Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-07-25 | 644 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Русская философия на всем протяжении своего развития имела ярко выраженную национальную специфику, довольно сильно отличавшую ее от учений, популярных в других странах. Попробуем кратко сформулировать главные особенности русской философии и назовем ее наиболее крупных представителей.
Первая особенность русской философии связана со спецификой социальной жизни древнерусской народности и развитием классовой структуры общества. У населения, занимавшего территорию Древней Руси, как и у многих других славянских народов, произошел переход от родового строя сразу к феодальному. Рабовладельческой формации у славян не сложилось (хотя отдельные черты рабовладения, как выяснили историки, все же существовали). По этой причине древнегреческая философия, выражавшая идеи и настроения классического рабовладельческого общества, была чужда древнерусской общественной мысли и не получила распространения в нашей стране.
Вторая особенность русской философии — более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозного сознания. Это объяснялось общей отсталостью страны, возникшей в результате монгольского нашествия и почти двухсотлетней зависимости от Золотой Орды. Православие, оказавшееся в положении привилегированной государственной идеологии, имело возможность эффективно противодействовать формированию любых нерелигиозных воззрений. Возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религиозных представлений, запоздало в России на 200-300 лет по сравнению с наиболее развитыми европейскими странами. Начиная с XVIII в. русская мысль вынуждена была в кратчайшие сроки наверстывать упущенное, усваивая западноевропейские культурные ценности. С этого времени философия в России развивалась в тесной связи с философией западноевропейских народов.
|
Третья особенность русской философии обусловлена длительным сохранением в России феодально-крепостнических отношений и самодержавия. Затяжное господство крепостничества и самодержавия в России вызвало к жизни особые формы философии и идеологии, которые в других странах либо отсутствовали, либо не получили заметного развития. Это идеология дворянских революционеров (декабристов); революционный крестьянский демократизм, включавший в себя народничество; славянофильство, почвенничество и западничество; толстовство.
В истории отечественной философии выделяется ряд этапов:
Первой крупной эпохой является период XI-XVII вв., топологически соответствующий эпохе средневековья в западноевропейской культуре. Он делится на древнерусский (культура Киевской, или домонгольской, Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).
Древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии. Правда, особенностью русской мысли и русской образованности являлось то, что она использовала свой собственный письменный язык (созданный в IX веке византийцами Кириллом и Мефодием) и в большей степени являлась практической. Первым древнерусским философом можно считать митрополита киевского Илариона (XI в.), автора известного «Слова о законе и благодати». С помощью метода символического толкования Ветхого завета он построил богословско-историческую концепцию, обосновывавшую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного «света» над «тьмой» язычества.
Второй этап (XVII в.) исторически связан с европеизацией России и реформами Петра 1. Национальная идея «святой Руси» перевоплощается в идею «великой России», что нашло свое отражение в отмене патриаршества в 1721 году и превращении церкви в государственный департамент. Россия многое восприняла из культуры западноевропейского Просвещения. Но это влияние не могло компенсировать некоторую замедленность русского исторического процесса. В западноевропейской культурной типологии ему примерно соответствует эпоха Ренессанса.
|
Третья эпоха – конец XVIII – первая половина XIX. Утверждается самостоятельное философское творчество в России. Оно проявилось, прежде всего, в противоборстве славянофилов (Киреевский, Хомяков, Аксаков. Самарин) и западников (Белинский, Чернышевский, Герцен, Добролюбов, Писарев). Главные дискуссии происходили вокруг основной проблемы тог времени: судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. Славянофилы: рассматривали самобытность исторического прошлого России, как залог всечеловеческого призвания; запад завершил свое развитие и клонится к упадку; они разрабатывали учение о человеке и обществе, основанное на религиозном представлении, достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский.
Западники - П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич(1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм. Уповали на свершение земных чаяний народа, как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством разума и мировой воли Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия
В.С.Соловьев (1853-1900гг.) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанционный, умственный, чувственный). Субстанционный мир - мир находится в единстве с Богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства.
Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) в начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», позже стал ярым противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории.
|
П.А. Флоренский (1882-1937) – религиозный философ, ученый энциклопедист. Блестяще знал западную философию, но искал для себя опору в православном сознании. Космология у него развертывается в систему философии и облекается.
Русский космизм.
С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом. 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека. 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса. 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).
Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
|
Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.
Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!