучает история татарского народа и Татарстана. Исторические источники и основные их виды по истории Татарстана и татарского народа. В ходе беседы используется карта.

 

При изучении темы «Первобытная эпоха» актуализируются знания учащихся о заселении и освоении территории Волжско-Камского региона в древности. Используется карта. Выявляется общее и особенное в жизни людей, проживавших в разных регионах нашей страны в древности.

 

Основные даты

552 г. - Бумын разгромил жужаней, стал каганом независимого тюркского государства

630 г. – падение Восточного каганата

656 г. – падение Западного каганата

VIII в. – первое упоминание о племенах татар (отуз-татары, токуз-татары)

 

Картография:

При работе с картой учащиеся овладеют навыками историко-географического анализа:

- рассматривать территорию и расселение тюрков в ретроспективе, начиная с Алтая;

- определять, с какими народами и государствами граничил Тюркский каганат, в ареале каких древних цивилизаций он находился;

- обращать внимание на природно-географические и климатические особенности данного региона (наличие рек и др. источников воды, плодородные ресурсы, ископаемые, земли, пастбища, степи и пустыни, торговые и караванные пути).

В ходе беседы, анализируя картографические материалы, можно проследить причины, позволявшие тюркам контролировать торговлю на Великом шелковом пути, Рассмотреть, влияние каких религий испытывали тюрки.

Источники и иллюстрации:

Изображения тюркских воинов позволяют рассмотреть традиционное для кочевников вооружение и снаряжение (оружие: лук, меч, доспехи: шлем, пластинчатая броня). Образцы тюркской рунической письменности позволяют проследить уровень развития культуры (официальное делопроизводство, эпиграфические памятники, художественная литература). Иллюстрация «Тюрки получают дань из Китая» позволяет составить рассказ о контактах тюркского и китайского миров.

Легенда о роде Ашина показывает истоки образа волка, как тотема тюрков, это позволяет, обратившись к истории, вспомнить и другие сюжеты, например, римскую мифологию (Капитолийская волчица), а также рассмотреть образ волка в тюркском искусстве (реконструкция навершия знамени) и в татарском фольклоре.

Отрывок из большой надписи в честь Кюль-Тегина демонстрирует взаимоотношения тюрков с Китаем и требования, предъявляемые к качествам идеального правителя (мудрость, патернализм и т.д.). Пафос документа свидетельствует о чувстве патриотизма, коллективизма, заботе о своих сородичах и других качествах, ценившихся тюрками. Отрывок содержит первое упоминание о татарах и других племенах и народах, входивших в орбиту их интересов.

Отрывки из Турфанских надписей свидетельствуют о культе знаний и образованности у тюрков.

Сообщения восточных и европейских авторов свидетельствуют о повседневной жизни, мировоззрении и культуре тюрков.

Стихотворение китайского поэта Бо Цзюйи о юрте позволяет показать двусторонний характер культурного взаимообмена, а так же характерные особенности юрты, как кочевого жилища.

Задания для самостоятельной проектной работы:

· Изучите татарские народные сказки и легенды. Как в них показан образ волка и других животных. Составьте сообщение на основе вашего исследования.

· Найдите в современном татарском языке и фольклоре (пословицы, поговорки) отражения древних верований и представлений тюрков об окружающем мире. Сделайте презентацию на основе вашего исследования.

Дополнительная литература для учителя:

Ахматнуров С. Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. М., 2015

Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006.

Гумилев Л. Н. Древние тюрки, любое издание.

История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань: «Рухият», 2002

Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа. М.: Центрполиграф, 2009

Петрухин В.Я., Раевский Д.С.. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. М.: Знак, 2004

Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М.: Рипол, 2009.

Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

Ссылки на сайты электронных библиотек и музеев:

Татаровед.рф/libraries - История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности (http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries)

Древнетюркские письменные памятники. База данных (http://bitig.org/?lang=r&mod=1)

Орхоно-енисейская письменность и ее потомки (http://www.garshin.ru/linguistics/scripts/alphabet/aramaic/syrian/siberian/)

Государственный Эрмитаж. Постоянные экспозиции. Культура народов Южной Сибири (находки с Алтая и из Тувы, памятники культуры тюркоязычных государств VI - XIII вв.) -

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/perm_exh/exh/08siberia/?lng=ru

Гибатдинов М.М., Фокеева И.М.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.