Общение как обмен информацией (коммуникация) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общение как обмен информацией (коммуникация)

2017-09-10 4913
Общение как обмен информацией (коммуникация) 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Коммуникабельность начинается с внимания к людям.

Ж. Лабрюйер

2.1.1. Специфика обмена информацией между людьми

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной дея­тельности люди обмениваются между собой различными пред­ставлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, ус­тановками и пр. Первоначально этот процесс был непосредствен­но включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его выделение — психологическая спецификация. Набор сведе­ний, которыми люди обмениваются между собой, можно рас­сматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.

Коммуникация — это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

При всяком рассмотрении коммуникации с точки зрения тео­рии информации фиксируется лишь формальная сторона: как ин­формация передается, в то время как в условиях общения инфор­мация не только передается, но и формируется, уточняется, раз­вивается.

При передаче информации могут возникать коммуникатив­ные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры — это психологические препят­ствия на пути адекватной передачи информации между партне­рами по общению. Коммуникативные барьеры могут быть трех типов: понимания, социально-культурного различия и отношения (схема 7).

Возникновение барьера понимания может быть вызвано ря­дом причин: фонематическое непонимание, семантический, сти­листический, логический барьеры. Феномен фонематического непонимания проявляется в результате использования коммуни­катором невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов. Семантические барье­ры понимания связаны с тем, что участники общения используют различные значения слов. Например: «Убери свою ручку». Зна­чение слова «ручка» может пониматься как «рука человека» или «авторучка». Стилистический барьер обычно возникает при не­соответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. На­конец, логический барьер непонимания происходит, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказа­тельств. Например, детская логика отличается от логики взросло­го. Если спросить малыша, почему кораблик плавает, он может ответить: «Потому что он мой».

Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (соци­альные, политические, религиозные, профессиональные различия). Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сы­тый голодному не товарищ». Политическое непонимание лучше всего демонстрируют те конфликты, которые возникают между представителями разных партий. Религиозные войны возникают в результате трудностей в общении людей, исповедующих разные религии. Иногда препятствием может стать само восприятие парт­нера по общению как представителя определенной профессии.

Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Барьер отношения в общении возникает, например, при неприязни, не­доверии к собеседнику. Это существенно влияет и на восприятие информации, исходящей от него.

Схема 7. Коммуникативные барьеры  

 

Любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия.

• Авторитарная коммуникация. Реализуется установка «сверху — вниз», которая предполагает подчиненное положение слушающего, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия.

• Диалогическая коммуникация. Реализуется установка «на равных», слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий собственное мнение.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика типов коммуникативного воздействия.

Передать информацию можно с помощью знаков. В общем виде выделяются два вида знаков, несущих информацию: слова и жесты. Способы передачи информации соответственно и опреде­лены как вербальная и невербальная коммуникации.

 

Таблица 1. Авторитарная и диалогическая коммуникация

 

№ п/п Параметры процесса коммуникации Авторитарная коммуникация Диалогическая коммуникация
  Психологическая установка комму­никатора «сверху - вниз» «на равных»
  Характеристика текста   • безличный характер, • без учета осо­бенностей слуша­телей, • сокрытие чувств, • аксиоматичное содержание • персонификация, • учет индивиду­альных особенностей слушателей, • открытое предъ­явление собственных чувств, • дискуссионный характер содержания
  Форма коммуни­кации   монофония полифония
  Характер невер­бального поведе­ния закрытые жесты и позиция «над ауди­торией» открытая жестикуля­ция, один простран­ственный уровень

 

 

2.1.1. Вербальная коммуникация. Речь

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь — самое универсальное средство коммуникации.

При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Информация — это отдельный элемент образа ми­ра, полученный через опосредованное или непосредственное по­знание. Коммуникатор, когда говорит, кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания ее декодирует. Передача инфор­мации от одного партнера к другому выражена в схеме 8.

В межличностной коммуникации как особая проблема выде­ляется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содер­жание сообщения существенно зависят от личностных особенно­стей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остается неиз­менным — оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиен­та, а также отношения последнего к автору, самому тексту и си­туации общения.

 

Слушающий понимает информацию, декодируя смысл слов


Схема 8. Передача информации

  Говорящий передает информацию, кодируя ее в словах

 

Требования к передаче информации:

надежность (степень доверия к источнику информации),

понятность сообщаемой информации, обратная связь и т.д.

 

Понимание речи начинается с восприятия и осмысления от­дельных слов. Декодирование их позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После то­го как будут поняты отдельные предложения, начинается пони­мание сообщения в целом. А.Р.Лурия считал, что для понимания целостного сообщения воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст. Знание подтекста речи, кото­рый извлекают из содержания разговора, является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, вхо­дят они сами как самостоятельные личности и ситуация их дея­тельности (поведения). Декодирование сигналов от этих состав­ляющих контекста и создает условия для достижения взаимопони­мания людей. Важным инструментом этого процесса является обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. Обратная связь может быть: безоценочной (уточнение информации с целью получения дополнительных све­дений), негативной (содержащей критику или корректировку), по­зитивной (содержащей одобрение или поддержку).

Совокупность определенных мер, направленных на повыше­ние эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации.

Американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массо­вой информации (в частности, газет) предложена модель комму­никативного процесса. Она включает пять элементов:

1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2. Что? (передается) — Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) — Канал

4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5. С каким эффектом? — Эффективность

Рассмотренная схема может помочь при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение при условии включения ее в деятельность. Знание языка вне речевой деятельности теряет смысл и потому забывается.

Речевая деятельность обозначает деятельность общения между людьми посредством языка и речи. Речевую деятельность удобнее рассмотреть, разложив ее на виды речи (схема 8).

Схема 8. Виды речи  

По степени направленности можно выделить внешнюю и внутреннюю речь. Сначала возникает внешняя, устная речь, со­циально обусловленная необходимостью общения ребенка со взрослыми, а внутренняя речь является производной от нее.

Л.С. Выготский утверждал, что внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи. Ребенок разговаривает во время игры и других занятий сам с собой, а затем эта речь обеззвучивается, со­кращается и превращается во внутреннюю речь. Внутренняя речь — это речь без звука, скрытое мышление в словесной фор­ме, мышление про себя и для себя.

Внешняя устная речь имеет два вида: монологический и диа­логический. Монологическая речь есть процесс целенаправлен­ного сообщения, сознательного воздействия на людей посредст­вом языка. В ней используются слова, разъясняющие, уточняю­щие, конкретизирующие основную мысль. Поскольку как студенту, так и преподавателю приходится часто готовить высту­пление, то в приложении нами приводится план подготовки и произнесения речи (приложение 1), а также основные приемы привлечения внимания в устном выступлении (приложение 2).

Диалогическая (или диалоговая) речь предполагает обмен репликами между двумя и более людьми. Существуют различные формы диалога: бытовой разговор, беседа на определенную тему (в том числе интервью, беседа в учебном процессе), теоретиче­ская дискуссия, молодежный диспут, политическая полемика. В образовательном процессе применение диалоговых форм об­щения учителя и ученика наиболее эффективны для усвоения знаний. В приложении вы можете познакомиться с планом управления дискуссией (приложение 3) и основными правилами поведения в споре (приложение 4).

Речевая деятельность дополняется невербальными знаковы­ми сигналами.

 

2.1.3. Невербальные способы общения

Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные (несловесные) способы взаимо­действия партнеров. Две трети информации о человеке мы полу­чаем, наблюдая за его поведением, то есть мы сначала видим и слышим человека и лишь затем у нас формируется представление о нем. Учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабин установил, что словами передается только 7% информации, звуковыми сред­ствами (включая тон голоса, интонацию звука) — 38%, а невер­бальными средствами — 55%.

В качестве основных видов невербального общения выделяют: визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (схема 9).

Схема 9. Виды невербальных средств общения  

 

 

Возникает вопрос: «Возможна ли подделка в собственном языке тела?» Обычно ответ на этот вопрос — отрицательный, по­тому что выдает отсутствие совпадения между жестами. Напри­мер, раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но, когда обманщик раскрывает вам свои объятия и улыбается, одновре­менно говоря ложь, микросигналы его организма выдают тайные мысли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь, ис­кривленные уголки рта. Все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.

Лицо чаще, чем какая-либо другая часть человеческого тела, используется для скрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем головой, подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к не­счастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считы­ваемыми с лица и тела, и словами. Недаром изучение выражения лица является искусством.

На невербальные средства общения накладывают отпечаток конкретные социально-культурные условия, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Например, во Франции жест «о'кей» (рис. 1) означает «ноль» или «ничего», в Японии — «деньги», а в некоторых стра­нах Средиземноморского бассейна он ис­пользуется для обозначения гомосексуаль­ности мужчины.

В Америке, Англии, Австралии и Но­вой Зеландии поднятый вверх большой палец (рис. 2) имеет три значения. Обычно он используется при «голосовании» на до­роге. Второе значение — «все в порядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим не­цензурное ругательство. В некоторых странах, например в Гре­ции, этот жест означает «заткнись», поэтому можете представить себе положение русского, пытающегося поймать попутную ма­шину на греческой дороге.

 

Рис. 2. Жест «нет проблем»

 

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся жесты. Рукопожатия. С помощью различного разворота ладони можно придать жесту господствующее, покорное или равное зна­чение. Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека таким образом, что ладонь развернута вниз. Тем самым вы сообщаете этому человеку, что хотите гла­венствовать в процессе общения с ним.

Закладывание рук за спину. Некоторые люди имеют при­вычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбо­родком и с заложенными за спину руками. Это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над други­ми. Жест «закладывание рук за спину с захватом запястья» говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки (рис. 3).

 

Рис. 3. Жест «закладывание рук за спину»

 

Жесты «лжи». Быстрота неко­торых жестов и их очередность зави­сят от возраста человека. Например, если пятилетний ребенок сказал не­правду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет одной или обеими руками рот. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как и у пя­тилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Когда взрослый лжет, мозг посылает ему импульс прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоня­ется ото рта и рождается другой жест — прикосновение к носу, потирание века, уха, оттягивание воротничка. Почесывание шеи. Этот жест показывает сомнение и неуверенность человека, кото­рый говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен».

Скрещивание на груди рук. Ру­ки в замок на груди выражают по­пытку спрятаться от неблагоприят­ной ситуации. Типичное скрещива­ние рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначаю­щим оборонное или негативное со­стояние человека (рис. 4). Простой, но эффективный спо­соб заставить человека разомкнуть руки — дать ему ручку, книгу, бума­гу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое поло­жение, и его состояние изменится. Если кроме скрещивания рук на груди, человек сжимает пальцы в кулак, это говорит о его враждебности и наступа­тельной позиции. Жест - кисти скрещенных рук на плечевой части руки, означает сдержива­ние негативных ощущений.

Рис. 4. Жест «недовольства»

Скрещивание ног. Жест за­кидывания ноги на ногу может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдер­жанной или защитной позиции. Если закидывают ногу на ногу с образованием угла, это говорит о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоре­чия. Такая поза популярна у мужчин, имеющих бойцовский харак­тер. Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубе­дить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу, обхватив ногу ру­ками (рис. 5). Это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход для нахождения общего языка.

Курение. Курение сигареты является способом подавления внутреннего напряжения, позволяющим потянуть время перед при­нятием решения. Сигаретный ритуал включает постукивание, пома­хивание сигаретой и другие мини-жесты, указывающие на то, что человек испытывает напряжение. Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты свидетельствует о высоком внутреннем напряжении человека, и, возможно, вам нужно его успокоить. Если курильщик зажигает сигарету и неожиданно гасит ее, не докурив до своей обычной длины, он проявляет желание закончить разговор.

Таким образом, рассмотрение, хотя и краткое, особенностей невербальной коммуникации показывает, что они играют важную роль в процессе общения. Вместе с вербальной системой комму­никации различные особенности невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для орга­низации совместной деятельности и других форм взаимодейст­вия. Достаточно подробно невербальные средства общения рас­сматривает А. Пиз в своей книге «Язык жестов».

 

2.1.4.Особенности коммуникации в педагогическом процессе

Для учителя словесное общение с учащимися играет ведущую роль в его деятельности: объяснение нового на уроке, воспита­тельная беседа, анализ ошибок учеников, выступление на роди­тельском собрании и т.п. Коммуникация предусматривает обмен информацией, то есть движение ее в обе стороны. Школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно вос­принимает услышанное, имеет свою собственную точку зрения. Поэтому учителю важно уметь слушать своих учеников, вести диалог, говорить на одном языке, чтобы понимать друг друга.

На уроке, во внеклассной работе, вообще в любой жизненной ситуации прежде всего необходимо уметь начать разговор. Не стоит, например, начинать разговор со страстных призывов к серьезной работе, строгих замечаний, монотонного перечисления того, что будет делаться на уроке. Лучше сразу приступить к су­ществу вопроса.

В своих «Советах лектору» известный русский юрист и ора­тор А.Ф. Кони рекомендует использовать «зацепляющие крюч­ки», то есть то, что могло бы привлечь внимание аудитории, увлечь, создать настрой на восприятие материала. Например, ис­пользовать демонстрационный эксперимент, в котором прини­мают участие сами слушатели; предлагать для размышления ин­формацию, имеющую парадоксальный характер; задавать вопро­сы, побуждающие к мыслительной активности, и т.п.

Готовя выступление, важно учитывать вид речи, состав слушателей, их подготовленность, характер освещаемой пробле­мы. Аудитория чувствительна к неправильному произношению слов и плохой дикции. Речь должна быть сбалансирована по тем­пу. Торопливая речь свидетельствует о робости выступающего, вялая — о его безразличии к аудитории.

Передача содержания должна быть направлена не только к разуму, но и к чувствам слушателей, соответствовать их на­строю.

Например, однажды родительское собрание я начала со слов: «Мы все становимся родителями с момента рождения на­шего первенца и азбуку воспитания постигаем с взрослением на­шего ребенка. Поэтому часто совершаем ошибки. Однако есть знания, которые способствуют делать ошибки реже...» После этих слов я почувствовала, что аудитория настроилась на воспри­ятие того, что хочу им сказать.

Точность построения фразы играет роль в ее восприятии. Слово, поставленное не на свое место, может исказить смысл. Моя дочка, пересказывая воспитательный момент, который про­водила учительница с их классом, рассказала следующий эпизод. Учительница в качестве примера хотела поставить своим учени­кам параллельный класс «А», и у нее получилась замечательная фраза, вошедшая в историю класса «Б»: «Учитесь, как-ашки»!»

Мешают восприятию информации слова-паразиты: так ска­зать, значит, ну, как бы, какой-то, этот самый, вот, значит и дру­гие. Старайтесь следить не только за своей речью, но и помогать учащимся говорить правильно. Известный физик П. Дирак учил своих слушателей выражаться точно. Как-то после объясне­ния задачи он спросил:

— Есть ли вопросы?

— Я не знаю, как вы получили это выражение.

— Это утверждение, а не вопрос.

Диалоговая форма общения, применение прямых обращений к слушателям помогают держать внимание аудитории.

Успешные преподаватели знают, что мастерство достигается при выполнении трех условий:

1. Знать предмет, о котором говоришь, глубоко и в деталях.

2. Знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибко­стью и богатством.

3. Любить детей и быть искренним.

Конечно, в данном параграфе не охвачены все тонкости про­ведения коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Этому посвящены книги по педагогической психологии, методи­ке преподавания предмета. У вас есть возможность сделать вы­бор: учиться на собственных ошибках либо строить свой опыт, искать собственный стиль, основываясь на лучших педагогиче­ских традициях, овладевая опытом известных педагогов.

Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения, — положительные эмоциональные пережи­вания. Если учитель входит в класс с хорошим настроением, под­держивает деловую атмосферу в течение занятия и с таким же настроением идут к нему ученики, то такой процесс приносит удовольствие, удовлетворение от получения знаний, радость от улучшения результатов учебы.

В психологии существует термин «эффект края». Начало и конец любого события запоминаются особенно хорошо. Удачное завершение коммуникативного взаимодействия не только надол­го запомнится, но и позволит на хорошей ноте начать общение при следующей встрече. Недаром в народе говорят: «Конец — делу венец».

 

2.1.1. Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Проверьте свои коммуникативные и организаторские способности по тесту КОС.

Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, не знаю.

Опросник:

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с раз­ными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значи­тельно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарища­ми различные игры и развлечения?

11.Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?

12.Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13.Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли вы, чтобы ваши товарищи действовали в соответст­вии с вашим мнением?

15.Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за не­выполнения ими своих обещаний, обязанностей?

17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседо­вать с новым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли вас окружающие люди?

20.Обычно вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.Вам нравится постоянно находиться среди людей?

22.Когда вам не удается закончить начатое дело, вы раздражаетесь?

23.Испытываете ли вы чувство затруднения, если приходится прояв­лять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затра­гивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Вы легко вносите оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим ко­личеством людей?

32.Верно ли, что вы будете отстаивать свою точку зрения, если она не была принята вашими товарищами?

33.Вы себя чувствуете свободно в незнакомой для вас компании?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спо­койным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у вас много друзей?

38.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с ма­лознакомыми людьми?

40.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих знакомых?

Обработка результатов:

Уровень коммуникативности равен: ответы “да” (1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 33, 37) сложить с ответами “нет” (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27,35, 39) и разделить на 20.

Уровень коммуникативности:

до 0,45 — низкий,

до 0,55 — ниже среднего,

до 0,65 — средний,

до 0,75 — высокий,

до 0,80 — очень высокий.

Уровень организаторских способностей равен: ответы “да” (2, 6, 10,14, 18, 22, 26, 30, 34, 38) сложить с ответами “нет" (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40) и разделить на 20.

Уровень организаторских способностей:

до 0,55 — низкий,

до 0,65 — ниже среднего,

до 0,70 — средний,

до 0,80 — высокий,

до 0,85 — очень высокий.

Задание 2. Проанализируйте способы передачи и получения ин­формации от различных источников (родные, друзья, сотрудники, одно­курсники, средства массовой информации). Какие вы предъявляете тре­бования к себе и другим людям при передаче информации?

Задание 3. Понаблюдайте за собой и за другими. Попытайтесь по­нять значение жестов и сигналов, подаваемых другими людьми. Свои наблюдения занесите в таблицу 2.

Таблица 2. Жесты и их интерпретация  
Жесты Моя интерпретация Интерпретация собеседника
     

 

Научившись замечать и анализировать жесты партнеров по обще­нию, вы сможете получать больше достоверной информации.


Задание 4. Представьте ситуацию, когда вы чувствуете «внутрен­ние зажимы», скованность, ваше внутреннее состояние неспокойно. Попробуйте походить, подвигаться. Замрите на несколько секунд. Осознайте свои чувства.

Смените первое состояние на противоположное. Полностью осоз­найте всем своим телом состояние комфорта, возбужденной радости. Замрите на несколько секунд. Осознайте свои чувства.

Вернитесь в первое состояние, плавно перейдите во второе. Найди­те нечто среднее между ними. Какой опыт в понимании своих ощуще­ний вы для себя актуализировали? Сможете ли вы в состоянии «внут­ренних зажимов» вести спокойную беседу? Скорее всего, нет. Исполь­зуйте полученный опыт для осознания своего поведения.

Научившись осознавать свои ощущения, вы сможете быть адекват­ным во взаимодействии с другими людьми, а, следовательно, будете получать удовольствие от гармонии с самим собой.

 

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Передай информацию

Участники (пять-семь человек) встают в линию спиной друг к дру­гу. Ведущий первому участнику дает задание передать при помощи жестов «цветочек» следующему игроку, второй передает третьему и т.д. У последнего участника тренер спрашивает: «Что вы получили?» В слу­чае искажения информации обсудить, почему последний человек полу­чил неверную информацию.

Упражнение 2. Телефонограмма

Из группы выбираются пять-семь человек для передачи информа­ции. Передается телефонограмма от одного участника к другому так, чтобы остальные участники, передающие информацию, ее не слышали. Ведущий зачитывает информацию первому игроку один раз. Первый передает полученную информацию так, как ее запомнил, второму уча­стнику и т.д. Группа наблюдает за процессом. Для анализа передачи информации лучше ее снять на камеру.

Информация:«Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись час, очень огорчился, что не смог переговорить с вами лично, и просил передать вам, что если не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько он пробудет в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании необходимо обсудить вопрос о поставке компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще на совещании надо не забыть объявить, что все начальники от­делов должны пройти собеседование у психологов, которые будут ра­ботать в 20-м кабинете с 10 до 14 ежедневно до 2 октября».

Последнего участника спрашивают: «Что вы будете делать, полу­чив данную информацию?»

В группе обсуждаются и вырабатываются требования к получению и передаче информации. Каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях, наблюдениях, о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений. Выясняется, какие требования к передаче информации были нарушены.

Упражнение 3. Мысль одна, а слов много

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Хорошо в краю родном». Надо предложить несколько вариантов пере­дачи этой же мысли другими словами. При этом не одно из слов данно­го предложения не должно упоминаться. Важно сохранить смысл вы­сказывания. Можно устроить соревнования между командами. Побеж­дает тот, у кого больше вариантов.

Вопросы для самопроверки

1.Охарактеризуйте коммуникативный процесс.

2. Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации?

3.Что такое информация? Какие требования к ее передаче другим людям необходимо соблюдать, чтобы сохранить ее содержа­ние?

4. Назовите типы коммуникативного воздействия и приведите примеры.

5. Дайте характеристику вербальной коммуникации.

6. Как невербальные средства влияют на восприятие информации? Приведите примеры.

7. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение понимается по-разному в зависимости от возраста собеседника, от степени знаком­ства с собеседником, от ситуации общения.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.