Повторяем, тренируемся в правильном письме — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Повторяем, тренируемся в правильном письме

2017-09-10 417
Повторяем, тренируемся в правильном письме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: развивать умения классифицировать и исправлять ошибки, допущенные в работе, формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над ошибками.

1. Сообщение общих результатов.

2. Классификация ошибок, допущенных в диктанте.

1) Какие корневые проверяемые орфограммы нами изучены? (Безударные гласные; парные согласные; непроверяемые согласные.)

а) Как проверить безударную гласную в корне?

Задание: от имеющегося корня образуйте два слова с безударной гласной и два проверочных:

б) Как проверить парную согласную?

Задание: объясните правописание.

Бере (з, с) ка, руба (ж, ш) ка, селе (д, т) ка, ни (з, с) кий, у (з, с) кий, сиро (д, т) ка, впереме (ж, ш) ку, петру (ж, ш) ка, ло (в, ф) кач, тру (б, п) ка, обле (г, к) чение, газе (д, т) ка, крова (д, т) ка, варе (ж, ш) ка, пого (д, т) ка, скорлу (б, п) ка.

в) Как проверить непроизносимую согласную в корне?

– Какие непроизносимые согласные могут встречаться в словах?

Задание: подберите и запишите в столбики слова с непроизносимыми согласными, объясняя правописание.

Л Д В Т

– Найдите в своих работах ошибки, допущенные на проверяемые корневые орфограммы, выпишите слово, подберите проверочное слово.

2) Какие правила орфографии вы знаете, связанные с правописанием приставок, предлогов и приставок?

Задание: исправьте ошибки. Объясните правильное написание.

Нописал, поветру, за бежал за дом, прасмотрел, навысоком, облетел насамолете, изписал втетради, безпокойно, у смотрел вокно.

– Посмотрите внимательно в свои работы. Если обнаружили ошибку на правописание приставок и предлогов, выполните работу над исправлением этой ошибки.

3) Какая часть слова не является словообразующей? Правописание окончаний каких частей речи мы изучили?

– Как не ошибиться в правописании окончания имени существительного?

Задание: объясните правописание окончания на месте пропуска. Указывайте склонение и падеж.

Рассказал о кошк., о мыш., о собак..

Спустился по ветв., по стенк., по ветк..

Подошел к дверк., к улиц., к площад..

Рассматривал на окошк., на ладон., на топол..

Оказался в ловушк., в сет., в сеточк..

Беспокоился о сыночк., о дочер., о бабул..

– А как не допустить ошибку в окончании имен прилагательных?

– Какие существуют расхождения окончаний вопроса и имени прилагательного?

Задание: составьте и запишите словосочетания мужского рода в Р. п., женского рода в П. п., среднего рода в Д. п., множественного числа в В. п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озера, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

Широкий (пояс, река, поле, доски).

– Какие еще знания нам были необходимы для выполнения этого задания?

– Если вами были допущены ошибки на правописание безударных окончаний, поработайте над объяснением правописания.

4) Какие еще ошибки вы наблюдаете в своих работах? (Индивидуально.)

3. Обобщение ошибок, допущенных в грамматическом задании.

1) Какие знания вам были необходимы для этого выполнения первого задания?

– Какие слова относятся к 1-му склонению? 2-му? 3-му?

– Как определить падеж имени прилагательного?

– Если вы допустили ошибки в определении падежа, выпишите сначала словосочетание, где имя существительное будет зависимым словом, укажите в скобках падежный вопрос. Затем выпишите словосочетание с именем прилагательным.

2) Для того чтобы сделать работу над ошибками во втором и третьем заданиях, воспользуйтесь помощью учебника (с. 100–103).

III. Повторение изученного.

1. Объяснительный диктант.

Заяц жил зимой около деревни. На большой дороге было слышно, как визжали полозья, фыркали лошади.

Вот заяц остановился у дороги. Потом перескочил ее и побежал дальше. В деревне было тихо.

Заяц подошел к своей старой норке, лег, устроил на спине уши и заснул с отрытыми глазами.

2. Письмо по памяти.

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке.

– Какие орфограммы встретились в четверостишии? Обозначьте их.

3. Запись слов под диктовку.

– Я буду диктовать слова, а вы их записывайте в форме родительного падежа, множественного числа.

Апельсин, ботинок, варежка, гараж, девочка, календарь, карман, картина, кастрюля, комбайн, килограмм, автомобиль, медведь, облако, огурец.

(Взаимопроверка.)

IV. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 296.

Урок 73
Открываем еще несколько секретов
правильной речи

Цель: обучить правильному изменению слов, освоению норм правильной речи, закрепить грамматико-орфографические умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– На какие группы можно разделить эти слова? (По частям речи.)

– С какой орфографической задачей вы справлялись при написании наречий? Приведите примеры.

– Какую орфографическую задачу вы решали в именах прилагательных?

– На какие две группы с точки зрения орфограмм можно разделить имена существительные?

– Сигнальными карточками покажите, какие буквы вы поставили на месте пропусков.

(Учитель читает слово, дети показывают карточки.)

– В каких частях глаголов вы обнаружили пропуски букв? Как объясняли правописание?

– Что можете сказать о словах здравствуйте, извините?

III. Работа по теме урока.

1. Случалось вам слышать речь детей 3–4 лет?

– Чем она, по-вашему, необычна?

– Попробуйте найти ошибки в речи детей.

(Упражнение 297, тетрадь-задачник.)

– Какие слова, как говорят, «режут» слух?

– Проверьте свои догадки по словарю трудностей (с. 141–143).

2. Упражнение 298.

– Что вы узнали о слове человек?

– Выполните задание учебника после сообщения.

– Какие вопросы в В. п., Т. п., П. п.?

– Какое слово вы будете ставить в заданные падежи в единственном числе? А во множественном?

3. Упражнение 299.

– Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?

– Какие слова вы запишете в родительном и творительном падежах?

4. Чередование звуков в корнях слов.

1) Корни могут изменяться,

Но родными оставаться.

бок – бочок, друг – дружок, ухо – уши, пух – пушок.

косить травы – скашивать,

спросить маму – спрашивать.

пущу – пускать, лечу – летать.

Какими корни нам считать?

скажу – сказать, сорвем – срывать.

Их будем родственными звать.

– О каких особенностях поведения звуков в словах говорится в стихотворении?

2) Упражнение 300.

– Что вы узнали о звуках [г], [к], [х]?

– Посмотрите на слова в стихотворении. Какие еще звуки «капризные»?

5. Игра «Семь родственников».

– «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.

На доске записаны 6 групп родственных слов (в классе также 6 вариантов). Сидящие друг за другом ребята каждого варианта находят только одну группу родственных слов. В каждой группе будет по 7 слов. Побеждают ребята одного варианта, быстрее всех собравшие свою группу.

I вариант – к слову бегать

II вариант – к слову письменно

III вариант – к слову привозной

IV вариант – к слову светило

V вариант – к слову попросить

VI вариант – к слову друг

Бегать, письменно, привозной, светило, попросить, друг, выпрошу, свеча, везем, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привез, просьба, дружок, беговой, напишут, возчик, посвечу, прошение, дружно, разбежаться, письменный, светлый, упрашивать, дружный, писать, расписание, отвожу, освещенный, спрашивать, друзья, перебежать, неизбежно, светить, вопрос, подруга, повозка, невезение.

– Прочитайте получившиеся группы.

– Какие звуки могут чередоваться?

– Так как же объяснить ошибку в речи малышей при употреблении форм слова ухо?

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство, друг.

(Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.)

6. Упражнение 301.

– Обратите внимание (упр. 297): чтобы исправить ошибки в речи малышей в нескольких словах, нужно воспользоваться еще одним приемом – сделать гласные беглыми.

– Попробуйте изменить формы предложенных в упр. 301 слов.

– Что вы наблюдаете?

– Запишите эти слова в форме именительного и родительного падежей множественного числа.

7. Работа в парах.

Упражнение 302 по заданию учебника.

– Какие особенности образования некоторых слов вы теперь знаете?

IV. Итог урока.

– О каких особенностях образования слов вы узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 303.

Урок 74
Открываем еще несколько секретов
правильной речи

Цель: обучить правильному изменению слов, закрепить грамматико-орфографические умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы догадались, в чем секрет слов, данных в упражнении?

– Какими словами вы дополнили перечень?

– Расскажите об их формах.

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 304.

– Прочитайте предложения. Понятен ли их смысл? Почему?

– Слова, данные в скобках, употреблять нужно в форме множественного числа, кроме слова порт.

– Запишите предложения, укажите, в какой форме вы записали каждое из слов в скобках.

(Вот они, суда, стоят у причалов большого порта.

Целый лес мачт и труб.)

– Знаете ли вы значение слова суда? Назовите его начальную форму. Подберите синоним.

2. Упражнение 305.

Работа в парах по заданию учебника.

– Прочитайте текст, который у вас получился.

– Какие знания об изменении имен существительных во множественном числе вам пригодились?

– Назовите формы измененных слов.

– Прочитайте высказывание мальчика-иностранца.

– Вы заметили ошибку в изменении одного слова?

– Чем необычно оно? (Среднего рода, а окончание .)

– Верно ли вы изменяете такие слова?

3. Упражнение 306.

– Есть и еще одна особенность у этих слов. О ней вы узнаете из сообщения на с. 129.

– Внесите все необходимые изменения в просьбу-вопрос в упр. 307. Запишите предложение.

– Какое слово вы проверили по словарю? Что узнали о нем?

– Согласны ли вы с постановкой знаков в этом предложении?

Солнце землю греет слабо

(Руки вверх и вниз),

По ночам трещит мороз

(Руки на пояс, наклоны в стороны),

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос

(Дети показывают нос).

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда

(Прыжки на месте),

Вьюга злится,

Снег кружится

(Дети кружатся),

Заметает все кругом

Белоснежным серебром

(Имитируют движения руками).

4. Упражнение 308.

– Запишите словосочетания парами, вставляя окончания. Укажите склонение и падеж имен существительных.

– Что вы заметили?

– Объяснение этому вы найдете в упр. 309.

– Что вы узнали из сообщения?

5. Упражнение 310.

– В каких словах вы заметили беглые гласные?

– В каких из этих слов в именительном падеже множественного числа будут окончания ?

6. Упражнение 311.

– Теперь вы знаете много секретов русской речи.

– Постарайтесь не только найти ошибки в речи ребят, но и объяснить, какие секреты они не знают. (Тетрадь-задачник, с. 77.)

(Коллективная работа.)

IV. Итог урока.

– О каких секретах русского языка мы сегодня говорили?

Домашнее задание: упражнение 313.

Урок 75
Открываем еще несколько секретов
правильной речи

Цель: обучить правильному изменению слов, закрепить грамматико-орфографические умения, проверить знания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В каком словосочетании окончание существительного было выбрано верно?

– Каким признаком различаются слова?

– Какие исправления вы сделали?

– Докажите правильность своего мнения.

– В каком из этих слов находится орфограмма?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 312.

– Ошибки в речи вы, конечно же, исправите, но постарайтесь грамотно обосновать исправления.

– Какие слова будут проверочными?

2. Подготовка к написанию текста.

– Какие трудности в изменении слов вам известны?

– Что вы узнали о беглых гласных?

– Какие особенности изменения у слов ВРЕМЯ, СЕМЯ, ИМЯ?

– Приведите примеры чередования согласных в корнях при изменениях слов.

– Как проверить безударное окончание у имен существительных?

– Как проверить безударное окончание у имен прилагательных?

– Что вы знаете о форме родительного падежа множественного числа имен существительных?

(Во время опроса детям предлагается открывать учебник с нужными сообщениями, перечитывать их, а лишь потом давать ответ вопрос.)

IV. Работа с текстом.

1. Выберите правильный ответ и обведи кружком.

Склонение – это:

а) изменение имен по числам;

б) изменение имен по падежам;

в) изменение имен по родам.

2. Соедините линиями.

за солнцем  
в автомобиль 1-е склонение
из постели 2-е склонение
на лошадке 3-е склонение
в кроватке  
у дедушки  

3. Вставьте пропущенные безударные окончания. Укажите склонение и падеж.

На улиц., со злость., на мест., от радост., по тропинк., на площад., к птиц., в магазин., на ветк. осинк..

4. Вставьте вместо точек окончания имен существительных, в написании которых можно ошибиться.

Падеж Единственное число Множественное число
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р. ...   ... ...
Д. ...   ... ...
В.     ...  
Т.       ...
П. ... ... ... ...

5. Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.

И. весенн.. ветер В. весенн.. ветер
Р. весенн.. ветра Т. весенн.. ветром
Д. весенн.. ветру П. о весенн.. ветре

6. Вставьте безударные окончания имен прилагательных.

Мерзл.. елка; чудесн.. запах; к душист.. черемухе; на зимн.. одежду, от рыхл.. снега, вдоль извилист.. берега; в летн.. ночь, широк.. поясом; на бескрайн.. равнине; с блестящ.. капельками.

7. Напишите род и падеж каждого прилагательного.

Дом стоит на берегу большого (…) озера.

На елке висят разноцветные (…) веселые (…) шары.

Пушистому (…) котенку налили в блюдечко молоко.

Девочка испугалась огромного (…) черного (…) жука.

На мохнатую (…) лапу ели уселся снегирь.

8. Измените форму слов, где нужно, так, чтобы они стояли в родительном падеже множественного числа.

варежка – …

апельсин – …

календарь – …

килограмм – …

носок – …

медведь – …

яблоко – …

цыпленок – …

карман – …

валенок – …

кастрюля– …

9. Исправьте в тексте ошибки.

Настала морознае утро. На стеклах поивилис узоры. Лучи солнечнова света играли настикле. Вот распустился чюдесный цвиток. Кросив снежной узор и в блески утренева сонца, и в сеневе зимнива вечира. Откуда поивилис узоры? Их ресует Морос Иванович.

V. Итог урока.

Домашнее задание: упражнения 314, 315.

Урок 76
Размышляем, фантазируем, рисуем.
Сочиняем сказку

Цель: развивать умения составлять повествовательный текст с элементами сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к написанию сочинения.

1. Упражнение 317.

– А вы знаете, откуда берется снег?

– Прочитайте об этом мнение ученых (с. 133).

– Это деловой или картинный текст?

2. Мини-зарисовки.

– А вот как о снеге говорят писатели.

С серого, низкого неба, словно серебряный порошок, неторопливо сыпался мелкий снег.

П. Воронин

Линия горизонта растворилась в искрящейся снежной пыли.

А. Яхнин

Снежок обильно припудрил морщины и складки на древнем лице земли. И она помолодела.

Е. Чудасов

– В чем разница описания такого явления, как снег, учеными и мастерами художественного слова?

– Для чего служит первое и что несет в себе второе?

– Какие слова в мини-зарисовках притягивают внимание читателя?

– С чем сравнивается снег?

– А с чем бы сравнили его вы?

(Дети предлагают свои варианты, учитель записывает их на доске.)

снег как …

снег словно …

снег похож на …

– Какие действия мы можем отнести к снегу?

– Выберите наиболее яркие выражения.

спускается с неба

искрится на солнце

играет в лучах солнышка

переливается разными цветами

бесшумно падает

ложится пушистым ковром

сияет в свете

сверкает и слепит глаза

летит с неба белыми хлопьями

– Можете ли вы продолжить этот ряд?

3. Составление зарисовок.

– А вы могли бы рассказать о снегопаде несколькими предложениями? Попробуйте.

– Откуда же приходит к нам это чудо? Попробуйте пофантазировать.

– Какими получаются ваши сюжеты: сказочными или правдивыми?

– А вот как об этом действии писал Ю. Коваль:

Говорят, когда выпадает снег, объявляется в лесах Снежный Всадник.

На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам.

То там, за елками, то там, на просеке, мелькнет Снежный Всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше…

– Вы верите в это чудо? А вам хотелось бы это увидеть?

4. Упражнение 318.

– В канун Нового года, наверное, всем хочется поверить в сказку, очутиться в ней.

– А можем ли мы придумать, нарисовать свою сказку?

– Прочитайте, что сочинила одна девочка о рождении снежинок (с. 134).

– На самом ли деле девочка сочинила сказку?

– Какие признаки текста на это указывают?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.