Тема 2.2 Мотивация работников — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 2.2 Мотивация работников

2017-08-24 263
Тема 2.2 Мотивация работников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация ее сущность. Теории мотивации

Содержательные теории мотивации сущность, основные представители (А.Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг) и их положения. Преимущества и недостатки, и область применения содержательных теорий мотивации.

Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения.

 

Методические рекомендации

Изучение темы необходимо начать с изучения понятия мотивации. Мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Затем рассмотреть содержательные и процессуальные теории мотивации их представителей и особенности каждой из теории. К содержательным теориям относиться:

1)теория мотивации, разработанная А. Маслоу. Он считал, что поступками людей движут:

- физиологические потребности, связанные с выживанием — голод, жажда, секс, отдых, сон;

- потребности в безопасности и уверенности в будущем

- социальные потребности — потребность в причастности к какой-либо социальной группе: семье, трудовому коллективу, кругу друзей и знакомых, т.е. потребности в любви, дружбе, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки;

- потребности в уважении — потребности в самоуважении, уважении со стороны окружающих, в признании;

- потребности самовыражения — потребности в росте как личности, в личном самосовершенствовании, исполнении желаний.

2) Д.МакКлеланд дополнил теорию Маслоу, введя три уровня потребностей: потребность власти, успеха и причастности.

3) Двухфакторная теория Герцберга выделяет две группы потребностей: гигиенические, связанные с окружающей средой и собственно мотивации, среди которых личный успех, продвижение по службе, признание, творческий рост, степень ответственности.

Процессуальные теории включают теорию ожидания, теорию справедливости, теорию Портера-Лоулера.

Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трёх областях:1 ожидания в отношении «затраты труда - результатов» (З-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;2 ожидания в отношении «результатов-вознаграждений» (Р-В) - эти ожидания определённого вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;3 третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - ценность полученного поощрения или вознаграждения.

Теория справедливости дополняет теорию ожиданий, констатируя, что люди не только определяют соотношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, но и соотносят собственное вознаграждение с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу. Если возникает несправедливость, т.е. разница между вознаграждениями коллег, то мотивация также снижается. Восстановить справедливость можно двумя способами: — сократить или изменить уровень затраченных усилий; либо попытаться изменить уровень вознаграждения.

Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее, пять переменных величин:затраченные усилиявосприятиеполученные результатывознаграждениеуровень удовлетворенностиСодержание модели Портера - Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. Усилия работника определяются ценностью вознаграждения и уверенностью в том, что оно будет получено. Обратите внимание на то, что основными задачами мотивации являются:

1 Признание труда сотрудника, добившегося значительных результатов.

2 Демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда.

3 Популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание.

4 Применение различных форм признания заслуг.

5 Поднятие морального состояния через соответствующую форму признания.

6 Обеспечение процесса увеличения трудовой активности.

Формы и средства мотивации:

1. Материальное возмещение (компенсация) труда.

2. Денежное вознаграждение (премия).

3. Общественное признание.

3.1. Продвижение по службе.

3.2. Отдельный кабинет.

3.3. Ценные подарки.

3.4. Поездки на отдых и т.п.

4. Общественное признание деятельности группы.

4.1. Коллективные поездки.

4.2. Вручение сувениров всем членам коллектива.

4.3. Обед с руководителем.

5. Личное признание руководителя.

5.1. Благодарность.

5.2. Письмо.

5.3. Личное поздравление.

Стимулирование – это дополнительная мотивация работника на конкретный временной отрезок или вид работы.

1. Льготы и привилегии (оплата проезда – карточка, машина, бензин).

2. Финансовое содействие, помощь, кредиты, помощь при покупке.

3. Оплата личных потребностей (оплата обучения, выплата стипендий, консультации врачей и юристов, содействие оздоровлению и отдыху, оплата обучения детей).

4. Личная безопасность (льготы, увеличение личной безопасности, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев).

5. Пенсионные схемы.

6. Льготы, призванные повысить жизненный уровень работника, участие в привилегиях.

Морально – психологические стимулы:

1. Доверие (свобода планирования работы, гибкий график, самостоятельный выбор решения, свободный доступ к информации).

2. Влияние (участие в оценке вкладов и успехов работников, участие в поощрении, участие в советах, предоставление свободы по реализации инициативы, включение в группы по подведению итогов).

Далее рассмотрим конкретные примеры мотивации и стимулирования работников.

Формы и средства мотивации:

1. Материальное возмещение (компенсация) труда.

2. Денежное вознаграждение (премия).

3. Общественное признание.

3.1. Продвижение по службе.

3.2. Отдельный кабинет.

3.3. Ценные подарки.

3.4. Поездки на отдых и т.п.

4. Общественное признание деятельности группы.

4.1. Коллективные поездки.

4.2. Вручение сувениров всем членам коллектива.

4.3. Обед с руководителем.

5. Личное признание руководителя.

5.1. Благодарность.

5.2. Письмо.

5.3. Личное поздравление.

Стимулирование – это дополнительная мотивация работника на конкретный временной отрезок или вид работы.

1 Льготы и привилегии (оплата проезда – карточка, машина, бензин).

2 Финансовое содействие, помощь, кредиты, помощь при покупке.

3 Оплата личных потребностей (оплата обучения, выплата стипендий, консультации врачей и юристов, содействие оздоровлению и отдыху, оплата обучения детей).

4 Личная безопасность (льготы, увеличение личной безопасности, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев).

5 Пенсионные схемы.

6 Льготы, призванные повысить жизненный уровень работника, участие в привилегиях.

Морально – психологические стимулы:

1 Доверие (свобода планирования работы, гибкий график, самостоятельный выбор решения, свободный доступ к информации).

2 Влияние (участие в оценке вкладов и успехов работников, участие в поощрении, участие в советах, предоставление свободы по реализации инициативы, включение в группы по подведению итогов).

Вопросы для самоконтроля

 

1 Назовите виды теории мотивации.

2 Раскройте сущность содержательных теорий мотиваций.

3 Раскройте сущность иерархии потребностей по А.Маслоу, двухфакторной теории Ф. Герцберга, теории трех потребностей Мак - Клелланда.

4 Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации: теорию ожидания, теорию справедливости С.Адамса, комплексную теории Портера - Боулера.

5 Объясните чем обеспечивается эффективность подсистемы управления мотивацией поведения персонала.

6 Назовите какие изменения в социальной среде повысили значимость управления продвижением по службе.

 

 

Литература

[2, с.253-275]; [3, с.45-65]; [4, с.607-639]; [6, с.73-88]; [7, с. 147-158];[9, с. 167-190];[15, с. 142-156].


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.