Основные реквизиты информации о продовольственных товарах — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные реквизиты информации о продовольственных товарах

2017-07-25 353
Основные реквизиты информации о продовольственных товарах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

Требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены соответствующими законами, другими ТНПА на конкретные группы и виды товаров. Право потребителя на информацию о товаре регулируется нормами Закона РБ «О защите прав потребителя». Изготовитель (продавец, упаковщик) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Основные требования, предъявляемые к информации о товарах, заключены в правиле «3Д» (достоверность, достаточность, доступность):

1. Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации (в обратном случае это классифицируется как информационная фальсификация).

2. Достаточность означает рациональную информационную насыщенность без излишеств и дублирования.

3. Доступность основана на информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей:

· языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Законе РБ «О защите прав потребителей» указывается, что информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском и/или русском языке и при необходимости на иностранном языке в соответствии с нормами языка, на котором приведена информация. Информация, сообщенная или переданная только на иностранном языке, считается непредоставленной, исключая случаи ее сообщения или передачи на иностранном языке по желанию потребителя;

· понятность – требование, предполагающее предоставление информации с помощью общепринятых и понятных терминов. Например, известны понятия «колбаса», «молоко» и др.;

· востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию.

Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно количества, состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Информация о продуктах должна включать следующие основные реквизиты:

· наименование продукта;

· наименование и местонахождение изготовителя;

· товарный знак (при наличии);

· количество продукта;

· состав продукта (кроме однокомпонентных продуктов);

· пищевая и энергетическая ценность;

· дата изготовления (упаковывания);

· срок годности или хранения;

· условия хранения;

· обозначение ТНПА;

· информация о подтверждении соответствия (при наличии);

· штриховой идентификационный код.


Вопрос 9.

Средства товарной информации

 

К средствам товарной информации относятся:

· маркировка;

· документы (нормативные, технические и технологические);

· литература (справочная, учебная и научная) и др.

 

Маркировка

Маркировка – информация, наносимая изготовителем (упаковщиком) на тару, этикетки, ярлыки и т.п. для обеспечения идентификации товаров.

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

Различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки может быть товар и (или) упаковка и (или) другие носители информации – этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, клейма, штампы и др. Торговая маркировка наносится на носители: ценники, товарные и кассовые чеки.

Этикетка – средство информации об упакованной продукции и ее изготовителе, располагаемое на самой продукции, на листе-вкладыше или на ярлыке, прикрепляемое или прилагаемое к упаковочной единице. Этикетка отличается значительной информационной емкостью.

Этикетка небольших размеров, содержащая дополни­тельные сведения о продукции и расположенная на противоположной стороне от основной этикетки, называется контрэтикеткой.

Кольеретка является разновидностью этикеток, имеющих особую форму, может наклеиваться на горлышко бутылок. Их основное назначение – эстетическое оформление бутылки; кольеретки могут быть с небольшой информацией или без нее.

Листок-вкладыш – это разновидность этикеток, имеющих направленность товарной информации по сообщению кратких сведений о наименовании товара, изготовителе и др. Чаще используют для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках.

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения – ветеринарные, товароведные и др. По форме клейма и штампы могут быть округлые, овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Клеймение применяется для мяса и мясопродуктов. Штампы могут наноситься на донышко металлических консервных банок и металлических крышек стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для молока, соков и других продуктов.

Информационные знаки представляют собой условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. К ним относятся товарные, знаки соответствия, знаки качества, штриховые, компонентные, манипуляционные, экологические знаки.

а) Товарные знаки – это обозначения, позволяющие отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других производителей.

Товарный знак является визитной карточкой предприятия. Товарный знак изготовителя наносится при его наличии после регистрации. В Республике Беларусь оформление заявок на регистрацию товарных знаков осуществляет унитарное предприятие патентных услуг «Белпатентсервис».

В зависимости от объекта информации товарные знаки могут быть фирменные и ассортиментные (видовые и марочные).

б) Знаки соответствия – это обозначения, которые предназначаются для доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о продукции (услугах), системах управления качеством, включая системы менеджмента качества, системы качества на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (далее – системы НАССР), системы управления охраной труда и системы управления окружающей средой, получивших подтверждение соответствия ТНПА.

Нанесенные знаки соответствия должны соответствовать их изображениям, приведенным на сертификатах соответствия, и подтверждать указанные в них сведения.

Знаки соответствия для продукции, как правило, размещаются на сертифицированной продукции вблизи информации об изготовителе, а также могут указываться в товаросопроводительной документации.

в) Знаки качества наносятся на товары, признанные высококачественными на различных выставках, конкурсах, дегустациях («Товар года», «ГУСТ»).

г) Манипуляционные знаки предназначены для информации о способах обращения с товарами. Они наносятся на транспортную тару или на потребительскую упаковку (Осторожно, хрупкое!; Беречь от влаги; Ограничение температуры; Верх упаковки; Беречь от нагрева; Герметичная упаковка; Нетоксичный материал; Скоропортящийся груз).

д) Компонентные знаки предназначены для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару. Наиболее часто встречаются компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и цифровым кодом.

е) Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте товара или упаковки (ее получения или утилизации).

Цель экологической маркировки продукции экологическими знаками заключается в предоставлении потребителю проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции, способствующей спросу, и поставке продукции, которая вызывает наименьшее воздействие на окружающую среду.

ж) Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку товаров типографским способом или с помощью приклеивания этикетки или ярлыка. Кодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю. Для считывания штриховых кодов применяют стационарные и портативные лазерные сканеры, кассовые сканеры, оснащенные системами считывания ШК, оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов и др.

 

Документы

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документы относятся к важнейшим средствам при проведении экспертизы и подразделяются на нормативно-технические, технологические и товарно-сопроводительные.

Нормативно-технические документы – документы, содержащие конкретную информацию о характеристиках товара, необходимых для его идентификации в процессе товародвижения, а также правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступные широкому кругу потребителей (пользователей).

Основное назначение этих документов:

· обеспечивают идентификации и прослеживаемости товаров и товарных партий на всех этапах товародвижения, что облегчает работу эксперта, когда при выявлении нестандартных товаров необходимо установить причины возникновения дефектов, а в случае обнаружения критических дефектов и изъять товары конкретной товарной партии;

· содержат общие нормы, правила и характеристики для одноименных объектов экспертизы, которые регламентируются как обязательные или рекомендательные.

К нормативно-техническим документам относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, технические условия, правила и нормы, классификаторы технико-экономической информации.

Технологические документы – документы, содержащие описание рецептур, конструкций, технологических процессов, характерных для разных этапов жизненного цикла продукции.

К технологическим документам, чрезвычайно важным в работе экспертов, относятся производственные рецептуры (РЦ), технологические инструкции (ТИ) по производству продукции, а также инструкции по хранению товаров отдельных групп, инструкции по приемке товаров по количеству и качеству, инструкции по применению норм естественной убыли. Особое место занимают инструкции по проведению экспертизы потребительских товаров.

Технологические документы дополняют и конкретизируют нормативные документы.

Товарно-сопроводительные документы (ТСД). Эксперт при проведении товарной экспертизы изучает и анализирует информацию, содержащуюся во всех товарно-сопроводительных документах:

· количественных (накладных, отвесах, заборных или маршрутных листах);

· качественных (сертификатах соответствия, страны происхождения, гигиенических, фитосанитарных, карантинных, заявлениях-декларациях, удостоверениях о качестве, протоколах испытаний, актах списания);

· расчетных (счетах-фактурах, счетах, чеках);

· комплексных (товарно-транспортных или железнодорожных накладных).

Эксперт может использовать как отдельные товарно-сопроводительные документы, так и их совокупность (массивы), обратив при этом особое внимание на наличие обязательных документов: сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных, при необходимости – удостоверений о качестве, а для импортных товаров – сертификата страны происхождения, справки или ее копии к грузовой таможенной декларации.

Специальная литература

Специальная литература – издания, предназначенные для доведения профессиональной информации до заинтересованных пользователей.

Специальная литература в зависимости от характера информации подразделяется на разновидности: учебная, научная и справочная. Каждый из указанных видов может в полном объеме или частично использоваться в экспертной деятельности.

Учебная литература – издание, основное содержание которого составляет учебная информация с элементами научной и справочной информации. Различают учебники и учебные пособия.

Научная литература – издание, основное содержание которого представлено научной или научно-практической информацией.

Научная литература может быть 4 типов: научные монографии, научно-практические пособия, научные публикации в периодических изданиях, научные отчеты.

Информация, излагаемая в научной литературе, носит для экспертов рекомендательный характер.

Справочная литература – издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавных статей. Содержит основную и дополнительную справочную информацию в определенной области профессиональных знаний. Подразделяется на 5 типов: справочники, словари, энциклопедии, каталоги, указатели.

 


Вопрос 10.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.