III. Работа над ошибками, допущенными в изложении. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

III. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

2017-09-10 488
III. Работа над ошибками, допущенными в изложении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сообщение результатов работы.

2. Структура текста. Последовательность передачи действий.

– Какие части необходимо включать в изложение текста?

– О чем говорилось во вступительной части? (Было дано описание вагончика.)

– О чем рассказывала основная часть текста? (О путешествии по канатной дороге.)

– Проследите за описываемыми автором действиями. Какие слова он употреблял?

– Что за чем следовало?

– Какими предложениями вы окончили свой текст? Завершают ли они начатый рассказ?

(Во время беседы дети в своих работах делают поправки при необходимости.)

3. Правильность построения предложений.

– Что обозначает предложение?

– Какие правила построения предложений вы знаете?

(Дети зачитывают неправильно построенные предложения, то есть те, которые в работе на полях помечены учителем. Коллективно обсуждают варианты правильного построения и карандашом в тетради исправляют.)

4. Орфографические и пунктуационные ошибки.

(Эту работу детям предлагается провести индивидуально, используя образец работы над ошибками.)

IV. Работа по теме урока.

1. Письменный анализ слов как частей речи.

– Проанализируйте предложенные слова как части речи. (У доски с объяснением.)

1. Зимнему – им. прил.; какому?; призн. предм.

2. Нач. форма – зимний.

3. –

4. В ед. ч., в ср. р., в дат. пад.

5. Втор. член.

1. Лесной – им. прил.; какой?; призн. предм.

2. Нач. форма – лесной.

3. –

4. В ед. ч., м. р., в им. п.

5. Втор. член.

1. Народ – им. сущ.; кто?; предм.

2. Нач. форма – народ.

3. м. р., 2 скл.

4. В ед. ч., им. п.

5. Подлежащее.

– Выпишите из предложения все словосочетания.

– К какому слову вы отнесете слово весь?

– РАДУЕТСЯ НАРОД. Это словосочетание? Почему?

2. Словарная работа.

а) Какие имена мы характеризовали как части речи?

– О каких именах мы не говорили?

– Выпишите из словаря по 5 слов, относящихся к именам, запишите их в три столбика, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

б) – Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подготовьтесь писать под диктовку те слова, которые выписал сосед.

– Продиктуйте друг другу по 10 слов из своей работы.

– Проверьте правильность написания слов по словарю. На полях оцените свою работу.

3. Запись под диктовку.

Очень давно, двести лет назад, начали танцевать новый бальный танец. Основное его движение – легкое, стремительное кружение. Танец назвали вальсом. Слово образовали от немецкого глагола «кружить», «катать».

– В каких словах вы оставили «окошки»?

– Укажите часть речи над всеми именами.

V. Итог урока.

– Расскажите об именах.

Домашнее задание: выписать из словаря все имена прилагательные и запомнить их правописание.

Урок 81
Секреты имен числительных

Цель: познакомить с понятием «количественные числительные», с изменением количественных числительных по родам и падежам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Упражнение 328.

– Почему эти строчки называются считалкой?

– Какие части речи в ней встретились?

– Какие слова являются числительными?

2. Игра «Где число, а где предмет?»

На доске записаны вперемешку числительные и существительные.

Два, двойка, пара, три, десяток, тройка, десять, пятерка, один, пятак, пять, семерка, девять, семь, восьмушка, четыре, восьмерка, шесть, сотня, триста, трешка, восемь, сто.

Нужно выписать числительные. Побеждают те, кто первыми правильно выполняет задание. (Должно быть выписано 12 слов.)

– Как вы отличали одну часть речи от другой?

3. Упражнение 329.

– Прочитайте шуточное стихотворение С. Маршака.

– Какие слова в нем пропущены? Впишите их буквами.

– Что называют эти слова?

– Обратите внимание на форму этих слов. Она изменялась?

– От чего это зависело?

– Какой вывод из своих наблюдений вы сделаете?

4. Упражнение 330.

– Решите орфографические задачи в стихотворении.

– Запишите числа словами. Чтобы не ошибиться, воспользуйтесь помощью словаря (с. 79).

– В каких случаях вам необходимо было изменить форму имени числительного?

– Можно ли было без этого обойтись? Почему?

– Сделайте вывод о том, что заметили в «поведении» числительных.

5. Дополните схему.

6. Прочитайте сообщение авторов в упражнении 332.

– Что вы узнали об именах числительных нового? (Понятие «количественные числительные.)

– Отдохнуть нам помогут имена числительные. Воспользуемся шуточным стихотворением.

– Вы руками показываете части тела, о которых говорится (один предмет – одной рукой, два предмета – двумя руками), а когда услышите слово наоборот, повернетесь вокруг себя на месте.

Одна дана нам голова,

А глаза два

И уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Зато один и нос и рот.

А будь у нас,

Одна рука, одна нога,

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

7. Склонение числительных.

Упражнение 330.

I вариант – один леденец, два леденца.

II вариант – одна конфета, две конфеты.

(У доски работают 4 ученика.)

– Выделите окончания. Что вы заметили?

– Сравните свои работы (за партой, с соседом).

– Просклоняйте словосочетание ЧЕТЫРЕ МАГАЗИНА.

– Сделайте вывод о том, как склоняются имена числительные, понаблюдав за их окончаниями.

Вывод. Все числительные склоняются по-разному:

один, одна, одно, одни – склоняются, как имена прилагательные;

два, три, четыре – тоже склоняются почти как прилагательные во множественном числе, только в творительном падеже у них другие окончания

А большинство числительных склоняется как слово степь (3-го склонения).

– Попробуйте!

8. Игра «Число – предмет – признак».

Работа в парах.

– Есть и еще одна «работа» у числительных. А вот какая, вы сейчас догадаетесь.

На карточках записаны сочетания числительных и существительных, нужно образовать прилагательные.

– При записи прилагательных учитывайте падежные окончания имен числительных.

III. Итог урока.

– Что такое имя числительное?

– Как изменяются имена числительные?

– Какую «работу» могут выполнять?

Домашнее задание: упражнение 334 (I часть).

Урок 82
Секреты имен числительных

Цель: познакомить с понятием «порядковые числительные», развивать умение склонять имена числительные.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– С какими орфограммами вы столкнулись в стихотворении? Объясните правописание.

– В каком падеже вы употребили слова, данные в скобках?

– Что можете сказать о числительных?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 334 (II часть).

– Вставьте буквы на место пропусков.

– Какие орфографические правила вы применили?

– Как вы изменили слова, стоящие в скобках?

– В отрывке есть два числительных, записанных словами. Найдите их. (Один, второй.)

– Что вы о них можете сказать?

2. Упражнение 335.

– Прочитайте сообщение авторов (с. 8).

– Что вы узнали еще о числительном второй?

– На какие две группы делятся имена числительные?

– На какой вопрос отвечают количественные числительные?

– А порядковые числительные?

3. Игра «Каждому – свое».

На доске записаны вперемешку количественные и порядковые числительные. Учащиеся I варианта выписывают только количественные числительные; учащиеся II варианта – только порядковые числительные.

Побеждает тот, кто правильно выпишет все числительные одного вида.

(В каждом варианте их по 10.)

Одиннадцать, двенадцать, семь, семьдесят, семнадцать, сорок, девятый, десять, шестой, десятый, первый, один, сотый, второй, четвертый, четыре, восемь, седьмой, сто, девятнадцатый.

– Какие числительные выписали ученики I варианта? II варианта?

4. Знакомство со сложными числительными.

– Среди предложенных в игре числительных есть одно, которое по своему составу отличается от других. Найдите его. (Семьдесят.)

– Что вы заметили в строении этот слова?

Упражнение 337.

– Такие имена числительные называются сложными.

– Прочитайте сообщение об их правописании (с. 8).

– Образуйте и запишите сложные имена числительные, подчеркните в них ь.

– Если я называю сложное числительное, вы топаете ногами, если любое другое – хлопаете в ладоши.

Пять, восемьдесят, десять, девятьсот, восемь, сто, пятый, семьсот, тринадцать, двадцать, шестьдесят.

– Кто услышал одно порядковое числительное?

– Как вы его отличили от других?

5. Склонение сложных числительных.

– Из чего состоят в своей записи сложные имена числительные?

– Понаблюдайте за их склонением в упражнении 338.

– Что увидели?

– Какое слово-подсказку мы обнаружили для склонения имен числительных?

– Сложные существительные склоняются так же, как слово СТЕПЬ! Только склоняется у них каждая часть, у каждой части свое окончание. Получается, что у одного слова два окончания во всех падежах!

А пишутся вместе:

На доске образец склонения слова СТЕПЬ и падежные формы двух сложных числительных СЕМЬДЕСЯТ и ВОСЕМЬДЕСЯТ с пустыми окошками на месте окончаний.

Окончания первого числительного дети вписывают, объясняя, у доски, над окончаниями второго работают самостоятельно.

6. Чтение выражений с числительными.

Упражнение 339.

– Прочитайте выражения, правильно изменяя имена числительные.

– Познакомьтесь с сообщением авторов на с. 10.

– Что вы узнали об изменениях по падежам сложных числительных?

7. Упражнение 340.

Самостоятельная работа по заданию учебника.

– Какие орфографические правила при записи четверостишия вы применили?

– В каких падежах существительные не употреблялись?

– Как вы записали слово восемьдесят в творительном и предложном падежах?

– Что об изменении этого слова вы можете сказать?

IV. Итог урока.

– Что узнали об именах числительных?

– Как сложные числительные изменяются по падежам?

– На какое слово-подсказку мы можем опираться?

Домашнее задание: упражнение 341.

Урок 83
Секреты имен числительных

Цель: познакомить с употреблением формы множественного числа числительного ОДИН при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; тренировать в правильном написании числительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие орфографические задачи вы решали при письме стихотворения?

– Вы сумели посчитать, сколько нужно палочек всем детям сороконожки?

– Какое числительное вы вставили в последнее предложение?

– В какой форме его употребили?

– Какую роль играет числительное в слове сороконожка?

III. Мини-пересказ текста (упражнение 342).

(Коллективная работа по заданию учебника.)

IV. Работа по теме урока.

1. Упражнение 343.

– Рассмотрите рисунок (с. 11).

– Назовите предметы, которые нарисованы, указывая их количество.

– Во всех ли случаях это было легко сделать?

– Почему?

– Прочитайте сообщение авторов (с. 11).

– Что вы узнали нового о числительном один?

– Запишите сочетания слов в два столбика (по упр. 343):

1-й столбик – числительные в единственном числе;

2-й столбик – числительные во множественном числе.

– Сравните числительные в первом столбике.

– Выделите окончания.

– Почему окончания у них разные?

– Какое изменение имени числительного мы наблюдаем?

2. Упражнение 345.

(Четверостишие в тетрадь не переписывают.)

– Вставьте буквы на месте пропусков, на свободных линиях пишите проверочные слова.

– Прочитайте подсказку на с. 12.

– Что вы узнали о числительных?

– Подчеркните главные члены в четверостишии.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы отправились гулять.

(Дети шагают на месте.)

Раз, два, три, четыре –

Как же славно в этом мире!

(Руки разводят в стороны.)

Раз, два; раз, два –

Закружилась голова…

(Вращения головой.)

– Что вы можете сказать о числительных, которые помогли нам отдохнуть?

3. Изменение числительных.

– Открою вам еще один секрет числительных ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН и МИЛЛИАРД.

Они склоняются так же, как существительные ТУЧА, СЛОН и ЛЕОПАРД.

Запомните! (Перед детьми открывается запись.)

– Давайте просклоняем эти числительные. (У доски работают три ученика.)

1-й ряд – слово тысяча; 2-й ряд – слово миллион; 3-й ряд – слово миллиард.

– Но сначала склоняйте слово-подсказку. Выделите окончания в обоих словах.

(После выполнения задания дети проверяют написанное по записи на доске.)

4. Самостоятельная работа.

«Подумай – напиши».

На доске записаны числа:

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 50, 70, 9, 50, 800.

Нужно записать числа словами, пользуясь при необходимости словарем, подчеркнуть буквы, о которых нужно помнить при написании числительных.

(Взаимопроверка.)

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали об имени числительном?

Домашнее задание: упражнение 347.

Урок 84
Учимся пользоваться личными
местоимениями

Цель: обобщить знания о местоимениях, развивать умение грамотно использовать формы местоимений в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте предложения с измененными числительными. В какой форме вы их употребили?

– Прочитайте числительные, записанные в форме творительного падежа.

– Сколько числительных вы обнаружили в словаре?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 348.

– Прочитайте отрывки из рассказа А. Куприна.

– От какого лица ведется повествование?

– Как вы это определили?

– Значение какого слова вам непонятно?

– В каком словаре мы можем это узнать?

– Прочитайте в толковом словаре о значении слова ПРИКОРНУТЬ. Что оно обозначает?

– О ком говорится в первом отрывке? А во втором?

– А может ли разговор касаться другого животного?

– Почему во втором отрывке неясно, о ком говорится? Каких слов не хватает?

– Какие слова в тексте говорят о предмете, но не называют его?

– Что вы знаете о местоимениях?

2. Игра «Четвертое – лишнее».

На доске записаны местоимения и другие слова. Детям в каждом ряду нужно убрать лишнее слово.

я, он, а, ты

мной, меня, мни, мне

но, оно, она, они

он, его, ему, яму

нас, нами, нем, нам

3. Упражнение 349.

Заполни таблицы.

– А теперь нам нужно из отрывков выписать все местоимения и распределить их в таблице.

– Как нам нужно действовать, чтобы выполнить задание?

1. Найти в тексте местоимение.

2. Определить его лицо (по подобранной форме именительного падежа).

3. По вопросу определить падеж.

4. У форм 3-го лица определить род.

(После работы с таблицей заполненными будут 5 клеток в колонке 1-го лица (я, ты, меня, у нас, мне) и три – 3-го лица (она, ей, с ней.)

– Почему в тексте не встретились местоимения 2-го лица?

– Местоимением 3-го лица в дательном падеже ответь на вопрос «к кому?». Что произошло?

– Что нужно сделать, чтобы у местоимения 3-го лица творительного падежа не стало буквы Н?

– Заполните пустые клетки в таблице местоимениями 1-го и 3-го лица.

4. Упражнение 351.

– Почему ребята не поняли друг друга?

– Какие местоимения они использовали в диалоге?

– Внесите эти местоимения в таблицу (с. 13).

– Заполните оставшиеся клетки формами местоимений 2-го лица.

Я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш и ваш, и мой, и твой,

Их, его, её и свой.

Это, без сомнения,

Все – местоимения.

(Один ученик, следуя ритму стихотворения, выполняет за учителем движения: руки вверх, в стороны, вперед, вниз; наклон вправо, влево, назад, вперед и т. д. Класс повторяет движения.)

5. Работа с текстом в парах.

Упражнение 352.

– Вы хотите узнать, от чьего имени велся рассказ в отрывках? И кто это «она» во втором отрывке?

– Тогда прочитайте еще один отрывок.

– Так от чьего имени ведется рассказ?

– А можно ли пересказать отрывки от своего имени? Что для этого нужно сделать?

– Выполните первое, третье и четвертое задание после текста (в парах, посовещавшись).

– Прочитайте текст, который у вас получился.

IV. Итог урока.

– Что вы знаете о местоимении?

Домашнее задание: упражнение 352 (записать текст в измененном виде).

Урок 85
Учимся пользоваться личными
местоимениями

Цель: уточнять значения местоимений, развивать умение грамотно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Отгадай загадку.

Утром так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей,

А стемнеет – он придет:

Тоненький, смущенный.

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной,

Срок прошел – плывет она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Е. Кач

– Вы догадались кто такие оно, он, она?

– Такое употребление местоимений оправдывает себя лишь в загадках. Почему?

2. Упражнение 353.

– Почему местоимения называются личными?

– Заполните таблицу на с. 15.

– В чем разница изменений местоимений 3-го лица от местоимений 1-го и 2-го лица?

– Докажите, что местоимения Я и ТЫ по родам не изменяются.

3. Упражнение 354.

(Выполняется коллективно по заданию учебника.)

4. Упражнение 355.

– Прочитайте предложения, сказанные ребятами.

– Почему предложения не совсем понятны?

– Какие изменения необходимо сделать?

– Отредактируйте группы предложений и две из них запишите в тетрадь.

– Что вы узнали из сообщения с. 15?

Пальчик, пальчик, где ты был? (Показывать.)

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел.

5. Игра «Занимательные фигуры».

На доске нарисованы 6 фигур из кружков, в которые необходимо вставить буквы так, чтобы получились местоимения в различных падежах.

(Дети работают с двумя фигурами по выбору.)

– Какие местоимения вы вписали в схемы?

– Дайте им характеристику.

6. Упражнение 356.

– Прочитайте сообщение в упр. 356.

– Что вы усвоили из этого сообщения?

– Исправьте ошибки ребят в тексте, запишите предложения правильно.

– На какие правила ошибки в речи детей?

– Местоимения в каком лице и числе вы употребили?

– У каких местоимений вы можете также определить род?

– Встретилась ли ошибка, о которой вы прочитали в сообщении?

– Как вы исправили эту ошибку?

7. Упражнение 357.

– Какие правила употребления местоимений вы можете сформулировать по данным записям?

– Ответьте на вопросы учебника после правил.

8. Работа в парах.

Детям предлагается карточка с текстом, в котором есть орфографические и стилистические ошибки.

– Исправьте ошибки в рассказах Незнайки.

(Исправления делают в тексте, не переписывая его.)

Коля и петя делали уроки. С ими был пес тузик и кот васька. Они решали задачу. Они играли на кавре. Все были заняты своими делами.

 

Коля и петя приехали в диревню. Перед ими было озиро, оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. С ими были удочки и нажывка.

 

Коля и Петя ресовали. К им пришла девочка. Иё завут наташа. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали ресовать кортину вместе.

После выполнения задания дети объясняют, какие ошибки в текстах они исправили и почему.

III. Итог урока.

– Почему местоимения так называются?

– Чем по своей работе они отличаются от имен?

– Как изменяются?

– О каких особенностях употребления в речи местоимений нужно помнить?

Домашнее задание: упражнение 358.

Урок 86
Что известно о неопределенной форме глагола?

Цель: обобщить знания о неопределенной форме глагола, развивать умения правильно определять у глагола неопределенную форму.

Ход урока

I. Организационный момент.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.