Тема 9: «Немецкая классическая философия» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 9: «Немецкая классическая философия»

2017-09-10 323
Тема 9: «Немецкая классическая философия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа концепций основных представителей немецкой классической философии.

Задачи: получить общее представление о гносеологии и этике И. Канта; раскрыть специфику «наукоучения» И. Г. Фихте; рассмотреть основные этапы развития философии В. И. Шеллинга; раскрыть специфику идеалистической системы и диалектического метода Г. В. Ф. Гегеля; проанализировать антропологический материализм Л. Фейербаха.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные философские направления, школы и учения в эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, а также Нового времени XVII-XVIII веков;

2. После изучения темы: философские концепции Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам немецкой классической философии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. В чем специфическая суть гуманизма эпохи Возрождения?

2. Каких «идолов ума» выделял Ф. Бэкон?

3. Каковы, согласно Декарту, правила для руководства ума?

4. Каковы основные черты философии французского Просвещения?

5. Издание какого многотомного труда дало «просветителям» второе имя? В чем его философское и культурно-историческое значение?

6. В чем видят французские просветители движущую силу социального прогресса?

7. Какие стадии в развитии общества выделял Ж.-Ж. Руссо?

8. Какова была позиция Вольтера в отношении церкви и религиозной веры?

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Гносеология и этика И. Канта.

2. Наукоучение И. Г. Фихте.

3. Философия тождества и философия откровения В. И. Шеллинга.

4. Система и метод в философии Г. В. Ф. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Выводы:

Немецкая классическая философия представлена Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем, Фейербахом, которые оказали огромное влияние на последующее развитие мировой философской мысли. В творчестве И. Канта выделяют два периода: докритический и критический. В ранний период Кант занимался проблемами естествознания, стремясь раскрыть их из идеи саморазвития природы. Во второй период своего творчества он стремился превратить философию из склонности в строгую науку благодаря критике, то есть выяснению познавательной способности и ее границ.

Кульминацией немецкой классической философии является философия Гегеля. Его философская система в общем виде представлена в «Энциклопедии философских наук». Исходным принципом этой системы является Абсолютная идея, раскрывающая себя в природе и духе, которые рассматриваются как ее инобытие и этапы ее самопознания. Завершением саморазвития идеи является философия Гегеля. Метод Гегеля, диалектика, предполагает постоянное развитие, что противоречит завершенности его системы.

В философии Фейербаха критикуется идеализм Гегеля. Философия сводится им к антропологии и даже к физиологии человека. Исторически сложившуюся религию (христианство) он стремится заменить естественной религией, в которой выявляются природные связи между людьми. Рассматривая человека как природное существо, Фейербах недостаточно полно учитывает конкретно-исторические социальные и культурные условия его существования.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. В чем состоит кантовский переворот в гносеологии?

2. Каковы основные положения этики И. Канта?

3. В чем отличие философских взглядов И. Г. Фихте от взглядов И. Канта?

4. Каковы основные положения «науки логики» Гегеля?

5. Какова структура и эволюция духа по Гегелю?

6. Каков философский метод Гегеля?

7. В чем Л. Фейербах видел сущность христианства?

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. «Я заметил, что все сторонники абортов – это люди, которые уже успели родиться» (Р. Рейган). Какой знаменитый философский принцип подспудно содержится в данном изречении?

Задача 2. Прочитайте статью Г. Ф. В. Гегеля (1770 – 1831) «Кто мыслит абстрактно?» и ответьте на следующие вопросы:

1. Уместно ли в порядочном обществе мыслить абстрактно?

2. Почему торговка, по мнению Гегеля, мыслит абстрактно?

3. Кто в примере с казнью убийцы мыслит наиболее абстрактно, кто менее и кто наиболее конкретно?

4. В чем разница между мышлением «знатока человеческих душ» и торговки?

5. Можно ли сказать, что, по мнению Гегеля, философское знание является абстрактным? Ответ обоснуйте.

6. Совпадает ли Ваше понимание «абстрактного» и «конкретного» с гегелевским?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.