Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. «Братская могила пехоты» или супероружие? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. «Братская могила пехоты» или супероружие?

2017-08-24 334
Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. «Братская могила пехоты» или супероружие? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Сейчас уже невозможно представить себе даже самый незначительный бой без участия боевых машин пехоты, но для того, чтобы это произошло, понадобилось не одно десятилетие, после того как на поле боя появились первые бронированные машины — танки. Идея перевозить пехоту под защитой брони впервые была воплощена в Великобритании еще в 1917 г. Однако широкого применения тогда эта машина не нашла. Малоподвижная гусеничная повозка не отвечала своему прямому назначению, поэтому было выпущено всего 35 таких машин. Да и подвижность танков того времени не отличалась прытью, пехота ускоренным шагом вполне поспевала за ними, а иногда и обгоняла.

Бурное развитие этот вид бронетанковой техники получил во второй половине 30-х годов XX столетия, когда вследствие качественного скачка в танкостроении и других видов вооружений стали изменяться принципы оперативно-тактического использования вооруженных сил. Резкий рост их боевой эффективности подтолкнул талантливого советского полководца В. К. Триандафиллова в конце 20-х годов обосновать и разработать основные положения теории глубокого боя и операции. К середине 30-х годов в Советском Союзе новые способы ведения вооруженной борьбы были отработаны уже практически на ряде военных учений. Новые способы ведения боя и операции предусматривали, после одновременного огневого подавления противника на всей глубине его оперативного построения, прорыв тактической зоны обороны танками и пехотой, с последующим стремительным развитием тактического успеха. Поскольку при действиях пехоты только в пешем порядке, ни о какой стремительности не может идти и речи, вспомнили об опыте англичан 1917 года, только на новом качественном уровне. На поле боя нашлось место новой бронированной единице — БТР — бронетранспортеру.

В конце 30-х в СССР был создан и выпущен небольшой серией полугусеничный бронетранспортер Б-3, способный перевозить до 15 полностью экипированных пехотинцев. К сожалению, консервативность некоторых высокопоставленных советских военачальников и репрессии не позволили на практике реализовать положения новой военной теории, и о бронетранспортерах в Советском Союзе на некоторое время забыли.

Однако опыт советских военных не канул в Лету. В фашистской Германии быстро оценили значение совместных действий пехоты и танков в едином боевом порядке. И уже к 1940 году в танковых дивизиях вермахта пехотные подразделения и части были оснащены полугусеничными бронетранспортерами. Пехота таких подразделений получила название «Panzergrenadir». Солдаты на БТР не только транспортировались к полю боя, а зачастую действовали, не спешиваясь и перемещаясь на машинах в одном боевом порядке с танками непосредственно за ними, ведя огонь из своего стрелкового оружия. Примеру немецкой армии последовали в США. В течение 1941–1945 годов американская промышленность выпустила свыше 40 тыс. полугусеничных БТР, которыми оснащались не только американские бронетанковые и пехотные дивизии, но и бронетанковые части союзных армий, в том числе и Советского Союза.

Однако все эти машины имели общие недостатки, главными из которых были большая уязвимость вследствие большой высоты, отсутствие защиты сверху, трудности спешивания пехотинцев, вынужденных в полном снаряжении перепрыгивать через борт, что могло привести к тяжелым травмам.

В 50-60-е годы концепция применения пехоты была пересмотрена в связи с появлением тактического ядерного оружия. Ведение войны планировалось с широким его использованием, что могло позволить резко повысить темпы наступления. В связи с этим необходимо было сделать так, чтобы и пехота совместно с танками могла бы действовать на местности, на которой применялось оружие массового поражения. Оставшийся не уничтоженным после применения ядерного или другого ОМП противник должен был поражаться огнем пехоты без выхода ее из боевых машин.

Это и стало основой для появления в СССР нового класса боевых бронированных машин — боевых машин пехоты — БМП. В соответствии с тактическими взглядами того времени речь шла о создании легкой, массовой, высокоподвижной, полностью закрытой машины высоткой проходимости, защищающей экипаж и десант от огня стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов, противостоящей поражающим факторам ядерного взрыва и позволяющей мотострелковым подразделениям быстро преодолевать водные преграды и зараженные участки местности вместе с танковыми частями. В середине 60-х годов прошлого столетия такая машина в СССР была создана. Ей стала БМП (наименование БМП-1 машина получила несколько позже), открывшая новую страницу мировой истории развития бронетехники.

Созданная советскими конструкторами принципиально новая боевая машина, во многом изменила не только техническое оснащение Советской Армии, но и внесла ряд существенных изменений в тактику боевых действий Сухопутных войск. На Западе довольно быстро оценили советскую новинку и в срочном порядке предприняли ответные меры по созданию собственных образцов аналогичной бронетехники. Спустя почти десять лет после принятия на вооружение советской БМП сначала в Германии, а затем и во Франции создаются боевые машины пехоты «Мардер» и АМХ10 соответственно, а еще десятилетие спустя к ним присоединились США и Великобритания. Сейчас БМП не строит только ленивый. Конечно, спустя десятилетия идти по проторенному и «натоптанному» первооткрывателями пути намного проще. Но считаю, что тот титанический труд, который пришлось проделать нашим соотечественникам, чтобы дать миру новую технику, не должен быть незаслуженно забыт. С моей точки зрения этот труд гораздо больше заслуживает звания уважения и звания «шедевр», чем «распиаренные» непонятно кем романчики, стишки или подобные им «одноцветные» картины, авторов которых причисляют к гениям или великим мастерам. К гениям надо причислять тех, кто сумел убедить других, что те, с позволения сказать произведения, являются произведениями искусства. К сожалению, такое в обществе часто встречается. В том, что любая боевая машина, самолет, да и любой другой образец оружия являются произведением искусства, а многие из них поистине шедеврами, образованных людей, думаю, убеждать не надо. Все созданные в нашей стране боевые машины пехоты: БМП-1, БМП-2 и БМП-3 стали настоящими шедеврами мирового танкостроения.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БМП-1

В большинстве источников, которые мне попадались и повествовали о БМП-1, история создания этой машины звучала примерно одинаково: «БМП-1 была создана в начале 1960-х годов на ЧТЗ под руководством Павла Исакова». Это все так, но не совсем.

На заре моей лейтенантской юности среди военных ходила байка о том, что якобы БМП-1 была разработана женщиной. Вроде как она проектировала какой-то вездеход для нефтяников Сибири и геологов, проект этот стал известен военным и его (вместе с конструктором) забрали под БМП. В те далекие 1970-е мы немного знали о конструкторах самолетов и совсем ничего не знали о конструкторах современных (по тому времени) танков, ракет, кораблей и т. д. Поэтому версия о создательнице БМП звучала красиво, и хотелось в это верить. Тем более что формы новой боевой машины отличались изяществом и красотой, поэтому многим верилось, что такую красивую машину могла создать только женщина.

Нисколько не хочу умалить заслугу женщин-конструкторов, создавших немало образцов вооружений или систем для них, но официальная версия создания БМП-1 несколько иная. Впрочем, такое творение как боевая машина — это труд не конструктора-одиночки, а целого коллектива талантливых конструкторов, среди которых трудилось немало женщин, часто подсказывающих самые неожиданные решения выхода из тупиковых ситуаций.

В середине 1950-х Главное бронетанковое управление (ГБТУ) разработало и довело до основных конструкторских бюро, занимавшихся разработкой танков требования к новому среднему танку. Параллельно пересматривались взгляды на использование пехоты, в результате чего был сделан вывод о том, что для пехоты нужна новая боевая машина, на которой мотострелковые подразделения смогут действовать в боевых условиях совместно с новыми танками. В соответствии с этой концепцией научно-техническим комитетом (НТК) ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (г. Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ) в конце 1950-х годов было разработано техническое задание (ТЗ) на перспективную боевую машину.

Согласно этому ТЗ боевая машина для пехоты должна иметь:

— проходимость и маневренность, не уступающие перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;

— вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;

— возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиваться при необходимости;

— бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600–800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП;

— радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь, как с командиром своего подразделения, так и с танками;

— средства маскировки;

— приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Концепция использования новой машины предусматривала, что при встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиваться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т. е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП — передвигаться от укрытия к укрытию в готовности оказать поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также могли бы совместно с танками действовать во встречном бою и при отражении контратак. Видимо поэтому большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника.

Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова, КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.

К моменту формирования тактико-технических требований (ТТТ) для будущей БМП стало ясно, что создаваемые всеми участниками конкурса машины будут иметь один и тот же комплекс вооружения в соответствии с требованиями армии. Этот комплекс вооружения был разработан КБ «Приборостроения» (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. В те времена во многих странах мира предпринимались попытки установить на легкую бронетехнику различные типы гранатометов или безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за образования при выстреле реактивной струи, направленной в обратную сторону. Тульские оружейники нашли способ решения этой задачи и создали компактное орудие, стреляющее реактивными кумулятивными гранатами. С орудием «Гром» в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни. Такой состав комплекса вооружения обеспечивал по тем временам будущей БМП очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины. К тому же броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО.

И если с составом комплекса вооружения все к началу 1960-х было более или менее понятно, то по компоновке самой БМП в различных КБ и НТК ГБТУ однозначного решения принято не было.

На этапе выработки концепции разработчиками были предложены несколько образцов принципиально различающихся по конструкции. Так, например, предлагались гусеничные, колесные варианты и комбинированные — колесно-гусеничные. Некоторые из них были построены в единичных экземплярах для проведения сравнительных испытаний. Но еще до окончательного решения, какой из представленных проектов принять за основу, в декабре на заседании ГКОТ (Государственный комитет по оборонной технике. — Прим. автора) в Москве, принимается решение о строительстве будущей БМП на Челябинском тракторном заводе. Об этом повествует запись в дневниках конструктора танков А.А. Морозова:

«14.12.62 г. Москва. Время 10–00. Остро встает вопрос о реактивных снарядах для танка. Это мнение Хрущева. Этими вопросами занимаются несколько НИИ. Вопросами установки PC в подводные лодки занимается п/я 727 «Валик» (9 Управление ГКОТ) Главный конструктор Петров Владимир Петрович.

Решение:

2. ЧТЗ делает БМП-1. Сроки: техпроект — второй квартал 1964 года; готовый заводской образец — первый квартал 1965 года; полигонные образцы — четвертый квартал 1965 года».

В начале 1960-х годов участвовавшие в конкурсе КБ представили свои технические проекты и «выполненные в металле» образцы. Большинство из них было готово к испытаниям уже в 1961 году, и были доставлены на полигоны в Ржевке и подмосковной Кубинке. Две машины были разработаны в стенах Волгоградского тракторного завода — «объект 911» и «объект 914» под руководством И.В. Гавалова. КБ Брянского автозавода представило колесную (с колесной формулой 8x8) БМП «объект 1200». КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск) совместно с учеными ВА БТВ разработали и представили на конкурс проект необычной колесно-гусеничной БМП на оригинальном шасси «объект 19».

От СКБ «Курганмашзавода» на конкурс представлялась машина «объект 659». Некоторые источники утверждают, что этот завод представил на конкурс «объект 609» «с колесным шасси и гусеничным приспособлением». Однако вот как описывает этот момент, ведущий конструктор проекта БМП в КБ «Курганмашзавода» Феликс Григорьевич Барон:

«Приходит указание разработать проект боевой машины пехоты. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором участвовали кроме КМЗ, Челябинский тракторный завод, Волгоградский тракторный завод, еще кто-то.

Меня назначили ведущим конструктором по разработке проекта БМП. Новому объекту присвоили индекс 659. Челябинцы всю жизнь занимались бронированными машинами, а у нас опыта — нуль. Но отказаться нельзя. Начали делать. Усенко (Усенко Николай Игнатьевич — в то время главный конструктор КБ «Курганмашзавода». — Прим. автора) посчитал, что КМЗ вряд ли будет когда-нибудь производить БМП, ведь выпуск артиллерийского тягача (АТС-59. — Прим. автора) налажен, все идет нормально, зачем ломать то, что с такими усилиями создано? На техническом совете в Москве в министерстве оборонной промышленности, когда обсуждались проекты, и решался вопрос, какой из них лучше, Усенко даже отказался выступать и поручил это сделать мне. Замминистра Махонин, узнав об этом, встал и спросил у собравшихся генералов, не против ли они, что вместо главного конструктора КМЗ выступит ведущий конструктор проекта? Те согласились. Мне пришлось выступать. Я, конечно, речью не блистал. Молодой был, волновался очень — как-никак полный зал генералов передо мной сидел. Конечно, наш проект был далек от совершенства».

Ниже я еще остановлюсь на этом проекте. О колесно-гусеничном проекте БМП «Курганмашзавода» ведущий конструктор даже и не упоминает.

Что же представляли собой другие представленные на конкурс проекты?

«Объект 1200» КБ Брянского автозавода представлял собой колесную БМП на специальной базе. Корпус и башня машины, сварные из катаных броневых листов. Толщина брони лобовых проекций достигала 60 мм. В движения по воде машина была оснащена водометными движителями с рабочими колесами от водометов плавающего танка ПТ-76. Силовая установка с обслуживающими системами размещена в кормовой части слева. Десант размещался спереди и сзади боевого отделения. Для его выхода в корме машины была оборудована дверь.

 

 

Подвеска — индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивает изменение клиренса машины. Колеса передних двух осей — управляемые. Шины широкопрофильные с централизованной подкачкой. Боевое отделение с одноместной башней разработки тульского КБ П.

«Объект 911» разработки КБ Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова представлял собой колесно-гусеничную машину. Она имела специальную базу. Корпус и башня, сварные из катаных броневых листов. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части машины. БМП имела два движителя. Первый — колесный с независимой гидропневматической подвеской с четырьмя колесами. Два задних колеса были ведущими, а два передних — управляемыми. Второй движитель — полноразмерный гусеничный, с пятью опорными и двумя поддерживающими катками на борт. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Для перехода с одного движителя на другой машину необходимо было остановить и опустить, либо поднять колеса. Эта операция осуществлялась в течение 1,5–2 минут. Для движения по воде использовался водометный движитель. Скорость движения на гусеницах достигала 57 км/ч, а на колесах — более 100 км/ч, скорость машины на плаву достигала 10 км/ч.

Вооружение «объекта 911» полностью аналогично другим опытным машинам, представленным на конкурс и принятой на вооружение серийной БМП-1.

«Оъект 914» также был разработан на Волгоградском тракторном заводе. Машина разрабатывалась на базе узлов и агрегатов плавающего танка ПТ-76 и представляла собой гусеничную БМП с активным размещением десанта. Корпус сварной из катаных листов стальной брони обеспечивал защиту от пуль и осколков. Боевое отделение с комплексом вооружения в башне аналогично тому, что установили на принятую позднее на вооружение БМП-1. Экипаж машины состоял из двух человек (механик-водитель и наводчик-оператор), десант восемь человек, из них двое размещались справа и слева от механика-водителя и имели шаровые опоры для стрельбы из пулеметов в переднюю полусферу. Остальные десантники размещались вокруг боевого отделения и имели амбразуры для стрельбы из индивидуального оружия.

Моторно-трансмиссионное отделение с механической трансмиссией было размещено в кормовой части корпуса у левого борта. По правому борту в кормовом отделении был оборудован выход для десанта через дверь в корме. Силовая установка с дизельным двигателем мощностью 300 л.с. обеспечивала машине максимальную скорость 65 км/ч при движении по дорогам, а на воде до 10 км/ч. Движение на воде обеспечивалось с помощью двух водометных движителей, конструкция которых была позаимствована от плавающего танка ПТ-76.

Проект колесно-гусеничной БМП «Объект 19», созданный на Алтайском тракторном заводе, как и волгоградский «объект 911» отличался своей оригинальностью в выборе шасси. Конструкция ходовой части представляла собой колесное шасси (4 х 4) со вспомогательным гусеничным движителем, расположенным между передней и задней парами колес. Гусеничный движитель служил, в основном, для повышения проходимости. Для его использования он опускался на грунт, но в отличие от волгоградского проекта, это можно было осуществлять как на месте, так и на ходу и за меньшее время — всего за 15–20 секунд. В конструкции гусеничного шасси были использованы полые катки от плавающего танка ПТ-76. Движение на плаву осуществлялось за счет двух водометных движителей реактивного типа.

Машина имела сварной корпус, из катаных листов броневой стали. В передней части слева было расположено место механика-водителя, справа от него находилось место командира, для посадки которых имелись люки в крыше корпуса. В середине машины располагалось боевое отделение, точно такое же, как и на всех других проектах, представленных на конкурс в соответствии с требованиями ТТТ. Места для пехотинцев располагались вокруг боевого отделения. Выход десанта осуществлялся через люки на крыше корпуса, расположенные за боевым отделением. Моторно-трансмиссионное отделение с двигателем водяного охлаждения мощностью 300 л.с. размещалось в корме машины.

В КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова первоначально отрабатывался проект гусеничной боевой машины «объект 764», выполненной на основе шасси опытного полярного вездехода. В предлагаемой машине моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней ее части посредине, за ним располагались отделение управления, боевое и десантное отделения.

Выход десанта из машины предусматривался через кормовые двери и через люки в крыше корпуса. Для движения машины на плаву предусматривалась установка двух водометных движителей. Боевое отделение с комплексом вооружения такое же, как и на всех других проектах, представленных на конкурс. Однако этот проект челябинских конструкторов не прошел. Он был доработан, причем некоторые моменты были позаимствованы от проектов других КБ.

Вспоминает ведущий конструктор проекта БМП в КБ «Курганмашзавода» Феликс Григорьевич Барон:

«Наш проект был далек от совершенства. Размещение десанта у нас планировалось как в бронетранспортере, а у челябинцев как во французской БМП «Гочкис» (имелся ввиду БТР ТТ6 Hotchkiss. — Прим. автора), но зато мы защитили спину пехоты от альфа-излучения. Двигатель челябинцы установили ТД-6, а мы УТД (универсальный танковый двигатель). Машина должна была плавать, быть пригодной для авиадесантирования, габаритами подходящей для железнодорожных перевозок, иметь соответствующую скорость, вооружение и т. д. Но раз опыта у нас было мало, отсюда и недостатки в проекте. У челябинцев вес машины получился 10 т, у нас — 13 т. Какой-то генерал встает и спрашивает, какой вес у ЗИПа (запасной инструмент и принадлежности). У челябинцев — 60 кг, у нас — 130 кг. В зале недоверчиво засмеялись: уж слишком легкий у ЧТЗ ЗИП. В результате у челябинцев вес машины получился все-таки в 13 тонн. И корпус они взяли наш. Но победили они».

Доработанный проект П.П. Исакова получил обозначение «объект 765», впоследствии и ставший знаменитой БМП-1. Кстати, Павел Исаков на конкурс представил еще один вариант БМП с так называемым «активным размещением десанта». На этой машине башня была смещена несколько назад к корме корпуса, а впереди нее, на крыше корпуса, монтировались поворотные пулеметные установки. Стрельба из них осуществлялась членами десанта изнутри корпуса машины. Однако этот вариант БМП конкурс не прошел.

Итак, победу в конкурсе на БМП одержало челябинское КБ под руководством Павла Исакова. Но надо заметить, что многие принципиальные технические решения, предложенные специалистами из Кургана и Волгограда, тоже вошли в окончательную конструкцию БМП-1.

И если с проектом новой машины более-менее все стало понятно, то решение о принятии БМП на вооружение сухопутных сил вызвало большие дебаты. По мнению многих высокопоставленных военачальников БМП считалась чрезвычайно дорогостоящей машиной для пехоты. К этому времени, как в СССР, так и в НАТО, стали постепенно отходить от ставок на широкомасштабное применение ядерного оружия в будущей войне. А в условиях применения только обычных средств поражения, предпочтительнее считалось вооружать пехоту более дешевыми колесными БТР-60ПБ, имеющими почти такую же защищенность, как и БМП. В конце концов пришли к мнению, что с принятием на вооружение БМП следует пересмотреть и некоторые вопросы тактики действий мотострелковых подразделений.

Официально на вооружение «объект 765 Сп.1» под наименованием БМП-1 был принят в 1966 году. Компоновка БМП-1 впоследствии стала классической для мировой практики создания машин этого класса. Она отвечает требованиям защищенности от огня стрелкового оружия и малокалиберных автоматических пушек в лобовых проекциях, уменьшения силуэта машины для снижения ее заметности и максимального использования складок местности для укрытий на поле боя и обеспечения удобной высадки десанта в сторону кормы.

Но еще до официального принятия на вооружение партия машин проходила войсковые испытания в 1965 году в 339-м гвардейском мотострелковом полку 120-й гвардейской Рогачевской танковой дивизии Белорусского военного округа. Об этом — несколько ниже.

Первые машины такого класса в армиях стран НАТО появились только спустя пять лет. Это была немецкая БМП «Мардер». Еще через два года БМП АМХ-10 появилась в армии Франции.

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БМП-1

Теперь компоновку, по которой выполнена БМП-1, принято называть классической. В носовой части корпуса машины расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО), несколько смещенное к правой стороне. Слева от него расположено отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. В средней части машины установлена одноместная башня с комплексом вооружения и рабочим местом наводчика-оператора, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним расположено десантное отделение. В отделении управления спереди размещено рабочее место механика-водителя. Для наблюдения за местностью перед его люком со сдвижной крышкой устанавливались три перископических прибора наблюдения ТНПО-170. Для ночного вождения вместо среднего прибора устанавливается бинокулярный электронно-оптический перископический прибор ночного видения активного типа ТВН-2. При работе с фарой ФГ-125 (источник инфракрасного света) прибор обеспечивает дальность видения не менее 50 м.

При преодолении водных преград для ведения наблюдения механиком-водителем поверх поднятого волноотражательный щитка, вместо среднего прибора наблюдения устанавливается прибор ТНПО-350Б с перископичностью 350 мм и полями зрения по горизонту и вертикали 26 и 4 градуса соответственно. В ночное время используется бинокулярный электронно-оптический перископический подсветочный прибор ТВНО-2, Для облегчения ориентирования в сложных условиях движения, таких как плохая видимость, отсутствие заметных ориентиров и др., используется гирополукомпас ГПК-59.

В отделении управления перед креслом механика-водителя располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги управления различными системами и трансмиссией и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что значительно облегчает работу механика-водителя.

Командир машины, он же командир мотострелкового отделения, располагается в отделении управления за механиком-водителем. Для посадки командира в крыше корпуса имеется люк с крышкой, открывающейся вверх вперед. Несмотря на то, что он вращается на 360 градусов, угол обзора в горизонтальной плоскости составляет только 270 градусов из-за того, что часть сектора обзора закрывает башня. В крышке люка смонтирован бинокулярный, перископический комбинированный (дневной-ночной) прибор наблюдения ТКН-ЗБ с пятикратным увеличением дневного и 4,2-кратным увеличением ночного каналов наблюдения. Прибор связан тягой с инфракрасным прожектором ОУ-3 ГА2. Дальность видения ночью через прибор ТКН-ЗБ с использованием инфракрасного осветителя составляет 300–400 м. Слева и справа от командирского прибора наблюдения установлены два прибора наблюдения ТНПО-170. Слева от командира на борту машины установлена УКВ радиостанция Р-123 и танковое переговорное устройство (ТПУ) Р-124 на пять абонентов. Спинки кресел механика водителя и командира могут откидываться назад, что обеспечивает им переход в боевое и десантное отделения машины.

МТО, отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира совмещены по длине машины и разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Агрегаты трансмиссии — главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке в передней части машины. Двигатель и агрегаты обслуживающих его работу систем установлены за элементами трансмиссии в правой части корпуса.

В средней части машины установлена одноместная вращающаяся башня с комплексом вооружения и местом наводчика-оператора, за ней в кормовой части машины находится десантное отделение на восемь пехотинцев. Мотострелки сидят по оси машины лицом к бортам, посадка и высадка производятся через две кормовые двери, в которых выполнены баки для топлива. При преодолении водных преград для более надежного и плотного закрывания дверей их замки снабжены специальным механизмом задрайки дверей, приводимым в действие изнутри. Для покидания машины десантом или для ведения ими огня из индивидуального оружия могут также использоваться четыре люка в крыше десантного отделения с откидывающимися вверх к центру оси машины крышками.

На одном из интернетовских сайтов (сейчас уже не вспомню на каком, а жаль) прочитал по поводу баков в кормовых дверях любопытнейшую информацию: «На время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их (баки в дверях) от топливной системы и заполнить песком, чтобы обеспечить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопасность». Это лишнее подтверждение тому, что сейчас пишут о вооружении и военной технике все кому не лень, и чаще те, кто видел эту технику на картинках в том же самом Интернете (часто с неправильными подписями). Интересно было бы спросить автора того «постулата» о песке в баках, как он собирается потом тот песок удалять?

Между двумя рядами стрелков установлены топливный бак, аккумуляторные батареи, приборы электрооборудования машины. Эти установленные элементы одновременно служат спинкой для мотострелков, сидящих спиной к спине. Над топливным баком предусмотрено место для крепления переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) 9К32 «Стрела-2» или противотанкового гранатомета РПГ-7. Для ведения огня из личного оружия десанта в десантном отделении имеется девять амбразур с шаровыми опорами в бортах и в левой кормовой двери машины. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные — под установку автоматов. Амбразуры оборудованы шаровыми опорами со специальными замками для крепления оружия, что исключает производство случайного выстрела внутрь машины при движении по пересеченной местности, а также снижает вероятность попадания внутрь отравляющих веществ и радиоактивной пыли при действиях на зараженной местности. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов. Они выполнены на специальных отражателях, устанавливаемых на оружие стрелков для предотвращения полетов экстрагированных во время стрельбы из автоматов гильз. В обычном положении амбразуры закрываются бронированными крышками, которые можно открывать изнутри машины. Для ведения наблюдения десантом за местностью установлены 10 перископических призменных приборов ТНПО-170 с электрообогревом. Каждый прибор обеспечивает угол обзора по горизонту 94 градуса, по вертикали не менее 23 градусов.

В специальных укладках в десантном отделения можно разместить две ракеты 9М32 ПЗРК «Стрела-2» или пять гранат ПГ-7В для РПГ-7,10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет с 12 сигнальными ракетами.

Корпус и коническая низкопрофильная башня, сварные из катаных листов броневой стали.

С целью повышения жесткости корпуса днище имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки, внутри которых проходят торсионные валы подвески.

Снаружи по бортам корпуса машины крепятся экраны, которые закрывают верхние ветви гусениц. Они обеспечивают уменьшение выброса пыли при движении по фунтам и создают совместно с гидродинамическими решетками, установленными на корме, так называемый гидродинамический туннель, который создает движущую силу на воде за счет перематывания гусениц.

На машинах выпуска с середины 1970 года объем корпуса был несколько увеличен, также были изменены углы наклона лобовых броневых деталей с целью улучшения водоходных качеств машины. Такие машины в технической документации получили обозначение «объект 765 Сп.2».

 

Огневая мощь БМП-1

На период создания и принятия на вооружение огневая мощь БМП-1 значительно превосходила по своим показателям все имеющиеся образцы бронетехники мира в своем классе. Изначально по ТТТ машина должна была эффективно вести борьбу с танками и другими бронированными целями противника, чем и был обусловлен явно «противотанковый» характер комплекса вооружения машины.

Основным оружием комплекса вооружения БМП-1 является 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром», разработанное конструкторами ЦКИБ СОО (г. Тула) на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. С орудием с правой стороны от него спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На бронемаске и стволе орудия смонтирован кронштейн для установки и пуска ПТУР 9М14М комплекса управляемого вооружения 9К14 «Малютка».

73-мм орудие 2А28 «Гром» предназначено для стрельбы по танкам и другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся в легких укрытиях. Орудие с коаксиальным гидрооткаником установлено в амбразуре башни на цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники, закрепленные в обоймах, смонтированных в приливах башни и зафиксированных клиньями. Затвор орудия клиновой полуавтоматический.

Стрельба из орудия ведется выстрелами ПГ-15В активно-реактивного типа с кумулятивной боевой частью. Боекомплект орудия составляет 40 выстрелов, которые размещены в конвейере механизма заряжания. С 1974 года в боекомплект БМП-1 включен выстрел ОГ-15В с осколочной гранатой.

Благодаря использованию в комплексе вооружения механизма заряжания техническая скорострельность орудия составляет 8-10 выстрелов в минуту. Механизм заряжания электромеханический, полуавтоматического действия. Он состоит из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела. Конвейер, представляющий собой, по сути, механизированную боеукладку, предназначен для размещения, хранения и транспортировки выстрелов и выведения их на линию выдачи. Захват выстрела из гнезда конвейера, его подъем на линию заряжания и досылка в ствол орудия производятся механизмом подачи выстрелов. После введения в состав боекомплекта БМП-1 для повышения эффективности борьбы с живой силой противника выстрелов ОГ-15В с осколочно-фугасной гранатой (с июля 1974 года), из состава механизма был исключен механизм подачи выстрелов (машины «объект 765 Сп. З»), так как заряжание ОГ-15В разрешалось производить только вручную в целях исключения случайного взрыва при утыкании выстрела. Поэтому заряжание орудия выстрелами ПГ-15В экипажи стали производить тоже вручную.

Прицельная дальность стрельбы кумулятивной гранатой достигает 1300 м, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м — 765 м. Бронепробиваемости кумулятивной гранаты выстрела ПГ-15В вполне достаточно, чтобы поражать в пределах дальности стрельбы танки, имевшиеся в то время на вооружении армий НАТО (М60А1, Leopard, AMX-30B, Chieftain), даже в лобовые проекции, не говоря уже при попаданиях в борт или в корму.

7,62-мм


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.