Предмет философии и её роль в жизни общества и человека. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции философии в обществе. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предмет философии и её роль в жизни общества и человека. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции философии в обществе.

2017-07-25 750
Предмет философии и её роль в жизни общества и человека. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции философии в обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет философии и её роль в жизни общества и человека. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции философии в обществе.

Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т. д.

Функции:

1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.

3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.

4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)

6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш.

7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.

8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания

Структура философии:

1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

3)логика- учение о законах и принципах мышления

4)Этика – учение о нравственности, морали

5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человека как личности)

8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники;

10) аксиология – учение о ценностях;

Специфика философии:

• Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке(из-за этических соображений)

• В философии нет прогресса

• В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;

• Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).

•Одного языка, понятного всем философам, нет.

Философское учение Гегеля.

Вершиной немецкой классической философии была филосо­фия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эс­тетика». Он исходил из того, что в основе мира лежит духовное начало, абсолютная идея, отождествленная им, по сути, с Богом.

В то же время Гегель внес огромный вклад в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.

Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изложение всеобщих форм диалектического развития. Главный методологический принцип гегелевской диалектики - объективность рассмотрения любого предмета и процесса. Все суждения об объекте, считал Гегель, должны основываться исключительно на самоопределении предмета, на его собственном движении: диалектика есть не внешнее искусство, не субъективная игра, а «собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще».

Между диалектикой и философской системой в целом у Гегеля существует противоречие: абсолютная идея, имея внутренний источник развития, переходя в процессе эволюции в свое «инобытие» (природу и общество), затем возвращается к самой себе в виде познавшего себя абсолютного духа; в таком случае развитие и познание завершается.

В целом бесспорная заслуга Гегеля в том, что он впервые дал систематическое, целостное изложение диалектики. Именно по этому высоко ценили Гегеля основоположники диалектического материализма, подчеркивая, что умный идеализм ближе к умному (диалектическому) материализму, чем материализм глу­пый (метафизический), неразвитый, мертвый, грубый.

Русский космизм.

С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом. 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека. 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса. 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.

 

Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Предмет философии и её роль в жизни общества и человека. Специфика философского знания и его основные разделы. Функции философии в обществе.

Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т. д.

Функции:

1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.

3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.

4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)

6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш.

7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.

8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания

Структура философии:

1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

3)логика- учение о законах и принципах мышления

4)Этика – учение о нравственности, морали

5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человека как личности)

8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники;

10) аксиология – учение о ценностях;

Специфика философии:

• Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке(из-за этических соображений)

• В философии нет прогресса

• В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;

• Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).

•Одного языка, понятного всем философам, нет.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.