К семинарским (практическим) занятиям — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

К семинарским (практическим) занятиям

2017-09-10 638
К семинарским (практическим) занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-методическое пособие

для студентов II курса лечебного и педиатрического факультетов

 

 

Киров 2015

 

УДК 1(075.8)

ББК 87я 73

К 68

 

Печатается по решению ЦМС Кировской государственной медицинской академии от 22 мая 2014 года, Протокол № 7.

 

Коротков Н.В. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов II курса лечебного и педиатрического факультетовКировской ГМА / Н.В. Коротков, А.Е. Михайлов. – Киров: Изд-во Кировской ГМА, 2015. – 102 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса медицинских вузов, обучающихся по специальности Лечебное дело и Педиатрия.

 

 

Авторы: к.ф.н. доцент Михайлов А.Е.

к.ф.н. Коротков Н.В.

 

Рецензенты:

д.ф.н., профессор каф. философии и социологии ВятГГУ Ненашев М.И.

к.ф.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы Кировской ГМА Семено Н.С.

 

ã ГБОУ ВПО Кировская ГМА Миздрава России, 2015.

ã Коротков Н.В., Михайлов А.Е.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. ……………………………………………………………………………..  
Раздел 1. Методические указания для студентов при подготовке к семинарским (практическим) занятиям……………………………………..  
Тема 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества………….  
Тема 2.Античная натурфилософия и гуманистический поворот………………  
Тема 3.Высокая классика в античной философии………………………………  
Тема 4. Эллинистический период в развитии античной философии……………  
Тема 5.Средневековая философия: специфика и основные этапы………………  
Тема 6. Философия эпохи Возрождения……………………………………………  
Тема 7. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии XVII – XVIII веков…………………………………………………………………………………  
Тема 8. Философия французского Просвещения ХVIII века……………………  
Тема 9. Немецкая классическая философия……………………………………….  
Тема 10. Марксистская философия…………………………………………………  
Тема 11. Философия позитивизма: основные этапы и принципы………………  
Тема 12. Философия иррационализма ХIХ – ХХ вв. (семинар 1)………………  
Тема 12. Философия иррационализма ХIХ – ХХ вв. (семинар 2)……………….  
Тема 13. «Русская философия» (семинар 1)……………………………………….  
Тема 13. «Русская философия» (семинар 2)………………………………………  
Тема 13. «Русская философия» (семинар 3)………………………………………  
Тема 13. «Русская философия» (семинар 4)………………………………………  
Тема 14. «Концепция бытия – фундамент философской картины мира» (семинар 1)……………………………………………………………………………  
Тема 14. «Концепция бытия – фундамент философской картины мира» (семинар 2)……………………………………………………………………………  
Тема 15. «Философские проблемы анализа сознания» (семинар 1)……………..  
Тема 15. «Философские проблемы анализа сознания» (семинар 2)……………..  
Тема 16. «Философские концепции познания»……………………………………  
Тема 17. «Философия науки и техники» (семинар 1)……………………………  
Тема 17. «Философия науки и техники» (семинар 2)…………………………….  
Тема 18. «Философская антропология» (семинар 1: Проблема человека в философии)…………………………………………………………………………  
Тема 18. «Философская антропология» (семинар 2: Проблема человека в философии)………………………………………………………………………….  
Тема 19. «Культура и цивилизация»………………………………………………  
Тема 20. «Сущность и структура морали»…………………………………………  
Тема 21. «Искусство как феномен человеческого бытия»………………………...  
Тема 22. «Философские концепции общественного развития»…………………  
Тема 23. «Политико-правовая культура личности»………………………………  
Тема 24. «Глобальные проблемы современности» (семинар 1)…………………  
Тема 24. «Глобальные проблемы современности» (семинар 1)…………………  
Словарь философских терминов………………………………...…………………  
Раздел 2. Методические указания по написанию контрольных работ (рефератов) по философии…………………………………………………  
Требования к написанию и оформлению контрольных работ (рефератов)……  
Примерная тематика контрольных работ (рефератов)……………...……….........  
Экзаменационные вопросы..……………………….……………………………  

 

Введение

Преподавание курса философии направлено на формирование мировоззренчески зрелой личности с активной жизненной позицией и ориентированной на высокие гуманистические ценности и идеалы, выработанные всей предшествующей историей человеческой культуры. Формирование действенного научного мировоззрения не может сводиться к усвоению некоторой суммы знаний ряда узко специализированных учебных дисциплин и отдельных тем из курса философии. Философская подготовка должна способствовать росту сознательного интереса к мировоззренческой проблематике, стимулировать стремление к повышению эрудиции в этой области, к обновлению и углублению всей системы собственных убеждений.

Изучение данной дисциплины предполагает знакомство с концепциями выдающихся мыслителей, представляющих философские школы и направления различных исторических эпох, а также осмысление важнейших философских проблем онтологии, гносеологии, антропологии, социального развития и других. По содержанию изучаемого материала в структуре учебного курса выделяются два основных раздела: историко-философский, где философские направления и концепции рассматриваются в социально-историческом контексте; и проблемный, в котором осмысливаются актуальные философские аспекты изучения и освоения природы, человеческого существования и развития общества.

Студенты II курса лечебного и педиатрического факультетов изучают философию в течение двух семестров в предусмотренном учебным планом объеме: 28 часов лекций и 68 часов семинарских занятий. Еще 48 часов отводится на самостоятельную работу по осмыслению и усвоению студентами содержания этой дисциплины. К концу учебного года каждый студент должен написать по выбранной теме контрольную работу (реферат), оформив ее в соответствии с требованиями. Изучение курса философии завершается экзаменом.

На семинарских занятиях по каждой теме проверяется не только степень усвоения студентами материала из лекций и учебника. Обязательным при подготовке к семинарам является изучение произведений философов, то есть первоисточников, по возможности выходящее за рамки хрестоматийных подборок оригинальных текстов. Поэтому важной составляющей при изучении философии является самостоятельный поиск студентом новой информации, расширяющей и углубляющей понимание мировоззренческих проблем.

В процессе самостоятельной работы у студентов должны формироваться умения и навыки собственных оценок при сопоставлении философских идей, концепций и направлений. Для более глубокого осмысления темы семинара, кроме основной литературы, дается список дополнительной литературы, которая может быть использована при подготовке для семинарских занятий, докладов или при написании контрольных работ и рефератов. Тематика докладов и рефератов, а также список литературы лишь направляют, но не ограничивают самостоятельное философское осмысление мировоззренческой проблематики. Студенты могут выносить на обсуждение новые темы и использовать литературу, выходящую за рамки предложенного списка. В расширении такого поиска могут помочь журналы «Вопросы философии», «Социально-гуманитарные знания», «Человек» и другие, которые имеются в читальном зале.

В процессе подбора материала по вопросам тем семинарских занятий студентам необходимо использовать антологии, хрестоматии, словари по философии, а также целенаправленно развивать умение и навыки самостоятельного поиска и аналитической обработки как традиционных, так и электронных источников информации.

Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем биомедицины, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

 

Задачи:

- развивать у студентов навыков критического восприятия любых источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения научной дискуссии, полемики, диалога.

- способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения;

- дать студентам основные сведения о специфике до философских и философских мировоззрений, показать особенности философского знания, его структуру, функции, основные проблемы, основные взаимосвязи с частными науками.

- познакомить студентов с основным содержанием и принципами современных философских школ и направлений, их особенностями в трактовке природы мира и человека, структуры человеческой психики и сознания, роли науки и общества в бытии современного человека, становлении его личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;

- помочь будущим врачам сформировать свою собственную философскую позицию по важнейшим проблемам современной медицины, а также умение самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп академии

Дисциплина «Философия» относится к циклу г уманитарных, социальных и экономических дисциплин.

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

- является предшествующей для таких дисциплин, как: психология и педагогика; правоведение; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; психиатрия, медицинская психология; профессиональные дисциплины.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1. Изучение данной дисциплины направлено на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:

1. Научно-исследовательская

2. Психолого-педагогическая

3. Организационно-управленческая

2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№ п/п Номер/ индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
             
1. ОК-1 Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности Актуальные социально значимые проблемы и процессы Использовать методы гуманитарной экспертизы в сочетании с естественнонаучными и медико-биологическими методами. Термино-логией и методоло-гическим аппаратом гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, письменное и компьютерное тестирование, индивидуальные домашние задания, реферат, эссе.
2. ОК-2 Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию Основную мировоззренческую проблематику и философские подходы ее рассмотрения. Самостоятельно работать с философскими текстами, опираясь на философскую культуру прошлого формировать собственную позицию по актуальным проблемам современности. Терминологическим и методологическим аппаратом философии. Контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, письменное и компьютерное тестирование, индивидуальные домашние задания, реферат, эссе.

 


Раздел 1. Учебно-методические указания для студентов при подготовке

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Что понимают под мировоззрением?

2. Какова структура мировоззрения?

3. Каковы исторические типы мировоззрения?

4. Когда и где появилась философия?

5. Каков круг философской проблематики?

6. Каковы основные функции философии?

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Милетская философия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философские взгляды Гераклита Эфесского.

2. Пифагорейская философия и медицина.

3. Философия элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс) и атомистическое учение Левкиппа-Демокрита.

4. Изменение софистами философской проблематики (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

5. Философия Сократа. Сократические философские школы (мегарики, киники, киренаики).

6. Возникновение научной медицины: Гиппократ и его «Корпус».

Выводы:

На рубеже VII-VI веков до н.э. в Милете сформировались экономические, культурные и социально-политические предпосылки для появления философии. В ранний натурфилософский период мыслители стремились выделить природное начало (фюсис) в изменяющемся многообразии вещей и явлений окружающего нас мира.

Начиная с софистов, центральной темой философских размышлений становится «человек как мера всех вещей». Огромное влияние на развитие мировой философской мысли оказал Сократ, интерес к которому обусловлен не только содержанием его философских взглядов, но и стилем философствования, всем образом его жизни. Сократа человек интересует, прежде всего, как нравственное существо и самопознание имеет этическую ценность. Разработанная Сократом диалектика способствовала развитию теоретического мышления собеседника, который в ходе диалога сам должен прийти к истине (майевтика). Многочисленные последователи Сократа стали основателями нескольких направлений (школ), в которых разрабатывались основные положения его философии. Наибольшую известность из них получили киники, киренаики, мегарики и Академия Платона.

 

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Что понимали под «фюсисом» милетские философы?

2. Как Парменид характеризует «бытие» в своей поэме «О природе»?

3. Какие апории Зенона Вы знаете и в чем их смысл?

4. Что, согласно Демокриту, существует лишь во мнении и что в действительности?

5. В чем, по Демокриту, особенность атомов, из которых состоит душа?

6. Как объяснял Демокрит процесс познания?

7. Что такое софизм, и какие софизмы Вы знаете?

8. В чем общность и различие софистики и сократовской философии?

9. В чем Сократ видел сущность человека?

10. В чем заключается интеллектуализм сократовской этики?

11. Как Сократ понимал свободу и счастье?

12. Почему Сократ назвал свое искусство «майевтикой»?

13. В чем проявляется ироничность Сократа?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. « Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь». «Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается». «Вражда – обычный порядок вещей, и … все возникает через вражду и заимообразно [= “за счет другого”]».

1. Кто из философов-досократиков является автором данных изречений? Какой философский метод в них выражен?

2. Эксплицируйте философское содержание этих высказываний. Придумайте свой афоризм, иллюстрирующий тот же метод.

Задача 2. Проведите с кем-нибудь из одногруппников импровизированный сократический диалог (это может быть и «хорошо подготовленный экспромт») на одну из мировоззренческих тем: «что такое истина?», «что такое справедливость?», «что такое любовь?», «что есть красота?», «…семья?», «…счастье?», «…здоровье?» и др.

Задача 3. Напишите эссе о Сократе на свободную тему, взяв за эпиграф один из предложенных фрагментов.

1. «Зрелый, обладающий опытом разум, ставший мудростью, устами Сократа среди ярмарки всевозможных товаров, радостно восклицает: «Сколько ненужных мне вещей!» Есть различие между тем, кто мало в чем нуждается, потому что ему мало чего не достает, и тем, кто мало в чем нуждается, потому что может обойтись без многого» (И.Кант).

2. Сократ не был «учи­телем» в обычном смысле слова – у него не было никакого опре­деленного учения; он был … воплоще­нием философии как стремления к истине, стремления к позна­нию, именно потому, что он был искателем, а не учителем, учил исканию, пробуждал философию в душах и не подменивал ее ни­каким личным догматическим учением, никаким рукотворным кумиром. Он не порождает новых готовых идей, но «повивает» умы в их духовном рождении (С.Н. Трубецкой).

3. «И если человек, которого, допустим, оскорбляют и бьют, становится в своей философии в зависимость от этого, то есть проклинает, обвиняет, – он не философ. Философ отрекается от своего страдания. … Сократ – абсолютный образец такого отстранения. Собственно, почему он отказался покинуть Грецию? …Он должен был дать урок отстранения своим согражданам» (А.М. Пятигорский).

4. «Увидев Сократа впервые, сирийский маг и физиогном Зопир заявил, что, судя по внешнему виду, Сократ по своей натуре – человек духовно ограниченный и склонный к пороку. Это вызвало смех присутствовавших друзей Сократа, но сам он признался, что Зопир совершенно прав и всё обстоит именно так, как он сказал, но ему, Сократу, удалось с помощью разума побороть свои пороки и обуздать страсти» (Нерсесянц В. С.).

5. «Трагедия Сократа … состоит, по Киркегору, в том, что он не может жить в той действительности, к которой исторически принадлежит, и не может выйти за пределы этой действительности, ибо новый, грядущий – христианский – мир пока ещё «за его спиной»… Сократ, как полагает Киркегор, стоит на переломе двух эпох, и потому так трагична его судьба. Этот трагизм служит оправданием иронической позиции Сократа» (Гайденко П. П.).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

1. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

2. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

3. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

 

 

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Что понимали под «фюсисом» милетские философы?

2. В чем смысл апорий Зенона?

3. Как Демокрит характеризует атомы?

4. Что такое софистика?

5. Каковы основные характеристики философии Сократа?

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Античная Академия: философия Платона.

- Жизнь и сочинения Платона.

- Учение Платона об идеях.

- Учение о душе и гносеология.

- Этика и учение о государстве.

2. Ликей - школа перипатетиков: философия Аристотеля.

- Жизнь и сочинения Аристотеля.

- Основные положения метафизики Аристотеля.

- Теория познания и логика Аристотеля.

- Психология и этика.

- Учение о государстве и его формах.

Выводы:

Ученик Сократа Платон, основоположник крупнейшей философской школы Древнего мира, Академии, создал целостную концепцию объективного идеализма, где мир идей признается первичным по отношению к миру вещей. Его ученик Аристотель стал величайшим энциклопедистом и систематизатором философских и научных знаний древности. Он критиковал учение Платона об идеях, считая их лишь понятиями, то есть копиями, отражающими вещи материального мира, но не наоборот. Возможностью бытия реальной действительности, по Аристотелю, является материя, а конкретные предметы образуются из нее благодаря форме (гилеморфизм).

 

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Как соотносится, по Платону, мир идей с миром вещей?

2. Какую идею Платон считал высшей, и какой характер она придавала его идеализму?

3. Какие части души выделял Платон?

4. Что представляет собой процесс познания по Платону?

5. Каким представлял Платон идеальное государство?

6. Как Аристотель характеризовал материю и форму?

7. Какие причины выделял Аристотель?

8. Каким существом считал Аристотель человека?

9. Какие три вида души различал Аристотель?

10. В чем суть учения Аристотеля о добродетели?

11. Как Аристотель объяснял происхождение государства?

12. Назовите типологию форм правления по Аристотелю.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Прочитайте отрывок из диалога Платона (ок. 427 – 347) «Государство» (360 д.н.э.), в котором излагается миф о пещере. Выполните следующие задания по данному фрагменту:

1. Соотнесите сюжет мифа о пещере с платоновским учением об эйдосах.

2. Как Вы поняли, что такое человеческая природа в состоянии непросвещенности?

3. Что такое в данном контексте пещера, тени, оковы, солнечный свет?

4. Охарактеризуйте человеческую природу в состоянии просвещенности. Добровольно или принудительно происходит выход человека из пещеры?

5. Что значит – вернуться в пещеру? Какие резоны для этого могут быть у человека?

Задача 2. Посмотрите спектакль А. Васильева «Государство» (1992) по одноименному произведению Платона и выполните следующие задания:

1. Инсценировкой какой знаменитой картины ХХ века можно считать вводную мизансцену с яблоком? Дайте свою интерпретацию этой мизансцены.

2. Укажите в спектакле примеры сократической иронии.

3. Найдите в диалогах персонажей софизмы и проанализируйте их.

4. Охарактеризуйте подходы Фрасимаха и Сократа к трактовке справедливости. В чем суть и в чем различие этих трактовок?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Материалистической или идеалистической является философия Платона?

2. Что представляет собой процесс познания по Платону?

3. Каково, по Платону, устройство человеческой психики?

4. Как характеризовал Платон душу и тело, и их отношение?

5. Каким представлял Платон идеальное государство?

6. Каково соотношение между материей и формой по Аристотелю?

7. Какие виды причин выделял Аристотель?

8. Какова структура психики по Аристотелю?

9. Как Аристотель определял «человека»?

10. Как Аристотель объяснял происхождение государства?

11. Каким Аристотель представлял наилучшее государство?

2. Беседа по теме занятия:

1. Расцвет кинизма (Диоген Синопский).

2. Иррационализм скептиков (Пиррон, Аркесилай, Карнеад).

3. Натурфилософские взгляды Эпикура и его этическое учение.

4. Поздний стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

5. Неоплатонизм. (Плотин, Прокл).

Выводы:

Завоевательные походы Александра Македонского положили начало становлению Римской империи, слиянию греческой и римской культур. «Гражданина» греческого полиса сменил «подданный» империи, в связи с чем личностная активность, направленная ранее на преобразование социума, переориентируется на внутренние духовные ценности. В этот период получает распространение индивидуалистическая философия, к которой обращаются как к наставнице жизни и средству утешения. В философских учениях вырабатываются пути достижения спокойного и безмятежного состояния души, пересматривается сложившаяся система традиционных ценностей и оценок. В III веке н.э. возникает религиозно-мистическое направление в античной философии – неоплатонизм, согласно которому иерархия бытия раскрывается через эманацию Единого (божественной творческой силы) в Ум и Душу. Если материальный мир познается по логике Аристотеля, то Единое постигается через экстаз.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Каковы особенности эллинистическо-римской эпохи?

2. Что характерно для философии эллинистическо-римской эпохи?

3. Каковы основные положения философии стоиков?

4. Что называл Диоген Синопский «перечеканкой монеты» и почему?

5. В чем Диоген Синопский видел путь к свободе?

6. Что нового внес Эпикур в атомистическое учение?

7. Каковы основные положения этики Эпикура?

8. Каковы основные положения скептицизма?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Древнеримский император и философ-стоик Марк Аврелий (121 – 180) в своей книге «Наедине с собой» утверждал: «Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всего-навсего к мгновенью». Как Вы понимаете это высказывание? Попробуйте возразить на данную мысль цитатой из какого-нибудь философа (или из книги самого Марка Аврелия, если это возможно).

Задача 2. Объясните следующую мысль Марка Аврелия: «А что не делает человека хуже, может ли делать хуже жизнь человека?». Согласны ли Вы с ней? Приведите примеры.

Задача 3. «Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий». Объясните своими словами, что такое счастье, по Марку Аврелию? А как Вы сами считаете?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Назовите первую философскую школу в Древней Греции и ее представителей?

2. Почему Гераклита считают диалектиком?

3. Кто из античных философов следовал принципу «Познай самого себя»?

4. Какие философские направления представлены Демокритом и Платоном?

5. Как Аристотель характеризовал материю и форму?

6. Что Эпикур считал высшим благом?

7. Что, согласно Диогену, делает человека свободным?

8. Каковы основные положения скептицизма?

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Возникновение средневековой философии. Апологетика: основные направления и представители.

2. Установление официальной христианской доктрины. Каппадокийские отцы церкви. Западная патристика (Аврелий Августин).

3. Формирование и эволюция схоластики. Основные представители и проблемы.

4. Расцвет схоластики. Философия Фомы Аквинского.

5. Терминизм Уильяма Оккама.

Выводы:

Христианство дало новую интерпретацию сути природы, знания и веры. Если для язычника природа самоценна, самодостаточна и божественна, то для христианина Бог первичен, он вне природы, которая им сотворена («трансцендентность Бога»). Истинное бытие – Бог («Нетварное Бытие»), остальное – его творение («Тварное Бытие»). В своём развитии средневековая христианская философия прошла этапы апологетики, патристики и схоластики. Вершиной философии Средневековья можно считать философию Фомы Аквинского, сформулировавшего пять знаменитых доказательств бытия Бога и давшего компромиссное – между номинализмом и реализмом – решение проблемы универсалий (онтологического статуса общих понятий).

 

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Для чего писали «Апологии» отцы церкви раннего христианского периода?

2. В чем различие двух направлений в апологетике и кто их представители?

3. На какую философскую традицию опирался в своих взглядах А. Августин?

4. В чем особенность схоластики?

5. В чем суть проблемы теодицеи, и какие основные подходы к ее решению сложились в средневековой христианской философии?

6. Охарактеризуйте проблему соотношения свободы воли и предопределения. Каковы возможные варианты ее решения?

7. В чем суть спора реалистов и номиналистов об универсалиях?

8. Какие доказательства бытия Бога приводил Ф. Аквинский?

9. В чем суть принципа, названного «Бритвой Оккама»?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Вдумчиво прочитайте текстХристианского Символа Веры и ответьте на предложенные вопросы:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено. Ради нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого. И воскресшего в третий день согласно с Писаниями. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству же Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизнь будущую. Аминь».

1. Каковы принципиальные отличия христианства от иудаизма и ислама?

2. В чем отличие Бога-Творца от платоновского Демиурга?

3. В чем уникальность образа Иисуса Христа по сравнению с языческими образами «полубогов» (детей того или иного бога и смертной женщины), таких как Геракл, Персей, Тесей и др.?

4. Как Вы считаете, почему Иисус Христос называет олицетворение зла, Дьявола, «лжецом и отцом лжи»? Почему, согласно «Божественной комедии» Данте, лжецы всех «мастей» (клеветники, льстецы, фальшивомонетчики, фальсификаторы, лицемеры, предатели и др.) в Аду наказываются строже, чем даже убийцы?

5. Почему, по-вашему, именно каиниты (дети Каина) стали первыми горожанами, изобретателями ремесел и искусств? (Быт. 4:17; 4:21; 4:22)

6. В чем смысл крестной муки Иисуса Христа?

7. Обоснуйте свою точку зрения на высказывание свт. Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.н.э.): «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

8. В чем, согласно христианскому богословию, состоит цель каждого человека?

Задача 2. Напишите небольшое эссе (ок. 0,5 стр.), взяв за эпиграф один из нижеприведенных афоризмов средневековых мыслителей:

1. Не потому ли, что люди часто били своих пророков, души пророков стали совершеннее душ других людей? (суфий Руми).

2. Нужно выйти из круга Времени и войти в круг Любви (Руми).

3. Тело перед морем души – капля (Руми).

4. Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звезды. Хотя душа обошла столь много городов, она все еще не очистилась от пыли их познания (Руми).

5. Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоевывает небо (Руми).

6. Если хочешь построить новое, должен разрушить старое; если пшеница не обмолочена, как выпечь из нее хлеб? (Руми)

7. Вся вселенная наполнена мною, а я скрыт в ней (суфий Аттар).

9. Если бы разумный не мешал мне, невежественный был бы в моих руках как воск (Аттар).

10. Эй ты, который не в силах познать себя, как ты можешь познать Бога? (суфий Санайи).

11. Комар живет меньше слона: это потому, что кровопийцы недолговечны (Санайи).

12. Как большое количество дров часто подавляет собою пламень и гасит, производя очень много дыма, так и чрезмерная печаль нередко делает душу как бы чадною и мрачною и иссушает слезные воды («Лествица» преподобного отца Иоанна Дамаскина).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Какой была центральная проблема древнегреческой натурфилософии?

2. Почему Гераклита считают диалектиком?

3. Кто из античных философов следовал принципу «Познай самого себя»?

4. Что Эпикур считал высшим благом?

5. На какую философскую традицию опирался в своих взглядах А. Августин?

6. Идеи какого древнегреческого мыслителя Ф. Аквинский взял за основу своей философии?

7. Объясните одно из доказательств бытия Божьего, сформулированных Ф. Аквинским.

8. В чем суть спора реалистов и номиналистов об универсалиях?

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Эпоха Возрождения и гуманистическое мировоззрение (Ф. Петрарка, Дж. Манетти, Л. Валла).

2. Ренессансный неоплатонизм: Н. Кузанский, М. Фичино, Пико делла Мирандола.

3. Социально-политические концепции эпохи Возрождения:

3.1.Философия истории и политики Н. Макиавелли.

3.2.Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

4. Новое естествознание в эпоху Возрождения (Леонардо и Н. Коперник).

5. Натурфилософия Б. Телезио и Д. Бруно.

Выводы:

Мыслителями эпохи Возрождения от Петрарки до Галилея была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой. На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности Бога конечности мира, вечности – временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной.

Характерная для средневековья статическая г


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.