Ранняя греческая философия: особенности формирования и предмета . Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ранняя греческая философия: особенности формирования и предмета . Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит.

2017-07-25 567
Ранняя греческая философия: особенности формирования и предмета . Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

При анализе греческой философии выделяют три периода:

1. от Фалеса до Аристотеля;

2. греческую философию в римском мире и, наконец,

3. неоплатоновскую философию.

Особенности греческой мифологии.

1. Греческие боги телесны. Они не творцы, а управители. Они тоже сотворены: сначало хаос, потом Гея, а дальше – саморазвитие.

2. Греческая мифология – авторизована (Гомер и Гесиод).

Особенности греческой философии – в особенностях греческой мифологии.

1. Если две другие философии возникли из толков, комментариев мифологии, то в Греции философия возникает как альтернатива мифологии. Греки стали обсуждать мифологию.

2. Греческая философия имеет авторов. Философская система - это продукт определенной личности.

3. Греки первые заговорили о космосе и порядке в космосе. Они дали миру слово «закон» («логос» - слово). Оказывается, космос упорядочен по определенным законам. Греки стали искать в телесном мире телесное начало. (Пифагор - инородная философия. Его школа была не только математической, но и этическо-религиозной. Сам Пифагор в молодости был орфиком.)

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (первая половина 6 века до н.э.)

К милетской школе относят трех философов: Фалеса Милетского, Анаксимандра и Анаксимена. Все они творили в начале 6 века до н.э. Анаксимандр и Анаксимен были младшими современниками Фалеса и развивали его идеи. Учение самого Фалеса, по-видимому, не было никогда записано, и от него остались только отдельные упоминания историков и последующих философов. Из этих упоминаний следует, что Фалес был не только философом, но и исторически значимым деятелем своей эпохи.

 

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ. Фалес происходил из знатной финикийской семьи. Он был богатым купцом и государственным деятелем Ионии. В качестве советника лидийского царя Креза он участвовал в попытках противостоять растущему персидскому влиянию и создать государственность Ионии. В качестве купца он, вероятно, занимался морской торговлей тирским пурпуром и оливковым маслом.

Фалеса называют не только первым философом, но и первым ученым. Из-за отсутствия прямых исторических свидетельств сведения о его достижениях полу-легендарны. Предполагают, что свои научные познания он получил в Египте.

АНАКСИМАНДР. Анаксимандр написал сочинение «О природе», которое считают первым греческим философским трактатом. Оно не дошло до нас, но было хорошо известно в древности. Первоначалом бытия он считал «апейрон», первоматерию, определяемую через свои атрибуты: беспредельность, неуничтожимость, неограниченность во времени. Слово «апейрон» может быть переведено как «беспредельное», хотя означает скорее «первооснова Сущего». Вещи возникают из апейрона и потом в него же возвращаются. Неизменен только апейрон, в то время как все возникающее из него подвержено изменению: вода может высохнуть, а камень – превратиться в пыль. В сегодняшних терминах можно сказать, что апейрон и материален и абстрактен одновременно, примерно как силовые поля в современной физике. Апейрон также в некоторых отношениях напоминает развивающуюся материю в марксистской диалектике: в диамате материя также неизменна по сути, но постоянно изменяет форму, обеспечивая как единство так и постоянное развитие мира.

Анаксимандр описал возникновение мира как физический процесс, который включает много элементов созвучных выводам современной науки: так, твердая земля у него возникает в результате остывания горячего вихря, а жизнь самозарождается в океане. Огонь отделяется от остывшей земли и скрывается за небесной твердью. Блеск небесного огня освещает наш мир через окошки-отверстия в небесной тверди, которые мы называем «небесные светила».

АНАКСИМЕН. Анаксимен нашел своеобразный компромисс между космогонией Анаксимандра, своего учителя, и идеями Фалеса. В качестве «первоначальной стихии» он рассматривал воздух, который материален (как вода), но в то же время незримо присутствует везде (подобно апейрону). Материальные вещи, по Анаксимену, образованы в результате сгущения воздуха. Души и боги также рождены из воздуха. Родство духовных категорий с воздухом чувствуется и в нашем языке: «дух» и «воздух» - однокоренные слова.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества.

Школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение — религиозно-нравственная реформа общества. «Пифагор» – не имя, а прозвище, означающее «убеждающий речью».

Школа Пифагора пережила девять поколений.

В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой).

Пифагор был первым, кто назвал философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой.

В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию.

Онтология пифагорейской школы это учение о числах. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия – число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса.

ГЕРАКЛИТ. Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.) - один из основополож­ников диалектики. Своё учение ои изложил в сочинении «О при­роде». Под кажущейся неподвижностью вещей Гераклит увидел постоянное изменение. Этот космос, считал мыслитель, тот же са­мый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающим­ся и мерами потухающим. Все существующее, по Гераклиту, нахо­дится в процессе вечного изменения, причиной этого является борьба противоположностей. Ему принадлежит знаменитый афо­ризм: navm pei - все течет, все изменяется, подобно водам реки. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дваж­ды нечто смертное в том же состоянии, ибо по причине неудержи­мости и быстроты изменения все рассеивается и собирается, при­ходит и уходит. Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые. Основанием всего сущего Гераклит полагал противоположные стихии, которые противостоят друг другу, но и вместе с тем постоянно соединяются. «Общее - конец и начало круга», «мертвое и живое - одно и то же». Добро и зло неизбежно приходят к единству, как дрожащие струны лука или лиры.

Логос - неизменный закон, рок, необходимость, «слово, по ко­торому все происходит и которое обще всем». Как реакцию на эти взгляды Гераклита следует рассматривать учение элеатов о неиз­менности и неподвижности бытия. В обществе, считает Гераклит, также должен господствовать закон соединения противополож­ностей: болезнь делает приятным здоровье, голод - сытость, труд - отдых. Порядок, закон в обществе - это главное. Народ должен держаться за закон, как за стену. Что касается отдельного человека, то его первая добродетель, - умеренность, воздержание; самоуверенность надо тушить как пожар.

В теории познания Гераклит отдает предпочтение разуму. Чув­ства приводят только к мнениям. Истина - по ту сторону чувств, она достигается умом.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.