Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-09-10 | 795 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: повторить основные лексико-грамматические разряды и орфограммы глагола.
Ход урока.
I. Опрос
- Что обозначает глагол?
- Что отличает эту часть речи от именных (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное)?
- Перечислите собственно глагольные грамматические категории.
- Назовите особые формы глагола.
II. Работа по новой теме:
Глагол как часть речи.
Учащиеся читают § 48, составляют схему-«дерево» «Глагол как часть речи» (образец см. в уроках 37-38). Выполнение тренировочного теста.
1. Найдите глагол.
а) напевно; б) напевать; в) пение; г) напевающий.
2. Найдите глагол 2-го спряжения.
а) стелить; б) лететь; в) брить; г) купать.
3. Определите, в каком случае морфологические признаки определены неверно.
а) поведут - глаг., сов. в., 1-е спр., буд. вр., мн. ч., 3-е лицо;
б) зашли - глаг., сов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.;
в) читала - глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., ед. ч.;
г) держали - глаг., несов. в., 1-е спр., прош. вр., мн. ч.
4. Найдите непереходный глагол.
а) рубить; б) держать; в) рассматривать; г) мечтать.
5. Найдите возвратный глагол.
а) обливаться; б) мерить; в) отводить; г) жалеть.
6. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении.
На следующее лето мальчика повезут на юг подлечиться.
а) подлежащее; б) сказуемое; в) дополнение; г) обстоятельство.
7. Найдите глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом.
а) засмотреться; б) пробежать; в) умываться; г)посмеяться.
Упражнения 266, 269 выполняются письменно. Необходимо акцентировать внимание учащихся на синтаксической функции глагола.
Синтаксическая роль глагола.
Обратить внимание учащихся:
а) глаголы в предложении могут быть в настоящем, прошедшем, будущем времени — простым глагольным сказуемым (Люблю грозу в начале мая);
|
б) неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения:
1) подлежащим (Курить вредно);
2) дополнением (Нас просили задержаться);
3) определением (Было желание танцевать);
4) обстоятельством (Мужик вез гусей в город продавать);
5) частью составного глагольного сказуемого (Начну рассказывать смешную историю).
Задание: записать предложения, определить синтаксическую роль инфинитива.
1. Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.
2. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.
3. Вообще, он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
4. Нам песня строить и жить помогает.
5. Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
6. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет и откушать с ней чай.
7. Я спешил скорее видеть вас.
Морфологический разбор глагола.
Изучение порядка разбора на с. 173.
Упражнение 267 (сделать морфологический разбор 3 глаголов в разных формах наклонений).
4. Правописание глаголов.
(Чтение § 49.)
— Какие орфограммы связаны с глаголом?
— Составьте алгоритмы орфографических правил, связанных с глаголом.
(Упражнения 273, 274, 281, 283 выполняются письменно,)атсм несколько человек комментируют выполненное задание На оценку.)
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. § 48, 49.
2. Упражнение 284 с графическим обозначением орфограмм глаголов.
3. Устно ответить на вопросы (с. 182).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ПРИЧАСТИЕ КАК ФОРМА ГЛАГОЛА.
Цели: закрепить знания о глаголе; повторить лексико-грамматические разряды и орфограммы причастий.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы по упражнению 284.
2. Словарный диктант с графическим обозначением орфограмм глаголов.
|
Лечит, колет, они борются, колышется, вы видите, заведовать, покрикивал, беседовала, не надо возмущаться, вы занимаетесь, намажь, возьмите, недобрать, негодовать, не говорите, кушаешь, мечтаете, зиждешься.
II. Работа по теме урока:
Работа с учебником и составление таблицы.
Прочитать § 50, составить таблицу 15 признаков глагола и прилагательного у причастия.
Таблица 15
Признаки глагола | Признаки прилагательного | Собственные признаки |
Морфологический разбор причастия.
Учащиеся знакомятся с порядком разбора на с. 183, 184, затем выполняют упражнение 285 письменно.
Образование причастий.
- Прочитайте § 51 и выполните упражнение 286. Примечание. Для лучшего усвоения подтемы можно предложить учащимся следующий алгоритм рассуждения. В образовании причастий существует несколько ограничений:
1) глаголы совершенного вида не могут образовать форму настоящего времени. Следовательно, причастия, образованные от глаголов совершенного вида, не имеют настоящего времени;
2) поскольку причастия могут быть только настоящего или прошедшего времени, от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени;
3) если глагол, от которого образовано причастие, переходный, то только тогда причастие имеет и страдательный, и действительный залог;
4) если глагол непереходный, то причастие имеет только действительный залог;
5) таким образом, все четыре формы причастия (настоящее время, действительный залог; настоящее время, страдательный залог; прошедшее время, действительный залог; прошедшее время, страдательный залог) имеют только переходные глаголы несовершенного вида;
6) меньше всего форм (прошедшее время, действительный залог) имеют непереходные глаголы совершенного вида.
Правописание причастий.
Чтение § 52 или составление схемы 6 и таблиц 16, 17.
Таблица 16
Суффиксы причастий
Время | Действительные | Страдательные |
Настоящее | -ущ-, -ющ- (от гл. 1-го спр.) -ащ-, -ящ- (от гл. 2-го спр.) | -ем-, -ом- (от гл. 1-го спр.) -им- (от гл. 2-го спр.) |
Прошедшее | -вш-, -ш- | -енн-, -ённ-, -нн-, -н-, -т- |
Таблица 17
Не с причастиями
Слитно | Раздельно |
1. Без не не употребляются. 2. Нет зависимого слова. 3. Нет противопоставления. (Это касается причастий в полной форме.) | 1. Есть зависимое слово. 2. Есть противопоставление. 3. При причастии на -мый есть зависимое слово в тв. п. (Для причастий в полной форме.) 4. С краткими причастиями. |
Схема 6
|
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!