Схема Прелюдии Ф. Шопена ля мажор — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Схема Прелюдии Ф. Шопена ля мажор

2017-09-10 1325
Схема Прелюдии Ф. Шопена ля мажор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фраза А Фраза В Фраза С Фраза D

               

Первое предложение

 

Фраза А1 Фраза В1 Фраза С1 Фраза D1

               

Второе предложение

 

 

Вокально-хоровая работа.

Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).

Ø “Есть только миг” композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, написанная к известному кинофильму “Земля Санникова” и, вероятно, многим из вас уже знакомая. Послушайте 1 куплет этой песни, вспомните ее, обратите внимание на ее интонационные краски и настроение, а так же поразмышляйте, похожа ли ее форма на “Прелюдию № 7” Ф.Шопена?

Показ одного куплета.

Д: - В этой песне мы слышим лирическое размышление о смысле жизни. Задумчивая, неторопливая, но яркая и выразительная мелодия заставляет и нас размышлять об отношении к собственной жизни: яркой мгновенной вспышкой озарить все вокруг или неторопливо тлеть долгие годы.

У: - А что вы можете сказать по поводу построения этого фрагмента песни?

Д: - Так же, как и прелюдия, он построен в форме периода, но он усложнен повторением 2-го предложения, в этом состоит его отличие.

У: - Верно, вы правильно определили форму куплета этой песни. А повторение, о котором вы сказали, называется в музыке РЕПРИЗОЙ. (Запись в тетради.)

Предлагаю разучить первый куплет песни.

У: - Давайте вместе подумаем, какой образ мы должны создать, исполняя песню?

Д: - Задумчивый, философский, лирический.

Разучивание начинаем с выстраивания 1-го звука.

Затем использую приемы:

1. “Музыкальное эхо” (повторение фраз после исполнения учителем).

2. Пение по цепочке (по группам или по рядам).

3. При исполнении особое внимание уделяю плавному, певучему звучанию.

4. Работаю уже при разучивании над кульминационным развитием.

После разучивания куплета, исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.

IV. Итог урока.

У: - Итак, с какой простейшей формой музыки мы познакомились?

Д: - Мы познакомились с периодом.

У: - Как вы поняли, что из себя представляет период?

Д: - Это построение из 16-ти тактов, выражающее одну музыкальную мысль, и состоящее из 2-х предложений.

У: -Какие произведения в этой форме звучали сегодня на уроке?

Д: - “Прелюдия № 7” Фридерика Шопена и песня “Есть только миг”.

У: - Убедили ли нас эти произведения в правильности и неоспоримости утверждения Ромена Роллана?

Д: - Да, конечно, мы встретились с музыкой, которая проста в построении, но удивительно красива и выразительна.

 

Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.Рассмотрим произведение, написанное в форме периода, которая в музыке считается одной из простейших.

Однако всякая простота в искусстве нередко оказывается мнимой. Краткое, но ёмкое по смыслу высказывание – такое определение произведения, написанного в форме периода, нередко представляется наиболее верным.

V. Домашнее задание.

Определение и строение периода. Исполнять песню.

Попробуйте найти среди знакомых вам музыкальных произведений, спетых или прослушанных ранее произведения, построенных в форме периода.

 

Урок 22

Тема: Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

III. Работа по теме урока.

В музыке, как и в поэзии, одну из основ звуковой организации образуют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Вот как строит своё стихотворение – Афанасий Фет:

 

Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,
Счастию сердце легко предается:
Мне близ тебя хорошо и поется.
Свеж и душист твой роскошный венок.

 

Каждая строфа этого стихотворения обрамляется одной и той же строчкой, что образует своеобразную репризность. В музыке такие повторы составляют главную суть музыкального развития, сообщая произведению симметрию и стройность.

Формы, имеющие повторы (репризы), используются в музыке намного чаще, чем безрепризные. Поэтому гораздо чаще можно встретить трёхчастную форму, чем двухчастную: ведь двухчастная, особенно не включающая репризы (безрепризная), как правило, статична, ведь в ней почти отсутствует образное развитие.

Романс Глинки - воспевание прелестной венецианской ночи, наполненной звуками баркаролы, несущей радость, красоту, дыхание весны.

В основу романса Глинки положен отрывок из стихотворения И. Козлова «Венецианская ночь»:

 

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

 

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав -

 

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

 

Что же, что не видно боле

Над игривою рекой

В светло-убранной гондоле

Той красавицы младой,

Чья улыбка, образ милый

Волновали все сердца

И пленяли дух унылый

Исступленного певца?

 

Нет ее: она тоскою

В замок свой удалена;

Там живет одна с мечтою,

Тороплива и мрачна.

Не мила ей прелесть ночи,

Не манит сребристый ток,

И задумчивые очи

Смотрят томно на восток.

 

Но густеет тень ночная;

И красот цветущий рой,

В неге страстной утопая,

Покидает пир ночной.

Стихли пышные забавы,

Все спокойно на реке,

Лишь Торкватовы октавы

Раздаются вдалеке.

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).

Вокально-хоровая работа.

Ø М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).

IV. Итог урока.

Музыка, заглянув в душу человека, говорит нам, что полной и всеобъемлющей радости не бывает, что она, как ни велика, а всегда таит в себе неуловимую ноту грусти. Грусть эта прекрасна: благодаря ей люди не утрачивают способности к радости и восхищению.

V. Домашнее задание.

Исполнять романс.

Урок 23


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.