Общая характеристика выборки. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общая характеристика выборки.

2017-09-10 86
Общая характеристика выборки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего необходимо привести общую статистическую характеристику выборки. Для этого мы подсчитаем для каждого признака частоту встречаемости m и частость ω - относительную частоту встречаемости признака, которая вычисляется по формуле:

ω = m/n,

где n - общее число случаев наблюдения.

Если принять n за 100%, то видно, что частость ω может быть выражена не только в виде числа в диапазоне от 0 до 1, но и в виде процентов от целого.

Для более выразительного представления внутренней структуры нашей выборки мы произвели деление всей базы данных по географическому принципу, причём старались избежать, по мере возможности, искусственности членения базы по современному административному или территориальному делению, ведь наши представления о географических регионах могут не совпадать со средневековыми. Поэтому в качестве цельной и наиболее объективной географической единицы, объединяющей группы погребений, следует признать отдельный могильник. Могильники возникают в соответствии с реально существовавшими закономерностями, хорошо известными их создателям, их возникновение не зависит от степени нашей субъективности. Разделение всей базы данных на отдельные могильники и проведение сравнительного анализа между ними - наиболее логичный путь в достижении поставленных нами целей и задач, ибо он отражает в полной мере случайность формирования выборки, что является неотъемлемым требованием к её формированию[284]. Однако, именно случайность формирования выборки становится главным препятствием на этом пути. Одни могильники исследованы неплохо - например, грунтовые могильники на территории Селитренного городища или в окрестностях Красноярского или Царёвского городищ, другие (например, грунтовые могильники небольших поселений в Астраханской и Волгоградской областях) исследованы частично и фрагментарно. Численный состав погребений могильников столичных центров Золотой Орды - Селитренного и Царёвского городищ - не идёт ни в какое сравнение с рядовыми некрополями, на которых исследовано по одному-два захоронения. Все эти обстоятельства могут внести искажения в подсчёты при вычислении процентной представленности тех или иных признаков на данном памятнике. Если же выбирать для обработки только могильники, на которых исследовано несколько сотен захоронений, то тогда мы вынуждены будем полностью отсеять периферийные поселения Золотой Орды и сравнивать между собой лишь только некрополи крупных городов. Однако, и здесь мы столкнёмся с серьёзными проблемами, которые могут повлиять на объективность наших выводов - могильники многих городищ, например, крупнейшего из них - Селитренного городища - не представляют собой единого целого, они не раскапывались археологами специально, а исследовались в процессе изучения других более крупных объектов - усадеб, дворцов, бань, мечетей, мастерских и прочих. Захоронения, возникшие в период запустения жилых кварталов на месте объектов городской застройки, не сливаются в единый могильник (по крайней мере, нам это не известно) и возникали, скорее всего, в разное время. Те захоронения, которые локализуются вокруг и внутри мавзолеев и мечетей, могли возникнуть и в процессе существования городищ, те же, которые выявлены на месте бывших усадеб - скорее всего возникли после разрушения если не всего города, то, по крайней мере, отдельных городских кварталов. Если рассматривать отдельно в качестве самостоятельных могильников захоронения с каждого отдельного раскопа Поволжской археологической экспедиции на Селитренном городище, то мы вновь столкнёмся с проблемой неравномерности распределения захоронений между раскопами (или могильниками с территории городища) и сравнения несопоставимых величин. Собственно говоря, на Селитренном городище мы сталкиваемся, скорее всего, с могильниками конца XIV-XV вв., возникшими после запустения города и отражающими своеобразную картину «результатов» исламизации Золотой Орды. Могильники и мавзолеи, синхронные времени существования городища, ещё только предстоит изучить археологам - по результатам разведочных исследований 2002-2004 гг., проведённых В.Г. Рудаковым и Е.Ю. Гончаровым, в окрестностях с. Селитренного, к северу и северо-западу от городища обнаружено большое количество некрополей и мавзолеев, принадлежащих оседлому и кочевому населению. Эти некрополи были вынесены за «городскую черту» и обрамляли въезды на территорию городища[285].

Такая же картина предстаёт перед нами и на Царёвском, и на Красноярском городищах, часть могильников в окрестностях которых изучена неплохо, часть - явно в недостаточной степени. В силу этих причин мы решили найти компромиссный вариант объединения захоронений в базе данных.

Те могильники, которые представляли собой некую естественным образом сложившуюся общность и обладали достаточной представительностью, мы рассматривали самостоятельно. Многочисленные, но разновременные и с разной степенью интенсивности изученные могильники из окрестностей крупных или периферийных золотоордынских городищ мы объединяли в группы, названные по титульному памятнику. Могильники были объединены в соответствующие группы вне зависимости от конкретного расположения могильника на памятнике и времени исследования. Остальные могильники были объединены в группы по принципу взаимного расположения в одном географическом регионе.

Очевидно, что группу 1 составят все погребения, объединённые в рамках базы данных. 2 группа - могильники Селитренного городища, исследованные Поволжской археологической экспедицией на разных участках памятника в разные годы. 3 группа - могильники Водянского городища. 4 группа - могильники окрестностей Царёвского городища - Ленинск, Маляевка, Солодовка-II, Царёв, Бахтияровка, могильники с территории самого городища. Данная группа объединяет как подкурганные, так и грунтовые захоронения. 5 группу составляют могильники окрестностей Красноярского городища - могильники Маячный бугор Мечетный бугор-I, Мечетный бугор-II, Вакуровский бугор-I, Вакуровский бугор-II, Калмыцкий бугор. 6 группа - могильники с территории городища у посёлка Комсомольский. 7 группа - могильники окрестностей городища 301-й километр - собственно курганная группа 301-й километр и курганная группа Успенка. 8 группа - могильники поселения Тумак-Тюбе. Она объединяет захоронения с расположенных рядом могильников Хан-Тюбе и Тумак-тюбе. 9 группу составили погребения с территории Среднего Поволжья и Приуралья (погребения из мавзолеев Болгара, городища Мохши, мавзолеев с территории Башкирии, грунтовых могильников с территории Башкортостана - Кадыровского и Ильчигуловского, а также IV Билярского могильника). 10 группа - городские некрополи Северного Кавказа - захоронения с территории городищ Маджары, Нижний Джулат, Верхний Джулат, Хамидиевского поселения. 11 группу образовали степные курганы Нижнего Поволжья. В неё вошли многочисленные погребения из курганных могильников Кривая Лука-III, Кривая Лука-XI, Кривая Лука-XIV, Кривая Лука-XV, Кривая Лука-XVI, Кривая Лука-XVII, Кривая Лука-XXII, Кривая Лука-XXIV, Кривая Лука-XXV, Кривая Лука-XXXIII, Капитанский хутор, Кузин хутор, Лесничий хутор, Никольское, Сазонкин бугор, Солёное займище, Старица. Шляховский-I, Эльтон, Ерзовский, Жутово, Зауморье, Нагавский-IV. 12 группа - степные курганы с территории Казахстана. Она объединяет захоронения из курганных могильников Ак-Жар, Берликский, Караул-Тобе, Лебедевка-VIII и Саралжин-I. 13 группа - немногочисленные грунтовые могильники периферийных золотоордынских поселений в Северном Прикаспии и отдельные захоронения с них. В неё входят захоронения с грунтовых могильников Весёлая грива, Разин бугор, Хошеутово, а также погребения с территории поселений и городищ Хаджи-Тархан (они включены сюда лишь из-за своей немногочисленности, мы вполне осознаём, что Хаджи-Тархан был очень крупным городским центром в Золотой Орде), Мошаик, Мечетное, Терновское, Ак-Тобе. 14 группа – «Краснодарские могильники» - грунтовые могильники, расположенные на курганах эпохи бронзы в Краснодарском крае - Лебеди-IV, Центрлаба и Северный, сходные между собой по обряду и характеру расположения.

Кроме того, нами был выделен из базы данных ряд групп захоронений, объединённых по наличию или отсутствию какого-либо признака. К таковым относятся погребения с наличием внутримогильных конструкций (группа 15), погребения без внутримогильных конструкций (группа 16), подкурганные погребения (группа 17), грунтовые погребения (группа 18), безынвентарные погребения (группа 19), погребения с инвентарём (группа 20), захоронения в мавзолеях (группа 21), захоронения в подкурганных оградках (группа 22), захоронения, в которых погребённый обращён лицом вверх (группа 23), захоронения, в которых погребённый обращён лицом влево (группа 24), захоронения, в которых погребённый обращён лицом вправо (группа 25). Таким образом, группа 1 - общая, группы со 2-й по 14-ю - «локально-территориальные», группы с 15-й по 25-ю - «выборочные». Названия эти, разумеется, условны, но мы их будем употреблять для краткости.

Рассмотрим теперь распределение признаков, описывающих погребальный обряд в нашей базе данных по группам захоронений. Это распределение мы будем выражать частотами и частостями.

1539 захоронений в нашей выборке, то есть 84,3% расположены рядом с синхронными поселениями. Это основная часть погребений в нашей базе данных. Это 100% погребений Селитренного, Водянского городищ, окрестностей Царёвского городища, окрестностей Красноярского городища, городища у пос. Комсомольский, городища 301-й километр, поселения Тумак-Тюбе, городских некрополей Северного Кавказа. Именно они будут являться главным объектом анализа в данной работе, так как именно городская культура в Золотой Орде являлась проводником исламизации. В Нижнем Поволжье чуть ниже процент пригородных или городских захоронений в 13 группе (могильники периферийных поселений) - 88%. В Среднем Поволжье и Приуралье только 54,3% захоронений расположены рядом с синхронными поселениями. Лишь 19,6% захоронений в степных курганах Нижнего Поволжья располагаются рядом с синхронными поселениями. Полностью отсутствует данный признак на северокавказских и казахстанских курганных могильниках. Весьма показательно, что на всех пригородных или городских некрополях очень высоким процентом представлены все группы погребений, выделенные нами по наличию или отсутствию того или иного признака. Так, именно с городских или пригородных некрополей происходят 95,2% погребений с внутримогильными конструкциями, а также 75,7% погребений без внутримогильных конструкций. К пригородным или городским некрополям относятся 72,8% подкурганнных и 86,2% грунтовых бескурганных захоронений. Так же широко здесь представлены инвентарные и безынвентарные погребения (82,1% и 84,8% соответственно). В городской же или в пригородной зоне расположено 83,7% погребений в мавзолеях и 84,9% погребений в подкурганных оградках. Таким же образом представлены на городских и пригородных могильниках захоронения, ориентированные лицом вверх (85,7%), лицом влево (88,5%), лицом вправо (82,9%). Столь широкая представленность всех групп захоронений на городских или пригородных некрополях обусловлена тем, что в нашу базу данных вошли, прежде всего, захоронения из Нижневолжского региона, который в золотоордынское время был достаточно урбанизирован. Кроме того, равно высокая представленность признака 1.1 «могильник расположен на территории или рядом с синхронным поселением» во всех группах (около 80 % погребений в большинстве групп) делает его малозначимым и неинформативным. Лишь 286 захоронений в нашей базе данных не имеют связи с синхронным поселением.

В базе данных преобладают одиночные захоронения. 1765 захоронений (96,7 %) захоронений совершено в индивидуальных погребальных камерах. Одиночными являются 100 % погребений на могильниках из окрестностей поселения Тумак-Тюбе, из поселенческих некрополей Северного Кавказа, все захоронения из курганов Нижнего Поволжья, могильников периферийных поселений. В остальных группах могильников данный признак представлен также очень высоким процентом - от 84 % в группе № 9 «Захоронения из Среднего Поволжья и Приуралья» до 99 % в группе № 14 «Краснодарские могильники».

Коллективных захоронений в базе данных 448 (24,5%). Эти захоронения встречаются как в мавзолеях и в мечетях, так и в курганных могильниках, как под надгробиями, так и в оградках. Не встречаются коллективные захоронения (то есть захоронения нескольких покойных в одной погребальной камере лишь на могильниках поселения Тумак-Тюбе, на некрополях поселений Северного Кавказа, в курганах Нижнего Поволжья, а также в периферийных поселенческих мусульманских некрополях. 60 захоронений (3,3%) являются коллективными захоронениями, выполненными в одной погребальной камере, в которой могло находиться от 2 до 5 погребённых. Такие захоронения встречаются на Билярском IV могильнике (здесь они составляют более половины общего числа захоронений - 54,5%, что является, вероятно, особенностью данного могильника), на городище Мохши, на курганном могильнике Ак-Жар в Казахстане, на городище у пос. Комсомольский, в окрестностях Красноярского городища, на Селитренном городище, на Царёвском городище, на могильнике Лебеди-IV. Этот в целом довольно редкий вид захоронений, таким образом, обладает тенденцией к устойчивости и встречается как в степных курганных могильниках, так и в исламизированных регионах Золотой Орды (Нижнее Поволжье), а также в областях с устоявшимися мусульманскими погребальными традициями (Волжская Болгария). Интересно, что именно в Среднем Поволжье данные захоронения представлены наибольшей долей. Для сравнения - в могильниках Селитренного городища такие захоронения составляют 2,5%, в могильниках Царёвского городища - 1,1%, в могильниках Красноярского городища - 1,3%, и эти цифры, вероятно, составляют нормальную долю коллективных захоронений среди остальных погребений.

Однако, только на городских нижневолжских некрополях встречаются кенотафы (15 случаев, 0,8% от всех погребений в выборке) - на могильнике городища 301-й километр 2 случая или 4,1 % погребений, на Селитренном городище - 5 случаев или 1 % погребений, на Водянском городище - 1 случай или 0,8% погребений, на Царёвском городище - 7 случаев или 3,7 % погребений. Интересно проследить, как данный признак распределяется по «выборочным» группам. 7 кенотафов присутствует в группе 15 «Погребения с внутримогильными конструкциями». Это 0,9 % от общего числа погребений в группе. 8 кенотафов относятся к группе 16 «Погребения без внутримогильных конструкций», что составляет 0,8 % от всех погребений в данной группе. 9 кенотафов располагаются под курганами (3,5 % от всех подкурганных захоронений) и 6 являются грунтовыми (0,4 % от общего числа бескурганных захоронений). Лишь в одном кенотафе обнаружен погребальный инвентарь (0,3 % от общего числа погребений с инвентарём). Это, возможно, объясняется наличием степного кочевого населения вокруг городов Нижнего Поволжья, в среде которого обычай сооружать кенотафы был жив в золотоордынское время, а в мусульманизированной среде Среднего Поволжья вышел из употребления раньше под воздействием ислама.

Надмогильные сооружения.

1134 погребения (62,1% от общего количества погребений) не имеет надмогильных сооружений. Захоронения без надмогильных конструкций встречаются лишь на поселенческих некрополях, поскольку для степных могильников характерно наличие курганов. Здесь необходимо упомянуть очень интересную группу могильников, традиционно относимых к курганным. В качестве примера можно привести могильники Лебеди-IV[286] и Северный[287] в Краснодарском крае, которые мы выделили в отдельную локально-территориальную группу № 14. По сути они представляют собой грунтовые могильники, расположенные на больших курганах эпохи бронзы. На наш взгляд, расположение данных могильников на курганах является случайным - они могли быть расположены на любой другой возвышенности, ибо ничто в их погребальном обряде не связывает их с подкурганными захоронениями. Мы считаем, что эти захоронения представляют собой пограничную группу между подкурганными и грунтовыми могильниками. большинство степных ногайских кладбищ первоначально было устроено на курганах, якобы для того, чтобы «сократить путь правоверному в рай, обещанный ему Кораном». А.А. Ярлыкапов считает, что на самом деле это следы древней погребальной традиции степей[288]. Часть погребений на поселениях и в их окрестностях также имеет надмогильные сооружения - мавзолеи, оградки, надгробия. В качестве примера можно привести курганные могильники, окружающие Царёвское городище, мавзолеи Селитренного, Водянского городищ и пр.

На Селитренном городище 412 погребений или 83,4 % не имеют надмогильных конструкций, на Водянском городище - лишь 37,6 %. Дело в том, что значительная часть захоронений Водянского городища была обнаружена в мавзолеях, внутри оградок, под надгробиями, внутри мечети. Данные по Селитренному городищу, да и, вероятно, по многим другим памятникам, могут быть не вполне объективны, поскольку сооружения золотоордынского времени интенсивно разбирались на кирпич в ходе русской колонизации Нижнего Поволжья и активного строительства русских крепостей и поселений. Многие надмогильные сооружения могли быть разрушены и снесены в ходе таких работ. 25,5 % погребений с могильников Царёвского городища также не имеют надмогильных сооружений. Здесь небольшая доля подобных захоронений связана с тем, что данное городище окружено развитой системой курганных могильников. Обратную картину мы наблюдаем в окрестностях Красноярского городища - здесь не имеют сохранившихся надмогильных сооружений 95,6 % погребений. Это может служить подтверждением ранее высказанного наблюдения о разрушенности надмогильных сооружений. Кроме того, как показывает практика, большинство надмогильных конструкций в окрестностях Красного Яра было выстроено из сырцового кирпича, который мог разрушиться в силу естественных причин. Кроме того, столь большое число захоронений без надмогильных конструкций и, главным образом, отсутствие курганных насыпей косвенно свидетельствует об изначальной оседлости населения, основавшего Красноярское городище[289].

Могильники городища у пос. Комсомольский также характеризуются отсутствием надмогильных сооружений - 88,7 % из них таковых не имеет. Не имеют надмогильных сооружений 100 % погребений из окрестностей Тумак-Тюбе, 40,7 % погребений из Среднего Поволжья и Приуралья, 76,5 % захоронений с городских некрополей Северного Кавказа, 96 % захоронений с периферийных поселенческих некрополей. По «выборочным» группам, данный признак «отсутствие надмогильного сооружения» распределяется случайным образом, практически во всех группах, кроме групп 17, 21 и 22 (подкурганные погребения, погребения в мавзолеях и погребения в подкурганных оградках) он присутствует и его доля варьируется в диапазоне от 44,7 % погребений (в группе «погребения с инвентарём») до 72,3 % (в группе «грунтовые погребения»), что в среднем составляет чуть более половины (около 60 %) погребений в каждой группе. Это свидетельствует о том, что в обозначенных нами группах данный признак не является значимым и его распределение практически равномерно.

433 погребения в базе данных (23,7%) - подкурганные. Естественно, что подкурганные захоронения составляют 100% погребений в таких группах, как «Могильники окрестностей городища 301-й километр», «Степные курганы Нижнего Поволжья», «Курганы Казахстана», «Краснодарские могильники». Могильники округи Царёвского городища на 71,3% состоят из подкурганных погребений (134 погребения). 12,7 % всех погребений с внутримогильными конструкциями и 32,5 % погребений без внутримогильных конструкций было обнаружено под курганными насыпями. Также под курганами обнаружено 19,6 % всех безынвентарных погребений и 43,4 % погребений всех с инвентарём. Эти цифры свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что курганный погребальный обряд тесно связан с доисламскими традициями. Равно как само возведение курганной насыпи, так и наличие сопровождающего инвентаря являются следованием языческим традициям. 2 % погребений в мавзолеях (или всего 2 в абсолютном выражении) обнаружено под курганной насыпью. Это погребение № 1 кургана 47 могильника Кривая Лука-XVII и погребение № 1 кургана 1 могильника Кривая Лука-XXIV в Астраханской области. Этот казус объясняется тем, что под насыпями данных курганов были обнаружены многоугольные сырцовые оградки со стенами, сходящимися кверху, сильно отличающиеся от остальных типов подкурганных оградок. В отчёте о полевых исследованиях В.В. Дворниченко называет данные сооружения именно оградками под курганами[290]. Мы же их соотносим в данной работе с многоугольными пирамидальными мусульманскими мавзолеями, а возникновение «насыпей» курганов объясняем тем, что сырцовые перекрытия и стены данных мавзолеев рухнули ещё в древности и совершенно расплылись под воздействием дождей и ветра, превратившись в подобие могильного холма.

Ещё один, казалось бы, противоречащий логике случай - наличие среди грунтовых погребений 11,2 %, у которых наличествует признак «надмогильное сооружение - курган». Это объясняется тем, что среди впускных захоронений встречаются целые группы на курганах эпохи раннего железного века или бронзы, которые можно расценить как грунтовые могильники, компактно расположенные на возвышенности и с точки зрения обряда никак не связанные с курганами. Мы уже указывали, что к таковым можно отнести группу 14 «Краснодарские могильники», в которую вошли могильники Лебеди-IV, Центрлаба и Северный.

Среди «выборочных» групп, выделенных нами по признаку «ориентировка лица погребённого» признак «надмогильное сооружение - курган» распределяется почти равномерно. Под курганами обнаружено 24,1 % всех погребёний, ориентированных лицом вверх, 25,3 % всех погребений, ориентированных лицом влево и 23,6 % всех погребений, ориентированных лицом вправо. Это может означать, что между признаками «надмогильное сооружение - курган» и «ориентировка лица погребённого» нет устойчивой зависимости.

В базу данных включено 98 погребений (5,4% от общего количества) в мавзолеях. Это, прежде всего, погребения из мавзолеев Южного Урала и Болгара. Кроме того, погребения в мавзолеях встречаются на могильнике городища у поселка Комсомольский, в окрестностях Красноярского городища, на Селитренном городище в Астраханской области, на Царёвском и Водянском городищах в Волгоградской области, на городище Верхний Джулат на Северном Кавказе и, как мы уже указывали, по нашему мнению, на Кривой Луке. На Селитренном городище данная группа захоронений составляет 5,7 % (28 захоронений), на Водянском городище - 12 % (16 захоронений), на Царёвском городище - 3,2 % (6 захоронений). В окрестностях Красноярского городища известно 3 захоронения из мавзолея (что составляет 0,9 % от всех погребений данной группы), однако мавзолей, обнаруженный здесь, не является мусульманским и отличается своеобразной архитектурой[291]. На городище у пос. Комсомольский известно всего 2 сохранившихся захоронения из мавзолея, что составляет 2,8 % погребений в окрестностях городища[292]. В Среднем Поволжье и Приуралье 42 % (или 34 случая наблюдения) погребений из нашей базы данных расположены в мавзолеях. В мавзолеях располагались 10,7 % погребений с городских некрополей Северного Кавказа и 2 погребения (3,9 %) из степных курганов Нижнего Поволжья (уже упоминавшиеся мавзолеи с Кривой Луки). В мавзолеях располагались 5,9 % погребений с внутримогильными конструкциями, 4,9 % погребений без внутримогильных конструкций, 6,1 % грунтовых погребений, 5,4 безынвентарных погребений, 5,3 погребений с инвентарём. Интересно распределились погребения в мавзолеях среди групп, выделенных по признаку «ориентировка лица погребённого. Частости показывают картину небольшого разброса в распределении - 6,4 % погребений лицом вверх, 3,4 % погребений лицом влево и 4,9 % погребений лицом вправо. Однако, в данном случае более объективную картину представляет распределение частот - 26 случаев в группе погребений лицом вверх, 6 случаев в группе погребений лицом влево и 57 случаев в группе погребений лицом вправо. Здесь необходимо отметить, что ориентировка погребённого лицом вправо (то есть, применительно к географическому расположению территории Золотой Орды, ориентировка лицом в сторону Мекки) является мусульманским признаком и в данном случае его доминирование вполне закономерно. Наиболее распространённым отклонением от канонов ислама в мусульманских погребениях является именно ориентировка погребённых лицом вверх. Небольшое количество погребений с лицом, обращённым лицом влево также объясняется наличием мусульманского мавзолея, то есть мусульманизированностью погребённых. Однако, сам факт наличия подобных погребений с сочетанием признаков «надмогильное сооружение - мавзолей» и «ориентировка погребённого лицом влево» говорит о существовании группы захоронений с нечётко выраженными мусульманскими признаками, с отклонениями от мусульманского обряда. Более подробно мы этот вопрос изучим при специальном рассмотрении группы погребений в мавзолеях.

Крайне редко функции надмогильного сооружения выполняет мечеть - лишь 13 погребений в нашей выборке или 0,7% расположено в мечетях. Такие погребения обнаружены на Водянском городище (4 случая, 3 % погребений с городища), а также на городищах Верхний и Нижний Джулат (9 захоронений или 13,2 % погребений с городских могильников Северного Кавказа). Захоронения в мечетях, в целом, не характерны для ислама, что и подтверждается данными нашей выборки. Чаще сами захоронения становятся объектами поклонения и культа. Почитаемые могилы праведников, святых, привлекают паломников, формируется внемечетный культ с определённой системой обрядов, почитаемое место- аулья благоустраивается и приспосабливается к требованиям культа. Так возникают сложные погребально-поминальные комплексы, совмещённые с мечетями, такие, например, как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясеви в Туркестане, выстроенный по приказу Тимура, который является первым памятников архитектуры подобного типа[293].

В 3 из погребений в мечетях обнаружен сопровождающий инвентарь (0,9 % всех погребений с инвентарём). Эти данные также дают нам основание говорить о том, что среди мусульманских погребений Золотой Орды имеется небольшая, но устойчивая группа погребений с отклонениями от ислама.

235 погребений или 12,9% в нашей базе данных имеют надгробия. Они встречаются как на грунтовых могильниках, где их присутствие представляется логичным, так как функция надгробия состоит в обозначении места индивиду­альной могилы, так и под курганами (в основном, внутри подкурганных огра­док), и в мавзолеях. На Селитренном городище 13,4 % погребений имеют над­гробия, в могильниках округи Царёвского городища - 18,4%, на городище у пос. Комсомольский - 11,3 % погребений, на могильниках городища 301-й километр - 14,3 %, на городских некрополях Северного Кавказа доля погребе­ний под надгробиями оставляет 5,9 %, на периферийных поселенческих некро­полях - 4 % погребений, на Красноярском городище всего 1,6 % погребений. Это объясняется, скорее всего, сохранностью могильников. Наиболее высокий процент погребений под надгробиями на Кадыровском могильнике в Башкирии - 60,9 %, а в Среднем Поволжье и в Приуралье в целом такие погребения со­ставляют 24,7 %, в курганах Казахстана - 50 %, на Водянском городище - 57,1%, в мавзолеях Южного Урала - 21,4% и Болгара - 16,7%. Необходимо от­метить, что на долю захоронений под надгробиями значительное влияние ока­зывает общая сохранность могильника - вполне естественно, что в условиях грунтового могильника надгробие является элементом захоронения, который разрушится в первую очередь, а под курганной насыпью или под руинами мав­золея оно имеет шансы сохраниться на более долгий срок. Именно такую кар­тину рисуют нам следующие цифры: 21 % погребений под курганами и лишь 11,5 % бескурганных погребений, а также 29,6 % погребений в мавзолеях и 39,8 % погребений в подкурганных оградках имели надгробия. 18,5 % из погребе­ний с внутримогильными конструкциями и лишь 8,5 % без внутримогильных конструкций имеют надгробия, что свидетельствует о развитости и законченно­сти цикла погребального обряда в захоронениях с внутримогильными конст­рукциями. Под надгробиями совершены 12,4 % погребений без инвентаря и 15,1 % погребений с сопровождающим инвентарём. Здесь, возможно, необходимо разделить наличие надгробий в довольно исламизированном регионе – Среднем Поволжье и Приуралье и наличие надгробий под курганными насыпями. Поскольку надгробия априори являются самостоятельными и самодостаточными надмогильными сооружениями, нацеленными на экспонирование, то, возможно, курганные насыпи над ними возводились не сразу, а по истечении определённого срока. Здесь мы сталкиваемся, вероятно, с наличием цикла погребально-поминальной обрядности, который нам неизвестен, и который может быть со временем зафиксирован на этнографическом материале. Уже знакомую картину прибли­зительно равномерного распределения по группам погребений, выделенных по признаку «ориентировка лица погребённого» мы наблюдаем и в случае с при­знаком «надмогильное сооружение - надгробие». Так, под надгробиями совер­шены 12,8 % погребений, ориентированных лицом вверх, 14,4 % погребений лицом влево и 12,5 % погребений лицом вправо. Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод о том, что такие «мусульманские» признаки, как ориентировка лица погребённого и наличие надгробия, не имеют устойчи­вой связи между собой (по крайней мере, может быть, она имеет другую направленность).

93 погребения (5,1 % погребений в нашей базе данных) совершены в подкурганных оградках. Эти погребения встречаются в курганных могильниках Царёвского городища, где они составляют 25,5 % от общего числа захоронений, в окрестностях поселения «301 километр» - здесь доля таких погребений ещё выше и составляет 61,2 %, в степных курганных могильниках Нижнего Поволжья (9,8 % от общего числа захоронений в группе) и в курганных могильниках Казахстана (45,5 % погребений в группе по данным нашей выборки). В подкурганных оградках совершено 5,1 % погребений с внутримогильными конструкциями и столько же погребений без внутримогильных конструкций. Погребения в оградках составляют 36,2 % всех подкурганных захоронений. В оградках обнаружено 3,6 % безынвентарных захоронений и 12,3 % погребений с инвентарём. В подкурганных оградках располагались 23 погребения, ориентированных лицом вверх (или 5,7 % погребений в группе), 17 погребений лицом влево (или 9,8 % погребений в группе) и 52 погребения (4,4 % погребений в группе), ориентированных лицом вправо. Большинство исследователей связывает появление подкурганных оградок в Северном Прикаспии именно с распространением ислама в Золотой Орде. Как мы видим, действительно наблюдается доминирование абсолютного количества погребений, ориентированных лицом вправо, на Мекку. Мы возвратимся к этому вопросу при более глубоком рассмотрении группы погребений в подкурганных оградках в последующих главах.

13 погребений (0,7% от общего количества погребений в выборке) совершены внутри наземных склепов или оградок, расположенных на грунтовых могильниках. Однако, это не наземные склепы - сагана, или сагана, распространённые в Средней Азии, которые являются одновременно и надгробиями - тело покойного помещается не в могильную яму, а внутрь наземного слепа и остаётся выше уровня земли[294]. Нам не удалось встретить подобных захоронений в золотоордынских могильниках. В нашей выборке представлены наземные склепы разных конструкций, большая часть которых разрушена до такой степени, что невозможно установить архитектурные особенности этих сооружений - ясно лишь, что данные склепы или оградки объединяли несколько погребений, совершённых в грунтовых ямах. Возможно, они являлись семейными или родовыми усыпальницами. Их можно интерпретировать как оградки - хазира [295], то есть огороженные участки, включающие в себя могилы одной фамилии, а также иногда несколько помещений (худжры - комнатки для паломников, небольшие комнатки для чтения молитв и Корана - кури-хана). Они отмечены в окрестностях Красноярского городища на могильнике Маячный бугор (7 случаев наблюдения или 2,2 % от общего количества захоронений в группе) и около мечети на Водянском городище (6 случаев наблюдения или 4,5 % от общего количества захоронений в группе). От общего количества погребений с внутримогильными конструкциями данные погребения составляют 1,2 %, от всех погребений без внутримогильных конструкций - 0,3 %. Все эти погребения грунтовые, бескурганные, что составляет 0,8 % от общего числа грунтовых погребений. В 3 погребениях имеется инвентарь (0,9 % от числа погребений с инвентарём) и 10 являются безынвентарными (0,7 % всех безынвентарных погребений). 0,7 % погребений, ориентированных лицом вверх (3 случая наблюдения), 1,1 % погребений, обращённых лицом влево (2 случая наблюдения) и 0,5 % погребений, обращённых лицом вправо (6 случаев наблюдения), также совершены в наземных склепах.

Довольно часто либо внутри, либо рядом с надмогильными сооружениями встречаются остатки тризны - поминальной трапезы, представленные кострищами с обгоревшими обломками костей животных, семенами и косточками растений, фрагментами разбитой посуды - 128 случаев в нашей выборке, что составляет 7% от общего количества захоронений. Тризны зафиксированы в курганах могильника 301-й километр (здесь они сопровождают 55,1 % захоронений), встречаются в степных курганах Нижнего Поволжья (рядом с 25, 5 % погребений группы) и курганах Казахстана (36,4 % погребений сопровождаются тризнами), на могильниках городища у посёлка «Комсомольский» (два случая, что составляет 2,8 % погребений в группе), на могильниках в окрестностях Красноярского (4 случая или 1,3 % погребений) и Царёвского (73 случая или 38,8 % погребений) городищ, на городище Мохши (всего в Среднем Поволжье и Приуралье тризна встречаются в 1,2 % погребений). Особенностью встречаемости остатков тризны является то, что они всегда связаны с наличием надмогильного сооружения - кургана, подкурганной оградки, надгробия, наземного склепа. Это вполне логично, поскольку само наличие надмогильного сооружения предполагает существование поминального культа, посещение могилы родственниками покойного и некие обрядовые действия, которые могли включать в себя и поминальную трапезу. Так, 4,1 % погребений в мавзолеях, 75,3 % погребений в подкурганных оградках, 47,1 курганных погребений сопровождаются тризнами. В то же время тризнами сопровождаются лишь 0,4 грунтовых бескурганных погребений. По другим группам распределение следующее: тризны присутствуют рядом с 7,5 % погребений с внутримогильными конструкциями, с 6,6 % погребений без внутримогильных конструкций, с 4,3 % безынвентарных погребений, с 19,8 % погребений с инвентарём (что вполне понятно - и признак «наличие тризны», и «наличие погребального инвентаря» являются маркерами пережитков язычества и вполне непротиворечиво сочетаются в погребальном обряде). Тризны также сопровождают 8,6 % погребений, в которых покойные обращены лицом вверх (35 случаев), 10,3 % погребений лицом влево (18 случаев) и 5,5 % или 64 случая наблюдений для погребений, обращённых лицом вправо. Наблюдается некоторое падение доли встречаемости в сочетании с «языческим» признаком, однако растёт частота, что связано просто с преобладанием в выборке захоронений, обращённых лицом вправо. Таким образом, на этом примере мы вновь встречаемся с признаками, маркирующими языческие пережитки, в мусульманских захоронениях, в которых соблюдён главный принцип киблы.

Могильные ямы.

75 погребений в нашей базе данных или 4,1 % совершены в ямах с сужающимися ко дну стенками (в ямах типа А-12 по нашей типологии). Яма такого типа встречаются на Селитренном городище (17 случаев или 3,4 % от всех погребений с данного памятника), на Водянском городище (8 случаев наблюдения или 6 % погребений с памятника), на Царёвском городище и


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.