Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир.

2017-09-10 448
Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ф. Ларошфуко

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................5

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ................................................................................7

1.1. Общение и его функции.........................................................................................................7

1.2. Виды общения.........................................................................................................................9

1.3. Общение и общительность..................................................................................................11

1.4. Общение и деятельность.....................................................................................................12

1 5. Практическая работа............................................................................................................13

Глава 2. МНОГОПЛАНОВЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ.......................................................17

2.1. Общение как обмен информацией (коммуникация)........................................................ 17

2.2. Общение как взаимодействие (интеракция)......................................................................28

2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция).......................................... 42

Глава 3. РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ.............................................................................53

3.1. Понятие социальной роли....................................................................................................53

3.2. Виды и характеристики социальных ролей.......................................................................54

3.3. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт...............................................................................55

3.4. Влияние социальной роли на развитие личности..............................................................56

3.5. Практическая работа............................................................................................................58

Глава 4. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И ВЕСТИ БЕСЕДУ...............................................................62

4.1. Психология слушания..........................................................................................................62

4.2. Виды слушания.................................................................................................................. 64

4.3. Слушание публичного выступления.................................................................................64

4.4. Ведение беседы...................................................................................................................66

4.5. Эффективность беседы.......................................................................................................67

4.6. Практическая работа..........................................................................................................68

Глава 5. ОБЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.................72

5.1. Общение и темперамент....................................................................................................72

5.2. Характеристика темпераментов........................................................................................73

5.3. Общение и характер человека...........................................................................................74

5.4. Общение с различными по характеру собеседникам......................................................76

5.5. Практическая работа..........................................................................................................77

Глава 6. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕК......................................................81

6.1. Общение — ведущая деятельность младенческого возраста.........................................81

6.2. Общение и предметно-манипулятивная деятельность ребенка....................................81

6.3. Сюжетно-ролевая игра ребенка как модель взрослых отношений...............................83

6.4. Учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников................................................................................................................................84

6.5. Практическая работа..........................................................................................................87

Глава 7. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.............................................92

7.1. Педагогическое общение...................................................................................................92

7.2. Модели поведения учителей в педагогическом общении.............................................93

7.3. Структура педагогических воздействий...........................................................................95

7.4. Практическая работа..........................................................................................................96

Глава 8. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.....................................................................101

8.1. Искусство договариваться.................................................................................................101

8.2. Чувство собственного достоинства. Самоценность........................................................102

8.3. Правила культуры общения...............................................................................................104

8.4. Практическая работа..........................................................................................................105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................108

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА............................................................................................109

ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................................111

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................................112

План подготовки устного выступления...................................................................................112

Структура выступления............................................................................................................112

Приемы привлечения внимания в устном выступлении.......................................................114

План управления дискуссией на семинаре..............................................................................115

Основные правила поведения в споре.....................................................................................116

Сказка о Деревьях-Характерах.................................................................................................117

Руководство к интерпретации «Дерева-Характера»............................................................. 118

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может лиги, среди людей, развиваться, творить. В широком смысле сло­на общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно — необходимое условие формирования каж­дой личности. Поскольку процессы обучения и воспитания — это взаимодействие преподавателя и учащегося, то умение правильно построить общение с учеником — важнейшая задача в достиже­нии педагогического мастерства.

Цель курса «Психология общения» — актуализировать навыки общения, получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, под­готовить себя к профессиональной деятельности, овладеть тонко­стями педагогического общения.

Знание психологических закономерностей общения поможет обрести взаимопонимание, однако этого еще недостаточно: напри­мер, я могу улыбаться, потому что это нужно в соответствии с правилами, а могу потому, что воспитал себя так, что люди стали мне нравиться; я воздерживаюсь от критики только потому, что помню о её неэффективности, а могу потому, что вижу в первую очередь хо­рошее в этом человеке и хочу сказать ему об этом. Внешне кажется, одно и то же поведение, но его глубинные основания совершенно различны, а за ними — разный подход к людям и жизни.

Возникает вопрос: можно ли научиться общению? Психологи отвечают утвердительно. Однако одних теоретических знаний недостаточно, необходимо осознание сильных и слабых сторон своей личности, желание самосовершенствоваться и развивать коммуникативные навыки.

Проверьте свою внутреннюю готовность сделать что-то ре­альное, чтобы более успешно общаться с другими людьми. Пре­рвите чтение, подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Что вы видите? Скептицизм, усталость, иронию? Теперь улыбнитесь. Какое влияние оказала на вас улыбка? Тем самым вы доказали, что готовы сделать больше, чем прочитать эту книгу, готовы ак­тивно работать над осуществлением программы успешного фор­мирования своих отношений с другими людьми.

Данный практикум в краткой форме содержит теоретические основы и практические упражнения, направленные на познание себя, индивидуальных особенностей своей личности. В начале темы даются рекомендации для ее изучения. В конце — постав­лены вопросы для обсуждения, предлагается список литературы с целью углубленного изучения проблемы. Знание теории необхо­димо для понимания психологических закономерностей феноме­на общения. Практические упражнения ориентированы на инди­видуальное и групповое выполнение заданий с целью актуализа­ции собственного опыта. В качестве дополнительной работы предлагаются задания для личностного развития.

Выполняя индивидуальные задания, придерживайтесь инст­рукции, результаты фиксируйте в дневнике самопознания (рабочей тетради), анализируйте их и делайте выводы. Будьте искренни при ответе. Получив информацию о себе, вы можете столкнуться с двумя возможными ситуациями: информация подтвердит ваше мнение о себе или не совпадает с вашим видением себя. И те, и другие сведения крайне важны. Если какое-либо качество украша­ет вашу личность, можете активно его использовать. Если же нет, его можно совершенствовать. Анализ слабых сторон может вы­явить скрытые силы и ресурсы вашего развития.

Для успешного проведения групповых занятий необходимо перед их началом ввести следующие правила поведения:

• конфиденциальность (обсуждаем происходящее, не выно­ся информацию за рамки группы);

• принцип «здесь и сейчас» (говорим только о том, что происходит в данном месте, в данное время, выражаем свои чув­ства, желания, ощущения);

• «Я — ты — послание» (говорим не о ком-то, а тому чело­веку, которому адресовано соответствующее переживание, дей­ствие);

• взаимная поддержка, в том числе и педагога (ведущего);

• принцип добровольности (добровольное участие в предлагаемых

упражнениях);

• право на цензурирование (не раскрывая подробности си- 1 унции, говорим о своих чувствах и переживаниях);

• запрет на деструктивное поведение (критику упражнения до его начала, монополию времени на себя, отвлечение группы от основного задания).

При необходимости можно ввести свои правила, разнообра­зии. занятия коллективными творческими заданиями и упражне­ниями. В процессе выполнения групповой работы приобретает ценность актуализация полученного опыта в результате обсужде­нии и группе проделанных упражнений. Задача педагога — свя­ти, новые теоретические знания с практическим опытом.

Овладеть навыками общения может каждый, для этого необ­ходима целенаправленная, систематическая работа над собой. Успехов вам в познании себя и понимании других людей!

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.