Логика педагогического эксперимента — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Логика педагогического эксперимента

2017-09-30 268
Логика педагогического эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) разработка новой педагогической конструкции

2) разработка программы ее проверки

3) определение критериев оценки ее эффективности

4) определение процедуры проверки

5) осуществление намеченного

6) отслеживание и анализ результатов.

Этапы: 1) констатирующий; 2) формирующий (преобразующий).

6. Тестирование (психолого-педагогический метод). Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Тестирование – выявление актуального уровня (степени) развития у индивида ЗУНов, личностных характеристик на основе использования стандартизированных заданий (тестов), имеющих определенную шкалу значений.

Виды тестов:

1. тесты достижений (дидактические) – позволяют определить уровень усвоения учебного материала.

2. тесты способностей позволяют изучить предпосылки личности к освоению или выполнению определенной деятельности (тесты интеллекта, креативности).

3. тесты личности направлены на выявление особенностей личности, ее темперамента, направленности, мотивации, качеств личности.

Специфические методы гуманитарных исследований (методы описания и понимания человека):

метод интроспекции, или самонаблюдения, исходящий из рефлексивной природы человека (интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни); так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения;

метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений; культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники, представляющие уникальность внутреннего мира человека;

идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом; идентификация использует интеллектуальные, логические операции (сравнение, анализ, рассуждение и т.п.);

биографический метод как способ познания человека, основанный на изучении личности в контексте ее истории, через описание ее биографии; понимание внутреннего мира человека осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека;

педагогическая герменевтика, представляющая собой искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который может быть представлен в различного рода текстах, а также других продуктах материальной и духовной культуры.

Количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях:

Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса (например, количество неверно решенных заданий).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания). Например, составление списка учеников в зависимости от количества полученных социометрических выборов.

Шкалирование соотнесение качественных характеристик исследуемых объектов с их числовыми значениями,

Рейтинг оценка качества личности с помощью компетентных специалистов. В качестве частного случая рейтинга может рассматриваться самооценка учащимися своих качеств по определенной шкале.

Экспертная оценка – оценка полученных данных с помощью привлечения независимых экспертов.

Социометрия – метод, позволяющий на основе опросов или фиксации поведения выявить структуру взаимоотношений членов коллектива, их симпатии и антипатии, установить, кто является лидером, а кто нет.

Ретроспективный анализ собственного опыта. Каждый исследователь имеет опыт отношений и переживаний. Он может послужить исходной позицией, одним из элементов для сравнения, сопоставления, поможет разобраться в изменениях, происходящих в личности, педагогическом труде, в педагогических процессах

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА №1: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Дидактика (от греч. дидактос – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).

2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.

3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.

4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.

5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.

а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.

__________________________________

1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62

2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.

3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.

4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.

5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.

 

6. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).

7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).

8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.

11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.

12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).

13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.

14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.