Не то, что мните вы, природа, — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Не то, что мните вы, природа,

2017-09-10 524
Не то, что мните вы, природа, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Однако самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недостаточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. С воплощение порой связана самая напряжённая сторона творчества – та, что вынуждает исписывать горы бумаги, проделывать невероятные путешествия, переживать невероятные путешествия, переживать минуты глубокой тревоги – и всё ради одной единственной фразы, штриха, мелодии.

Истинное искусство требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. Оно требует найти ту истинную фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу её создателя.

Тот, кому судьба предназначила быть творцом, носит в душе идеал, с которым он сверяет всё, что создаёт.

Такой идеал – «магическая единственность» замысла и его воплощения – единство содержания и формы.

Вокально-хоровая работа.

ü Ю. Шевчук. Что такое осень.

IV. Итог урока.

Мы начали разговор о единстве содержания и формы в искусстве, которое зависит и от красоты, и от истинности, и глубины жизни.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

***

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Урок 2

Тема: Музыку трудно объяснить словами.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

Ø Ю. Шевчук. Что такое осень (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Музыку трудно объяснить словами.

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека. А. де Сент-Экзюпери

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства.

В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.

Лишь о небольшой части музыки – музыки программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, т. е касаясь тех словесных описаний, которые даёт нам композитор. Но как только начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится столь же недоступной нашим определениям, подобно любой другой.

Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств.

Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое.

Мы уже говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.

Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни – невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру – ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.

Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. Среди многих ценностей, каким обладает искусство, есть и такая, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.

Может быть, именно этого человек прежде всего ищет в произведениях искусства: ведь он взаимосвязан с миром, он ищет отклика и утешения. «Мы вечном плену у источников, – писал А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». – Наша свобода так ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязи у колодцев, мы привязаны точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг – и умираешь».Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.

Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.

Бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя.

Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

Вот почему её саму так трудно объяснить словами.

И в этом – главная особенность её содержания.

ü М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

 

ü И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

Иоганнес Брамс (1833 – 1897) – выдающийся немецкий композитор, создатель философски углубленных произведений для симфонического оркестра, в которых он выражал самые разные чувства и настроения. Он даёт нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени, создаёт музыкально обобщённый образ эпохи.

Вокально-хоровая работа.

ü Ю. Шевчук. Что такое осень.

IV. Итог урока.

Мы говорили о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Ответьте письменно на вопрос: почему художественное произведение можно уподобить загадке?

 

***

Урок 3

Тема: Что такое музыкальное содержание.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора Л. Бетховена.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

II. Сообщение темы урока.

Запись на доске:

… Жизни годы Прошли недаром, ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой! И. В. Гёте. Фауст

III. Работа по теме урока.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.