Искоренение жидовствующей фронды. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Искоренение жидовствующей фронды.

2017-07-09 228
Искоренение жидовствующей фронды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По наблюдению Д. С. Лихачева, «вооруженное сопротивление москвовскому войску, сменившееся идеологическим сопротивлением московским церковным обычаям, превратилось... в сопротивление церковности вообще, вылилось в антицерковное движение “жидовствующих”»156. Новгород стал настоящим рассадником еретичества на территории всей Руси, однако наибольшего размаха достигло движение жидовствующих. Противодействие новгородской ячейки жидовствущих московскому ставленнику на новгородской архиепископской кафедре (легко ли – бывший архимандрит Чудова монастыря!) и укрепление боярской партии в самой Москве, неумолимо движущейся по направлению к абсолютизму и упразднению прав именитых бояр, – вот те социально-политические обоснования, которые оправдали существование ереси в рассмариваемом историческом периоде.

Сведения об этой ереси, которую Лихачев считал своего рода антиклерикальным течением гуманистического характера, черпаются преимущественно из «Просветителя» Иосифа Волоцкого, а также из посланий архиепископа Геннадия.

Ее истоки восходят к истории крамольного, с точки зрения Москвы, посольства в Великий Новгород литовского князя Михаила Олельковича в 1470-1471 гг., в свите которого в Новгород прибыл и еврей Схарий, своей льстивой проповедью совративший на путь неправды видных представителей новгородского духовенства. Еретики признавали главенство Ветхого Завета над Новым, увлекались астрологией, хулили каноническую церковь. Несмотря на активное противодействие со стороны архиепископа Геннадия, а впоследствии — и Иосифа Санина (Волоцкого), ересь оказалась в достаточной мере устойчивой к попыткам внешего подавления, однако на протяжение всего времени своего существования функционировала по принципу тайного общества, причем элитарного. Оставаться таковой ей помогал тот факт, что влияние жидовствующей пропаганды на социальные низы было минимальным, в чем также можно видеть основания считать ересь антимосковской если не по букве, то по тому разрушительному духу скепсиса в отношении столь важного идеологического звена Московского царства, каковым являлось каноническое православие с московским митрополитом во главе157.

Дело искоренения ереси осложнялось тем, что «Иван III, стремившийся к секуляризации церковного землевладения, оказывал явное покровительство еретикам, особенно их московскому кружку»158.

Огромную роль в упразднении зла сыграла деятельность архиепископа Геннадия, впервые обнаружившего недобрые плевелы на врученной ему духовной ниве и энергически принявшегося их искоренять. В своем послании Иоасафу Ростовскому и другим церковным иерархам Геннадий в красках описывал богопротивные нравы еретиков и призывал церковь сплотиться в деле противостояния им. Известно, что Геннадий был сторонником самых решительных карательных мер, вплоть до смертной казни, причем вдохновение своей решительности черпал в писаниях отцов-устроителей испанской инквизиции. Итогом активной деятельности святителя стал общецерковный собор, осудивший еретиков. Последнее, впрочем, стало возможно во многом благодаря тому что Иван III, искусно использовавший церковную смуту в целях ограничения прав церкви как общественно-политической организации, авторитет которой, будучи очень высок, ставил под сомнение неограниченную волю монарха, внезапно «покаялся» преподобному Иосифу в своем пагубном заблуждении относительно жидовствующих еретиков, сиречь «тяжких волков», которые не щадили православное стадо.

 

Глава IV.

Выводы.

Анализ агиографической литературы, созданной в Великом Новгороде, показал, что древненовгородские агиографы зачастую оказывались вовлеченными в общественно-политическую жизнь республики гораздо более, нежели этого требовало их призвание – описание жизни и подвигов тех святых угодников, которые прославили этот край в прошлом.

Среди проанализированных памятников можно выделить как те, которые создавались в угоду политической конъюнктуре с мощным участием современного зарождению культа духовенства (Житие архиепископа Иоанна, созданное по инициативе Евфимия II), так и те, которые очевидным образом зарождались автохтонно (Житие архиепископа Феоктиста). Однако большая часть памятников занимает промежуточное положение между этими двумя крайностями – культ, зародившийся самостоятельно, нередко имеющий уже давнюю историю, со временем обрастал легендами, которые имели отчетливо политичесое звучание. К таковым следует отнести, в первую очередь, культ преподобного Варлаама Хутынского.

К общественно-политическим вопросам, решавшимся агиографами, следует отнести следующие:

1. Введение общежительного устава и императив к его неукоснительному исполнению всеми монахами всех существующих монастырей.

· Чудеса в нескольких редакциях Жития Варлаама Хутынского.

Особенно показательным здесь оказывается то, что необходимые и соответственным образом интерпретируемые чудеса появляются в позднейших редакциях, то есть только тогда, когда появляется соответсвующий административно-церковный запрос.

2. Юридическое обоснование монастырских прав на землевладение

· Житие Зосимы и Савватия Соловецких;

· Житие Антония Римлянина;

· Житие Антония Дымского;

· Житие Михаила Клопского.

В пору, когда нарастает антагонизм в отношениях между двумя главными феодалами в лице церкви и государства, игумены древних монастырей почитают за благо подыскать надежное обоснование своим притязаниям на земельные угодья и рыболовные тони посредством обращения к давнему прошлому, к биографии зачинателя монашеской жизни на святом месте, занимаемом древней обителью.

3. Необходимость единения жителей города. Пагубные последствия междоусобной вражды между разными его концами

· Сказание о чудесах Николая Кочанова.

Опустошавшие город столкновения жителей Торгового и Софийского концов целенаправленно осмеяны составителем легенды о мнимой вражде между двумя новгородскими юродивыми.

4. Остаивание собственной культурной и политической независимости перед лицом возрастающего влияния Москвы.

· Житие архиепископа Иоанна;

· «Сказание об опалении жезла Ивана III»;

· Житие Серапион Новгородского;

· Житие архиепископа Моисея.

Общий пафос указанных памятников вполне мог бы уложиться в слова девиза «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и умрет». Первым и имеющим наиболее мощный агитационный эффект было, конечно, Житие архиепископа Иоанна, выносящего палладиум Новгородской республики на стену городского кремля, – икону, обращающую вспять суздальских князей и их потомков. Не менее зловещим для москвичей должна была показаться история опаления жезла князя-покорителя, властительного Иоанна. Наконец, последней попыткой уже отчаянного по осознанию его бесцельности идеологического сопротивления является эпизод Жития архиепископа Моисея, описыващий «изумление» последнего.

5. Подавление сепаратистских устремлений, необходимость воссоединения с Москвой.

· Житие Михаила Клопского;

· «Чудо о Тумгане» в Житии Варлаама Хутынского.

В противовес боярскому устремлению к сохранению самостоятельности любой ценой в новгородских низах, а также в среде московских выходцев зарождается обратнонаправленное стремление, симпатизирующее Москве. Его политические иделы (агитация за московского князя, осуждение любых проявление обособленности и сепаратизма) нашли свое отражение в тексте свойственника московских князей — Михаила Клопского, равно как в одном из «промосковских» чудес в Житии Варлаама Хутынского.

6. Смиренное принятие московской экспансии как неизбежного, определяемого «недреманным Божии оком», пестующим Россию-Русь по Своему неизглаголанному Промыслу.

· Житие Варлаама Важского;

· Житие Антония Дымского;

· Чудо о «снеге и мразе», моление об одолении «басурманства и латинства».

Со временем наиболее дальновидные из сторонников новгородской независимости, начиная понимать, что время вольности уходит в небытие, создают те литературные памятники, в которых хотя и нет активной промосковской агитации, однако чувствуется неизбежность скорого (или уже произошедшего) покорения Москве.

7. Необходимость церковной колонизации северных земель, просвещения некрещенных языческих народов, продолжения евангельской проповеди на всей территории, подвластной русскому царю.

· Житие Трифона Печенгского.

Житие преподобного Трифона описывает вклад исторической личности, исполняющей вне зависимости от политической конъюнктуры свою просветительскую миссию, в дело колонизации неосвоенных государством территорий, поступательного развития всего русского государства.

Наконец, следует привести некоторые наблюдения относительно структуры пантеона новгородской святости. Символом и эмблемой Новгорода (да и не только Новгорода, но и всей Древней Руси159), как это ни странно, в современном представлении стал святой благоверный князь Александр Невский. Однако перед нами один из исторических курьезов, показывающий, насколько может быть далека историческая мифология от исторических реалий. Так, в новгородском пантеоне князь Александр является чуть ли не единственным канонизированным князем, а сама княжеская святость нехарактерна для новгородской духовной культуры: новгородский князь, как существо бесправное и обижаемое, едва ли мог быть канонизирован – во всяком случае в сане преподобного (так, Михаил Клопский, один из наиболее прославленных новгородских святых, будучи князем, канонизирован как преподобный или юродивый).

Другое дело – преподобные и юродивые. Их трудами и молитвами полнилась новгородская земля, они на протяжении веков воспринимались как ее заступники, ходатаи и молитвенники перед Богом. Однако апогеем древненовгородской святость следует признать святость архиепископскую, святительскую. На епископском дворе, под сводами Святой Софии находилось средоточие новгородской духовности, поэтому приход на владычнюю кафедру первого москвича был воспринят как окончательное фиаско новгородской духовности, ее переход под знамя московского, «осифлянского» типа святости.

 

 

Библиография

Источники

1. Видение хутынского пономаря Тарасия // БЛДР., т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5100

2. Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в житии и мистериях М. Спб., 2010.

3. Житие Александра Невского // БЛДР. т. 5. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962

4. Житие Антония Римлянина // БЛДР, т. 13. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10572

5. Житие Варлаама Хутынского // ВМЧ, ноябрь, дни 1 -12, СПб., 1897.

6. Житие Зосимы и Савватия Соловецких // БЛДР. т. 13 URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10573

7. Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М., 2009.

8. Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // БЛДР, т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx

9. Повесть о Житии Михаила Клопского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5062

Исследования

1. Rudi T. Imitatio Christi // Die Welt der Slaven. Munchen, 2003.Bd 48. S.123-134.

2. Антоний Малинский (иеромонах). Конфликт святителя Серапиона Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого в контексте церковно-государственных отношений начала XVI века. С. 9. URL: http://christian-reading.info/data/2012/04/2012-04-01.pdf

3. Белоброва О. В. Две редакции Жития Антония Дымского. С. 284. // ТОДРЛ, 1997, т. 50.

4. Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки. ТОДРЛ, М., Л., Т. 56.

5. Борисов Н. С. Иван III. М., 2000.

6. Борисов. Н. С. Сергий Радонежский // Жизнь замечательных людей. М., 2002.

7. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв. — М. 1966.

8. Введенский А. М. Текстологический анализ летописного сказания о крещении Новгорода // ТОДРЛ, Спб., 2009. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/60_tom/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.pdf

9. Володихин Д. М. Митрополит Филипп. Жизнь замечательных людей. М., 2009.

10. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

11. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л, 1971. URL: http://libes.ru/19057.html

12. Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. М., 2002.

13. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. URL: http://old.stsl.ru/lib/book7/

14. Гордиенко, Э.А. Варлам Хутынский и архиепископ Антоний в житии и мистериях. XII-XVI века. Спб., 2010.

15. Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. // ТОДРЛ. Л., 1972, т. 27.

16. Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского севера как памятники литературы XIII-XVII вв.– Л.: Наука, 1973.

17. Дмитриев Л. А. Иона, игумен Глушицкого монастыря // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/327

18. Житие Варлаама Хутынского // Словарь книжников и книдности Древней Руси. http://old_russian_writers.academic.ru/182/Житие_Варлаама_Хутынского

19. Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М. — Л., 1953. С. 145—158.

20. Исидорова З. Н. Житие Варлаама Важского в контексте агиографического канона // Русская агиография. Исследования. Материалы. Публикации. Спб. 2011. С. 112–133.

21. Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.

22. Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского в письменности XVIII – XX вв. URL: http://www.ruslang.ru/doc/lingistoch/2002-2003/13-kalugin.pdf

23. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том. 1. М., 1993.

24. Карпов А. Ю. Юрий Долгорукий // Жизнь замечательных людей М., 2006.

25. Кирик Новгородец и древнерусская культура. В 2-х ч. Часть 1 / Отв. ред. В.В. Мильков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.

26. Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

27. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871.

28. Костомаров Н. И. Северно-русские народоправства, II. URL: http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_severorusskoe_narodopravstvo.html

29. Кузьмина М. К. Библейские цитаты в сказании инока Иннокентия о смерти Пафнутия Боровского // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Петрозаводск, 2014.

30. Курбский Андрей. История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI века. М., 1986 г. С. 324–347.

31. Лихачев Д. С. Новгород Великий: очерк истории и культуры Новгорода XI — XVII вв. М., 1959.

32. Лурье Я. С.Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 48., Спб., 1993.

33. Муравьев А. В. Русская Фиваила на Севере. М., 1998.

34. Никитский А. Очерк внутренней истории церкви Великого Новгорода. Спб., 1879.

35. Новгородский край в русской литературе. Великий Новгород. 2009.

36. Новикова, В. К. Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородскийсвятой. М., ОЛМА-Пресс; Нева, 2003.

37. Петрухин В. Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. Статьи по истории и типологии русской культуры. М., 2000.

38. Пигин А. В. К вопросу об источниках Жития Александра Свирского (Житие Пахомия Великого и Чудо архистратига Михаила «иже в Хонех») // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2004. Т. 55. С. 281-288 (в соавторстве с К.М.Запольской) с. 281—288.

39. Пономарев Димитрий, свящ., Житие преподобного Антония Дымского как достовреный источник. Спб., 2014.

40. Понырко Н. В.Житие Моисея, архиепископа Новгородского // Словарь книдников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/239

41. Рамазанова Н. В. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005.

42. Рождественская М. В. Повесть об Ионе, архиепископе Новгродском // БЛДР. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5063

43. Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002.

44. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М., 2013.

45. Рыжова Е. А. Мотив плавания святого на камне в Житии Антония Римлянина и в фольклоре // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. Спб., 2011. С. 3–37.

46. Рыжова Е. А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI – XIX вв. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Rusagiografia.%20%D0%A2.%201/%D0%A0%D1%8B%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0_615-647.pdf

47. Сборник статей в честь академика А.И. Соболевского. Л., 1928.

48. Соколова П. В. Чудеса Николы Кочанова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/754/

49. Терешкина Д. Б.«Аки светилник поставлен на свещнице». Жития новгородскх владык С. 73. // Новгородский край в русской литературе. Великий Новгород., 2009.

50. Терешкина Д. И. Vox populi – vox dei: святые и народная молва // Новгородский край в русской литературе. Великий Новгород., 2009.

51. Толочко П. П. Киев и Новгород XII – нач. XIII веков в новгородском летописании // Великий Новгород в истории средневековой Европы. М. 1999. С. 171.

52. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. URL: http://lib.eparhiasaratov.ru/books/20f/fedotov/saints/10.html

53. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. // К.Маркс. Ф.Энгельс. Соч. III.

54. Янин В. Л. Борьба территориальных группировок за власть.// Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2013. С. 71.

55. Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год., М., 1979, С. 52-61.

56. Яхонтов И. К. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1881.

1См, например: Борисов Н. С. Иван III // Жизнь замечательных людей. М., 2000; Карпов А. Ю. Юрий Долгорукий // Жизнь замечательных людей М., 2006.

2 Борисов Н. С. Сергий Радонежский // Жизнь замечательных людей. М., 2002.

3 Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871.

4 Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.

5 Яхонтов И. К. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1881

6 Яхонтов И. К. Там же. С. 134.

7 Яхонтов И. К. Жития свв. Севернорусских подвижников... С. 134—135.

8 Яхонтов И. К. Там же. С. 135.

9 Ключевский В. О. Древнерусские жития... С. 358.

10 Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки. ТОДРЛ, М., Л., Т. 56.

11 Яхонтов И. К. Жития свв. Севернорусских подвижников... С. 39.

12 Пигин А. В. К вопросу об источниках Жития Александра Свирского (Житие Пахомия Великого и Чудо архистратига Михаила «иже в Хонех») // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2004. Т. 55. С. 281-288 (в соавторстве с К.М.Запольской) с. 281 — 288.

13 Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв. М., 1966.

14 Муравьев А. В. Русская Фиваила на Севере. М., 1998.

15См.: Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М., 2013; Романенко Е. В. Повседневная жизнь средневекого монастыря. М., 2002.

16 Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. С. 156–157.

17 Зубов В. П. Там же. С. 157.

18 Кузьмина М. К. Библейские цитаты в сказании инока Иннокентия о смерти Пафнутия Боровского // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Петрозаводск, 2014. С. 62. Ср.: «Инок Иннокентий... мастерски переосмысливает одно из характерных святоотеческих изречений, возводя проблему взаимоотношения монастырского руководства и светской власти на глубочайший, богословски осмысленный уровень».

19 Г ордиенко Э. А. Варлаам Хутыцнский а архиепископ Антоний в житии и мистериях XII-XVI вв. М-СПб. 2010. с.8.

20 Калайдович, Памятн. XIIв.: «А оже се носили къ варяжескому попу дъти на молитву?»

21 Пам.Ст.Рус.Лит. I, 251-252.

22 Петрухин В. Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. Статьи по истории и типологии русской культуры. М., 2000. С. 274.

23 Петрухин В. Я. Там же. С. 275.

24 Лет. По Лавр. СП., 174, 1074г.: «приключися некоему Новгородцу прийти в Чудь и, придя к кудеснику, желать волхвования от него»… и другие свидетельства.

25 ПСРЛ. IV. 279. 1505.

26 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том. 1. М., 1993. С. 215.

27 Карташев А. В. Там же. С. 221.

28Макарий. История Русской Церкви. II. 381-382.

29 А. Никитский. Очерк внутренней истории церкви Великого Новгорода. СПб.. 1879 г. С.24.

30 Терешкина Д. Б. Христа ради юродивые. // Новгородский край в русской литературе. С. 86.

31 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. М., 2002., С. 548.

32 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. М., 2002., С. 548.

33ПСРЛ, III, 12, 1156г. Впрочем, существует и та точка зрения, согласно которой описываемый вояж был запланированным паломничеством.

34Там же.

35 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. С. 663.

36Там же.

37 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. С. 672.

38 ПСРЛ, V, 136, 1030г.

39 Летоп. по Лавр. сп., стр. 147, 1036г.

40 ПСРЛ, III, 6, 1130г.

41 ПСРЛ, III, 210, 1030г.

42 Костомаров Н. И. Северно-русские народоправства, II,265. URL: http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_severorusskoe_narodopravstvo.html

43 ПСРЛ, III, 179, 1061г.

44 ПСРЛ, III, 179, 1078г.

45 ПСРЛ, III, 122, 1058г.

46Н1Л. С. 23.

47 Толочко П. П. Киев и Новгород XII – нач. XIII веков в новгородском летописании // Великий Новгород в истории средневековой Европы. М. 1999. С. 171.

48Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. С. 554.

49 ПСРЛ, III, 21, 1193г.

50 Макарий. История Русской Церкви. VI, 383

51 ПСРЛ. III. С. 7, 1136г.

52 Русск. Достоп. I. С. 83. 1137г.

53 Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. С.183.

54 Сборник статей в честь академика А.И. Соболевского. Л., 1928, С. 332-336.

55 Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. // ТОДРЛ. Л., 1972, С. 191.

56 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. // К.Маркс. Ф.Энгельс. Соч. III. С.128.

57URL: www.pokaianie. Ru/article/stalin/read/38012

58 Пономарев Димитрий, свящ., Житие преподобного Антония Дымского как достовреный источник. Спб., 2014. С. 26.

59Житие Варлаама Хутынского // Словарь книжников и книдности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/182/Житие_Варлаама_Хутынского

60Так, одним из действующих лиц в Житии становится владыка Антоний (Добрыня Ядрейкович), умерший в 1232 году, то есть через сто сорок лет после смерти Варлаама. Отсюда следует закономерный вывод о том, что Житие Варлаама создавалось после смерти владыки Антония.

61 Лихачев Д. С. Новгород Великий... С. 72.

62 Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний... С. 28.

63 Введенский А. М. Текстологический анализ летописного сказания о крещении Новгорода // ТОДРЛ, Спб., 2009. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/60_tom/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.pdf

64 Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний... С. 28.

65 Гинзбург Л. О психологической прозе. Л, 1971. URL: http://libes.ru/19057.html

66 Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний... С. 29.

67См.: Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский // Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

68 Федотов Г. П. Святые Древней Руси. URL: http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/09.html

69Житие Варлаама Хутынского // Словарь книжников и книжности. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/182/Житие_Варлаама_Хутынского

70Видение хутынского пономаря Тарасия // БЛДР., т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5100

71Там же.

72Там же.

73 Лихачев Д. С. Новгород Великий: очерк истории культуры Новгорода XI – XVII вв. М., 1959. С. 71.

74См.: Рыжова Е. А. Мотив плавания святого на камне в Житии Антония Римлянина и в фольклоре // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. Спб, 2011. С. 3–37

75 Терешкина Д. И. Vox populi – vox dei: святые и народная молва // Новгородский край в русской литературе. Великий Новгород., 2009. С. 56.

76Житие Антония Римлянина // БЛДР, т. 13. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10572

77Там же.

78Так, по наблюдению Е. Е. Голубинского, вторым землевладельцем по совокупной площали наделов, принадлежащих одному лицу, был после московского князя келарь Троиц-Сергиева монастыря // Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. URL: http://old.stsl.ru/lib/book7/

79 Белоброва О. В. Две редакции Жития Антония Дымского. С. 284. // ТОДРЛ, 1997, т. 50. Впрочем, в одном из последних исследований предпринимается попытка обоснования этого свидетельства Жития: «Понятно, что Антоний в любом случае был знаком с князем, так как они, как минимум, встречались на погребении учителя преподобного Варлаама Хутынского, и потому преподобный надеялся на помощь в решении вопроса об учреждении монастыря» // Пономарев Димитрий Житие преподобного Антония Дымского как достоверный исторический источник. С. 210. Впрочем, здесь следовало бы отметить, что автор монографии, кажется, находится в плену вынесенной им в заглавии идеи – идеи доказать во что бы то ни было достоверность передаваемых в памятнике сведений.

80 Лурье Я. С. Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 48., Спб., 1993. С. 192.

81Житие Зосимы и Савватия Соловецких // БЛДР. т. 13 URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10573

82 Отметим, что схожий мотив встречается и в Житии Кирилла Белозерского, в котором московский вельможа Вельяминов, обругав преподобного Стефана Махрищского, впоследствии, раскаявшись, смиренно призывает его отведать хлеба-соли в собственном дому.

83Житие Зосимы и Савватия Соловецких // БЛДР. т. 13 URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10573

84 Лурье Я. С. Житийные памятники как источники... С. 193.

85 Лихачев Д. С. Новгород Великий. С. 79.

86 Лихачев Д. С. Новгород Великий. С. 81.

87 Пономарев Димитрий свящ. Житие преподобного Антония Дымского. С. 137.

88Там же. с. 206—207.

89 Белоброва О. А. Две редакции Жития Антония Дымского. С. 286.

90 Дмитриев Л. А. Иона, игумен Глушицкого монастыря // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/327

91 «Пишу же не самовидецъ бывъ азъ таковымъ, понеже ино же есмь монастыря обещаниемъ и сожитие имею далече от обители святаго, но еже слышахъ ото инок обители святаго, ото оставших достоверныхъ свидетелей блаженнаго, мало обретающихся в обители святаго, но и они не самовидцы же, но от прежних отец слышавше, мне поведаша от многых малая» // Рыжова Е. А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI – XIX вв. С. 616.

92 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых... С. 302.

93 Рыжова Е. А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI – XIX вв. С.621

94По всей видимости, Феодору на момент его ухода из Москвы было не менее 30 лет.

95Об этой версии в книге: Володихин Д. М. Митрополит Филипп. Жизнь замечательных людей. М., 2009.

96 Яхонтов И. К. Жития свв. Севернорусских подвижников. С. 5.

97 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 106.

98 Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского в письменности XVIII – XX вв. URL: http://www.ruslang.ru/doc/lingistoch/2002-2003/13-kalugin.pdf

99Там же. С. 424.

100Слово о Житии святого Стефана, бывшего епископом в Перми // БЛДР, т. 12 URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10091

101Сведения о его жизни и трудах сохранились в составе «Сказания о князе Московском», написанном опальным боярином — князем Андреем Курбским в XVI веке.

102 Ср.: «Не дошло до нас отдельного жития князя Мстислава Ростиславича Храброго († 1179), чтившегося в Новгороде. Его политическое дело – оборона сначала Киева, потом Новгорода от Андрея Боголюбского и суздальцев. Он, как и Всеволод-Гавриил, – типический представитель удельного права и рыцарской чести против объединительных стремлений Суздаля». // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/fedotov/saints/10.html

103 Лихачев Д. С. Новгород Великий: очерк истории и культуры Новгорода XI — XVII вв. М., 1959. С. 37.

104Там же. С. 40.

105 Янин В. Л. Новгород во времена Александра Невского // Очерки истории средневекового Новгорода. С. 142.

106Житие Александра Невского // БЛДР. т. 5. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962

107Там же.

108За князем стали признавать право вмешательства в управление страной.

109 Лихачев Д. С. Новгород Великий: очерк истории и культуры Новгорода XI — XVII вв. М., 1959. С. 71.

110 Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год., М., 1979, С. 52-61.

111 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского // БЛДР. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5062

112 Терешкина Д. Б. «И сбылось по пророчеству святого» // Новгородский край в русской литературе. Новгород, 2009. С. 70.

113 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского // БЛДР. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5062

114 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского // БЛДР. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5062

115 БЛДР, Т. 7. Спб., 1999. С. 515.

116 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского // БЛДР. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5062

117 Там же.

118 Соколова П. В. Чудеса Николы Кочанова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/754/

119 Терешкина Д. Б. Христа ради юродивые. С. 86.

120Rudi T. Imitatio Christi // Die Welt der Slaven. Munchen, 2003.Bd 48. S.123-134

121 Костомаров Н. И. Северонорусское народоправство... URL: http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_severorusskoe_narodopravstvo.html#a100v

122 Янин В. Л. Борьба территориальных группировок за власть.// Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2013. С. 71.

123 Костомаров Н. И. Северонорусское народоправство... URL: http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_severorusskoe_narodopravstvo.html#a100v

124 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М., 1993. С. 222.

125 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. С. 556.

126 Там же. С. 557.

127 Карташев А. В. Там же. С. 219.

128 Лихачев Д. С. Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода XI – XVII вв. М., 1959. С. 63.

129 Терешкина Д. Б. «Аки светилник поставлен на свещнице». Жития новгородскх владык С. 73. // Новгородский край в русской литературе. Великий Новгород., 2009.

130 Об этом в книге: Лурье Введение в критическую агиографию. М., 2009.

131 Там же. С. 74.

132 Жившего во второй половине XII века.

133 Сказание возникло, по всей видимости, на основе устной легенды и краткой записи Новгородской Первой Летописи, в 40-е – 50-е гг. XV века. Сюжетом сказания послужил поход на Новгород сборного войска «всей земли русской» // Терешкина Д. И. Сказание об Иоанне Новгородском. С. 65.

134 Терешкина Д. Б. Vox populi – vox dei: святые и народная молва С. 54. // Новгородский край в русской литературе.Великий Новгород., 2009.

135 Лихачев Д. С. Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода XI – XVII вв. М., 1959. С. 68.

136 Лихачев Д. С. Новгород Великий: очерк истории культуры Новгорода XI – XVII вв. М. 1959. С. 66.

137 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 164.

138 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 162.

139 По упоминанию в одном из чудес архиепископа Сергия, принявшего сан в это время.

140 Понырко Н. В. Житие Моисея, архиепископа Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/239

141 Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // БЛДР, т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5063

142 Рождественская М. В. Повесть об Ионе, архиепископе Новгродском // БЛДР. Т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5063

143 Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // БЛДР, т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5063

144 Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // БЛДР, т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5063

145 Там же.

146 Там же.

147 Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // БЛДР, т. 7. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5063

148 Там же.

149 Там же.

150 Лурье Я. С. Житийные памятники как источники... С. 194.

151 Терешкина Д. Б. «Аки светилник поставлен на свещнице». С. 75.

152 Антоний Малинский (иеромонах) Конфликт святителя Серапиона Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого в контексте церковно-государственных отношений начала XVI в. С. 8

153 Там же. С. 13.

154 Иосиф Волоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. URL: http://old_russian_writers.academic.ru/328/%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

155 Антоний Малинский (иеромонах) Конфликт святителя Серапиона Новгородского... С. 14.

156 Лихачев Д. С. Новгород Великий... С. 84.

157 Напомним кстати, что митрополит Московский Иона не переставая писал к новгородскому боярству «вразумительные» письма, требуя немедленной выдачи Москве заклятого врага великого князя Василия Темного – Димитрия Шемяку, очевидным образом выполняя (по собственной инициативе или же по внушению извне) политический заказ.

158 Антоний Малинский (иеромонах) Конфликт святителя Серапиона Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого в контексте церковно-государственных отношений начала XVI века. С. 9. URL: http://christian-reading.info/data/2012/04/2012-04-01.pdf

159 Достаточно вспомнить проведенную в 2008 году всероссийскую телевикторину «Имя Россия», в которой первое место занял не кто иной, как Александр Невский.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.