Материалы для творческой лаборатории классных руководителей «Конфликты и пути их преодоления» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Материалы для творческой лаборатории классных руководителей «Конфликты и пути их преодоления»

2017-07-09 712
Материалы для творческой лаборатории классных руководителей «Конфликты и пути их преодоления» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность обозначенной проблемы объясняется следующим. Многолетняя педагогическая практика показала, что в процессе взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик» неизбежно возникают противоречия во взглядах, действиях.

 

 

Я предлагаю поднять руку тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»?

Действительно, наши ассоциации с этим словом вызывают негатив, разрушающий и самого человека, и его отношения с окружающими. Результаты социологического исследования корпоративной культуры нашей гимназии помогли выявить 2 болевые точки, которые обозначили родители.

Выявлено, что больше всего их волнует проблема успеваемости детей – 70%, что, в свою очередь, является самым распространенным поводом для конфликта между всеми субъектами образовательного процесса. 17% родителей беспокоит проблема взаимоотношений ребенка в коллективе. Добавлю, что данная проблема особенно обострена в период адаптации первоклассников, ее отмечают 53% родителей первых классов:

Педагоги гимназии отмечают, что основными причинами конфликтов являются: плохая подготовка к урокам – 68%, нарушение дисциплины – 52%, низкая мотивация, нежелание учиться – 52%

Учащиеся 5-11 классов выделяют основные причины конфликтов: такие, как нарушение дисциплины – 62%, их плохая подготовка к урокам–56%, наличие любимчиков у учителей –35%.

 

Таким образом, все три субъекта образовательного процесса объединяет общая проблема – межличностные конфликты. Они являются наиболее острыми в разрешении противоречий взаимодействия между людьми. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое можно решить конструктивным, либо к деструктивным (разрушительным) способом.

 

 

Педагогический конфликт может затрагивать все субъекты педагогического взаимодействия: Это и учитель–ученик, ученик–учитель, учитель–родители, учитель–учитель, учитель–администрация.

Сегодня мы подробнее остановимся на конфликтах отношений в двух системах: учитель–ученик, ученик–ученик.

С чего начинается взаимодействие учитель – ученик? Что делает учитель, заходя в класс? На что мы обращаем внимание в первую очередь? Конечно, мы воспринимаем речь человека, его внешний вид, настроение. Это верхний слой айсберга. Но всегда ли впечатления отдельной личности соответствует действительности? Всегда ли они объективны? Может ли это являться проблемой? От нашего с вами умения чувствовать, предвидеть сигналы конфликта на психологическом уровне (то, что невидно сразу, «подводные камни»), зависит успех решения конфликта. Например, урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учительница трижды вызывает одного ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате «двойка». На следующем уроке опрос вновь начался с него. И когда он опять не стал отвечать, учительница удалила его с урока. Та же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Молчание ученика, являлось первым скрытым сигналом в начале конфликта, продолжения, которого можно было избежать, поговорив с мальчиком после урока.

Поэтому мудрость педагога в том, чтобы создать атмосферу бесконфликтности в коллективе, а для этого педагогу необходимо знать: типы конфликтов, причины нарушения взаимодействия, особенности проявления конфликта в разные возрастные периоды, способы регулирования конфликтов, методы и приемы угашения конфликтов.

Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: мотивационные (нет желания учиться), взаимодействия (из-за различий ценностных ориентаций, в индивидуальных особенностях личности), связанные с организацией обучения. В первую группу – входят мотивационные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что дети либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между педагогами и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

Конфликты взаимодействий происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих и разной системы ценностей
наиболее распространены конфликты лидерства.

Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения:

I конфликтный период: в начальной школе, смена игровой деятельности на учебную. Ребенку трудно сменить Удовольствие в игре на Обязанности в учебе.

IIконфликтный период: переход в 5 класс. Смена условий обучения(новые предметы, учителя-предметники)проблемой является самоорганизация процесса обучения, самостоятельность действий.

IIIконфликтный период: в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс, возникает дилемма, «могу и хочу» и проблема адекватности самооценки своих возможностей, самонаблюдение.

IVконфликтный период –окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены, начало личной жизни. «Я взрослый» – происходит нарушение баланса между личной жизнью и учебной деятельностью.

 

Причины нарушения взаимодействия, разделяют на две группы: связанные с педагогом и связанные с учащимися.

К первой группе относятся:

Недостаточный учет особенностей детей, их чувств, желаний, интересов. Например, вместо: «Иванов, помолчи! Дай сказать другим!» Скажите: «Николай, прояви самообладание! Хоть тебе есть что сказать, ты понимаешь, что другим тоже хочется высказаться!».

Отсутствие системы стимуляции учащихся таким поощрением, как одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания. В качестве наказаний рекомендуем использовать: замечание, выговор, отстранение от важного дела, недовольный взгляд педагога, возмущение поступком.

Проявления негативных эмоциональных проявлений в присутствии учащихся (раздражительность, грубость, мстительность, беспомощность), например: «Петров, как ты вел себя на уроке сегодня, хорошей оценки за четверть не жди!».

Вторую группу составляют:

Низкий уровень нравственной культуры: основу любого поступка определяет нравственный выбор, который базируется на системе ценностей личности. Например, вы задаете вопрос «Кто придет завтра помогать украшать класс?». И получаете варианты ответа: «Я лучше посплю», «У меня есть дела и поважнее», «Я приду, мне очень хочется, чтобы наш класс был красивым в праздник и победил в конкурсе по оформлению!»

Низкий самоконтроль: вследствие чего ребенок постоянно нарушает темп работы на уроке: «Таня, тебе сейчас надо открыть учебник и выполнить задание!»

Низкая мотивация к учению: приведу свежий пример, когда в классе один ученик крикнул: «Эпидемия!», часть детей не пошли на занятие, другая часть – вернулись в класс. Этот пример связан с причиной проявления низкой мотивации у этих детей.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. – Это самое опасное для нас с вами!

Представим вашему вниманию один из результатов проективного теста «Ассоциации», который используется в индивидуальной работе с учащимся. Ребенку дается задание нарисовать ассоциацию, которая возникает при слове «учитель».

Мы видим, что учащийся с неконфликтным отношением, изображает учителя в ярких тонах, что мы не наблюдаем в рисунке конфликтующего ребенка, где отсутствуют яркие краски, выбран негативный образ, с добавлением негативных высказываний

Вербальный тест «Ассоциации к словам: «школа», «мама», «учитель» показывает, что позитивно настроенный учащийся пишет к слову учитель такие определения, как «красивая», «добрая», «умная», «небезразличная», конфликтующий – «учитель», «мучитель», «очки».

При разрешении конфликтов нам необходимо учитывать возрастные особенности школьников

1-4 клас с: конфликтные ситуации чаще всего возникают из-за невыполнения требований дисциплины: «Не хочу, не буду!»

Например: Доброжелательное внушение должно нести доверительное наставление: «Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам», «Коля, будешь вертеться, ничего не поймешь»

5-9 класс: конфликты часто произрастают из-за позиции подростка:

«Я – взрослый!»

Например: предложить выбор «Раз ты взрослый, взрослые не используют таких слов».

10-11 класс: развивается самостоятельность точки зрения, проявляется неприятие взрослых. Формируется позиция: «Я думаю, я считаю».

Например: «Как ты думаешь, если мы поработаем вместе, то не сможем ли найти новые и более эффективные способы решения?».

 

 

Как решать конфликты со старшими школьниками?

q проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом: «Я понимаю, что ты расстроен. Но было бы лучше, если бы ты сообщил о своих чувствах, а не сквернословил.

q обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребенка раздражение, будут способствовать уходу от решения проблемы: «Надеюсь, ты найдешь другой способ показать мне, насколько ты расстроен».

q в момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины, об этом следует задуматься, когда все успокоятся: «Давай встретимся после уроков, мы сможем все подробно обсудить».

q важно показать возможные негативные последствия агрессивного поступка, обсудить способы разрешения ситуации: «Мне бы хотелось, чтобы ты составил список слов, которые можно было бы использовать вместо тех, что ты произнес. Если тебе нужна помощь, возьми словарь».

q подросток очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать (это стимул к проявлению дальнейшей агрессии).

 

 

Если конфликт произошел, какие способы существуют для их регулирования? В таблице представлены 5 стилей, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Например, «Компромисс», где происходит поиск решений за счет взаимных уступок, эффективен в ситуации равной власти, наличие взаимоисключающих интересов, недостаток данного стиля заключается в получении только половины ожидаемого; причина конфликта полностью не устранена.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.