Тема 19: «Культура и цивилизация» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 19: «Культура и цивилизация»

2017-09-10 430
Тема 19: «Культура и цивилизация» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством раскрытия философского смысла понятий «культура» и «цивилизация».

Задачи:

- проанализировать ключевые особенности философского подхода к проблеме человека, его сущности, происхождения и эволюции;

- рассмотреть основные историко-философские трактовки человека;

- провести компаративистский анализ ключевых философских моделей, прогнозов дальнейшего развития человека как вида.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основную проблематику и представителей философии Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени.

2. После изучения темы:основные философские подходы к определению сущности культуры и цивилизации, иметь представление о классических философских трудах по данной проблематике.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам культуры и цивилизации;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Проанализируйте основные подходы в отношении к смыслу жизни (пессимизм, оптимизм).

2. Охарактеризуйте основные типы обоснования смысла жизни (гедонизм, прагматизм, корпоративизм, перфекционизм, гуманизм).

3. Какова зависимость смысла жизни от ее конечности?

4. Как вы понимаете смысл тезиса Л. Фейербаха: «Мнимая вера народов в «иную» жизнь есть не что иное, как вера в эту жизнь»?

5. Охарактеризуйте основные подходы к проблеме бессмертия (личное бессмертие, реинкарнация, биогенетическое бессмертие, социокультурное и т.д.).

6. Является ли, на ваш взгляд, смерть, смертность сущностной характеристикой человека?

7. Какие типологии форм любви вы знаете?

8. В чем заключается суть «братской любви», которой Э.Фромм отводил центральное место в своей концепции форм любви?

2. Беседа по теме занятия:

1. Философское понятие культуры. Сущность культурной деятельности.

2. Духовные ценности как основа культуры. Взаимодействие материальных и духовных составляющих культуры.

3. Социальные функции культуры. Социальные ценности и нормы культуры.

4. Философское понятие цивилизации.

Выводы:

Слово «культура» связано с понятием «культ», что указывает на родственность культуры и религии (О.Шпенглер прямо говорил о том, что культура всегда религиозна, тогда как цивилизация – атеистична). В широком смысле данная связь акцентирует способность человека регулировать свою деятельность на основе идеальных сущностей (ценностей). Исходное значение «культуры» - «возделывать» (почву, в дальнейшем – возделывать/окультуривать животных, растения и т.д.); таким образом, культура может быть понята как «вторая природа», создаваемая человеком посредством творческого преобразования естественной среды своего обитания. Вместе с тем, в процессе изменения «первой природы», человек как ее часть сам претерпевает качественное изменение (происходит замена «биосферного человека» «техносферным человеком»). Диапазон трактовок культуры и цивилизации в их взаимной соотнесенности простирается от отождествления до противопоставления.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Соотнесите этимологию понятия «культура» с его современными значениями.

2. Проанализируйте взаимосвязь культуры и общества.

3. Раскройте деятельностный подход к пониманию культуры.

4. В чем состоит ценностный подход к определению культуры?

5. Проанализируйте суммативный подход к понятию культуры.

6. Как вы понимаете основное различие между культурологией и философией культуры?

7. Раскройте ключевые характеристики культуры.

8. Почему человек может быть назван творцом и одновременно творением культуры?

9. Раскройте основные подходы к определению цивилизации.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Согласно знаменитому фрейдовскому определению культура - это все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.

1. Как в свете этого определения следует переформулировать известный афоризм «что естественно, то не безобразно»?

2. Как надо переформулировать само это определение, чтобы избавить его от оценочного оттенка?

Задача 2. Согласно современному российскому философуВ. В. Миронову, многолетнему декану философского факультета МГУ им. Ломоносова, «Диалог культур есть прежде всего смысловой диалог, который осуществляется <…> не в поле прямого их пересечения, где смыслы тождественны, а в не пересекаемых частях, которые требуют своей интерпретации со стороны другой культуры». Вместе с тем, очевидно, что «конфликты цивилизаций» также зарождаются в непересекающихся частях их аксиосфер (систем ценностей той или иной культуры). Попробуйте разрешить данный парадокс.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.