Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-09-30 | 1016 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия. Это воздействие осуществляется с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.
Под экономическим методом понимаются, прежде всего, пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импортные депозиты, увеличение цен на ввозимый товар и снижение его конкурентоспособности на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром.
К административным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок, специфические технические требования к товару или упаковке, а также бюрократические усложнения таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Нужно отметить, что между этими двумя группами средств регулирования внешней торговли имеются принципиальные различия.
При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руководствуется ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании административных средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможность доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор потребителем продукции или ресурсов в пользу отечественных.
Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговлю. Согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.
|
К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Первый вид используется чаще, чем все остальные методы.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, относящиеся более к административным бюрократическим процедурам, действия которых, тем не менее, ограничивают торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, разливу и т.п.
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действия которых зачастую ведут именно к этому результату.
К числу наиболее распространенных методов прямого регулирования внешней торговли также (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.
Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту, товарами. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральная лицензия, разрешающая беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовая лицензия, разрешающая импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товаров, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товаров.
|
Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также соглашения по процедурам лицензирования и импорта, заключенного в рамках ГАТТ (с 1996 года - Всемирная торговая организация - ВТО).
Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.
В настоящее время международная практика идет по пути устранения
административных инструментов внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.
В последнее десятилетие широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в не традиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкции обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую
страну. Аналогичным образом установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившими такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может при
вести к уходу с рынка.
|
Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых конкретной страной, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводится в политических целях, по
следствия могут быть, по существу, экономическими.
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукций таким способом, чтобы была возможность для отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.
Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделало настоятельно важным в выработке международных стандартов и правил в этой области
На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим, порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репортации капитала и порядок урегулирования споров.
|
Классическим методом регулирования внешней торговли являются также таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, являющиеся разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.
Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле – протекционизм и «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождая от них полностью.
В настоящее время таможенные тарифы применяют более ста стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельным стран, их можно разделить на следующие группы:
1. тарифы промышленно развитых государств;
2. тарифы развивающихся стран.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие международных торговых экономических соглашений, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться любое третье государство.
По способу взимания различают следующие пошлины:
· адвалорные, определяемые в процентах от цены товаров;
|
· специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;
· комбинированные, включающие оба способа установления величины пошлины;
· сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
· фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
· протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
· преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
· льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения
импорта каких-либо товаров;
· уравнительные, то есть дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
· компенсационные, которые используются только в том случае, если на
импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;
· антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство представляло своим предпринимателям экспортные премии.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагаются импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференции.
Следует особо подчеркнуть, что таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами большинства из ввозимых товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах.
Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступления в государственный бюджет. С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран.
Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины. К этой группе относятся некоторые государства Персидского залива.;
Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания, Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.
Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, а также Турция.
Следует также отметить, что все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности, Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейское экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранении барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!