IV. Наблюдение за словами, относящимися к разным склонениям. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

IV. Наблюдение за словами, относящимися к разным склонениям.

2017-09-10 588
IV. Наблюдение за словами, относящимися к разным склонениям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Упражнение 181.

– Какое слово – мышь или мышка – ты выберешь, чтобы занять место в третьем столбике упражнения 177?

– Письменно просклоняйте слово мышь. На месте окончаний оставляйте пропуск.

– Почему в первых двух словах вы написали окончания без затруднений? (Они ударные.)

– Впишите нужные буквы в окончания существительного мышь, пользуясь табличкой из упражнения 181.

– Что интересного вы заметили в окончаниях существительных 3-го склонения?

– Посмотрите на окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений (упр. 177). Какой вывод можете сделать?

2. Упражнение 182 учащиеся выполняют в парах по заданию учебника.

(Необходимо напомнить детям о том, что окончания имен существительных 3-го склонения по падежам приведены в таблице упражнения 181.)

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

3. В словах для физкультминутки встретилось три имени существительных: хомка, хатку, на зарядку.

– У каких слов вы можете сразу определить склонение?

– Почему у оставшихся двух слов сразу определить склонение не получится?

– Что для этого нужно сделать сначала? (Поставить в начальную форму.)

– Как будете действовать дальше?

– Проверьте, верны ли ваши ответы: откройте с. 149 и прочитайте дополнение к памятке «Как узнать, к какому склонению относится имя существительное».

– Определите склонение (устно) у слов хатку, на зарядку.

4. Упражнение 183.

– Укажите род имен существительных в тетради-задачнике, выделите окончания.

– В рабочей тетради распределите эти слова в три столбика:

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
... ... ...

– Какая орфограмма, требующая проверки, встретилась в слове 1-го склонения?

– Назовите слова 1-го склонения, в которых гласную в корне нужно запомнить.

– Какая корневая орфограмма встретилась в словах, относящихся ко 2-му склонению? (Сло г, бра т, зву к.)

– Какая орфограмма встретилась в двух словах 3-го склонения? (Доч ь, реч ь.)

5. Игра «Засели домики». (Работа по карточкам.)

– Попробуйте самостоятельно «заселить» слова в домики.

– Окончания выделяйте.

– Сколько «этажей» вы смогли заселить?

V. Итог урока.

– Что нового об именах существительных вы узнали на уроке?

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

Домашнее задание: упражнение 184.

Урок 48
Открываем новый секрет
имен существительных

Цель: закрепить приобретенные знания и умения, формировать умения в определении падежей и в изменении по падежам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие имена существительные вы отнесли к 1-му склонению? Почему?

– Какие имена существительные вы отнесли ко 2-му склонению? Почему?

– Какие имена существительные вы отнесли к 3-му склонению? Почему?

III. Работа по теме урока.

1. Повторение правила.

– К какому склонению могут относиться имена существительные женского рода?

– При каком условии они будут 1-го склонения?

– А при каком условии они будут 3-го склонения?

– К какому склонению могут относиться имена существительные мужского рода?

– При каком условии они будут 2-го склонения?

– При каком условии они будут 1-го склонения?

– К какому склонению относятся существительные среднего рода?

– Я задумала имя существительное женского рода с нулевым окончанием. По какому типу склонения оно будет изменяться?

– Я задумала имя существительное мужского рода с окончанием . К какому склонению оно относится?

2. Упражнение 185. Коллективная работа с объяснением.

– Сравните слова в парах.

– Чем они схожи и чем различаются?

– Общие признаки мы будем писать на отдельной строке, различные – над словами.

(Дети выполняют задание, решая при этом и орфографические задачи.)

– Встретились ли среди слов антонимы?

– А синонимы?

– Есть ли среди них родственные слова?

– Выполните звукобуквенный анализ слов.

(Проверка по закрытой доске.)

3. Упражнение 186.

– Рассмотрите картинки.

– Что общего между воробьем и киселем?

– А одинаковые признаки у слов воробей и кисель вы можете назвать?

– Если слова относятся к одному склонению, значит… (продолжить мысль).

– Давайте просклоняем эти слова и понаблюдаем за окончаниями. Будут ли они одинаковыми?

– Что вы заметили?

– Почему в винительном падеже окончания слов, относящихся к одному склонению, различны? (Потому что это одушевленные и неодушевленные предметы.)

– Посмотрите на изменение слова воробей.

– Давайте поищем ответ на вопрос: куда «спрятался» звук [й’]?

– Посмотрите в задачник (с. 49).

– Сделайте вывод.

– Проверим свои наблюдения на страницах учебника (с. 82). Прочитайте сообщение авторов.

– Попробуйте на примере склонения слова трамвай объяснить, где находится звук [й’].

4. Игра «Цепочка».

Один ученик называет имя существительное, второй должен подобрать существительное на последнюю букву названного слова, но относящееся к другому склонению, и т. д.

Например:

– Я буду называть слова разных склонений. Если вы слышите слово 1-го склонения – поднять руки вверх, 2-го склонения – руки в стороны, 3-го склонения – присесть.

Комната, стул, мебель, гараж, пыль, змея, собака, пес, карандаш, ручка, пыльца, дочь, сон.

5. Работа со словарными словами. Словарный диктант.

– Запишите слова в три столбика в зависимости от склонения.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
... ... ...

Город, деревня, картофель, картошка, морковь, помидор, суббота, понедельник, воскресенье, кровать, диван, мебель.

(Взаимопроверка.)

6. – Просклоняйте одно существительное 2-го склонения из словарного диктанта и одно существительное 3-го склонения.

– Окончания существительных 3-го склонения в различных падежах приведены на 80-й странице учебника. Будьте внимательны.

7. Самостоятельная работа по вариантам.

– Определите склонение и падеж имен существительных.

I вариант.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землей.

II вариант.

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

– Что нужно сделать, прежде чем определить тип склонения имени существительного? (Поставить в начальную форму.)

– Какая форма имени существительного называется начальной?

(Проверка выполнения задания по готовому образцу.)

IV. Итог урока.

– Что вы знаете о склонениях имен существительных?

Домашнее задание: упражнение 187.

Урок 49
Открываем новый секрет
имен существительных

Цель: закрепить знания о склонениях имен существительных, формировать умения в изменении имен существительных по падежам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– На какое же слово – коза или окно – больше похоже своими признаками слово молоко?

– Что можете сказать об окончаниях этих трех слов при склонении?

– Какие орфографические задачи вы решали в этих словах?

III. Работа по теме урока.

1. Работа со словарными словами.

а) Прочитайте слова. Решите орфографические задачи.

– Поразмышляйте, что общего у слов каждого столбика? (Количество слогов.)

ул.ца б.лет день
д.рога кас.а тень
перехо. во.зал глуш.

– Какое слово в каждом столбике можно назвать лишним и по какому признаку? (Склонение.)

б) Запишите в тетрадь по памяти только словарные слова из предложенных и укажите склонение.

в) Просклоняйте имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. (Один из учеников работает на закрытой доске.)

– Можем ли мы проверить правильность выполнения своей работы, если на доске склоняли другое слово, но того же склонения?

– Почему? (Будут одинаковые окончания.)

2. Упражнение 188.

– Прочитайте рассуждение дошкольника.

– В чем он не прав?

– Что вы можете сказать о словах папа и брат?

– Назовите общие признаки и признаки отличия.

– Продолжите работу по задачнику (с. 49).

(После самостоятельного выполнения задания дети отвечают на вопросы, указанные в задачнике.)

– Для чего нужно знать, к какому склонению относится имя существительное?

3. Игра «Сообрази».

– Образуйте от имен прилагательных имена существительные и определите тип склонения, чтобы существительные были разных склонений.

храбрый – смелый – веселый –
сильный – добрый – ленивый –
гордый – болтливый – умный –
мудрый – богатый – бедный –
грубый – хвастливый – крепкий –

4. – Выберите из записанных существительных три, относящихся к разным склонениям.

– Имя существительное 1-го склонения запишите в винительном и творительном падежах с предлогами.

– Имя существительное 2-го склонения запишите в родительном и дательном падежах с предлогами.

– Имя существительное 3-го склонения запишите в дательном и предложном падежах с предлогами. В этом случае пользуйтесь табличкой окончаний на 80-й странице учебника.

(Задание выполняется на доске под руководством учителя.)

Становитесь в круг, ребята,

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи.

Мы – резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Стоя на месте, дети выполняют движения руками.)

5. Работа по карточкам.

– Выпишите однокоренные имена существительные, относящиеся к другому склонению, там, где это возможно.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
пылинка пылесос пыль
морковка   морковь
печка печник печь
мышка мышонок мышь

 

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
площадка   площадь
елка ельник ель
трусиха трус трусость
лиса лисенок  
ночка ночник ночь

IV. Самостоятельная работа.

– Определите склонение и падеж выделенных имен существительных.

– Что нужно сделать, прежде чем определить падеж имени существительного в тексте? (Поставить в начальную форму.)

Попугай (______) быстро вылез из клетки (______), оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне (______) и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу (______), цепляясь за кору (______) острыми когтями и помогая клювом (______).

Не прошло и двух-трех минут – он был уже на верхушке (______). Там от радости (______) попугай захлопал крыльями и издал потрясающий вопль (______), что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.

(Проверка правильности выполнения проводится с комментированием.

В случае допущенной ошибки ученик выносит метку на поля тетради, для того чтобы выполнить дома работу над ошибками.)

– Кому это задание было трудно выполнять?

– В чем вы затруднились?

– Какие наречия встретились в тексте?

– Что вы знаете об этой части речи?

V. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 189.

Урок 50
Дополняем памятку

Цель: обучить письменному анализу имени существительного, обобщить знания об имени существительном.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие орфограммы вы нашли в отрывке?

– Как вы определили склонение имен существительных?

– Как вы определяли падеж имен существительных?

– Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разные окончания?

– В каких словосочетаниях имена существительные выполняют роль командиров?

– В каких словосочетаниях имена существительные являются зависимыми?

III. Работа по теме урока.

1. Игра «Поднимись по лесенке».

а) Впишите имена существительные 2-го склонения (по выбору учащихся – любую лесенку).

– Можем ли вписать имена существительные во множественном числе? (Да.)

– В этой форме можно определить склонение? Как?

б) – С одним существительным составьте основу предложения.

– С этим же существительным составьте одно словосочетание так, чтобы оно было главным словом.

– Составьте другое словосочетание, чтобы это имя существительное было зависимым словом.

– Каким членом предложения имя существительное являлось бы в первом случае?

– Во втором? В третьем? Почему?

2. Упражнение 190.

– Определите жанр словесной зарисовки.

– Найдите предложение, в котором имя существительное является главным членом.

– Тогда в остальных предложениях имена существительные являются… (продолжите мысль).

– Выпишите из текста словосочетания, в которых существительные подчиняются другим словам. Покажите зависимость.

– Выпишите словосочетания, где имена существительные являются главными.

– Какими частями речи могут командовать имена существительные?

– Словам каких частей речи они могут подчиняться?

– Какими членами предложения могут быть имена существительные?

3. Упражнение 192. (По заданию учебника с комментированием.)

4. Составьте словосочетания по схемам, используя слова из словаря.

(На каждый случай 3 словосочетания.)

– Словосочетания записывайте с вопросами. Там, где нужно, к падежным вопросам добавляйте смысловые.

5. – Какую характеристику вы можете давать именам существительным?

– Дополните табличку для анализа (с. 50 в задачнике).

– Склонение мы указываем там, где постоянные признаки.

– Попробуйте доказать, что этот признак действительно постоянный.

Мы теперь – ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте ножки шире.

(Движения дети выполняют, стоя на месте.)

6. Упражнение 194.

– Познакомьтесь с образцом письменного анализа имени существительного (с. 85).

– Устно проведите анализ предложенных слов.

– В предложении «я ОЧЕНЬ люблю молоко» слово «молоко» повторяется. Характеристика этого слова будет такой же? Почему? (Оно в винительном падеже и является второстепенным членом.)

7. Упражнение 195.

– Письменный анализ слов зима, лето по вариантам.

По одному ученику каждого варианта выполняют анализ слов на закрытой доске для проверки.

– Какую характеристику словам вы дали в 5-м пункте? Почему?

– Прочитайте сообщение ниже.

– В чем отличие слова осень от тех, которые мы проанализировали?

– Выделите его из предложения и дайте характеристику (упр. 196).

8. Найдите ошибки в словах, исправьте их.

В листве кувыркались желторотые воробьишки.

1. В листве – имя сущ., где? в чем?; предм. 1. Воробьишки – имя сущ., что?; предм.
2. Нач. ф. – листок. 2. Нач. ф. – воробей.
3. М. р., 2 скл. 3. Ср. р., 2 скл.
4. В ед. ч., в пр. п. 4. В ед. ч., в им. п.
5. Вт. член. 5. Подлеж.

IV. Самостоятельная работа.

– Из предложений выпишите слова и выполните письменно анализ.

I вариант. Тяжелые опустились на сосен.

II вариант. По холмов весело журчали ручьи.

V. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 197.

Урок 51
Изложение повествовательного текста

Цель: развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека.

Ход урока

I. Организационный момент.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.