Организационно-функциональные принципы государственной службы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организационно-функциональные принципы государственной службы

2017-09-30 668
Организационно-функциональные принципы государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

7. Принцип обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их полномочий, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц является одним из краеугольных устоев государственности Республики Башкортостан. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма. Отсутствие принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по службе и т.п. Государственным служащим следует строго руководствоваться объемом полномочий каждого государственного органа, очерченного законодательством, учитывая, когда это необходимо, порядок так называемого двойного подчинения. Данный принцип практически полностью соответствует федеральному принципу обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством,

8. Принцип единства требований к государственной службе Республики Башкортостан имеет внутренние и внешние аспекты. В Республике Башкортостан устанавливаются единая классификация государственных должностей, квалификационные разряды государственных служащих, единые права и обязанности (при различии служебных полномочий), единый порядок прохождения государственной службы и т.д. Все это обеспечивает государственным служащим равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости, соблюдению этических норм, а также эффективному исполнению служебных функций.

С точки зрения российского принципа единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, законодательство Российской Федерации регулирует федеральную государственную службу, устанавливает начала и ключевые процедуры функционирования государственной службы. Государственная служба субъектов Федерации регулируется законами и иными актами субъектов Федерации. Единство государственной службы в Российской Федерации обеспечивается прежде всего единой системой органов по вопросам государственной службы и характером их задач. Эти органы существуют при органах государственной власти всех уровней и направлений деятельности и подчиняются им непосредственно. Республика Башкортостан, как и другие субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сама определять структуру своих органов власти и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы.

9. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Профессионализм означает не только исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение, но и глубокое знание и владение практическими навыками в своей профессиональной сфере. Компетентность отражает объем знаний, наличие профессионального образования, изучение и освоение передового опыта. Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накопление опыта, развитие организаторских способностей, высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.Выполнение принципа профессионализма и компетентности государственных служащих обеспечивается законодательными и правовыми актами РБ, т.к. для осуществления специального вида деятельности в системе государственной службы необходимо получение лицензии, специального квалификационного аттестата и т.д.

10. Принцип гласности в осуществлении государственной службы Республики Башкортостан предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Общество должно иметь возможность получения информации о деятельности государственных органов и государственных служащих.

Конституцией установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Вместе с тем остается в силе необходимость неразглашения государственной тайны и иных служебных секретов. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности в деятельности государственных служащих.

11. Принцип ответственности государственного служащего за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей зафиксирован в законодательстве РФ и РБ. Это позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело. Этот принцип требует, чтобы каждый служащий не уклонялся от ответственности, не прятался за чью-либо спину, а в полной мере использовал предоставленные ему по должности права, проявлял самостоятельность и лично отвечал как за принятые им решения и подготовленные им служебные документы, так и за те последствия, которые они могут вызывать. Государственные служащие ответственны за надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей перед государством и народом. Контроль над деятельностью государственных служащих осуществляется в соответствии с законодательством и может привести к привлечению их к административной и уголовной ответственности.

12. Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и должностных лиц. Как в системе государственной службы, так и вне ее должны работать механизмы контроля над деятельностью чиновников. Организация деятельности государственной службы предполагает различные формы контроля: политический (со стороны политических институтов), социальный (со стороны общества), судебный, органов прокуратуры, других контрольных органов; административный (со стороны вышестоящих государственных органов), со стороны средств массовой информации и т.д. Все это позволяет обеспечить прозрачность, законность и эффективность деятельности государственных служащих.

Этот принцип отсутствует в федеральном законе об основах государственной службы РФ, так как там его смысл включен в содержание принципов ответственности государственного служащего и обязательности решений.

13. Принцип экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих и членов их семей. Согласно ему устанавливается система премиальных выплат, медицинского обслуживания, государственного страхования, оптимальное решение вопросов пенсионного обеспечения служащих по выслуге лет и т.д. Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:

а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принадлежностью к категории "государственных слуг";

б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, увеличением стажа, снижением реальной стоимости рубля;

в) создание нормальных условий труда - обеспечение хорошо отапливаемыми, освещенными, спланированными помещениями, транспортом, а также телефонизацию, компьютеризацию, правильную организацию труда и т.п.;

г) государственное страхование, гарантированное высокое пенсионное обеспечение;

д) обеспечение служебной перспективы.

Общество заинтересовано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, нужно стимулировать повышение знаний, накопление опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности. Принцип экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих и членов их семей не зафиксирован в федеральном законе.

Правда, в свою очередь, в Законе РБ о государственной службе Республики Башкортостан», к сожалению, отсутствует два принципа, провозглашенных в федеральном законе. Это принцип стабильности кадров госслужбы и принцип единства системы государственной власти.

Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов, обеспечивающее несменяемость государственных служащих и преемственность в проведении государственной кадровой политики. Принцип стабильности должен стать гарантией для служащего от незаконного увольнения. Его положение не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.

Принцип единства системы государственной власти касается разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство нашего государства, что означает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства системы государственной власти, а, следовательно, единства основ организации государственной службы. В то же время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Согласно пункту «т» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Это означает, что на федеральной государственной службе состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Оба принципа достаточно актуальны для государственной службы Республики Башкортостан и в перспективе могли бы быть зафиксированы в законе о государственной службе.

Некоторые субъекты Федерации дополняют перечень принципов такими как: принцип конкурсного замещения административных должностей, принцип соотнесенности и последовательности прохождения государственной службы в федеральных государственных органах и государственных органах субъекта Федерации, принцип честности и неподкупности государственных служащих и другие.

Изучение изложенных в законе принципов позволяет свести их к четырем крупным, базовым принципам:

Ø законность государственной службы;

Ø демократизм;

Ø профессионализм;

Ø социально-правовая защищенность государственных служащих.

Принципы государственной службы устанавливаются и в других нормативных правовых актах. Например, Положение о службе в органах внутренних дел определяет следующие принципы этой службы: законность; уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина; гуманизм; гласность; подконтрольность и подотчетность сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления; соблюдение служебной дисциплины; справедливое вознаграждение за труд; продвижение по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.

Характеристика принципов государственной службы Республики Башкортостан предполагает не только изложение содержания принципов, но и оценку степени их реализации в практике деятельности государственных органов, а также выявление и анализ причин, препятствующих их более полному осуществлению.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.