Дорога в жизнь и испытания жарой — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Дорога в жизнь и испытания жарой

2017-08-24 230
Дорога в жизнь и испытания жарой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1990 году в честь 45-летия Победы над фашистской Германией было принято решение провести парад на Красной площади 9 Мая.

Тогда на этом параде в первый и в последний раз по Красной площади прошли танки Т-64Б и прошли в первый раз БМП-3, к великому счастью, это был не последний проход по Красной площади БМП-3.

В судьбе БМП-3 парад 1990 года сыграл очень важную роль. Но об этом чуть позже. Тогда к параду подготовили 35 машин — 25 должны были идти в парадном расчете и 10 машин находиться в резерве. Многие опасались, что во время парада что-нибудь случится с какой-то из машин — например, заглохнет или сломается механизм изменения клиренса. Поэтому на БМП-3 участвующих в подготовке к параду 9 мая 1990 года велели убрать механизмы изменения клиренса, заменив их металлическими стержнями, жестко. Все равно некоторые сомневались, уповая на то, что машина «сырая», ненадежная, может подвести в самый ответственный момент. Однако присутствовавшие во время подготовке и при проведении парада представителя «КМЗ» смогли убедить руководство Московского военного округа в том, что все будет в норме. Была обнаружена причина, по которой парадный расчет из БМП-3 на тренировках ездил не ровно: то одна машина вырвется вперед, то другая. Командир батальона БМП-3 прислушался к совету заводчан, и на параде коробка машин прошла идеально. Тогда еще никто не знал, что этим проходом по Красной площади БМП-3 проложили себе дорогу в будущее и к мировой известности. Пока велась подготовка к параду в Москве, в Аравийской пустыне полным ходом шли сравнительные испытания БМП-2 и английской БМП Warrior, БМП-2 тогда себя прекрасно зарекомендовала, и командующий сухопутными войсками ОАЭ генерал Аль Рьяни вылетел в Москву для переговоров о закупке партии таких машин. Но к «консенсусу» тогда не пришли, наше военное руководство наотрез отказалось ставить на БМП-2 французский тепловизонный прицел. А тут парад 9 мая, и арабские генералы увидели новую машину.

Началось «прощупывание» возможности организации переговоров о проведении сравнительных испытаний и последующем приобретении (в случае успешного окончания испытаний) БМП-3. Тогда наши официальные органы наотрез отказывались вести переговоры о продаже БМП-3, аргументируя даже таким посылом, что в СССР машины типа БМП-3 не существует, и мы о ней ничего не знаем. Арабы настаивали на своем, пустили в ход фотографии с парада 9 Мая 1990 года. Тогда представители «Росвооружения» стали говорить о том, что машина «сырая», недоведенная. Но офицеры армии ОАЭ были настойчивы в своих требованиях, в конечном счете переговоры о возможности покупки БМП-3 не прекратились и позже продолжились.

В мае 1991 года Объединенные Арабские Эмираты с официальным визитом посетила военная делегация СССР. Во время ее пребывания в стране арабские военные проявили большой интерес к БМП-3 и высказали свои пожелания о проведении предварительных испытаний БМП-3 в условиях ОАЭ летом, т.е. когда стоит самая жара. Эти условия нашим специалистам уже были знакомы. Встал вопрос о срочной подготовке к проведению сравнительных испытаний БМП-3 в ОАЭ, для этого надо было подготовить и машины и экипажи, на кону стоял контракт о приобретении этих машин. Времени оставалось чуть более месяца. Решено было подготовить и отправить на испытания в Эмираты четыре БМП-3 и самых опытных специалистов от заводов в Кургане и Туле. Старшим группы был назначен Владимир Михайлович Аксентьев, бывший в ту пору заместителем главного конструктора, а руководителем по стрельбовым испытаниям стал представитель тульского КБП, один из авторов комплекса вооружения Сергей Березин.

Главой всей делегации был назначен первый заместитель начальника ГБТУ МО СССР генерал-лейтенант Николай Журавлев. Зная об аравийских песках не понаслышке, В.М. Аксентьев предложил использовать на отправляемых машинах новую конструкцию венца ведущих колес, которые имели меньшее число зубьев и измененную конфигурацию. Это должно было обеспечить передачу на гусеницу большего крутящего момента и позволило бы не садиться машинам в песках, а также предотвратить сброс гусеницы. До отправки в ОАЭ решили предварительно проверить машины в соответствующих климатических условиях — в Туркмении. Условия почти соответствовали, жара стояла под +50градусов Цельсия в тени.

Испытания проводили по усложненной программе, учитывая уже имевшийся опыт испытаний в Эмиратах БМП-2 и то, что могут возникнуть самые неожиданные вопросы и пожелания хозяев тендера. Был выявлен ряд производственных дефектов, касавшихся вооружения и трансмиссии, которые по возвращении в Курган были сразу устранены и проведены повторные испытания, но уже на месте. Группа специалистов и четыре БМП-3 на двух Ан-124 «Руслан» отправились в ОАЭ в конце июля 1991 года. По опыту замечу, что конец июля — август в Эмиратах самая жаркая пора.

Столбик термометра в это время года днем нередко в тени переползает отметку +50 градусов, а ночью редко опускается ниже +35 градусов. После прибытия в течение нескольких дней машины готовили к испытаниям. На них были заменены масла, топливо, смазки. В них в обитаемом отделении и на различные системы устанавливались температурные и вибрационные датчики. Арабские офицеры и сержанты внимательно изучали конструкцию и устройство машины, эксплуатационную документацию. Наши специалисты через переводчиков объясняли, что к чему и отвечали на возникшие вопросы. Первоначально планировалось в течение недели провести ходовые испытания в пустыне, а затем в течение двух дней провести подготовку машин к стрельбе и провести стрельбы. На пробег в пустыню ушли четыре машины. Их сопровождала целая колонна внедорожников с арабскими офицерами и нашими специалистами. Впереди тоже следовал внедорожник Toyota Land Cruiser генерала Аль Рьяни. Одним из условий пробега было то, что БМП-3 должна пройти там, где пройдет полноприводная Toyota. Правда, автомобили частенько садились в песке, и тогда арабские солдаты буквально на руках их вытаскивали, а БМП-3 продолжали идти. Бывало так, что некоторые из них тоже садились, но тогда в ход шли бревна для самовытаскивания или цепляли цугом несколько БМП и вытаскивали застрявшую, после чего продолжали движение.

После нескольких часов движения колонна БМП останавливалась, и производились замеры температуры воздуха внутри машины, брони, катков, гусениц, проверялась исправность систем. Арабские специалисты также находились в БМП, проверяли, насколько удобно работать экипажу внутри, какие машина испытывает вибрации, удобство работы экипажа, насколько жарко в машине. Наши испытатели тоже все тщательно проверяли и фиксировали все результаты и замечания, выявленные как арабами, так и своими специалистами.

Пробег продолжался больше недели, за это время прошли по пескам около тысячи километров. Это было суровое испытание не только для машин, но и для людей, которые участвовали в этом пробеге. В первый же день пробега поднялась песчаная буря — малоприятное явление в пустыне. Песок и пыль забивается во всевозможные щели, видимость 10-20 м, и ко всему прочему невыносимая жара. Арабским специалистам песчаная буря была на руку — им интересно было посмотреть, как справятся с такими условиями воздухоочистители наших машин. До этого американские и английские БМП такую проверку не прошли. Наши БМП-3 продолжили свое шествие по Аравийской пустыне. Впрочем, арабским офицерам тоже доставалось от капризов местной природы.

Не менее сложную программу пришлось выполнить нашим специалистам при проведении стрельбовых испытаний. После пробега осталось три машины из четырех, и времени на подготовку машин к стрельбе в полном объеме нашим специалистам не дали. Планировалось, как положено, провести весь комплекс проверочных работ в течение трех дней, вместо этого смогли быстро сделать выверки в течение полудня в послеобеденное (самое жаркое) время. К тому же, арабские офицеры потребовали вести стрельбу на максимальные дальности,

Результаты стрельб окончательно убедили арабов в превосходстве БМП-3 над английской БМП Warrier и американской БМП Breadly, которые уже прошли испытания в ОАЭ. Перед началом испытаний БМП-3 в ОАЭ у наших специалистов прошла информация, что арабские военные склонны к выбору американской БМП. Но после завершения испытаний их выбор изменился в пользу БМП-3.

Генерал Аль-Рьяни сообщил главе нашей делегации о том, что результаты испытаний оценены в целом как положительные, но окончательное решение будет принимать президент. Итоги испытаний подводила правительственная комиссия ОАЭ во главе с Шейхом генерал-лейтенантом Мухаммедом бин Зайдом Аль Нагьяном — сыном президента страны. После утверждения итогового акта он пригласил руководителей нашей делегации к себе и сообщил о положительных выводах комиссии по испытаниям БМП-3. Кроме того, он попросил оставить прошедшие испытания машины и группу наших специалистов для обучения эмиратских военнослужащих. Это говорило о том, что чаша весов все больше склоняется в нашу сторону. Еще через несколько дней руководство, тогда еще советской, делегации было принято президентом ОАЭ Шейхом Зайдом бин Султаном Аль Нагьяном, который сообщил о принятии им решения о приобретении БМП-3 для вооруженных сил ОАЭ. Это было 19 августа 1991 года, в Москве произошел государственный переворот. Вопрос о поставке техники из нашей страны в ОАЭ повис на волоске.

Однако желание арабских военных видеть в своем парке бронетехники БМП-3 было выше политических амбиций. Осенью 1991 года в Москву для переговоров по закупке БМП-3 прибыла делегация ОАЭ во главе с генералом Аль Рьяни, его помощником был А. Мутава. В ходе переговоров арабской стороной были выставлены жесткие требования по доработке машины. Основными из них были обеспечение эксплуатации БМП-3 при температуре +55 градусов, установка французского тепловизора и кондиционера. Поставки первых БМП-3 в ОАЭ должны были начаться уже в 1992 году.

Условия очень жесткие, особенно по срокам, если учесть, что необходимо провести доработку машины. Но в то время для завода это была единственная возможность выжить, и он его воспользовался. В 1992 году первые серийные БМП-3 поступили в ОАЭ. Машины эти имели много отличий от тех, что эксплуатировались в Сибирском военном округе и военных ВУЗах России. На «эмиратских» БМП-3 не было пускового подогревателя и отопителя, был убран механизм изменения клиренса. Зато добавили тепловизионный прицел Namut производства минского предприятия «Пеленг», но использовавшего французскую тепловизионную камеру Sagem. Также был установлен дополнительный вентилятор обдува радиаторов с гидроприводом от ГОП. Корпус и башня машины сверху покрыты специальным теплоизоляционным материалом, прикрытым дюралевыми листами. На БМП-3, поставляемые за рубеж устанавливались средства связи иностранного производства. Началось освоение машины эмиратскими военными.

А в 1993 году в ОАЭ состоялась первая выставка вооружений IDEX. Она сразу завоевала в ряду аналогичных выставок лидирующее положение — все производители этого товара прекрасно понимают: в ОАЭ есть деньги, есть что защищать, и там не будут скупиться при приобретении самого современного оружия. Приехало много участников выставки, привезли много натурных образцов. Широко представляли там продукцию компании из России и из США. После IDEX-93 долгое время визитной карточкой выставок IDEX был российский танк Т-80У, прозванный там «летающим». «Тройка» тогда тоже «летала» по препятствиям не хуже Т-80У, демонстрировала огневые возможности на полигоне Макатра и плавала в канале. Ее прекрасные качества не могли остаться незамеченными. Через некоторое время пошли предложения о закупке этих машин от Кувейта, Кипра и Южной Кореи.

В Южной Корее управление сухопутных войск страны решило проверить БМП-3 на специальных препятствиях уже после того, как машины поступили в их армию. До этого они все испытания БМП-3 проводили на наших полигонах. А в Южной Корее на испытательной базе были настроены препятствия для испытания танков и БТР собственного производства. При этом были и такие препятствия, которые даже корейские танки К1 не преодолевали, как заметили наши специалисты, участвующие в тех испытаниях, следов от техники на них не было. А наши БМП-3 с нашими механиками-водителями прошли все препятствия, чем озадачили корейских офицеров, но и порадовали — технику то купили хорошую. Вот как иногда приходилось пробивать себе дорогу в жизнь лучшей и на сегодняшний день боевой машине пехоты — БМП-3.

 

МОДИФИКАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Сразу же после начала испытаний опытных образцов «объекта 688» специалистам стало ясно, что шасси новой БМП может стать универсальной базой для целого семейства бронированных гусеничных машин легкой категории по массе.

БМП-ЗК. Одной из первых модификаций БМП-3 стала командирская машина БМП-ЗК (ведущий инженер проекта — А.Б. Витвинов). Эта модификация используется в качестве командирской машины в мотострелковых (мотопехотных) и танковых бригадах, полках и батальонах. От базовой модели отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы рабочие места для штабистов, место для радиста, а также установлены дополнительные средства связи. Рабочие места оборудованы складывающимися столиками и подсветкой для ведения штабных карт. Сокращен боекомплект, для обеспечения на стоянках средств связи электропитанием имеется дополнительный силовой агрегат.

БМП-ЗФ. Одним из вариантов БМП-3, предназначенным для эффективного использования машины при действиях на море и в прибрежной зоне стала боевая машина пехоты БМП-ЗФ. На этой модификации исключена система самоокапывания и увеличен волноотбойный щиток. Машина тем самым получила лучшую уравновешенность по дифференту. Машина, помимо двух мощных водометных движителей, оснащена телескопической воздухозаборной трубой. Все это позволяет БМП-ЗФ двигаться на плаву со скоростью 10 км/ч при волнении до 3 баллов и обеспечивает возможность стрельбы при волнении до 2 баллов. Впрочем, как показала практика эксплуатации БМП-3, эта машина может успешно решать задачи на плаву и при волнении, значительно превышающем 3 балла. Машина уверенно выходит на берег при уровне прибойной волны в 3 балла. Непрерывное нахождение машины в воде возможно в течение 7 часов при работающем двигателе. Конструкция БМП-ЗФ дает возможность при эксплуатации на воде буксировать однотипное изделие, двигаться на буксире за однотипным изделием и морскими рейдовыми катерами. Все машины БМП-ЗФ оснащаются прицелом ППН «СОЖ».

Боевая разведывательная машина БРМ-ЗК «Рысь» (объект 501). БРМ-ЗК изготовлена на узлах и агрегатах БМП-3 на Рубцовском машиностроительном заводе (РМЗ) и в 1995 году была принята на вооружение.

По сути это совершенно другая машина, хотя и очень схожа с БМП-3 по шасси. БМП-ЗК имеет стальной броневой корпус оригинальной конструкции, который по конфигурации только напоминает БМП-3. РМЗ имел отличное бронекорпусное производство, но в отличие от Кургана оно не было реконструировано под производство алюминиевых корпусов. Защита корпуса не ниже, чем у БМП-3. Двигатель УТД-29, гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота (не как некоторые авторы писали «гидравлическая трансмиссия»), бортовые передачи, водометы, полностью заимствованы с БМП-3. Ходовая часть имеет более существенные отличия, блочная (модульная) конструкция подвески заменена на традиционную. Балансиры установлены на подшипниках скольжения, изготовленных из сополимера. На БМП-3 подшипники балансиров игольчатые, по типу танка Т-80. В подвеске отсутствует механизм изменения клиренса.

Экипаж машины — 6 человек. Среднее (боевое) отделение имеет погон несколько большего диаметра, чем у БМП-3. В башне находятся два члена экипажа: командир машины и наводчик. В башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А72 со спаренным с ней пулеметом ПКТ. Боекомплект пушки — 400 патронов в двух лентах (еще 200 патронов в кусках ленты — в отдельной укладке) и 2000 патронов к П КТ. Экипаж имеет 6 автоматов: 2 — АКС74, 2 — АК74Н с ночными прицелами и 2 — АКС74У. Предусмотрена укладка для гранатомета РПГ-22 (РПГ-26), для ПЗРК укладка не предусмотрена.

Боевой вес машины около 19 тонн, что несколько выше, чем у БМП-3, но характеристики подвижности по суше и на плаву примерно такие же: максимальная скорость хода 72 км/час, скорость на плаву 10 км/час.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка». Для максимально эффективного выполнения боевых задач и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании машин в полевых условиях ОАО «Курганмашзавод» была разработана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л «Беглянка» (ведущий инженер проекта — А. В. Комаров). Необходимость создания новой многофункциональной БРЭМ возникла с поступлением на вооружение боевой машины пехоты БМП-3 и машин на ее базе. Имевшиеся на тот период БРЭМ типа БРЭМ-2, РМ-Г на базе БМП-1 не могли решать задачи по эвакуации и обеспечению комплексного ремонта машин семейства БМП-3. Возникли сложности по материально-техническому снабжению обеспечиваемых машин запасными частями, горюче-смазочными материалами, инструментом. Особо остро встала также проблема ремонта бронекорпусов в полевых условиях, в связи с отсутствием на подвижных ремонтных средствах необходимого оборудования по сварке и резке алюминиевых сплавов. Также необходимость создания качественно новой БРЭМ-Л приобрела с выходом боевой машины пехоты БМП-3 на международный рынок.

БРЭМ-Л обеспечивает эвакуацию застрявших машин, самовытаскивание при застревании, буксирование управляемых и неуправляемых машин в различных дорожных условиях, в том числе и на плаву. Оборудование БРЭМ-Л позволяет проводить ремонтные работы по подготовке машин к эвакуации (включая электросварочные и режущие работы по стали и алюминиевым сплавам), проводить грузоподъемные работы по полуподъему машин при эвакуации или ремонте, замене узлов и агрегатов (в том числе башен и силовых блоков). БРЭМ-Л также обладает возможностями по замене собственного силового блока, движения с грузом на крюке крановой установки (включая башню) в пределах ремонтной площадки, транспортирования различных запасных частей машин (включая силовой блок). Сошник-бульдозер позволяет использовать БРЭМ-Л при проведении землеройных работ при оборудовании ремонтных площадок, а также для снятия грунта при подготовке машин к вытаскиванию.

При создании БРЭМ-Л были учтены все современные требования, предъявляемые к ремонтно-эвакуационным машинам. Оптимальное сочетание показателей подвижности, защищенности и эргономичности позволяют БРЭМ-Л эффективно выполнять задачи в различных климатических зонах в диапазоне температур от -50 до +50 градусов.

 

Первые серийные БРЭМ-Л «Беглянка» поступили в армию ОАЭ уже в 1998 году. Всего в эту страну было поставлено 60 таких машин. В Российскую армию эти машины долго не поступали. На снабжение ВС РФ БРЭМ-Л была принята приказом министра обороны РФ № 234 от 13 июня 2002 года, т.е. спустя 4 года после начала поставок за рубеж.

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена». К 1996 году на основе узлов и агрегатов шасси БМП-3 было создано новое универсальное самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена» (ведущий инженер проекта — Н.М. Сушко). Головным исполнителем по перспективному орудию (тема ОКР называлась «НОНА-СВ») было назначено ОАО «Мотовилихинские заводы». Научное руководство работ осуществляло ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ». Новые более эффективные боеприпасы для нового САО создавало ГНПП «Базальт». Первый экземпляр САО был представлен на международной выставке вооружения 1DEX-97 в Арабских Эмиратах.

Сегодня САО 2С31 «Вена» представляет собой плавающую, полностью бронированную самоходную артиллерийскую установку с полноповоротной башней на гусеничном шасси, созданном с использованием узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-3. Однако еще при проектировании САО предусматривалась возможность размещения разрабатывавшегося боевого отделения на различных колесных и гусеничных шасси БМП, БТР и легких танков достаточной грузоподъемности. Боевое отделение и механизированная боеукладка на 40-70 выстрелов имеет массу 5,5-7,0 т.

Артиллерийская часть САО 2С31 — это 120-мм универсальное нарезное казнозарядное орудие, использующее снаряды с готовыми нарезами на ведущем пояске, и с лучшей баллистикой, чем ранее использовались на САО типа «НОНА». Специально для «Вены» были созданы новые артиллерийские выстрелы, обеспечивающие большую дальность и точность стрельбы, и увеличенное поражающее действие. Кроме этого из орудия возможна стрельба всеми типами старых боеприпасов для «Ноны» и всеми типами 120-мм мин производства различных стран.

Высокая подвижность и проходимость САО, практически равноценная БМП-3, обеспечивает ему быстрое перемещение на марше и на поле боя, при совершении противоогневого маневра и при смене огневых позиций. Бронированный корпус САО обеспечивает защиту от огня крупнокалиберного стрелкового вооружения.

Универсальное гусеничное шасси (объект 699). Универсальное шасси (объект 699) на базе узлов и агрегатов БМП-3 разрабатывалось под концепцию крупносерийного производства специзделий на ОАО «КМЗ» в два потока или в два конвейера. Боевые машины пехоты БМП-3 одним потоком, и параллельным потоком — универсальные шасси для семейства бронированных гусеничных машин (БГМ) на базе БМП-3. Этот подход к производству БМП и шасси был одобрен руководством завода и заказчиком и был использован при разработке машин по темам ОКР «Хризантема» и «Веер». Ведущим инженером проекта по универсальному гусеничному шасси был назначен Закамалдин С.Ф., заместителем главного конструктора по этому направлению работ — А.И. Никонов. Специальные КБ машиностроения в Коломне и Саратове были головными разработчиками ракетных комплексов «Хризантема» и «Веер».

Компоновочными особенностями универсального шасси было наличие большого среднего отделения для размещения различных комплексов вооружения и большого проема над этим отделением с опорно-уплотнительным устройством в крыше корпуса. Опорно-уплотнительное устройство позволяло герметично установить крышу потребителя с любым набором конструктивных элементов, будь то боевой модуль, башня, спецагрегаты и т.д. В конструкцию бронекорпуса шасси были введены два пояса жесткости, которые замыкали пространство отделений управления и МТО. Объем полезного для размещения оборудования шасси отделения составил — 12 м3, а его габариты позволяли размещать ракеты длиной до 3 м. Универсальное шасси обеспечивало боевой машине (БМ) среднюю скорость по грунтовым дорогам более 45 км/ч, максимальную скорость не менее 70 км/ч, скорость на плаву не менее 10 км/ч.

Несмотря на то что и по сей день по своим характеристикам БМП-3 остается лидером в своем классе, предложенная российскими конструкторами программа модернизации обеспечивает повышение боевой эффективности этой машины как минимум в 1,5 раза. Модернизацию осуществили ОАО «Курганмашзавод» и ОАО «Электромашина». Не один раз усовершенствованная БМП-3 стала звездой экспозиции традиционной международной выставки вооружений IDEX, проводимой в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби.

Одним из недостатков БМП-3, выявленных в ходе эксплуатации машины и ее боевого использования была сложность подготовки комплекса вооружения к стрельбе, а также частое сбивание выверки дальномера, вследствие размещения его приемопередатчика на стволе 100-мм орудия 2А70. Поэтому начиная с 1998 года на машину стали устанавливать новый комбинированный прицел наводчика «Сож» со встроенным дальномером — разработка ОАО «Пеленг» (г. Минск). Этот прицел значительно проще в обращении и обслуживании своего предшественника 1К13-2. Особенно понравилась новинка эмиратским танкистам (в армии ОАЭ БМП-3 входят в состав танковых войск). Раньше они жаловались на то, что российские инструкторы сильно ругались на них, когда после выверки кто-то по неосторожности хватался руками за приемопередатчик дальномера или (не приведи Аллах) вставал на него ногами, загружая боеприпасы в машину.

Ряд доработок был проведен с целью повышения эффективности работы системы охлаждения в условиях жаркого климата.

 

Но технический прогресс диктует свои условия. В связи с этим на «Курганмашзаводе», опираясь на долговременный опыт разработки и производства боевых машин пехоты и машин на их базе, учитывая современные требования к эффективности боевых машин пехоты и практику их боевого применения, была разработана комплексная программа модернизации БМП-3. Эта программа учитывает современные требования армий большинства стран к боевой эффективности и военно-техническому уровню боевых машин пехоты третьего поколения и ориентирована на повышение этих показателей. Кроме того, ее особенностью является возможность выбора заказчиками приоритетных направлении модернизации, улучшающих огневую мощь, защищенность, подвижность, эксплуатационную эффективность машины — показателей боевой эффективности машины. Эти направления могут быть реализованы как в комплексе, так и в отдельности, по выбору заказчика.

Белорусская компания ОАО «Пеленг» из Минска, разработала для бронетанковой техники новый панорамный прицел командира — Falcon Eye («Соколиный глаз»). Такой прицел прошел уже испытания на БМП-3 все в тех же ОАЭ и показал довольно высокие результаты. Благодаря его установке в машину упростились многие операции, такие как, например, поражение внезапно обнаруженных командиром машины опасных целей, командирское целеуказание, выверка прицелов. Теперь выверкой прицелов может заниматься один человек, находясь внутри машины, а не три, как было ранее.

Разработан и устанавливается в новые серийные машины механизм заряжания ПТУР. Впервые подобный механизм разработал и реализовал в ОАЭ В.М. Аксентьев. Правда, тогда механизм имел еще ряд недостатков и был не до конца доработан, но он работал и дал толчок курганским конструкторам реализовать свои конструкторские идеи.

Значительно повышен ресурс вооружения. Так, например, ресурс 30-мм автоматической пушки повышен с 6000 до 9000 выстрелов.

Повышение защищенности машины обеспечено за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э». Комплекс активной защиты «Арена-Э» обеспечивает защиту модернизированной БМП-3 от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и противотанковых гранат, используемых в различных комплексах, а также в составе боекомплектов вертолетов и однотипных машин.

«Арена-Э» автоматически обнаруживает, определяет траекторию полета и уничтожает подлетающие противотанковые боеприпасы различного типа действия с диапазоном скоростей от 70 до 700 м/с. Комплекс работает в автоматическом режиме, обеспечивающем после проведения самоконтроля исправности комплекса его перевод в режим боевой работы. После этого на экипаж не накладывается никакой дополнительной нагрузки, что позволяет ему полностью сосредоточиться на выполнении основной боевой задачи.

Устанавливаемые при модернизации машины дополнительные броневые экраны предназначены для повышения уровня зашиты бортовых элементов конструкции корпуса. Они обеспечивают защиту от бронебойной пули калибра 12,7-мм с дистанции 100 м при обстреле под любым углом, исключают образования проломов основной брони и снижают остаточное действие кумулятивной струи при попадании кумулятивных гранат. При этом установка экранов не снижает параметры плавучести машины, сохраняя их на уровне серийных машин. Другими словами, машина способна преодолевать водные преграды без специальной подготовки при волнении до 3 баллов.

Объемные дополнительные броневые экраны конструктивно выполнены в виде навесных бортовых защитных элементов, а именно неподвижно закрепленных съемных верхних секций и откидывающихся на шарнирах нижних секций для обеспечения возможности обслуживания ходовой части.

Установка выполняется методом демонтажа крыльев и монтажа готовых комплектов экранов на корпус машины. Монтаж не требует изменения конструкции корпуса и может быть выполнен в условиях ремонтных заводов и производств с низким уровнем технологической оснащенности, персоналом со средним уровнем подготовки.

По желанию заказчика на БМП-3 может быть установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1». Этот комплекс позволяет обеспечить эффективную защиту машины от поражения различными ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения.

Не всегда доверяющие рекламным трюкам офицеры армии ОАЭ предложили испытать действие «Шторы-1» на практике. После окончания выставки IDEX-03 выставочный образец БМП-3, оснащенный комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1», был вывезен на полигон Макатра и испытан по полной программе. Сначала арабские офицеры отстреляли всеми типами боеприпасов из самой машины при включенном комплексе, проверяя, нет ли влияния излучения осветителей «Шторы-1» на стрельбу, особенно управляемой ракетой, а также, не будет ли сбоев работы комплекса от вибраций машины во время стрельбы.

Затем было самое интересное. Машину отогнали на 3000 м, включили комплекс и стреляли по ней ПТУРами с различными системами наведения. Ни одна ракета так и не достигла цели. Конечно, нашим представителям пришлось немного поволноваться. Но все обошлось. Нет, в работе комплекса они были абсолютно уверены, дело было в другом. Когда машину отогнали на уровень мишеней, в ней оставалось всего примерно 50 л топлива. Комплекс «Штора-1» при работе потребляет большое количество электроэнергии и для обеспечения его работы должен быть запущен двигатель. Если основной генератор не будет работать, аккумуляторов машины для работы комплекса хватит ненадолго, и он автоматически выключится. А так как арабы народ неторопливый, все делают основательно, то от момента постановки БМП на рубеж до окончания стрельб управляемыми ракетами прошло значительное время, а момент остановки двигателя на расстоянии в 3 км определить было нечем. Но все обошлось, когда специалисты подъехали к БМП, ее двигатель уже заглох, выработав все топливо, но к тому времени, когда он встал, стрельба уже прекратилась.

Незначительное повышение массы машины не отразилось на ее высоких ходовых и мореходных качествах. Напротив, новый более мощный четырехтактный, многотопливный дизель с турбонаддувом УТД-32Т (660 л.с.), устанавливаемый вместо двигателя УТД-29, значительно повысил маневренность БМП-3. Установка производится на штатное место двигателя УТД-29 и не требует значительных затрат по изменению конструкции корпусных элементов, обслуживающих систем двигателя и системы электрооборудования, исключая установку новой вентиляторной системы охлаждения и двухступенчатого воздухоочистителя. Установка может производиться в условиях производства со средним уровнем технологического оснащения, подготовленным персоналом и характеризуется достаточно низкой трудоемкостью.

С учетом опыта эксплуатации БМП-3 в условиях жаркого климата была разработана новая система охлаждения двигателя, обеспечивающая его эксплуатацию при температурах окружающего воздуха свыше +50 градусов без каких-либо ограничений.

Установленная на модернизированную машину информационно-управляющая система шасси ИУСШ-688 значительно облегчает действия механика водителя при эксплуатации машины. Электронный помощник водителя и наводчика снижает вероятность выхода из строя оборудования, в результате неправильных действий слабо подготовленного экипажа обеспечивает диагностику оборудования и кроме выдачи информации о неисправных узлах, деталях и блоках, подсказывает, где они находятся.

Улучшение подвижности в ночных условиях достигается установкой универсального прибора механика-водителя ТВК-1.

В целях обеспечения комфортных условий работы экипажа в условиях высоких температур воздуха на машину предусмотрена установка кондиционера КБМ-ЗМ. Для стран с жарким климатом — это особенно ценно.

БМП-3 завоевала мировую известность, модернизация машины продолжается и в наши дни.

 

«КОРОЛЕВА ПЕХОТЫ» В АРАВИЙСКОЙ ПУСТЫНЕ

 

После поставки первой партии машин БМП-3 в ОАЭ сразу же была организована подготовка специалистов и экипажей для сухопутных войск на базе Бронетанковой и Технической школ с помощью специалистов из России. Соответственно и самая интенсивная эксплуатация БПМ-3 проходила в этих школах. Так, например, в течение первых трех лет эксплуатации новой техники в Бронетанковой школе (БТШ) армии ОАЭ были израсходованы все ресурсы основного вооружения имевшихся в ней БМП-3. В то же время в других подразделениях, имевших на вооружении БМП-3, расход ресурсов вооружения составил приблизительно 10-15% от гарантийного. Естественно, что при такой интенсивной эксплуатации имелись и случаи выхода из строя машин по причине поломок или отказов различных узлов, агрегатов и блоков, как комплекса вооружения машины, так и ее силовой установки.

Вместе с арабскими экипажами набирались опыта и наши военные специалисты, прибывшие помогать арабским танкистам (в армии ОАЭ подразделения на БМП-3 входят в состав бронетанковых войск. — Прим, автора).

Достаточного опыта эксплуатации БМП-3 из наших военных имели не многие, т.к. в Российской армии такими машинами был оснащен всего лишь один мотострелковый полк в Сибирском военном округе. Каждая поломка била по престижу российской военной техники. В таких ситуациях нередко можно было услышать нелицеприятные отзывы обо всей бронетанковой технике России из уст некоторых офицеров ОАЭ. О том, что машина еще не освоена местными экипажами, да и инструкторами тоже, разговор как-то не велся. Нашим военным специалистам и специалистам группы гарантийного обслуживания «Курганмашзавода» приходилось прикладывать много усилий, а порой проявлять и мужество (температура воздуха днем в тени в ОАЭ даже зимой редко опускается ниже отметки +30 градусов), чтобы поддерживать марку российской бронетанковой техники.

«Помогли» нам в этом, как это ни странно звучит, французы со своими танками «Леклерк», которые закупило правительство ОАЭ на замену французским же АМХ-30В2. Когда эти танки в 1995 году стали поступать в вооруженные силы ОАЭ, некоторые арабские офицеры говорили нам с нескрываемой гордостью, что мол, эти танки — это техника XXI века, не чета нашей БМП. Мы не спорили, не зря в России говорят: «Цыплят по осени считают».

Французские военные специалисты были в таком же положении, как и мы — сказывалось отсутствие достаточного опыта эксплуатации нового танка, т.к. во Франции имелось тогда всего около 80 таких машин в одном танковом полку. Когда началась эксплуатация «Леклерков» в условиях Аравийской пустыни, у французов появились проблемы, по сравнению с которыми, проблемы БМП-3 были детскими шалостями. По надежности и ремонтопригодности БМП-3 оказалась значительно лучше «Леклерка». Все встало на свои места.

Последнюю точку в этом негласном противостоянии российской и французской техники поставил военный парад вооруженных сил ОАЭ в. столице этой страны г. Абу-Даби 2 декабря 1996 года, посвященный 25-й годовщине образования ОАЭ и 30-й годовщине руководства эмиратом Абу-Даби тогдашнего президента страны Его Величества Шейха Зайда бин Султана Аль Нагьяна. На этом параде головной «Леклерк» встал, не доехав, каких-то 50 м до трибуны, где размещались руководители страны и почетные гости. Конечно же, танк завелся и прошел до конца, как и положено, но «картинка» была смазана. Около 200 БМП-3 тогда прошли на параде все до единой, без всяких сюрпризов. Именно этот случай на параде в Абу-Даби вызвал сильную нас


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.