Формы и методы регулирования внешней торговли — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формы и методы регулирования внешней торговли

2017-09-30 850
Формы и методы регулирования внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической дея­тельности путем целенаправленного воздействия. Это воздействие осущест­вляется с помощью комплекса специальных методов, которые можно разде­лить на две основные группы: экономические и административные.

Под экономическим методом понимаются, прежде всего, пошлины та­моженного тарифа, различные налоги и сборы, импортные депозиты, увели­чение цен на ввозимый товар и снижение его конкурентоспособности на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром.

К административным методам относятся количественные лимиты, сис­темы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок, специфические технические требования к товару или упаковке, а также бюрократические усложнения таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Нужно отметить, что между этими двумя группами средств регулирования внешней торговли имеются принципиаль­ные различия.

При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, ко­торый руководствуется ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании административных средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможность доступа к ресурсам и фактически насильственным путем пред­решается выбор потребителем продукции или ресурсов в пользу отечественных.

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непо­средственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую деятель­ность и внешнюю торговлю. Согласно наиболее распространенной класси­фикации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, приня­той в ООН, они делятся на три вида.

К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производ­ства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компен­сационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных им­портных цен и т.д. Первый вид используется чаще, чем все остальные мето­ды.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ог­раничение внешней торговли, относящиеся более к административным бюрократическим процедурам, действия которых, тем не менее, ограничивают торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, са­нитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, раз­ливу и т.п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действия которых зачастую ведут именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных методов прямого регулирования внешней торговли также (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые опера­ции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту, товарами. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральная лицензия, разрешающая беспрепятст­венный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определен­ного периода времени; и разовая лицензия, разрешающая импорт (или экс­порт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указа­нием количества товаров, его стоимости, страны его происхождения (или на­значения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товаров.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по та­рифам и торговле, а также соглашения по процедурам лицензирования и им­порта, заключенного в рамках ГАТТ (с 1996 года - Всемирная торговая орга­низация - ВТО).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выраже­нии, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых опе­раций осуществляется через разовые лицензии.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения
административных инструментов внешнеторговой деятельности. Нетариф­ное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных слу­чаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

В последнее десятилетие широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в не­ традиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищаю­щий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкции обязатель­ство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую
страну. Аналогичным образом установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившими такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может при­
вести к уходу с рынка.

Специфический тип квотирования, который полностью запрещает тор­говлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых конкретной страной, или в отношении всех товаров, поставляемых в опреде­ленные страны. Хотя эмбарго обычно вводится в политических целях, по­
следствия могут быть, по существу, экономическими.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стан­дарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, марки­ровке и проведению испытаний продукций таким способом, чтобы была возможность для отечественной продукции, но блокировался сбыт продук­ции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предло­гом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импор­тер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движе­ние капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделало настоятельно важным в выработке международных стандартов и правил в этой области

На национальном уровне административное регулирование движения ка­питала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, ко­торые включают в себя четкое определение правового режима, порядок до­пуска инвестиций и инвесторов, определяется режим, порядок национализа­ции и компенсации, перевод прибылей и репортации капитала и порядок урегулирования споров.

Классическим методом регулирования внешней торговли являются также таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к эко­номическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми обла­гаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, являющиеся разновид­ностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взи­мая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является неже­лательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, от­ражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле – протекционизм и «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощ­рение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уров­ня таможенных пошлин или освобождая от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более ста стран ми­ра. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельным стран, их можно разделить на следующие группы:

1. тарифы промышленно развитых государств;

2. тарифы развивающихся стран.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, явля­ются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распростра­няется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприят­ствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается ус­ловие международных торговых экономических соглашений, которое преду­сматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться любое третье государство.

По способу взимания различают следующие пошлины:

· адвалорные, определяемые в процентах от цены товаров;

· специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

· комбинированные, включающие оба способа установления величины пошлины;

· сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

· фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

· протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

· преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из опре­деленных стран;

· льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения
импорта каких-либо товаров;

· уравнительные, то есть дополняющие основные ввозные пошлины с це­лью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары националь­ного производства;

· компенсационные, которые используются только в том случае, если на
импортируемые товары давались государственные субсидии при их произ­водстве или экспорте страной-экспортером;

· антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство представляло своим предпринимателям экс­портные премии.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран содержат также ко­лонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагаются импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференции.

Следует особо подчеркнуть, что таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уро­вень обложения пошлинами большинства из ввозимых товаров намного вы­ше, чем в промышленно развитых государствах.

Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным ис­точником поступления в государственный бюджет. С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран.

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышаю­щие, как правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили, а также отдельные государства Ази­атско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины. К этой группе отно­сятся некоторые государства Персидского залива.;

Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками по­шлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания, Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Ко­лумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, а также Турция.

Следует также отметить, что все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистиче­ские и развивающиеся страны, в частности, Всемирная торговая организа­ция, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейское экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объектив­ные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними кон­фликтов при обмене, устранении барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и доку­ментов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.