Глава 42. Производство в надзорной инстанции — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 42. Производство в надзорной инстанции

2017-09-30 376
Глава 42. Производство в надзорной инстанции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(СТАТЬИ 404 - 417)

 

В.И.САМАРИН,

доцент кафедры уголовного процесса

и прокурорского надзора

юридического факультета

Белорусского государственного

университета,

кандидат юридических наук, доцент

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 17 марта 2015 г.

 

Статья 404. Протест в порядке надзора на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда

 

Комментарий к статье 404

 

1. Надзорное производство - это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие суды проверяют законность и обоснованность данных решений и при необходимости принимают меры для исправления судебных ошибок.

Надзорное производство не является рядовым этапом процессуальной деятельности по уголовному делу. В отношении приговора оно возможно только по уголовному делу, заключительное судебное решение по которому уже вступило в законную силу. Это исключительная (экстраординарная) стадия уголовного процесса.

2. Задачами надзорного пересмотра уголовного дела являются исправление судебных ошибок, восстановление нарушенной справедливости, защита прав гражданина.

Надзорное производство является формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов. В этой стадии осуществляется также надзор вышестоящих прокуроров за законностью и обоснованностью судебных решений, вступивших в законную силу.

3. В структуре надзорного производства можно условно выделить две части:

1) возбуждение надзорного производства (рассмотрение лицами, указанными в комментируемой статье, жалоб о пересмотре приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, проверка ими уголовных дел в связи с поступившими жалобами или по собственной инициативе, проверка дел вышестоящими прокурорами по представлениям нижестоящих прокуроров, проверка дел вышестоящими судами при наличии особого мнения судьи, принесение указанными лицами протеста при наличии к тому оснований);

2) рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции по протесту на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящей надзорной инстанций и принятие одного из предусмотренных в ч. 1 ст. 412 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) решений.

Уголовное дело может и не проходить стадию надзорного производства при отсутствии поводов и оснований для возбуждения надзорного производства.

4. Поводами к возбуждению надзорного производства (то есть принесению протеста в порядке надзора) являются:

- жалоба осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда (ст. 408 УПК);

- истребование лицами, указанными в комментируемой статье, по собственной инициативе в пределах их компетенции уголовного дела для проверки и разрешения вопроса о принесении протеста (ч. 1 ст. 409 УПК);

- получение вышестоящим прокурором представления нижестоящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора (ч. 2 ст. 409 УПК);

- поступление в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора (ч. 6 ст. 354 УПК).

5. Основанием к возбуждению производства в порядке надзора является наличие данных о незаконности или необоснованности приговора, определения или постановления суда по истребованному (поступившему) уголовному делу.

6. Для возбуждения надзорного производства требуется, чтобы одно из перечисленных в части второй комментируемой статьи должностных лиц прокуратуры либо суда усмотрело наличие повода и основания к такому производству и принесло в суд, указанный в ст. 407 УПК, надзорный протест.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.10.2014 N 463 "О ликвидации Белорусской транспортной прокуратуры" с 1 декабря 2014 г. Белорусская транспортная прокуратура ликвидирована, а ее функции переданы Генеральной прокуратуре Республики Беларусь и прокуратурам областей. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2014 N 137 "О ликвидации военных прокуратур" с 1 сентября 2014 г. Белорусская военная прокуратура ликвидирована, а полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательства в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, возложены на Генеральную прокуратуру Республики Беларусь и территориальные прокуратуры. В связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 6 "О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь" (далее - Декрет N 6) с 1 июля 2014 г. в Республике Беларусь ликвидированы военные суды.

7. В зависимости от уровня уполномоченного должностного лица протест в порядке надзора может быть принесен на почти любое судебное решение, в т.ч. принятое на досудебных стадиях уголовного процесса (см., например, ч. 6 ст. 145 УПК), если оно облечено в форму приговора, определения или постановления и вступило в законную силу. Исключение составляют постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Еще одним ограничением является возможность опротестования вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам, по которым начато судебное разбирательство, так как ч. 1 ст. 409 УПК не допускает истребование таких дел уполномоченными должностными лицами. Это касается, прежде всего, судебных решений, принятых на досудебных стадиях уголовного процесса. В этом случае их законность и обоснованность могут быть проверены одновременно с проверкой законности и обоснованности итогового решения по делу.

8. УПК не устанавливает содержание протеста в порядке надзора. В нем, как правило, указывают: наименование суда, в который он приносится; данные о должностном лице, принесшем протест; ссылку на приговор, постановление (определение) и последующие судебные постановления по делу, содержание принятых решений и наименования судов, их постановивших; доводы, указывающие на то, в чем заключается неправильность приговора или иного судебного постановления и в чем состоит просьба должностного лица (об отмене или изменении судебного решения).

9. Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать, т.е. потребовать не рассматривать его в порядке надзора и вернуть его принесшему должностному лицу. Такой отзыв осуществляется путем направления соответствующего письма должностным лицом, принесшим протест. Отзыв протеста допустим до объявления заседания суда надзорной инстанции открытым.

 

Статья 405. Приостановление исполнения приговора, определения, постановления суда

 

Комментарий к статье 405

 

1. Лица, принесшие протест в порядке надзора, вправе в пределах своей компетенции до его рассмотрения в суде надзорной инстанции приостановить исполнение приговора, определения, постановления, если в отношении их ими уже внесен протест в суд надзорной инстанции, уполномоченный рассматривать соответствующее уголовное дело.

Приостановлением исполнения приговора, определения, постановления является временное прекращение производства исполнительных действий по реализации данных судебных решений на основании письменного распоряжения уполномоченного должностного лица суда или прокуратуры. Исходя из формулировки комментируемой статьи приостановление исполнения судебных решений не является обязательным в каждом случае принесения протеста в порядке надзора, а зависит от волеизъявления соответствующего должностного лица суда или прокуратуры.

Перечень должностных лиц, управомоченных приостановить исполнение судебных решений по уголовному делу, является исчерпывающим и определяется в комментируемой статье.

2. В тех случаях, когда нарушения, влекущие пересмотр приговора, определения, постановления, усматриваются из самих судебных решений и иных материалов, прилагаемых к жалобе (например, осужденный не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность), лица, указанные в частях первой - второй комментируемой статьи, вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение соответствующего приговора, определения, постановления суда до их опротестования на срок не свыше трех месяцев. Если этот срок истечет к моменту принесения протеста, то указанные в частях первой - второй комментируемой статьи должностные лица вправе воспользоваться своим правом на приостановление исполнения судебного решения в связи с его опротестованием.

3. Допускается приостановление исполнения судебного решения в целом либо в части (например, в отношении гражданского иска).

4. Приостановление исполнения приговора, определения, постановления осуществляется до момента вынесения определения (постановления) судом, рассматривающим протест в порядке надзора. В случае приостановления до принесения протеста приостановление исполнения судебного решения продолжается до истечения срока, установленного должностным лицом, но не более трех месяцев с момента его начала. Должностное лицо, приостановившее исполнение судебного решения, вправе отменить свое распоряжение о приостановлении.

 

Статья 406. Сроки пересмотра в порядке надзора приговоров, определений, постановлений судов

 

Комментарий к статье 406

 

1. В надзорном порядке пересмотр обвинительного приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу возможен в течение одного года после вступления указанных решений в законную силу и лишь по протестам уполномоченных на то должностных лиц, принесенным по этим основаниям. Данное положение является процессуальной гарантией стабильности приговора, направленной на скорейшее определение судьбы лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Под иными основаниями, которые могут повлечь ухудшение положения осужденного в результате пересмотра обвинительного приговора, следует понимать, например, признание в отношении осужденного опасного либо особо опасного рецидива, направление осужденного для отбывания наказания в исправительном учреждении иного типа, сокращение испытательного срока лицу, осужденному с условным неприменением наказания.

2. Установленный в комментируемой статье срок (1 год) начинает исчисляться со дня вступления приговора, определения, постановления в силу и заканчивается в день вынесения определения (постановления) судом надзорной инстанции.

3. Принесение протестов и пересмотр приговора суда или другого его решения в надзорном производстве в сторону улучшения положения осужденного сроком не ограничены.

 

Статья 407. Суды, рассматривающие уголовные дела в порядке надзора

 

Комментарий к статье 407

 

1. Уголовное дело в порядке надзора может быть пересмотрено неоднократно, но обязательно с соблюдением принципа инстанционности, т.е. строгой последовательности движения и перехода дела из одной судебно-надзорной инстанции в другую, от самой низшей до самой высшей. В комментируемой статье определен перечень судов, наделенных правом на пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений: президиумы областного, Минского городского судов, судебная коллегия по уголовным делам, Президиум и Пленум Верховного Суда Республики Беларусь.

В связи с принятием Декрета N 6 с 1 июля 2014 г. в Республике Беларусь ликвидированы военные суды и упразднена Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь. В соответствии с подп. 10.3 п. 10 Декрета N 6 уголовные дела, перечисленные в части 1-1 комментируемой статьи, в порядке надзора рассматривает областной (Минский городской) суд. Уголовные дела, перечисленные в части третьей комментируемой статьи, в порядке надзора рассматривает судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Если приговоры, определения, постановления областных, Минского городского, Белорусского военного судов были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь, то эти судебные решения могут быть рассмотрены по протесту уполномоченного должностного лица Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.

3. Под указанным в части четвертой комментируемой статьи приговором и определением судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь понимаются вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные названными коллегиями в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

4. Часть седьмая комментируемой статьи указывает кворум, который требуется для рассмотрения уголовного дела в суде надзорной инстанции. Для президиумов кворумом является простое большинство (половина членов президиума плюс один судья), для Пленума Верховного Суда Республики Беларусь - квалифицированное большинство (две трети членов). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела в порядке надзора в составе не менее трех судей (ч. 4 ст. 32 УПК).

Кроме этого, следует иметь в виду, что судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в порядке надзора (ч. 2 и 3 ст. 78 УПК). В то же время судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора в Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, вправе участвовать в рассмотрении этого дела повторно в порядке надзора, за исключением случаев отмены Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь судебного решения, вынесенного с участием этого судьи (ч. 5 ст. 78 УПК).

5. В случае если в президиумах областного, Минского городского судов не может быть достигнут кворум вследствие предыдущего участия его членов в рассмотрении данного уголовного дела в суде первой или кассационной инстанции, председатели областного, Минского городского судов или прокуроры области, города Минска, принесшие протест, направляют уголовное дело соответственно Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или Генеральному прокурору Республики Беларусь для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь. Если же надзорный протест изначально принесен Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или их заместителями, то оно сразу передается на рассмотрение в порядке надзора в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

Схожий порядок передачи уголовного дела на рассмотрение в порядке надзора из Президиума в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь установлен в ч. 6-1 и 6-2 комментируемой статьи.

 

Статья 408. Право обращения с жалобой о пересмотре приговоров, определений, постановлений

 

Комментарий к статье 408

 

1. В части первой комментируемой статьи определен круг лиц, наделенных правом на обжалование вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам. Ими являются: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители. Поступившие уполномоченному должностному лицу прокуратуры или суда жалобы иных лиц либо ходатайства организаций о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам рассмотрению не подлежат и возвращаются их подателям с разъяснением действующего уголовно-процессуального законодательства. Хотя в некоторых случаях судебные решения по уголовным делам могут затронуть права и законные интересы граждан, не признанных в установленном УПК порядке участниками уголовного процесса, и тогда уполномоченное должностное лицо, если усмотрит наличие оснований, может принести протест в порядке надзора в соответствии с ч. 1 ст. 409 УПК. Например, обвиняемый вправе обратиться к уполномоченному должностному лицу, указанному в ст. 404 УПК, с жалобой в порядке надзора на постановление судьи по проверке законности и обоснованности заключения его под стражу (ч. 6 ст. 145 УПК), хотя он и не поименован в части первой комментируемой статьи.

Следует отметить, что в отличие от кассационного производства (ч. 4 ст. 370 УПК) законодатель не ограничивает гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей при подаче жалобы в порядке надзора исключительно приговором в части, относящейся к гражданскому иску.

2. В надзорном порядке может быть обжаловано почти любое судебное решение по уголовному делу, в т.ч. принятое на досудебных стадиях уголовного процесса, если оно облечено в форму приговора, определения или постановления и вступило в законную силу. Исключение составляют постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Не допускается обжалование в порядке надзора судебного решения, не вступившего в законную силу.

3. В срок, отведенный уполномоченному должностному лицу прокуратуры (суда) для рассмотрения надзорной жалобы, не включается время, связанное с истребованием уголовного дела. Указанные должностные лица вправе самостоятельно продлить сроки в пределах трех месяцев с момента поступления им истребованного уголовного дела. До истечения указанного срока уполномоченное должностное лицо обязано принести протест и направить дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию либо сообщить лицу, обратившемуся с жалобой об отсутствии оснований для принесения протеста (ст. 410 УПК).

4. Жалоба может подаваться с соблюдением принципа инстанционности, т.е. изначально она должна быть подана председателю областных, Минского городского судов, прокурорам областей, города Минска, а если она была оставлена данными должностными лицами без удовлетворения - соответствующим должностным лицам Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Однако исходя из анализа ч. 2 ст. 404 УПК данное положение должно распространяться только на приговоры, определения, постановления районных (городских), межгарнизонных военных судов и определения судебной коллегии по уголовным делам областного, Минского городского, Белорусского военного судов, рассматривавших дело в кассационном порядке.

 

Статья 408-1. Содержание жалобы

 

Комментарий к статье 408-1

 

1. Надзорная жалоба подается в письменной форме. Часть первая комментируемой статьи содержит обязательные требования, которым должна соответствовать надзорная жалоба. При несоответствии хотя бы одному из них жалоба возвращается лицу, ее подписавшему, не позднее пяти суток с момента ее поступления.

2. В связи с тем что уполномоченные должностные лица, указанные в ст. 404 УПК, изначально не имеют в своем распоряжении уголовного дела, по которому принесена жалоба, часть третья комментируемой статьи требует прилагать к надзорной жалобе копии всех вынесенных по уголовному делу судебных решений (в т.ч. нижестоящей надзорной инстанции). Такие решения должны быть заверены судом. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 N 1256 "О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц" копии документов выдаются на основании заявления заинтересованного лица.

Согласно п. 35 Инструкции по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, утвержденной приказом Верховного Суда Республики Беларусь от 06.10.2014 N 81 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству в областных (Минском городском) судах Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству в экономических судах областей (города Минска) Республики Беларусь", суд может заверять копии тех документов, которые созданы в самом суде и получены из вышестоящих судов. Копия судебного решения должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в том числе реквизиты бланка. В соответствии с п. 136 указанной Инструкции с приговора, решения или определения (постановления), вынесенных по делу, канцелярией суда снимаются копии, которые заверяются путем проставления ниже реквизита "Подпись" слова "Верно", указания должности судьи, заверившего копию, его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты заверения. Заверительную надпись удостоверяют печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь. Если копия судебного постановления изложена на нескольких листах, каждый лист удостоверяется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь либо эти листы могут быть прошнурованы и скреплены печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь. Повторная выдача копии судебного решения производится с уплатой государственной пошлины в соответствии с приложением 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

3. В необходимых случаях к жалобе могут быть приложены иные процессуальные документы, подтверждающие, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе.

 

Статья 409. Истребование уголовного дела

 

Комментарий к статье 409

 

1. Для решения вопроса о необходимости опротестования в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения, постановления должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 404 УПК, имеют право истребовать из суда в пределах своей компетенции соответствующие уголовные дела для изучения.

Поводом для истребования уголовного дела из суда может являться не только жалоба лиц, указанных в ч. 1 ст. 408 УПК, но и непосредственное обнаружение должностным лицом суда или прокуратуры оснований для принесения протеста в порядке надзора из поступившей информации (например, из средства массовой информации, изучения судебных документов, обращений граждан, в т.ч. в ходе личного приема).

2. Видится, что уголовное дело должно быть истребовано в каждом случае наличия в жалобе доводов, которые вызывают сомнение в законности и обоснованности судебного решения по уголовному делу.

3. Истребование уголовного дела осуществляется на основании направленного в суд распоряжения (запроса) соответствующего должностного лица.

4. Несмотря на то что ст. 404 УПК не позволяет районным (городским) и приравненным к ним прокурорам приносить протест в порядке надзора на какое-либо судебное решение, а прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам - на судебные решения, иные, чем приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке, часть вторая комментируемой статьи позволяет им истребовать уголовные дела соответственно из районных (городских) и областных <1> судов. Если после изучения истребованных уголовных дел данные должностные лица придут к выводу, что принятые по ним судебные решения являются незаконными или необоснованными, они обращаются к вышестоящему прокурору с письменным представлением, в котором обосновывают необходимость принесения протеста в порядке надзора. Представление вместе с уголовным делом направляется вышестоящему прокурору.

--------------------------------

<1> По всей видимости, законодатель при внесении изменений в ч. 2 ст. 409 УПК имел в виду не только областные суды, но и Минский городской суд.

 

Статья 410. Принятие решения по истребованному уголовному делу

 

Комментарий к статье 410

 

1. По результатам изучения истребованного уголовного дела, а также поданной надзорной жалобы уполномоченное должностное лицо прокуратуры (суда) может принести протест и направить уголовное дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию, если установит, что приговор, определение или постановление суда по такому делу являются незаконными или необоснованными либо если не были установлены соответствующие основания отказать в принесении протеста, о чем должно быть сообщено подателю жалобы. В последнем случае лицу, подавшему жалобу, сопроводительным письмом возвращаются приложенные к жалобе копии судебных решений. Законодатель не требует, но желательно в таком сопроводительном письме разъяснить несостоятельность либо несущественность доводов, приведенных в надзорной жалобе. Несогласное лицо, подавшее надзорную жалобу, может направить ее вышестоящему должностному лицу, указанному в ст. 404 УПК.

2. Должностные лица, указанные в ст. 404 УПК, не связаны доводами надзорной жалобы при принятии решения по ней. Поэтому они могут принять решение о необходимости пересмотра обжалуемого судебного решения в любой его части, по любым законным основаниям и в отношении любого осужденного либо оправданного, а также лица, в отношении которого производство по уголовному делу было прекращено, о чем излагают в надзорном протесте.

3. Согласно комментируемой статье надзорный протест направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, уполномоченный согласно ст. 407 УПК рассматривать соответствующий приговор, определение, постановление. Это положение направлено на предотвращение отступлений от принципа инстанционности.

 

Статья 411. Порядок рассмотрения уголовного дела по протесту

 

Комментарий к статье 411

 

1. Установленные в части первой комментируемой статьи сроки рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции являются окончательными и продлению не подлежат.

2. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора в обязательном порядке принимает участие прокурор, для чего он заранее извещается о дне рассмотрения дела. В случае неявки прокурора рассмотрение дела должно быть отложено.

Конкретное должностное лицо прокуратуры определяется в зависимости от уровня суда, в котором рассматривается дело. Его задачей является поддержание принесенного им или вышестоящим прокурором протеста. В то же время его участие обязательно и в том случае, если протест был принесен председателем суда либо его заместителем. При этом прокурор выступает как орган надзора за законностью и дает заключение по уголовному делу.

Участие прокурора в производстве предварительного следствия или дознания, а равно поддержание им государственного обвинения не является препятствием для его участия в рассмотрении того же дела в суде надзорной инстанции (см. комментарий к ст. 81 УПК).

3. Согласно части третьей комментируемой статьи остальные участники уголовного процесса (осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители) могут быть приглашены для дачи объяснений. Приглашение на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, указанных участников зависит от усмотрения суда, что говорит о закрытом характере судебного заседания, хотя соответствующее изъятие не предусмотрено в ст. 114 Конституции Республики Беларусь и ст. 23 УПК. На наш взгляд, указанные участники должны допускаться в судебное заседание при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора при заявлении ими либо прокурором соответствующего ходатайства. Более того, на заседание суда надзорного суда должна допускаться публика, если только рассмотрению не подлежит уголовное дело, указанное в ст. 23 УПК.

Осужденный, оправданный, их законные представители и защитники могут быть приглашены на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, в случаях, когда заслушивание их объяснений может способствовать объективному и всестороннему рассмотрению доводов протеста и принятию по делу законного и обоснованного решения (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.09.2009 N 7 "Об обеспечении права на защиту в уголовном процессе").

В то же время УПК не предусматривает извещения заинтересованных участников уголовного процесса о времени и месте заседания суда надзорной инстанции.

Неявка приглашенных участников уголовного процесса, надлежаще извещенных о времени и месте заседания суда надзорной инстанции, не влечет отложения рассмотрения дела, если суд не посчитает необходимым участие того или иного лица в заседании.

4. Приглашаемым на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом. Такая возможность предоставляется им до начала заседания суда посредством направления копии такого протеста либо приглашения в суд для ознакомления с протестом.

5. Комментируемая статья не предусматривает иных прав приглашенных лиц. Хотя, исходя из норм ст. 43, 50, 53, 55 УПК, можно заключить о наличии у них права заявлять отводы и ходатайства, пользоваться родным языком или услугами переводчика, высказывать мнения по поводу ходатайств и предложений других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом. Данные права должны быть им разъяснены.

6. Исходя из нормы ч. 2 ст. 21 УПК в необходимых случаях к участию в судебном заседании надзорной инстанции привлекается переводчик.

7. Члены суда надзорной инстанции подлежат отводу в случаях, предусмотренных в ст. 77, 78 УПК.

Поскольку после отмены вступивших в законную силу приговора, определения, постановления и передачи уголовного дела на новое судебное разбирательство или кассационное рассмотрение по делу выносится новое судебное решение, пересмотр его в порядке надзора может быть осуществлен тем же судом надзорной инстанции в прежнем составе.

8. Комментируемая статья не регулирует порядок открытия судебного заседания надзорной инстанции. Вероятно, в данном случае допустима аналогия закона и можно воспользоваться нормой ч. 1 ст. 384 УПК об открытии судебного заседания кассационной инстанции.

9. После доклада председателем суда или по его назначению членом президиума или судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела, обстоятельств дела, содержания обжалуемого судебного решения и протеста докладчику могут быть заданы вопросы членами суда надзорной инстанции. Докладчик вправе высказать свое мнение по поводу протеста.

В случае участия в судебном заседании осужденного, оправданного, их защитников, законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей после доклада они вправе давать свои устные объяснения.

Затем слово предоставляется прокурору. Следует отметить, что комментируемая статья не регламентирует действий прокурора в случае, когда обнаруживается необходимость скорректировать позицию, изложенную в его протесте либо протесте вышестоящего прокурора. По всей видимости, в этом случае прокурор, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанным на результатах рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, вправе уточнить позицию с учетом ограничений, установленных ст. 406, 414 УПК.

10. В надзорном производстве, в отличие от кассационного производства, суд надзорной инстанции принимает решения только на основе материалов, имеющихся в уголовном деле. УПК не предоставляет возможности представлять суду надзорной инстанции дополнительные материалы.

В то же время полагаем, что если совместно с протестом были направлены дополнительные материалы, которые относятся к обстоятельствам, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и не свидетельствуют о наличии вновь открывшихся обстоятельств, то они могут быть положены в основу решения об отмене приговора, определения, постановления с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство.

11. В отличие от судов первой и кассационной инстанций в суде надзорной инстанции, как правило, удаляется не суд, а иные лица покидают зал судебного заседания для того, чтобы судьи могли посовещаться.

12. Как и при кассационном рассмотрении дела либо при его разрешении коллегией судей в суде первой инстанции, суд надзорной инстанции принимает решение открытым голосованием в совещательной комнате большинством голосов. При равенстве голосов протест оставляется без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения - без изменения.

Резолютивная часть вынесенного определения (постановления) немедленно оглашается в зале судебного заседания председательствующим либо одним из судей. Член суда, не согласный с решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к делу.

 

Статья 412. Определения и постановления суда, рассматривающего протест

 

Комментарий к статье 412

 

1. Определение (постановление) суда надзорной инстанции - это решение, вынесенное судом надзорной инстанции по вопросу законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления нижестоящего суда, вступивших в законную силу.

2. В случае если суд, рассматривающий протест в порядке надзора, придет к выводу, что состоявшееся по уголовному делу судебное решение является законным и обоснованным и отсутствуют основания для его отмены, протест оставляется без удовлетворения.

3. Вступление приговора в законную силу означает окончание состязания сторон. Приговор становится обязательным для исполнения на территории Республики Беларусь всеми физическими и юридическими лицами. Такая обязательность судебного решения требует его стабильности. Однако в некоторых случаях УПК позволяет отменять либо изменять вступившее в законную силу судебное решение по уголовному делу.

4. Отмена приговора, определения или постановления с передачей дела на новое судебное разбирательство возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения, так и вследствие того, что изложенные в нем выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела (например, если суд оставил без проверки выдвинутое обвиняемым алиби), либо неправильного применения уголовного закона, неучета личности осужденного и совершенного им деяния, что привело к назначению мягкого наказания осужденному.

Так как приговор отменяется, то отсутствуют основания для содержания обвиняемого под стражей. В связи с этим при отмене обвинительного приговора и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение следует принять решение о мере пресечения, руководствуясь нормами гл. 13 и ст. 304 УПК.

5. Прекращение производства по уголовному делу в надзорной инстанции производится по общим основаниям, предусмотренным ст. 29, 30 УПК.

6. Решение об отмене кассационного определения, а также всех последующих судебных решений и о передаче дела на новое кассационное рассмотрение принимается, когда суд кассационной инстанции необоснованно отменил обвинительный приговор либо необоснованно принял решение об ухудшении положения осужденного, а равно если решение суда кассационной инстанции было вынесено с существенным нарушением уголовно-процессуального закона (например, в нарушение нормы ч. 3 ст. 382 УПК дело было рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие обвиняемого, который не был надлежащим образом извещен о времени и месте такого рассмотрения).

7. При отмене определения и постановления, вынесенных в порядке надзора (например, если они вынесены с нарушением требований ст. 414 УПК), и признании законными и обо


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.