Материалы к занятиям по теме «Хуннская держава в Азии» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Материалы к занятиям по теме «Хуннская держава в Азии»

2017-09-30 703
Материалы к занятиям по теме «Хуннская держава в Азии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учебный материал § 2 учебного пособия по истории Татарстана и татарского народа «Хуннская держава в Азии» интегрируется в раздел «Древний Восток» курса истории древнего мира при изучении темы «Древний Китай». В зависимости от познавательных интересов учащихся материал может быть предложен для самостоятельного чтения, для подготовки сообщений или проектов. На уроке непосредственно данный материал рассматривается в связи с сюжетами о борьбе первого императора Цинь Шихуана с хуннами-гуннами и строительстве Великой китайской стены.

Хунны (известные в китайских источниках как Хунну, Сюнну, Xiongnu) были не просто пастухами-кочевниками, но так же занимались и земледелием. Кочевой характер хозяйства обусловлен географическими и природно-климатическими условиями жизни народов и не свидетельствует о культурной или технологической отсталости кочевых племен. Напротив, именно кочевое, отгонное скотоводство позволяло получать наибольший объем пищи и сырья (мясо, молоко, шерсть, кожа и т.д.), не разрушая тонкий плодородный слой степной зоны. Переход к оседлости или полукочевому образу жизни осуществлялся на территориях плодородных долин и оазисов, позволявших эффективно обрабатывать землю.

Говоря о противостоянии кочевников и древних земледельческих цивилизаций, следует говорить не только о войнах, но и о взаимодействии и сотрудничестве кочевого и оседлого миров.

Негативный образ кочевых народов как «примитивных варваров», «хищников», «дикарей» обусловлен тем, что материалы, составлявшие основу цивилизации кочевников (кожа, войлок, дерево, меха и кости животных), сохраняются хуже чем металл, камень и мрамор. Однако, уникальные находки так называемых «ледяных могил» (Ноин-Ула, могильник хуннской знати (конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.), Пазырыкский и др. могильники), сохранившие в вечной мерзлоте все биологические материалы, позволяют увидеть во всем богатстве материальную культуру кочевников евразийских степей. Кроме того, в зоне взаимодействия кочевого и оседлого мира хунны, как и др. кочевники, строили города, пользовались письменностью, занимались торговлей, ремеслом.

Кочевые народы внесли большой вклад в развитие торговли на просторах Евразии, изобретали сами и распространяли по континенту изобретения других цивилизаций. Кочевники распространили моду на штаны и сапоги, удобные для верховой езды, распространили седло, уздечку, стремена, шпоры и подковы.

Детей, интересующихся историей, в рамках внеурочной деятельности или кружковой работы можно на конкретных примерах знакомить с явлением «кочевая цивилизация» (кочевой, степной мир), как особой специфической формой развития человеческой цивилизации.

«Кочевая цивилизация - своеобразная, непохожая, но не враждебная культуре оседлых народов» (Радлов).

Под "цивилизацией" следует понимать не уровень развития того или иного общества, а определенный "мир" как культурно-экономическое пространство, у которого есть "своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования" (О. Шпенглер).

 

Основные даты изучаемого периода:

318 г. до н. э. – первое упоминание о хуннах в китайских источниках.

Конец III в. до н.э. - возникновение государства хуннов во главе с Маодунем (Модэ).

I веке н.э. – распад державы хуннов.

 

Понятия и термины:

Кочевники, кочевая цивилизация, кочевой образ жизни.

Картография:

При работе с картами следует обратить внимание на территорию расселения хуннов, природно-географические и климатические особенности данного региона (наличие рек и др. источников воды, плодородные земли, пастбища, степи и пустыни, торговые и караванные пути), границы соприкосновения хуннов с Китаем и другими государствами и народами, расположение Великой китайской стены. Используя карту, можно рассмотреть причины, позволявшие хуннам контролировать международную торговлю по Великому шелковому пути.

 

Задания для самостоятельной проектной работы:

Кочевые племена – хунны.

Хуннская держава и Китай.

Великая китайская стена – памятник истории.

Взаимовлияние хуннов и китайцев.

 

Источники и иллюстрации:

Подробнее см: Г.Г. Пиков О "кочевой цивилизации" и "кочевой империи". Статья первая "Кочевая цивилизация".

Изображения предметов из захоронения знатного хунна позволяет проиллюстрировать культурные связи и контакты с соседними народами.

Приводимые в учебнике отрывки из сочинения Сыма Цяня о хуннах позволяют показать образ жизни кочевников, связь между охотой и военным делом. Легенда о предках тюрков в иносказательной форме повествует об освоении железной металлургии, позволившей усилить экономическую, военную и политическую мощь кочевников («вышли на простор степи»). (подробнее см: Сымя Цянь о хуннах // История татар с древнейших времен в семи томах. Том I. Народы степной Евразии в древности. Казань, «РУХИЯТ». 2002. - С.366-373).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.