Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
|
из
5.00
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
|
|
I. Дополните утверждение, выбрав правильный вариант ответа.
1. Фонетика изучает ….
| а) слово и его значение; | б) звуки речи; | в) нормы произношения; | г) буквы и звуки. |
2. В русском языке ….
| а) звуков больше, чем букв; | б) букв больше, чем звуков; | в) одинаковое количество звуков и букв; | г) 33 звука. |
3. Все звуки русского языка делятся на ….
| а) звонкие и глухие; | б) гласные и согласные; | в) звонкие и сонорные согласные; | г) гласные и твёрдые согласные. |
4. Слогообразующими звуками являются ….
| а) сонорные согласные; | б) звонкие согласные; | в) глухие согласные; | г) гласные. |
II. Выберите правильный вариант ответа.
1. В каком слове фонетическое деление на слоги произведено неверно?
| а) сто|ро|на; | б) то|мный; | в) род|ство; | г) кон|троль |
2. В каком слове звуков больше, чем букв?
| а) алфавит; | б) влияние; | в) ночёвка; | г) рукав. |
3. Какая наука определяет нормы литературного произношения?
| а) орфография; | б) фонетика; | в) морфология; | г) орфоэпия. |
4. В каком положении гласные произносятся чётко?
| а) в первом предударном слоге; | б) в открытом слоге; | в) в закрытом слоге; | г) под ударением. |
5. Что гласит закон оглушения согласных?
| а) звонкие согласные никогда не оглушаются; | б) звонкие согласные оглушаются перед сонорными; | в) звонкие согласные всегда оглушаются в конце слова; | г) сонорные согласные не имеют деления на глухие и звонкие. |
6. Как звучит закон уподобления согласных?
| а) в сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется другому; | б) перед гласными (так же, как и после них) глухие согласные озвончаются; | в) перед сонорными согласными глухие произносятся звонко; | г) в сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них никогда не уподобляется второму. |
7. Установите соответствие. Каждому условию слева может соответствовать несколько ответов справа.
| Принципы русской орфографии | Слова | |
| 1) морфологический; | а) родиться; | |
| 2) фонетический; | б) обрамление; | |
| 3) традиционный. | в) заросли; | |
| г) подытожить; | ||
| д) скакать; | ||
| е) винегрет; | ||
| ж) приложение; | ||
| з) запивать; | ||
| и) бестолковый; | ||
| к) разгладить. |
8. Найдите в каждом ряду лишнее слово, исходя из принципа его написания.
1). а) выб и рать; б) ум е реть; в) пол о жить; г) проп и тать; д) обм а кнуть.
2). а) д а лёкий; б) в о р о тник; в) бе с шабашный; г) осв е щение; д) скр е пить.
3). а) глад и атор; б) зайч о нок; в) без ы дейный; г) ра с писать; д) бе с полезный.
УРОК _________ Дата_____________________
Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Цели:
формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;
познакомить с отдельными правилами орфоэпии;
отработать навыки использования орфоэпического словаря;
воспитывать культуру речи.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одновременно два-три человека). Все остальные проверяют правильность выполненного фонетического разбора.
II. Работа по теме урока:
Фронтальный опрос.
— Что изучает орфоэпия?
— Что называется орфоэпической нормой?
- Какие орфоэпические нормы вам известны?
- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
Работа с упражнениями.
1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.
2. Ученики работают со словами, записанными на доске. Задание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):
а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, документ, квартал;
б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, балованный, включенный, новорожденный, мизерный, августовский;
в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.
Исследовательская работа.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. ( Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота <— ломать, но красота— красивый.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
Выполнение упражнений 48,49, 50. В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письменно. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить все изученное по теме «Фонетика». Подготовьтесь к тестовому заданию.
2. По материалу приложения 1 «Говори правильно» составить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
|
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!