Психология, как наука и область практической деятельности. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Психология, как наука и область практической деятельности.

2017-09-10 800
Психология, как наука и область практической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Психология, как наука и область практической деятельности.

2. Основные категории психологии. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

3. Задачи психологии.

4. Этапы становления психологии как науки

5. Структура современной психологии

6. Психология как область практической деятельности

 

Психология, как наука и область практической деятельности.

В научном обиходе термин «психология» (от греч. psyche – душа, logos – учение) впервые появился в XVIII в. (в книгах немецкого философа Христиана Вольфа). Психология - и очень старая и совсем молодая наука: огромная предыстория и очень короткая история.

Слово «психология» употребляется в 2 значениях:

1.___________________________________________

2 .________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отличие научной и житейской психологии: _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Слово "психология" в переводе на русский язык буквально означает "наука о душе". В наше время вместо понятия "душа" используется понятие "психика".

Психика - это свойство высокоорганизованной материи головного мозга субъективно отражать объективный мир. Психика - способность мозга _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

 

Психология это наука________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Основные категории психологии

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Пользуясь учебником Дубровина И.В «Психология» заполните схему:

  Психические явления (Основные формы проявления ……………….)  

 

психические процессы   психические свойства   психические состояния
1. познавательные процессы:    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Задачи психологии

1. _____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________________________

Этапы становления психологии как науки

I этап - _________________________________________________________________________

II этап – _________________________________________________________________________

III этап – ________________________________________________________________________

IV этап – _________________________________________________________________________

Структура современной психологии

 

Основной базисной отраслью психологии является ________________________________ - она изучает ___________________________________________________________________________

 

Пользуясь учебником, Дубровина И.В «Психология», выписать основные отрасли психологии.

1. ___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________________

7. ___________________________________________________________________________________

8. ___________________________________________________________________________________

9. ___________________________________________________________________________________

10. ___________________________________________________________________________________

11. ___________________________________________________________________________________

12. ___________________________________________________________________________________

13. ___________________________________________________________________________________

Психология как область практической деятельности

Практическая психология - отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п.Появление профессии практического психолога связано прежде всего с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей.

Психолог - консультант. Главная задача: помочь людям, не нуждающимся в психотерапии. К нему обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, с жалобами на состояние тревоги или эмоциональные расстройства. Они работают в центрах по предупреждению самоубийств, в организациях по борьбе с наркоманией, в кризисных центрах, службах помощи пострадавшим от насилия, телефонах «Доверия». Школьный психолог решает иные вопросы. Готовность ребенка к школе, школьные трудности, взаимоотношения школьников и учителей, психогигиена и психопрофилактика в школе и т.д. Социальный психолог работает в рекламном агентстве, занимается отбором кадров по запросу руководства, психологическим климатом и совместимостью работников и т.п. есть еще юридические, военные, космические психологи.

 

Используя учебник Дубровиной И.В «Психология» (стр.30-32) ответьте на 3 вопроса из текста:

a. В чем отличие психолога-теоретика, от психолога-практика

b. Как соотносится психическое и психологическое здоровье?

c. Определите цель работы школьного психолога.

Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

a. Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста

b. Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

c. Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

Структура личности

Структура личности по С. А. Рубинштейну:

1. _____________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________________

3.Самосознание личности _________________________________________________________________

«Я-концепция» (охарактеризовать каждый компонент)

Когнитивный компонент Эмоционально-ценностное отношение к себе Поведенческий компонент
     

4. Направленность личности: пользуясь учебником (заполнить схему)

Направленность личности
Влечение это
Желание это  
Стремление это
Интерес это
Идеал это
Убеждение это
Мировоззрение это  
Склонностьэто

 

 


Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности:

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, добросовестность, робость, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность,малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.

 

План

1. Понятие о развитии и движущих силах развития.

2. Понятие о ведущей деятельности.

3. Понятие о ведущем типе общения.

4. Обучение и развитие, уровни развития.

 

Темперамент

 

Темперамент – это индивидуально-психологическое свойство личности_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделяют три сферы проявления темперамента:

1.

2.

3.

 

Создателем учения о темпераменте считается___________________________________________

В основе понимания темперамента лежит учение_______________________________________

Способности

 

1.Способности - это_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Пользуясь учебником выписать 3 признака способностей по Теплову.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задатки- это ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОСОБНОСТЕЙ:

общие специальные
   

Уровни развития способностей: ( дать определения)

Одаренность -

Талант -

Гeнuальность -

 

К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: характер деятельности, внешнюю среду, внутреннюю среду и возможность компенсации. Способности развиваются более всего в той деятельности, для которой они предназначены. Они могут развиваться и в сходных видах деятельности, а также в деятельности, которая требует разнообразных способностей (например, игра). Более всего значима ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Но развитие способностей происходит не само по себе, поэтому деятельность ребенка необходимо организовать.

1. Можно ли утверждать, что это высказывание выражено, верно? «Способности – это врожденные психические качества личности»

2.О каких индивидуальных психологических свойствах личности (способностях, темпераменте, характере) идёт речь в данном отрывке?

«Ты, - говорят мне, - Славка, какой-то одержимый… Да, я был одержим мечтой стать классным гонщиком. В те годы рядом со мной тренировалось много ребят. Были среди них и повыше меня, и покрепче, намного физически одарённей. Но одни из них не выдерживали нагрузок, другие - бремя жёсткого режима. А я вот остался, когда никто из специалистов и не пророчил мне высоких скоростей. Никто, за исключением Павла Константиновича Колчина. «Только труд и ещё труд – до седьмого пота, до конечной стадии усталости может совершить чудеса. Когда мои коллеги, показывая мне того или иного новичка, говорят, что он талантлив, я этому не придаю никакого значения. Лишь проверив его в деле, я могу сказать - стоит ли он чего-либо или не стоит».

 

3. Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей. По каким признакам это можно установить?

Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.)

 

 

4. Выделите условия, благоприятствующие развитию способностей.

А. Отец и мать Коли - художники. Ребёнок часто наблюдал их работу, стремился «помочь» им. С раннего детства Коля много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал всё, что поражало его воображение, будило в нём чувство. Коля много наблюдал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлёкся красками, цветом, поиском собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлечённо.

5. О какой важной черте характера учителя говориться в этом отрывке?

«Ничего не поделаешь. Ребенок подарил тебе свою любовь и свою веру. Он знает. Что ты взрослый, сильный, что можешь и его научить быть сильным, быть красивым. И ты всегда обязан быть достойным этой веры и любви. То, что кажется для тебя несущественной деталью твоего поведения, в его глазах окажется порой драмой потери веры».

 

Эмоции и чувства

Эмоции - особый класс психи­ческих явлений________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Чувства- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Ваша задача, пользуясь учебником, определить, в чем схожи, а чем различаются данные понятия, занесите в диаграмму.

Эмоции
Чувства  

 

 


Классификация эмоций.

К базовым эмоциям относят:

Положительные отрицательные

--------------------- -------------------

--------------------- -------------------

 

--------------------- -------------------

 

 

¾ астенические эмоции это____________________________________________________

¾ стенические эмоции это ____________________________________________________

 

Эмоциональные состояния (дать определения): наcтроeние, аффект, стресс, страсть.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Высшие чувства_________________________________________________________________

Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить. А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость. Б. Миша всерьёз увлёкся футболом. Целыми днями он пропадал на стадионе. Дома только и было разговоров: о голах, пасах, великих футболистах.Г. Не сумев организовать учащихся на урок, учитель вышел из класса, хлопнув дверью.Д. Забив долгожданный гол, игроки команды устроили «кучу малу», а потом с удвоенной энергией провели остаток встречи, что было вознаграждено ещё одним голом.Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.

Волевая сфера личности

Воля - процесс сознательного регулирования

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Воля выполняет функции

Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежела­тельной активности, мотивов и действий, не соответствующих ми­ровоззрению, идеалам и убеждениям личности.

Регулирующая функция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Волевая активность человека имеет сложную структуру и включает отношения к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Принято различать простые и сложные волевые акты

Простой волевой акт наблюдается в тех случаях, когда побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически, практически без волевых усилий.

Сложный волевой акт возникает в ситуациях противоречивого внутреннего и трудного внешнего мира, вынуждающих человека преодолевать их.

Сложный волевой акт совершается в несколько этапов, каждый из которых осознается человеком и требует определенных волевых усилий:

1 этап –

2 этап –

3 этап –

4 этап –

5 этап –

6 этап –

7 этап –

 

Преодоление препятствий на пути намеченной цели требует волевого усилия, которое проявляется в особом состоянии нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля человека проявляется как уверенность его в своих силах, необходимых для осуществления принятого решения (достижения цели).

Сильная воля необходима, когда возникают трудные ситуации с препятствиями во «внешнем мире», когда внутренний мир человека, от которого требуется проявление воли, сложен и противоречив.

Волевые качества личности

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли -

Устойчивость воли -

Широта воли -

 

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

 

1) моралъно-волевые качества _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2) эмоцuонально -волевые ……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

3) собственно волевые …………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………

1Выберите из предложенного списка слова, отно­сящиеся к характеристике волевого поведения: Самооценка, желание, рефлексия, надеж­ность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирова­ние, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, аг­рессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, потребность, импульсивность, дисциплинированность, ответственность,.

2. Решите задачу: Тренер А. Гомельский рассказывал о следующем приёме тренировки баскетболистов. Отрабатывается проход под щит и бросок по корзине. Три пары игроков становятся лицом друг к другу на расстоянии метра. В образовавшийся коридор устремляется нападающий с мячом. Ведя мяч, он должен преодолеть сопротивление защитников и забросить мяч в корзину. Защитникам разрешается ударять по рукам и туловищу (но не кулаком). (По Д. Я. Богдановой.) Определите, какие качества воспитываются таким способом?

 

3. Сопоставить приведенные признаки тому или иному волевому качеству: смелость, настойчивость, решительность, инициативность, самообладание, целеустремленность, дисциплинированность.

а) Способность управлять своими действиями при сильных эмоциональных переживаниях.

б) Способность быстро принимать правильные решения.

в) Способность объективно оценить спортивную ситуацию, беря на себя ответственность за предпринимаемые действия.

г) Способность сознательно ставить общие и частные цели деятельности.

4. Приведите примеры физических упражнений требующих волевых усилий.

5. Установите соответствие:

Между понятиями:

1. Психические процессы a) настроение

2. Психические состояния б) мышление

3. Психические свойства в) характер

Между понятиями:

1. Темперамент a) Одаренность

2. Характер б) Самообладание

3. Воля в) Гипертимный

4. Эмоции г) Экстравертированность

5. Способности д) Аффект

Деятельность

1.Деятельность – это ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Переход внешних действий в умственный план носит название – _________________________

________________ ____________________ – реализует умственные действия во внешнем плане.

Психические процессы

Внимание

 

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

1. Внимание - это____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Физиологический механизм внимания. Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». В тех участках коры больших полушарий мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей, создается достаточно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доминирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавшего учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются незамеченными

 

Задание №1: Заполните таблицу:

Таблица №1

Виды внимания и их сравнительные характеристики

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
непроизвольное    
произвольное    
послепроизвольное    
внешнее    
внутреннее    

 

Таблица №2

Свойства внимания (дать определения)

 

сосредоточенность концентрация объем распределение устойчивость переключение колебание  
             

 

Выполните тестовое задание №1 по теме: «Внимание»

1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает: А. рефлексия Б. восприятие В. внимание Г. память. 2. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь: А. Бехтеревым Б. Сеченовым В. Павловым Г. Ухтомским. 3. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием: А. непроизвольным Б. произвольным В. послепроизвольным Г. зрительным. 4. Условием возникновения непроизвольного внимания не является: А. новизна раздражителя Б. неожиданность раздражителя В. интерес человека Г. усталость человека. 5. 5. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как: А. концентрация Б. распределение В. устойчивость Г. избирательность 6. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как: А. объем Б. концентрация В. распределение Г. переключение 7. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания: А. непроизвольного Б. произвольного В. послепроизвольного Г. Опосредованного
   

 

Задание №2: Укажите, какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания и возникновения непроизвольного внимания. Приведите в соответствие виды внимания и условия:

 

1. Непроизвольное внимание А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

2. Произвольное внимание Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

В. Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполнения деятельности

Д. Новизна, сила, контраст раздражителя.

Е. Активная умственная работа.

Ж. Необычность раздражителя.

З. Наличие косвенных интересов.

И. Привычные условия работы.

1-………………………………………, 2-………………………………………………

Чувственные процессы познавательной деятельности:

их психологические механизмы

Ощущение это __________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Физиологические механизмы:

Анализатор- сложный комплекс анатомических структур. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1)

2)

3)

 

Составить кластер "Виды ощущений"

 

 

Выписать их учебника: Свойства и закономерности ощущений

Чувствительность -

абсолютный пopогчувствительности -

относительная чувствительность -

Адаптация -

Сенсибилизация -

Синестезия

Восприятие

В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ; происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Восприятие не является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт человека, включены двигательные компоненты.

 

Восприятие — ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Классификация видов восприятий

 

 

 

Свойства восприятия

1.............................................. — это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

...............................................— это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон.

2......................................... — это соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. 3................................................— это причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове. Восприятие связано с мышлением и речью. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

.......................................... — это преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности.

...................................................... — это относительная независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения).

................................................ — сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет, удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире

Апперцепция - …………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………

Ощущения и восприятие – процессы чувственного познания действительности. Определите их сходство и различие. Составьте диаграмму Венна.


Задание № 1: Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

1. При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

3. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?

4. Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней более 30 оттенков цветов.

6. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

Задание № 2: Соотнесите особенности, которые характерны для ощущения и восприятия.

1. Ощущения. А. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.

2. Восприятия. Б. Это отражение отдельных свойств предметов.

В. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

Г. Эта способность дана с рождения.

Д. Этот процесс связан с мышлением.

Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

1 - ………………………………, 2 - ………………………..

 

Задание № 3. У становите последовательность (логический ряд) так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым, более общим, по отношению к предыдущим:

а) сенсибилизация, процесс, отражение, ощущение, психика.

б) психика, процесс, отражение, восприятие, константность

 

 

Характеристика процессов памяти и ее основные закономерности

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

 

Поэтому под памятью мы понимаем _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Составить кластер по определениям из учебника: классификация процессов и видов памяти

память
виды памяти
процессы памяти


Задание 3. Методика "Расставьте в правильном порядке"

1. Запоминание a) Процессы памяти, посредством которого осуществляются ввод информации в память

2. Воспроизведение b) Процесс памяти, заключающийся в способности удерживать материал в памяти в течении белее или менее длительного периода времени, вплоть до момента его актуализации при воспоминании.

3. Сохранение c) Процесс памяти, при котором актуализируются запечатленные в прошлом опыте мысли, образы, чувства, движен

1. Кейс- метод: Обсуждение со студентами ситуаций (из практикума по общей психологии)

Ситуации: Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

1. При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

2. Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

3. Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

4. Мама посылает сына в магазин, перечисляея ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.

5. Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

6. Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

7. Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

Задание 2. Методика "Расставьте в правильном порядке"

1. Ощущение a) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний и т.д.

2 Восприятие b) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира

3. Память c) Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира

4. Мышление d) Отражение действительности определенным путем с помощью знаков

5. Воображение e) Отражение предметов и явлений в совокупности его свойств

 

Задание 3. На страницах 92-93 учебника дан кроссворд. Найдите, какие номера вопросов посвящены теме «Психические познавательные процессы». Ответы напишите.

Задание 4. Вам предлагаются следующие ситуации. О каких процессах (ППП) в них идет речь?

1. Школьникам 4 класса было предложено расклассифицировать геометрические фигуры, начерченные на карточках. Среди этих фигур


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.315 с.