Диалог и монолог в педагогическом общении — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Диалог и монолог в педагогическом общении

2017-09-30 473
Диалог и монолог в педагогическом общении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОНОЛОГ ДИАЛОГ
1. Статусное доминирование. S–O отношения. 2. Эгоцентризм, сосредоточение на собственных потребностях, целях, задачах. 3. Принуждение учащихся посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии. 4. Догматизм, надличностная трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному усвоению. 5. Стереотипность методов и приемов воздействия (с преобладанием дисциплинарных). 6. Субъективная и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценки. 1. Личностное равенство. S–S отношения. 2. Центрация не только на своих потребностях, но и на потребностях учащихся, их конвергенция. 3. Накопление потенциала согласия и сотрудничества.   4. Свобода дискуссии, передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления. 5. Стремление к творчеству, личному и профессиональному росту. Преобладание приемов, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся. 6. Стремление к объективному контролю результатов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и учету полимотивированности их поступков.

СХЕМА НАУК - ПАРТНЕРОВ ПЕДАГОГИКИ


объекты связи:

1. понятия, термины

2. закономерности

3. концепции

4. предметы, объекты

5. процессы

6. критерии

7. методы

типы связей:

1. взаимовлияние

2. взаимодействие

3. взаимопроникновение

4. интегративные

5. межнаучные

6. междисциплинарные


Система педагогических наук

история педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;

общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

возрастная педагогика – изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития в условиях учебно-воспитательных учреждений;

коррекционная педагогика (дефектология) – изучает особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей:

сурдопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей,

тифлопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей,

олигофренопедагогика – занимается вопросами воспитания и обучения умственно отсталых детей;

логопедия – занимается вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами речи при нормальном слухе;

частная методика – исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

 

 

ТЕМА №2: Образование как общественное явление и педагогический процесс.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Образование – это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, теоретической и практической подготовке человека.

Сущность образования

Ценностная характеристика образования: образование– это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.

Исторические проекты развития образования

(модели "образованного человека")

Принцип природосообразности Принцип культуросообразности
Понимание природы человека Способ обоснования Цель образования Понимание природы общества Способ обоснования Цель образования
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI–XVIII В.) Коменский, Руссо, Песталоцци СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII–XIX В.) Гельвеций, Дидро
Богословие Законы Священного Писания божественное предназначение Юридическое законы гражданского общества общественное предназначение
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ (XVIII–XIX В.) Дистервег, Гербарт, Ушинский ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX–XX В.) марксистская педагогика
естественно научное естественно научные законы развитие естественных способностей естественно историческое законы естественной истории общества общественное развитие
САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.) Маслоу, Роджерс, Олпорт КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.) Штейнер, Выготский, Библер
автономное законы развития личности самоопределение личности культурно-историческое законы культурной истории развитие культурной личности
                         

Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем

Системообразующая функция цели образования в педагогической деятельности - именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать человек с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п.

Содержание образования на современном этапе:

– это один из основных компонентов процесса обучения;

– это педагогическая категория, которая имеет исторический и общественный характер, т.е. сущность этой категории претерпевает изменения в зависимости от социальных изменений на определенном этапе развития общества;

– представляет собой систему, в которой выделяют три основных компонента: информационный, операционный и аксиологический;

– включает знания (понятия, представления, правила, законы, теории, факты и др.), умения (интеллектуальные, познавательные, общеучебные и др.), взгляды и убеждения, отношение к окружающей действительности.

Глобальная функция образования (в соответствии с концепцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера) состоит в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для ее сохранения (воспроизводства) и развития. Индивид становится личностью в меру овладения им содержанием социального опыта. Социальный опыт, которым владеют старшие поколения, состоит из четырех элементов, каждый из которых представляет особый вид содержания (см. схему «Сущность образования»).

Проблемы, связанные с содержанием образования:

– формирование содержания образования;

– критерии отбора содержания образования,

– функции содержания образования,

– структура содержания образования;

– дифференциация и интеграция содержания образования;

– гуманитаризация и экологизация содержания образования и т.д.

Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязатель­ном порядке:

• минимум содержания основных образовательных программ;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

• требования к уровню подготовки выпускников школы.

Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ждым из них боле высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Педагогический процесс – этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Педагогическая направленность – сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это – требование и к процессу, и к его результатам.

Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели – развития социальности воспитанников: их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.