Д.Г.Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Д.Г.Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда

2017-09-30 384
Д.Г.Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература эпохи романтизма

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

(II курс, II семестр; III курс, I семестр)

(Составители: А.С.Бакалов,Т.А.Якадина, Э.А.Радаева)

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема № 1 (2 часа)

 

Новеллы Э.Т.А.Гофмана

«Дон-Жуан» и «Крошка Цахес»

 

1. Место Гофмана в немецком романтизме (доклад на 5-7 мин.).

2. Тема избранности романтического героя в новелле «Дон-Жуан»:

а) донна Анна и герой-повествователь;

б) взаимоотношения донны Анны и Дон-Жуана.

в) изображение мира «филистеров».

3. Романтическое двоемирие в новелле «Крошка Цахес, прозванный Циннобером».

4. Противоборство добра и зла в художественном мире сказки:

а) образы романтических энтузиастов;

б) персонажи из мира «филистеров»;

в) сказочные персонажи;

г) любовь и искусство как темы новелл Гофмана.

5. Поэтика новелл Гофмана:

а) образы и символы в художественной системе новелл;

б) романтическая ирония Гофмана.

Литература

 

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Берновская Н.М. Об иронии Гофмана // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 218−234.

Ботникова А.Б. Художественный мир Гофмана. М., 1982.

Ботникова А.Б. Э.Т.А.Гофман. Воронеж, 1975.

Литературная теория немецкого романтизма. М.; Л., 1934.

Миримский М. Гофман // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1. М., 1962. С. 5−27.

Скобелев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 247−263.

Тураев С.В. Гофман и романтическая концепция личности // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 35−44.

 

Тема № 2 (2 часа)

 

Новеллы Э.Т.А.Гофмана

«Крошка Цахес» и «Золотой горшок»

 

1. Место Гофмана в немецком романтизме (доклад).

2. Композиционные особенности и система персонажей фантастической новеллы «Крошка Цахес, прозванный Циннобером».

3. Элементы волшебной сказки в новелле.

4. Образ Цахеса как аллегория отчуждения плодов чужого труда.

5. Художественное пространство и время сказки «Золотой горшок».

6. Романтическое двоемирие в обоих произведениях Гофмана.

7. Романтические «энтузиасты» Балтазар и Ансельм.

8. Мир «филистеров» в зеркале обоих произведений.

9. Романтическая ирония и функция концовок в новеллах Гофмана.

 

Литература

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Берновская Н.М. Об иронии Гофмана //Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 213-234.

Ботникова А.Б. Художественный мир Гофмана. М., 1982.

Карабегова Е.В. Эволюция образа романтического героя у Новалиса и у Гофмана // Романтизм и реализм в немецкой литературе XVIII−Х1Х вв.: Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев, 1984. С. 114−124.

Миримский М. Гофман // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1. М., 1962. С. 5−27.

Скобедев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 247−263.

Тураев С.В. Гофман и романтическая концепция личности // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 35−44.

Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 51−54.

 

Тема № 3 (4 часа)

Образы музыкантов

В новеллах Э.Т.А.Гофмана

I. Тема музыки в новеллах Э.Т.А.Гофмана.

Музыка в жизни и творчестве Э.Т.А.Гофмана (доклад).

Проблематика новеллы «Кавалер Глюк».

Музыка и бюргерское общество в цикле «Крейслериана».

Единение музыки с природой в новеллах «Кавалер Глюк», цикле «Крейслериана».

Проблема понимания и сохранности истинной музыки в обществе («Кавалер Глюк», «Крейслериана», «Автоматы»).

Мотив ответственности избранных и преданности искусству («Дон Жуан», «Крейслериана», «Sanctus»).

II. Структурные особенности образа музыканта у Э.Т.А.Гофмана.

1. Странность и отчуждённость романтического героя от филистерского общества как основная отличительная черта образа музыканта (кавалер Глюк, капельмейстер Крейслер, советник Креспель).

2. Художественные способы выделения героя-музыканта из толпы (на примере образов кавалера Глюка и капельмейстера Крейслера).

3. Мотив одиночества в структуре образов кавалера Глюка, донны Анны, Иоганнеса Крейслера.

4. Поэтическое сознание героя – основа его конфликта с окружающим обществом. (Кавалер Глюк, Крейслер, донна Анна).

5. Мотив двойничества в образе музыканта Крейслера.

III. Романтическая ирония как средство создания пародийных и сатирических образов музыкантов.

1. Образ профессора Икс – олицетворение мотива разрушения музыки. Средства создания образа.

2. Основные художественные приёмы создания образов-паро­дий: Крошка Цахес, учёная обезьяна Мило («Сведения об одном образованном молодом человеке» в «Крейслериане»), Олимпия («Песочный человек»).

3. Пародия на романтический мотив духовной свободы (учёная обезьяна Мило, «Автоматы» и др.)

 

Литература

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973. С. 463─537.

Берновская Н.М. Об иронии Э.Т.А.Гофмана // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982. С.218─230.

Бэлза И.Ф. Капельмейстер Иоганн Крейслер // Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М., 1972.

Бэлза И.Ф. Литература романтизма и музыка // Европейский романтизм / Под ред. И.Г.Неупокоевой, И.Шетер. М., 1973.

Бэлза И.Ф. Творчество Э.Т.А.Гофмана и романтический синтез искусств // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982.

Житомирский Д.В. Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982.

Михайлов А.В. Э.Т.А.Гофман // Музыкальная эстетика Германии ХIХ века: В 2 т. / Под ред. Михайлова А.В., Шестакова В.П. Т. 2. М., 1982.

Э.Т.А.Гофман и его музыкальная деятельность // Музыка в Австрии и Германии ХIХ века / Под ред. Т.Э.Цытович. М., 1975. С. 354─408.

 

 

Тема № 4 (2 часа)

Лирика Д. Г. Байрона

 

1. Характер интимной лирики Байрона:

а) «Хочу я быть ребенком вольным», «Ты плачешь», «К Элизе», «Она идет в красе своей»;

б) «Прощай», «Написано после того, как я проплыл из Сестоса в Абидос», «Тьма» и др.

2. Лирика социально-политического звучания:

а) «Песнь к луддитам», «На посещение принцем-регентом королевского склепа»;

б) «Ода с французского», «Песнь к сулиотам», «Кто драться не может за волю свою», «Ты кончил жизни путь, герой».

3. Своеобразие лирического героя Байрона:

а) черты романтического героя («Прощание с Ньюстедским аббатством», «Лохнагар», «Стансы»);

б) «байронический» герой лирики Байрона («Душа моя мрачна», «В день моего тридцатишестилетия»).

4. Эмоционально-образный строй лирики Байрона. «Поэт пленительный, но однообразный» (А.С.Пушкин о Байроне).

 

На занятии студенты представляют подготовленный дома анализ одного из стихотворений Байрона,

 

Литература

Великий романтик: Байрон и мировая литература. М., 1991. 239 с.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1963.

Елистратова А.А. Байрон // Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960. С. 243−340.

Елистратова А.А. Байрон // История английской литературы. М., 1953. С. 199−305.

Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.

Кургинян М.С. Джордж Байрон. М., 1958.

Моруа А. Байрон: Роман. Калининград, 2001. 620 с.

Ромм А.С. Джордж Ноэль Байрон. Л.; М., 1961.

Урнов Д. Властитель дум // Байрон Д.Г. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М., 1987. С. 5−22.

 

Тема № 7 (2 часа)

 

В творчестве Эдгара По

 

1.Эстетические и художественные позиции писателя в трактате «Философия творчества».

2. Романтическая тематика в произведениях Э.По:

а) тема посмертной любви в рассказах «Лигейя», «Элеонора», «Морелла» и в стихотворении «Эннабел Ли»;

б) ощущение невыносимой тоски в новелле «Падение дома Ашеров» и стихотворении «Ворон»;

в) тема двойничества в рассказах «Человек толпы» и «Вильям Вильсон».

З. Использование художественных средств и особенности романтического гротеска в новеллах Э.По:

а) звук, звукопись, звукоподражание, цвет в новеллах «Маска Красной Смерти», стихотворении «Колокола»;

б) роль детали в создании гротеска в рассказе «Король Чума»;

в) переплетение фантастического и сатирического в рассказах «Без дыхания», «Страница из жизни знаменитости»;

г) сочетание уродливо-страшного с комическим в рассказе «Че­ло­век, которого изрубили на куски»;

д) призрачность действительности в рассказе «Человек толпы».

 

Литература

 

Аллен Г. Эдгар По. М., 1987.

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По // По Э. Полное собрание рассказов. М., 1970. С. 693─728.

По Э. Философия творчества // Эстетика американского романтизма. М., 1977. С. 110─121.

Тема № 11 (2 часа)

 

Лирика Генриха Гейне

1. «Книга песен» Г.Гейне как «роман в стихах». Композиционное и идейно-тематическое единство лирических сборников «Книги».

2. Лирический герой «Книги песен» в недружественном мире:

а) лирическое «я» Гейне в мире людей;

б) тема неразделенной любви и образ неверной возлюбленной;

в) тема страданий героя «Книги песен»;

3. Поэтический мир Г.Гейне:

а) природа в изображении поэта;

б) тема Средневековья в лирике Гейне. Мистические мотивы и исторические реалии;

4. Глубокий лиризм и народнопесенная образность лирики «Книги песен».

5. Политическая поэзия Гейне.

6. Функция иронических концовок в стихотворениях Гейне.

Литература

Гиждеу С. Генрих Гейне. М., 1964.

Дейч А. Гарри из Дюссельдорфа: Повесть о Генрихе Гейне. М., 1980.

Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне // Дейч А. Судьбы поэтов. М., 1964.

Дмитриев А.С. Генрих Гейне. М., 1957.

Стадников Г.В. Генрих Гейне. М., 1984.

Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 58─61.

 

Критический реализм

(3-й семестр)

Тема № 13 (2 часа)

Творчество Ш.Бодлера

И поэзия парнасской школы

 

I. Идейные и эстетические позиции позиции поэтов «Парнаса». Обзор творчества Леконта де Лиля и других «парнасцев» (доклад).

II. Творческий путь Ш.Бодлера. История создания сборника «Цветы зла» (доклад).

III. Поэтический сборник «Цветы зла».

1. Структура книги; принцип чередования циклов.

2. Общие идеи сборника.

3. Тематика сборника:

а) тема искусства и его значения в разделе «Сплин и

идеал»; анализ стихотворения «Маяки»;

б) тема зла и социальной безысходности в разделах

«Парижские картины» и «Вино»;

в) тема бога и веры в разделе «Мятеж»; стихотворения

«Литания Сатане», «Каин и Авель»;

г) любовные стихи сборника; анализ стихотворения «Волосы».

4. Поэтические мотивы и образы:

а) мотивы ссылки, изгнания («Лебедь», «Привидение» и др.),

тюремного заточения (цикл «Сплин»);

б) образ воина, умирающего на поле боя («Непоправимое», «Ле­­бедь», «Старый колокол», «Жажда небытия», «Наваждение»);

в) мотив смерти (цикл «Смерть»; «Скверный монах», «Посмертные угрызения», «Погребение прóклятого поэта», «Веселый мертвец», «Непоправимое», «Поездка на Киферу», «Старый колокол», «При­видение», «Жажда небытия»);

г) образ мира, его пространственная организация в стихотворениях «Воспарение», «Фантастическая гравюра», «Танец змеи», «Человек и море», «Из бездны воззвал», «Поединок», «Духовная заря»).

5. Социальная направленность; эстетические особенности книги.

6. Романтические традиции, символизм и реалистические тен­ден­­­ции в сборнике.

IV. Место сборника «Цветы зла» в истории литературы.

Литература

Антокольский П. Предисловие // Бодлер Ш. Лирика. М., 1965.

История французской литературы. М., 1987. С. 373−375.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла: Стихотворения в прозе. М., 1993.

Катаев В. Мой Бодлер // Катаев В. Разное. М., 1970.

Левик В. «Он жил во зле, добро любя» // Вопросы литературы. 1964. № 7.

Пишуа К., Зиглер Ж. Шарль Бодлер // Иностранная литература. 2000. № 4.

Тимашева О. Современная критика о Бодлере // Вопросы литературы. 1973. № 7.

 

Тема № 14 (2 часа)

Повесть О.Бальзака «Гобсек»

 

I. Основные особенности французского реализма бальзаковского периода (доклад).

II. Требования Бальзака к искусству, изложенные в предисловии к «Человеческой комедии».

III. История создания повести «Гобсек». Повесть как составная часть «Человеческой комедии».

IV. Тема и сюжет, особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

V. Система образов.

1. Образ Гобсека:

а) портрет; жизненная философия; эволюция образа;

б) романтическое и реалистическое в образе Гобсека;

в) Гобсек ─ продукт и опора буржуазного общества, образное выражение этой

идеи.

2. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь

с главным героем:

а) портрет;

б) принципы описания окружающей обстановки;

в) самораскрытие персонажей;

г) приём контраста.

VI. Особенности художественного метода Бальзака:

1. Создание «истории нравов» и материальное воплощение мышления людей, отображающих своё время.

2. «Страсти» ─ основной двигатель личности, социальная и психологическая обусловленность страстей.

3. «Поэзия отрицательных величин».

4. Трагикомизм как форма восприятия действительности.

5. Историзм и масштабность в изображении действительности

6. Соотношение эстетических принципов с методом изображения действительности в «Гобсеке».

 

Задание для домашней самостоятельной работы

 

1. Проанализировать портрет главного героя, выбрать из текста сравнения и метафоры. Найти общие признаки и распределить по группам.

2. Проанализировать монолог главного героя. Найти проводимые им сравнения и аналогии своего «я».

3. Сопоставить авторские портретные характеристики персонажа и мнение героя о самом себе.

 

Литература

 

Анисимов И.И. Бальзак // Анисимов И.И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. М., 1977. С. 44−49.

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания М., 1967. (См. главу «Эстетика Бальзака»).

Гордон Я.И. Оноре Бальзак: Лекции для студентов филологических факультетов. Душанбе, 1967.

Гриб Б.Р. Избранные работы. М., 1956.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.

Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1970.

Муравьева Н.О. Бальзак: Очерк жизни и творчества. М., 1958.

Обломиевский Д.Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М., 1961.

Пузиков А.И. Бальзак и его герои // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. М., 1976. С. 7−58.

Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960.

Самарин Р.М. Бальзак // История французской литературы. Т. 2. М., 1956. С. 564−810.

Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». М., 1982.

 

 

Тема № 16 (2 часа)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Романтизм как художественный метод.

2. Жанровое своеобразие немецкого романтизма (сказка, новелла, роман).

3. Типы и образы романтических героев.

4. Йенская школа немецкого романтизма.

5. «Гейдельбергская школа» немецкого романтизма.

6. Своеобразие романтизма Г.Ф.Клейста. Герои «одной страсти» в его творчестве.

Своеобразие повести Г. Ф.Клейста «Михаэль Кольхаас».

Романтическая. проблематика повести АФ.Шамиссо «Удивительная история

Петера Шлемиля».

Своеобразие романтизма Э.Т.А.Гофмана. Место писателя в современной мировой

литературе. Романтическая проблематика новеллы «Крошка Цахес» и сказки «Золотой

горшок».

Творческий путь Г.Гейне. Проблематика и художественные особенности очерка Г.Гейне «Путешествие по Гарцу».

Структура и проблематика «Книги песен» Г.Гейне. «Германия. Зимняя сказка» как

политическая поэма.

Периодизация и своеобразие английского романтизма. Феномен «Озёрной школы».

Вордсворт. Колридж. Саути.

«Лондонские романтики» Байрон, Шелли и Китс. Творческий путь и творческая эволюция Д.Г.Байрона. Политическая и интимная лирика Байрона. Феномен «байронического» героя.

Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» и роман в стихах «Дон Жуан» как этапы

творческого пути Д.Г.Н.Байрона.

Творчество В.Скотта. Анализ одного из его романов.

Периодизация и национальное своеобразие французского романтизма. Исповедальный французский роман эпохи романтизма (Щатобриан, де Сталь, Констан, Мюссе).

Творческая эволюция В.Гюго. Поэзия, драматургия, романы. Теория «гротеска» и её воплощение в творчестве В.Гюго. Тема «отверженных» в его творчестве.

Своеобразие романтизма США. В.Ирвинг. Д.Ф.Купер. Анализ одного из его романов.

Э.А.По. Анализ двух, трёх новелл. Лирика Э.А.По.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема № 1 (2 часа)

Роман Э.Золя «Жерминаль»

1. Натурализм как литературное направление и художественный метод.

2. Эмиль Золя ─ теоретик натурализма.

З.Цикл романов «Ругон-Маккары», его проблематика и структура. Своеобразие творческого метода. Концепции человека.

4. Замысел и история создания романа «Жерминаль». Его место в цикле «Ругон-Маккары» и значение для развития литературы ХХ в.

5. Искусство изображения жизни, быта и труда шахтёров. Сочетание документального начала с гиперболическими и символическими образами.

6. Центральный конфликт романа и его развитие. Мастерство и новаторство в обрисовке восставших народных масс. Проблема личности и массы.

7. Образы социалистов (Лантье, Раснер, Суварин, Плюшар). Прин­цип построения и эволюция образа Этьена Лантье.

8. Идейно-художественное значение символической концовки романа. Смысл названия романа «Жерминаль».

Литература

 

1. Емельяников Е. «Ругон-Маккары» Э. Золя. М., 1965.

2. Кучборская Е. Реализм Эмиля Золя. М., 1973.

3. Пузиков А. Портреты французских писателей. М., 1967.

4. Реизов Б. Французский роман ХIХ века. М., 1977. Глава I.

5. Травушкин Н. Жерминаль ─ месяц всходов: Судьба романа Э. Золя. М., 1979.

Тема № 2 (2 часа)

 

Роман Э.Золя «Разгром»

 

1. Основные принципы эстетики натурализма.

2. Э.Золя ─ теоретик и практик натурализма.

3. Своеобразие художественного метода Э.Золя. Сочетание в нём элементов реализма и натурализма.

4. Замысел, структура и основная проблематика цикла «Ругон-Мак­кары». Место и значение в нём романа «Разгром» ─ логического завершения романов о Франции эпохи Второй империи.

5. История создания романа.

6. Драматизм экспозиции романа. Документальная точность и сухая деловитость в показе положения французской армии. Тщательность и чёткость описаний. Ощущение драматизма предстоящих событий. Намётка характеров основных действующих лиц.

7. Своеобразие разработки темы войны. Основные художественные средства изображения войны как повседневного, опасного и тяжёлого труда (работа артиллеристов, ездовых, санитаров на поле боя и в госпитале; образ врача Буроша).

8. Разоблачение гнилости и военно-политического банкротства Второй империи:

а) принципы создания сатирического образа обанкротившегося монарха Наполеона III и его окружения; использование символики;

б) обличение французского военного командования; типизация характерных черт империи в образах генерала Бурген-Дефейля, капитана Бодуэна и др.

9. Сатирическое обличение прусского милитаризма:

а) Отто Гюнтер как прообраз будущего фашиста ХХ в.;

б) картина расправы с мирным французским населением;

в) сатирические образы Штернберга и шпиона Голиафа.

10. Показ предательской политики французской буржуазии (фабрикант Делаэрш и кулак Фушар).

11. Изображение патриотических сил Франции:

а) офицеры; образ и судьба полковника Винейля; сложность образа лейтенанта Роша;

б) солдатская масса; образ артиллериста Оноре; Лубе, Шуто и др;

в) капрал Жан Маккар как воплощение здоровых сил нации;

г) образ Мориса Левассера;

д) героические фигуры мирного населения Франции (Вейс, батрачка Сильвина, Генриетта и др.).

12. Картина осады Парижа, пробуждение инициативы народа.

13. Противоречия Золя в изображении Парижской Коммуны.

14. Композиционные и стилистические особенности романа.

15. Роль пейзажа и антропоморфных образов.

 

Литература

1. Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века: Учеб. Пособие / Под ред.В.М.Толмачева.-М.,2003.

2. Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары»: художественное и идейно-философское единство.-Саратов.,1984.

3. Гиленсон Б.А.История зарубежной литературы конца 19- начала 20 века: Учеб.пособ.2006.

6. Кучборская Е. Реализм Золя. — М.: МГУ, 1973.

7. Емельяников С. «Ругон-Маккары» Э. Золя. М., 1965.

8. Чичерин А. «Разгром» Золя как роман-эпопея // Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

9. Пузиков А. Эмиль Золя: Очерк жизни и творчества. М., 1961.

10. Трыков В. Золя, Эмиль.// Зарубежные писатели. Био-библиографический словарь. В2хт.,Т I,С.320 – 325.

 

Тема № 3 (2 часа)

 

Тема искусства и художника

В ранних новеллах Т.Манна

 

1. Проблематика ранних новелл Т.Манна (доклад).

2. Влияние философии ницшеанства на концепцию искусства Т.Манна.

3. Образ Тонио Крегера как романтического художника, противоречивость характера. Образ Густава Ашенбаха («Смерть в Венеции»).

4. Соотношение романтического и «бюргерского» восприятия искусства («Тонио Крегер»), элитарное и плебейское понимание искусства («Смерть в Венеции»).

5. Мотивы болезни и распада в новелле “ Смерть в Венеции ”. Мотив маскарада в новелле.

6. Тема красоты в новеллах «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции».

Литература

 

Адмони В. Г., Сильман Т.И. Томас Манн. Л., 1962.

Апт С. Томас Манн. М., 1972.

Вильмонт Н.Н. Шесть этюдов о Томасе Манне // Великие спутники. Литературные этюды. М., 1966.

Манн Г. «Смерть в Венеции»: Новелла Томаса Манна // Манн Г., Манн Т.: Эпоха. Жизнь. Творчество: Переписка. М., 1988. С. 149–151.

Тураев С. Томас Манн и его новеллы // Манн Т. Новеллы. М., 1956. С. 3−11.

 

Тема № 7 (2 часа)

«Пигмалион» Б. Шоу

1. Творчество Б.Шоу и его место в английской литературе ХХ века (доклад).

2. Миф о Пигмалионе как сюжетная основа одноименной драмы Б.Шоу.

3. Образ Генри Хиггинса:

а) Хиггинс как учёный;

б) человеческие достоинства и недостатки Хиггинса.

4. Элиза Дулиттл как современная Галатея:

а) Эволюция образа Элизы;

б) человеческое и женское достоинство героини;

в) врождённая деликатность и нравственная чистота;

г) ум, талантливость и деловые качества.

5. Тема классового неравенства и человеческого достоинства:

а) люди аристократического круга;

б) представители социальных низов.

6. Стилистические особенности драмы «Пигмалион».

Литература

 

Гражданская Э.Т. Бернард Шоу. М., 1965.

Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. М., 1965.

Ромм А.С. Бернард Шоу. М.; Л., 1965.

Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1966.

Тема № 8 (2 часа)

 

Романы Марка Твена

«Приключения Тома Сойера»

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Западноевропейская литература рубежа веков. Общая характеристика литературных направлений.

2. Натурализм как литературное направление. Братья Гонкуры.

З. Творческий метод Э.Золя. Замысел и композиция «Ругон-Маккаров».

4. «Жерминаль» Э.Золя как роман критического реализма.

5. Творчество Мопассана. Своеобразие его новелл.

6. Идейно-философское содержание романа Мопассана «Жизнь».

7. Своеобразие реализма А.Франса и его место во французской литературе.

8. Концепция революции в романе А.Франса «Боги жаждут».

9. Своеобразие творчества Р.Роллана. «Жан Кристоф».

10. Ренессансное мироощущение повести Р.Роллана «Кола Брюньон».

11. Феномен декаданса в европейских литературах конца ХIХ века. Французский символизм.

12. Бельгийская литература ХIХ века. Творчество Э.Верхарна.

13. Образ народа в романе Ш.де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле».

14. Теория драмы и драматургическое творчество М.Метерлинка.

15. Идейно-философская проблематика драмы М.Метер­линка «Синяя птица».

16. Скандинавские литературы рубежа веков. Общая характеристика.

17. Творческая эволюция Г.Ибсена.

18. «Пер Гюнт» Ибсена как антиромантическая драма.

19. Тема человеческого достоинства в драме Г.Ибсена «Кукольный дом».

20. Немецкая литература рубежа веков. Творческое своеобразие Ф.Ницше.

21. Творчество Г.Гауптмана.

22. Драма Г.Гауптмана «Ткачи» как произведение критического реализма.

23. Творчество Г.Манна.

24. «Верноподданный» Г.Манна как роман-сатира.

25. Т.Манн и декаданс. Проблематика его романа «Будденброки».

26. Проблема искусства и художника в новеллах Т.Манна.

28. Жизнеутверждающий гуманизм романов Т.Гарди. Анализ одного из произведений.

29. Драматургия Д. Б.Шоу.

30. Проблема человеческого достоинства в комедии Б.Шоу «Пигмалион».

31. Неоромантизм в английской литературе конца ХIХ века. Приключенческая литература.

32. Творчество Р.Киплинга.

33. «Портрет Дориана Грея» О.Уайлда как философский роман.

34. Романтическая проблематика романа Э.Л.Войнич «Овод».

35. Проблематика фантастических романов Г.Уэллса.

36. Образ Сомса Форсайта в романе Д.Голсуорси «Собственник».

37. Американская литература конца ХIХ ─ начала ХХ веков. Творчество Т.Драйзера.

38. Гуманизм рассказов Ơ Генри.

39. «Приключения Гекльберри Финна» М.Твена как книга, из которой «вышла вся современная американская литература» (Э.Хе­мингуэй).

40. Рассказы и памфлеты М.Твена. Анализ одного из произведений малого жанра.

41. Тема «сильной личности» в творчестве Д.Лондона. «Марин Иден».

42. Анализ произведения по вашему выбору (из тех, которых нет в списке обязательных).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема № 1 (2 часа)

Новеллы Франца Кафки

1. Модернизм как литературное направление.

2. Жизненный и творческий путь Ф.Кафки. «Дневники». «Письмо к отцу».

З. Художественный мир произведений Ф.Кафки. Разнообразие подходов в изучении его наследия.

4. Поэтика сновидений в новеллах и романах Ф.Кафки.

5. Новелла «Превращение»:

а) композиция новеллы;

б) система образов в новелле, их эволюция;

в) характер главного героя, смысл его «превращения»,

г) окружающий вещественный мир и природа в новелле.

6. Новелла «В исправительной колонии»:

а) жанровое своеобразие новеллы;

б) фабула и сюжет произведения;

в) назначение и функции машины-«бороны»

г) заветы старого изобретателя «бороны»

д) смысл идейного противостояния повествователя и офицера, обслуживающего машину;

е) образ приговоренного, население колонии; острова, их отношение к старым порядкам и нововведениям коменданта.

7. Мир и человек в новеллах Ф.Кафки.

Литература

 

Брод М. Ф.Кафка. Биография // Звезда. 1997. № 6.

Давид К. Франц Кафка. Харьков, 1998.

Затонский Д.В. Ф.Кафка и проблемы модернизма. М., 1997.

Набоков В. Ф.Кафка. Превращение // Иностранная литература. 1997. № 11.

Фрейд З. Сумерки богов. М., 1968.

Фрейд З. Художник и фалеторование. М., 1995.

Тема № 2 (2 часа)

 

Роман Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!»

 

1. Антивоенная литература 1920-х годов и творчество Э.Хемингуэя.

2. Изображение войны в романе Хемингуэя «Прощай, оружие!»:

а) наличие батальных сцен;

б) абсурдность войны;

в) офицерский корпус и солдатская масса в их отношении к

войне;

г) война и мирное население.

3. Фредерик Генри как герой «потерянного поколения» и как хе-мингуэевский герой:

а) кодекс его чести;

б) нравственно-психологическая характеристика героя;

в) взаимоотношения с коллегами и подчиненными;

г) «сепаратный мир» Фредерика Генри.

4. Тема любви в структуре романа. Образ Кэтрин Баркли.

5. Слагаемые стиля З.Хемингуэя:

а) принцип «айсберга»;

б) структура диалогов;

в) роль повествователя;

г) изображение явлений природы.

 

Литература

Анисимов И. Хемингуэй и наше время // Знамя. 1965. № 9. С. 234─245.

Буйда Ю. Эрнест Миллер Хемингуэй: самый советский американский писатель // Новое время. 1999. № 17/18. С. 56─59.

Грибанов Б.Т. Наш современник Эрнест Хемингуэй // Хемингуэй Э. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1993. С. 5─10.

Грибанов Б.Т. Эрнест Хемингуэй. М., 1971.

Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М., 1984.

Зингерман Б.И. Пикассо, Чаплин, Брехт, Хемингуэй // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.

История американской литературы / Под ред. Н.Са­­мо­­­хвалова. Т.2. М., 1972.

Кашкин И.А. Эрнест Хемингуэй. М., 1966.

Киреев Р. «Я очень счастлив на фронте»: Из биографии Э.Хе­мин­гуэя // Труд. 1995. 21 апреля. С. 5.

Копелев Л. Наперекор отчаянию и смерти: О творчестве Эрнеста Хемингуэя // Копелев Л. Сердце всегда слева. М. 1960. С. 200─239.

Лидский Ю.А. Творчество Хемингуэя. Киев, 1973.

Махлин В.Л. О культурно-историческом контексте творчества Хемингуэя // Вестник МГУ: Сер. 9: Филология. М., 1987. № 3. С. 33─41.

Мендельсон М.О. Современная литература США. М., 1962. С. 111─157.

Мендельсон М.О. Современный американский роман. М., 1964. С. 118─194.

Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. М., 1980.

Петрушкин А.И. В поисках идеала и героя: Творчество Э.Хемин­гуэя в 20─30-е годы. Саратов, 1986. 147 с.

Платонов А. Навстречу людям: По поводу романов Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!» и «Иметь и не иметь» // Платонов А. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. М., 1985. С. 425─441.

Старцев А. Молодой Хемингуэй и «потерянное поколение» // Хемингуэй Э. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1968. С. 705─716.

Толмачёв В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблемы романтической культуры. М., 1997. 364 с.

Шкловский В.М. Хемингуэй в его поисках от юности до старости // Шкловский В.М. Избранное. В 2-х т. Т. 1. М., 1983. С. 606─614.

Тема № 3 (2 часа)

Роман Д.Апдайка «Кентавр»

1. Миф и мифотворчество в зарубежной литературе XX века (Джойс, Кафка, Т.Манн, Жироду, Ануй, ƠНил, Сартр, Маркес).

2. Двуплановая структура романа Апдайка «Кентавр»:

а) город Олинджер как американский Олимп периода «великой депрессии»;

б) школа Зиммермана, ее педагоги и ученики;

в) миф как альтернатива «недолжному бытию».

3. Образ учителя Колдуэлла-Хирона:

а) Колдуэлл как педагог. Взаимоотношения с учениками;

б) нравственная чистота и душевная незащищенность;

в) доброта и человечность Колдуэлла.

4. Питер Колдуэлл как Прометей. Эстафета гуманизма.

5. Особенности стиля и композиции романа Апдайка «Кентавр».

6. «Романтический реализм» Джона Апдайка.

 

Литература

 

Апдайк Д. Кентавр // Иностранная литература. 1965. № 1─2.

Елистратова А.А. Трагическое животное человек: О романах Джона Апдайка // Современная литература за рубежом: Сб. статей. № 2. М., 1966. С. 126─150.

Маркиш С. Олимп, Пенсильвания, 1947 (О романе Д.Апдайка «Кентавр») // Апдайк Д. Кентавр. М.: Прогресс, 1966. С. 5─12.

Мендельсон М.О. Пути и перепутья Джона Апдайка // Мендельсон М.О. Роман США сегодня / 2-е изд. М., 1983. С. 210─239.

Мулярчик А.С. Завершение трилогии Джона Апдайка // США: Экономика, политика, идеология. 1983. № 5. С. 40─46.

Мулярчик А.С. Приглашение в «страну Апдайка» // Апдайк Д. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. Кишинёв, 1984. С. 3─18.

Олдридж Д. Тайный порок Джона Апдайка // Олдридж Д. После «потерянного поколения»: Сб. статей. М., 1981. С. 46─49.

Орлова Р. Д.Апдайк // История американской литературы / Под ред. М.И.Самохвалова. М., 1971. С. 306─309.

Орлова Р. Знакомство с Апдайком: О романе Д.Апдайка «Кентавр» // Новый мир. 1965. № 5. С. 126─150.

Писатели США: Краткие творческие биографии. М., 1990.

Шкловский В.М. «Кентавр» Джона Апдайка // Шкловский В.М. Тетива: О несходстве сходного. М., 1970. С. 327─335.

 

Тема № 15 (2 часа)

Художественный мир

Тема 21 (2ч)

Роман Джона Фаулза «Волхв»

(составила Т.А.Якадина)

1 Джон Фаулз как писатель, философ, критик, публицист.

2 Сюжет романа «Волхв»: сочетание культурно-исторического и ирреального.

3. Античные мотивы и образы в романе и их функции.

4 Система художественных образов в романе. Роль доминантных аллюзий в их создании: Кончис – маг, волхв; Эрфе – Тезей; Лилия – Ариадна; госпожа де Сейтес – Деметра, Астарта.

5 Тема второй мировой войны и способы ее раскрытия.

6.Антиномия «Англия – Греция».

7. Особенности хронотопа в романе. Семантика острова. Система аллюзивных сравнений в характеристике художественного пространства.

8 Роль игры и мистификации в художественном мире Дж.Фаулза.

9 Интертекстуальная насыщенность романа.

10. Приемы и способы создания психологического катарсиса.

 

Литература.

Фаулз Дж. Волхв. М. 2002.

Ватченко С.А., Максютенко Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза// С.А.Ватченко, Е.В.Максютенко. От барокко до постмодернизма. – Днепропетровск: ДГУ, 1997.

Гребенникова Н.С. Зарубежная литература.ХХ век.М.1999.

Долинин К.А.Интерпретация текста.- М.,1985.

Залите Т.А. Поэтический мир Джона Фаулза. – Рига, ЛГУ.-1982.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000.- М.,- 2001.

Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств.- Харьков.- 2000.

Зверев А.М. ХХ век как литературная эпоха.// А.М.Зверев. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М.- 2002, С. 6 – 47.

Ивашева В.В. Судьбы английских писателей.Диалоги вчера и сегодня..-М.- 1989.

Ильин И.П. Постмодернизм Словарь терминов. – М.- 2001.

Касаткина Е. Британская литература 90х годов. Новый мир.-2000, №8,С.195 – 200.

Красавченко Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе// Т.Н.Красавченко. Современный роман.Опыт исследования. –М.-1990, С.127 – 125.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.-М.,1993.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма.- СПб.- 2000.

Можаева А.Б. Иносказательные формы в романе ХХ века// А.Б.Можаева. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века.-М.-2002,С.220 -252.

Можаева А.Б. Миф в литературе ХХ века: структура и смыслы литературы ХХ века.- М.-2002.

Муратова Я.Ю. Мифопоэтика в современном английском романе: Д.Барнс, А.Байетт,Д.Фаулз. –М.1999.

Пестеров В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия.- Волгоград.-1999.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М.- 2003

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.34 с.