Тема 21: «Искусство как феномен человеческого бытия» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 21: «Искусство как феномен человеческого бытия»

2017-09-10 557
Тема 21: «Искусство как феномен человеческого бытия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством раскрытия философской размерности феномена искусства.

Задачи:

- рассмотреть ключевые особенности философского подхода к феномену искусства, его сущности, происхождения и развития;

- проанализировать основные стадии развития эстетического идеала;

- раскрыть искусство как эстетическое отношение человека к миру.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основную проблематику и представителей философии Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени, а также основные философские подходы к определению сущности культуры и цивилизации.

2. После изучения темы: специфику философского подхода к феномену искусства, основные стадии эволюции эстетического идеала, а также иметь представление о классических философских трудах по данной проблематике.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам эстетики и искусства;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

 

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Проведите сравнительный анализ понятий «этика», «мораль», «нравственность».

2. Раскройте суть натуралистических теорий морали.

3. В чем суть социологической трактовки морали?

4. Дайте сводную характеристику супранатурлистических концепций морали.

5. В чем заключается специфика морального сознания?

6. Раскройте структуру морального сознания.

2. Беседа по теме занятия:

1. Определение искусства. Искусство как эстетическое отношение человека к миру.

2. Природа и сущность художественного творчества. Искусство и мастерство. Искусство и игра.

3. Художественный образ и эстетический идеал. Структура художественного образа. «Прекрасное» и его разновидности.

4. Основные стадии эволюции эстетического идеала.

Выводы:

«Искусство» в философии осмысляется в качестве художественно-образной формы познания, то есть чувственного («эстетического», наглядно-выразительного) восприятия явлений и событий объективного мира как «живого конкретного целого», воплощаемого в произведениях искусства посредством творческого, «продуктивного», воображения.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Дайте характеристику эстетики как науки.

2. Проанализируйте диалектику эстетического и художественного.

3. Назовите основные категории эстетики.

4. Проведите сравнительный анализ различных историко-философских моделей эстетического.

5. Раскройте сущностные различия между искусством и наукой.

6. Что является объектом и предметом искусства?

7. Как Вы понимаете высказывание Ф. М. Достоевского о том, что «красота спасет мир»?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: «...все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы» (Гегель. Соч. Т. XII. М.–Л., 1938. С. 31).

Р. Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа» (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).

Задача 2. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.И. Тютчев)

Б. «Красота — в глазах смотрящего» (народная мудрость). Или: «В пустыне нет красоты. Красота в душе араба» (А.М. Горький).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.