II. Знакомство с типом речи – рассуждение. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

II. Знакомство с типом речи – рассуждение.

2017-09-10 545
II. Знакомство с типом речи – рассуждение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Упражнение 505 (задачник, с. 68).

– Прочитайте три текста.

– О чем или о ком эти тексты?

– В чем заключается главная мысль каждого текста?

– Что в этих отрывках общее?

– Прочитайте сообщение на с. 62 учебника.

– Что нового вы узнали?

– Как строятся рассуждения?

– Заполните ступени.

– Все ли эти «ступени» должны соблюдаться в рассуждении?

– Назовите основные части рассуждения.

– Найдите в каждом отрывке эти части, отметьте их значком [.

Текст 1.

Начало объяснения: [Да потому что…

Вывод: [Вот и стала для него…

Текст 2.

Каждое предложение соответствует части рассуждения [Есть порода… [Это потому… [Поэтому…

Текст 3.

Объяснение начинается во второй части сложного предложения [потому, что… и продолжается в следующем.

– Помните, что выделение частей рассуждения часто бывает условным.

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 507.

– Найдите в тексте ту часть, которая называется рассуждением.

– С каких слов может начинаться рассуждение?

– Обозначьте знаком [, где начинается мысль, которая впоследствии будет объясняться, где начинается объяснение, рассуждение.

– Выпишите эту часть, решите орфографические задачи.

– Чего нет в этом рассуждении? (Вывода.)

2. Упражнение 508.

– Прочитайте еще одно рассуждение.

– Выделите части в рассуждении.

– В чем особенность этого рассуждения? (Построено как отрицание, нет «мостика».)

– Где мог бы быть «мостик»? (...Не за цвет, потому что)

– Прочитайте сообщение авторов на с. 63.

– Если «мостик» поставить, какое предложение получится? Запишите.

– Какое значение вносит в рассуждение частица?

– Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать?

– А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали.

– Прочитайте начало фразы (упр. 509). Чем это является в рассуждении? Продолжите начатую мысль.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки,

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали.

Вы резвиться не устали?

3. «Вопросы-почемучки».

Сто тысяч «почему» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему» гуляют по планете…

1) На это «почему» ответьте сами:

Почему Незнайку так назвали?

– Как вы начнете свое рассуждение?

(Незнайку так назвали, потому что…)

2) Какой вопрос с «почему» вы бы поставили к стихотворению С. Михалкова?

Бараны

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги».

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

– Попробуйте ответить на поставленный вопрос.

– С каких слов начнете рассуждение?

– Какой «мостик» употребите?

3. – Вы помните мультфильм «Ну, погоди!»?

– Почему большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким и слабым Зайцем?

– В рассуждении вам помогут слова в скобках.

Волк никак не может справиться с Зайцем, потому что…

(Умнее, находчивее, никогда не теряется, умеет найти выход из любого положения.)

– Запишите рассуждение в тетрадь.

– Заяц умнее, находчивее Волка. В этом утверждении можно усомниться. Нужны доказательства, конкретные примеры. Вот один случай.

Однажды Заяц поливал и подрезал цветы на балконе, а Волк увидел его и полез по веревке на балкон. Заяц не растерялся и обрезал веревку ножницами, Волк упал прямо в мотоцикл к милиционеру!

– Какие еще примеры находчивости Зайца вы можете привести?

– Какую роль выполняет пример, конкретный случай в рассуждении? (Поможет сделать рассуждение убедительнее, доказательнее.)

IV. Итог урока.

– С каким типом речи познакомились?

– Что вы узнали о рассуждении?

Домашнее задание: упражнение 510.

Урок 125
Учимся рассуждать

Цель: познакомить с двумя видами рассуждений (объяснение и размышление), обучать построению рассуждений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В каких местах предложений пропущены знаки препинания?

– Какую роль они играют в каждом из приведенных случаев?

– Объясните, на что вы опирались при решении орфографических задач в тексте.

– Вы поняли, почему во втором предложении словосочетание жаркие страны употреблено в кавычках? Как называют такое значение слов?

– Словами так происходит заменена какая часть вопроса? Зачем?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 511.

– Прочитайте отрывок из предисловия к книге о Винни-Пухе.

– Этот текст рассуждение?

(Далее работа с текстом проводится по заданию учебника коллективно.)

2. Знакомство с рассуждением-размышлением.

Упражнение 512.

– Прочитайте отрывок из сказки о Винни-Пухе и понаблюдайте за рассуждением главного героя.

– В чем отличие этого рассуждения от предыдущих?

– Есть ли в рассуждении объяснение, доказательство?

3. Какими же еще бывают рассуждения?

– Прочитайте об этом в сообщении на с. 65.

– Как теперь вы сможете назвать рассуждение Б. Заходера, а как – рассуждение Винни-Пуха?

4. Упражнение 514.

– Какими словами можно закончить рассуждение Винни-Пуха?

(Значит, я лезу за медом.

Значит, я должен его достать.)

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

(Наклонились, выпрямились.)

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

(Выдох, вдох.)

5. «Соберите рассуждения».

1) Вы помните стихотворение Ю. Тувима о том, как упала и рассыпалась азбука?

Вот и у нас упал текст-рассуждение и тоже рассыпался. Соберите его. Найдите сначала то, что объясняется, затем объяснение с примером.

Например. Во время страшного боя на опушке леса с Карабасом Барабасом стали сражаться птицы, бабочки, гусеницы. Приползли биться даже два старых слепых ужа.

Потому что…

Все вокруг помогали смелым и добрым куклам.

Буратино и его друзья смогли одолеть Карабаса Барабаса.

2) Рассуждения, которые вы видите перед собой, написаны первоклассниками. Не все в них верно. Какой части не хватает в этих рассуждениях?

а) Потому что лиса была хитрая. Она притворялась глухой и попросила Колобка еще раз спеть песенку. Колобок сел ей на нос, чтобы снова спеть, а лиса его проглотила.

б) Слово Марина пишется с большой буквы, потому что это имя девочки.

в) Колобок не сумел уйти от лисы, потому что она была хитрая.

IV. Самостоятельная работа.

– Чему учит этот рисунок?

– Как должен доказывать что-либо, спорить, рассуждать вежливый человек?

– Какие еще слова часто употребляют вежливые люди? (Я считаю, по-моему.)

– Прочитайте рассказ В. Осеевой.

– Как вы думаете, можно назвать девочку доброй?

ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА

Жила-была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет: «Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!»

Подбежит к девочке, поклюет у нее из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок!

Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку: «Отдай мне курочку, а я тебе за нее петушка отдам».

Услышал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт.

Согласилась соседка – отдала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тепленькая, что ни день – свежее яичко несет: «Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко».

Съест девочка яичко, возьмет курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку: «Отдай мне уточку, а я тебе свою курочку отдам!»

Услышала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдает.

Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плавает, и уточка рядышком: «Тась, тась, тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко!»

Выйдет девочка на бережок, и уточка за ней.

Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведет. Увидала девочка: «Ах, какой щеночек хорошенький. Дай мне щенка – возьми мою уточку!»

Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял ее сосед, сунул под мышку и унес.

Погладила девочка щенка и говорит: «Был у меня петушок – я за него курочку взяла, была курочка – я за нее уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла».

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

«Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!»

Проснулась девочка – никого у нее нет.

– Составьте рассуждение, отвечая на вопрос, добрая ли девочка.

– Можете начать со слов: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй»; «Я думаю…».

– Как можно продолжить рассуждение? (Словами ведь, так как.)

– Эти слова в рассуждении часто связывают то, что доказывается, и доказательство.

Так же как потому что, они служат «мостиком».

– Включите в свое рассуждение доказательство, вывод.

(Рассуждение может быть таким: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй. Ведь она своих друзей обменивала. Не умеет она дружбой дорожить».)

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали о тексте рассуждений?

Домашнее задание: упражнение 515.

Урок 126
Учимся рассуждать

Цель: познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы догадались, кто ведет рассуждение? (Бездомная собака.)

– Вы встречались ранее с таким приемом построения произведения?

– Действительно ли автором приведены мысли собаки или это «как бы» ее раздумья?

– Какие предложения-объяснения вы отметили? ([Зимой нелегко прожить, [Зимой скучно.)

– Какие доказательства последней мысли вы записали?

III. Работа по теме урока.

1. Вспомните все, что вы знаете о записках.

– Зачем их пишут?

– Кому?

– О чем в них сообщают?

– Какие правила оформления существуют?

– Существует такой вид документа, как объяснительная записка.

– Как вы думаете, чем эта бумага отличается от уже известных вам записок родным, друзьям?

– Какие требования к документу диктует слово объяснительная? А слово записка?

2. Упражнение 517.

– Прочитайте правильно написанную объяснительную записку на с. 71 (задачник).

– Зачем пишут такой документ?

– Из каких частей он состоит?

– Какие правила оформления существуют?

– Как вы думаете, почему мальчик вынужден был написать такой документ?

– Устно он объяснял бы так же?

3. Упражнение 518. Работа в парах.

– Прочитайте содержание получившихся объяснительных записок.

– Какие правила оформления вы соблюдали?

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

4. Рассуждения, в объяснительной части которых приводится несколько причин.

– В объяснительной записке вы столкнулись с указанием причин происшедшего.

– В рассуждениях довольно часто также можно встретиться с объяснением причин чего-либо. Познакомьтесь с рассуждением такого типа.

Мне совсем не хотелось ехать в деревню. Во-первых, потому что в этом году там не было моего лучшего друга Дениски, а во-вторых, летом в городе работала футбольная секция. А я давно собирался с нашими ребятами записаться в нее.

– Какие причины указаны в рассуждении?

– Сколько их?

– Что помогло вам их выделить? (Во-первых, во-вторых, в-третьих.)

– Обратите внимание на правописание этих слов.

5. Прочитайте текст и переделайте его так, чтобы в объяснении было четко указано, почему (по каким двум причинам) не надо собирать старые грибы. Строя новый текст, используйте слова во-первых и во-вторых.

Не надо собирать старые грибы. В них есть опасный для человека яд. Не надо забывать, что они играют большую роль в появлении новых грибов.

6. Помогите Антоше переделать его ответ на вопрос мамы, почему он плохо написал контрольную работу по математике, так, чтобы ответ звучал не только искренне, но и четко и ясно. Используйте слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

Я думаю, что если я буду каждый день учить уроки, если я буду внимательно слушать учителя и не буду на уроке болтать с Мишкой, если я не буду дома без конца смотреть телевизор, если я хорошенько подумаю сначала, а только потом буду писать, то я напишу контрольную по математике.

– Прочитайте получившиеся рассуждения.

IV. Итог урока.

– Что вы еще узнали о рассуждениях?

– Что вы запомнили об объяснительной записке?

Домашнее задание: упражнение 523.

Урок 127
Учимся рассуждать

Цель: обучать оформлению своих мыслей в рассуждении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое выборочный пересказ?

– А как вы понимаете выборочное списывание?

– Прочитайте рассуждение, которое вы выписали.

– Какие орфограммы встретились в словах рассуждения?

– Какое предложение содержит оценку?

– В каких словах она заключена?

– Зачем мальчик использовал слова во-первых, во-вторых? Что объясняют при помощи этих слов?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 519.

(Коллективная работа по заданию учебника.)

– Сделайте вывод.

– Когда нам в речи нужны размышления, в которых мы ответы даем в конце?

– Когда мы строим рассуждения-объяснения?

2. Упражнение 520.

– В какой части слова пропущена буква в первой строке слов?

– В какой части слова пропущена буква во второй строке?

– Какое слово можно назвать лишним в этой строке?

– Одно ли правило объясняет правописание в этих случаях?

– Каким видом рассуждения вы воспользуетесь, чтобы не допустить ошибок в постановке пропущенных букв?

– Запишите слова, решая орфографические задачи.

– Ответьте на вопрос мальчика-иностранца на с. 68.

3. Упражнение 521.

– Вы догадались, какие слова пропущены в рассуждении ученика?

– Попробуйте устно закончить рассуждение (… в какой форме употреблен глагол. Если в неопределенной форме, то…; если в форме 3-го лица, то…).

– Произнесите сами формы слов.

– Сколько вариантов решения этой задачи возможно?

(… на какой слог падает ударение. Если на первый, то это слово в форме 3-го лица. В ней Ь не пишется. Если ударение падает на второй слог, то это неопределенная форма глагола. В ней надо писать Ь.)

– Какой «мостик» предложил ученик в своем рассуждении? (Дело в том, что…)

– Попробуйте подставить уже знакомое потому что. Вам нравится звучание предложения?

– В роли «мостика» могут использоваться слова: «это объясняется тем, что…»; дело в том, что…»

– А можно обходиться вообще без связки?

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Зайка по полю бежит.

В дверь к нему стучит.

Тук, тук: дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай.

4. – На многих уроках при объяснении, доказательстве мы вводим в текст рассуждения правила, определения (как в задании 521).

– Прочитайте рассуждение.

«В слове живой я напишу гласную И, потому что есть такое правило: жи, ши пишется через и».

– Найдите ту часть текста, в которой говорится о том, что объясняется, а затем само объяснение.

5. Самостоятельная работа.

– Помогите ребятам ответить на вопрос: «Какую букву надо писать на конце слова мороз?»

– Стройте рассуждения по порядку, используйте слова-связки.

(После выполнения дети зачитывают рассуждения, выбирают правильное.)

6. Работа в парах.

– На каком уроке могут прозвучать вышесказанные рассуждения?

– А на уроке математики могут звучать рассуждения?

– Придумайте сначала вопрос, а затем составьте рассуждение-ответ.

– Какие виды рассуждений могут быть вами использованы?

(После выполнения работы проводится мини-конкурс «Чье рассуждение лучше?».)

IV. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 522. (Записать один пример рассуждения.)

Урок 128
Учимся рассуждать

Цель: обучать оформлению своих мыслей в рассуждении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие виды рассуждений вы знаете?

– Где могут быть использованы эти рассуждения?

– Как пишутся объяснительные записки?

– Прочитайте рассуждения, которые вы составили дома.

(Учащиеся выбирают лучшие.)

III. Работа по теме урока.

1. «Новое в рассуждениях». На уроках чтения.

– Вы помните, что пример делает рассуждение доказательным?

– А что еще помогает вам подтвердить свою мысль?

– Прочитайте басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

– Поставьте в басне такой вопрос, который требует объяснения или доказательства.

– А теперь попробуйте объяснить, почему не удалось Лебедю, Щуке и Раку сдвинуть воз с места?

(Устные ответы детей.)

– Прочитайте рассуждение ученика.

Лебедь, Щука и Рак не могли сдвинуть воз с места потому, что они были недружными, каждый тянул в свою сторону. Например: Лебедь решил лететь в облака, а Рак думал, что надо тянуть в реку, раз он там живет.

– Найдите в тексте:

а) часть, в которой говорится о том, что объясняется;

б) часть, которая содержит объяснение.

(Как объяснение развертывается за счет примера? Как вводится пример в текст?)

– Убедительно ли звучит это объяснение? Докажите.

– Прочитайте рассуждения учеников о героях сказки «Гуси-лебеди».

– Найдите в тексте объяснительную часть; введите в объяснение пример:

«Девочке удалось спасти братца от злой Бабы Яги потому, что все ей платили добром за добро. Например…

– Запишите объяснение с примером, обозначьте в нем все орфограммы.

– Какой вывод вы можете сделать из выполненной работы?

(Доказательство, объяснение можно сделать убедительнее, если сослаться на текст басни, рассказа, сказки, о которых идет речь в рассуждении.)

– А называются такие отрывки из текста специальным словом цитаты.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

2. – Вдумайтесь в текст-рассуждение ученика об итоге деятельности Лебедя, Рака и Щуки в басне И. А. Крылова.

– Какая из приведенных ниже цитат сделает это рассуждение убедительнее?

а) Однажды Лебедь, Рак да Щука

Вести с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись.

б) …Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду

– Прочитайте рассуждение, включив в него цитату из басни. Стало убедительнее звучать?

3. Прочитайте «Песенку про Петю» А. Барто.

Целый день он занят делом,

Двух минут не отдохнет:

То он парту мажет мелом,

То сидит бумажки рвет!

А во время переменки

Занят он еще сильней:

Подойдет он к чистой стенке –

Чертит чертиков на ней.

Песенку про Петю

Решили мы пропеть,

Чтоб не было на свете

Ему подобных Петь…

Со двора домой вернется,

Бросит санки у крыльца,

Если их чинить возьмется –

Доломает до конца.

То помчится он вприпрыжку,

То залезет на чердак…

Взяться некогда за книжку –

Слишком занят он и так!

Песенку про Петю

Решили мы пропеть,

Чтоб не было на свете

Ему подобных Петь!

– Как вы думаете, почему автор песенки хочет, чтоб не было на свете ему подобных Петь?

– Составьте рассуждение, отвечая на это «почему».

– Выберите из текста подходящую цитату и введите ее в свое рассуждение.

– Ввести цитату вам помогут слова: «Вот так говорится об этом в стихотворении», «Автор говорит об этом так…».

(После выполнения задания учащиеся зачитывают получившиеся рассуждения, выбирают лучшие.)

IV. Итог урока.

– Что может сделать рассуждение более убедительным?

Домашнее задание: составьте рассуждение, включив в него цитату.

Урок 129
Изложение

Цель: обучать пересказу текста, содержащего рассуждение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с советами.

– Есть ли сходство между языком людей и животных, как вы считаете?

– Но прежде чем мы начнем рассуждать, познакомьтесь с советами авторов на с. 69 учебника.

– Вы согласны с этим сообщением?

III. Знакомство с текстом.

Упражнение 524.

1. Структура текста.

– Прочитайте текст, найдите ответ на вопрос заголовка.

– Вы обратили внимание на то, как построен текст?

– Является ли этот текст рассуждением? Докажите.

– К какому виду рассуждения вы его отнесете?

– Выполните все задания после текста (работа в парах).

2. Содержание текста.

– Сколько аргументов приводит автор, чтобы дать ответ на вопрос в заголовке?

– Прочитайте о первом отличии.

– Вы с этим согласны?

– Но ведь человек не всегда говорит словами. Общение людей может быть и азбукой Морзе, флажками на флоте, жестами и т. д.

(Эти сигналы расшифровываются и в конечном итоге переводятся в слова.)

– Прочитайте второе отличие. А с этим вы согласны?

– Что можете сказать о третьем аргументе?

– Перечитайте этот отрывок.

– Есть ли в тексте вывод?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.