Плетение корзин, шитье, прядение, батик, ткачество, картонажные работы, изготовление переплетов. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Плетение корзин, шитье, прядение, батик, ткачество, картонажные работы, изготовление переплетов.

2017-07-09 236
Плетение корзин, шитье, прядение, батик, ткачество, картонажные работы, изготовление переплетов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1 – 12- й классы

Руководящие аспекты и общие цели преподавания в 1 – 8- м классах

 

Неверно рассматривать преподавание кустарных ремесел лишь с точки зрения развития умелости рук в результате осмысленной деятельности. Руки, находящиеся между головой и ногами, в результате ритмично повторяющихся движений и упражнения в ходе выполнения подходящих данному возрасту заданий влияют как на укрепление воли, так и на логическое, способное к суждению мышление; переходом при этом является забота о практичности, целесообразности изделий. Следует заметить еще и следующее: развитие тонкой моторики имеет решающее значение для развития интеллигенции ребенка. Ж. Пиаже заметил, что выполняемые душевные действия лишь тогда дают полный результат, т. е. приводят к замене простых связанных слов мыслями, когда они оказываются подготовленными действиями в собственном смысле слова. Логические операции (к которым относятся подведение итогов, оценка и осознание) представляют собой не что иное, как результат интериоризации и координации действий (см. J. Piaget в H. Aebli “Psychologische Didaktik”, Stuttgart 1966). Пока еще применяемые обозначения для свершившихся логических операций из области обычных действий: «я это охватил»; «я уловил нить», «он в этом запутался» и т. д. - указывают на эту взаимосвязь. Здесь следует указать на отличие интеллектуального воспитания от того, при котором речь также идет о формировании разума.

Интеллект устремлен на познание фактического материала. Каждое воздействие на признаки, каждое управление является интеллектуальным действием. Интеллект пытается установить связи с наличествующим, с известным.

Интеллигенция же, наоборот, устремлена не на готовое, она нацелена на действующее, движущееся, становящееся. Она вырабатывается и формируется в результате «деятельности», движения и ручной работы.

«Когда мы с ребенком правильно вяжем и делаем имеющие смысл вещи... мы действительно часто больше делаем для духа, чем когда мы объясняем детям, что считается духовным» (R. Steiner, GA 302, 4. Vortrag).

«Если вы вспомните то, что я сказал вчера, – что весь человек, собственно говоря, является логиком, а не только его голова, - то вы научитесь соответствующим образом оценивать значение работ, требующих чистой сноровки. Ведь это вовсе не было причудой, когда возникло требование, чтобы у нас и мальчики учились вязанию и т. п. В такой деятельности рук формируется то, что действительно существенно повышает способность оценки. Эта способность меньше всего развивается у человека, когда его заставляют делать логические упражнения” (R. Steiner, a. a. O., 3. Vortrag).

Отличие «тяжелой» от «мягкой» ручной работы заключается в том, что в первом случае требуется прежде всего воля в конечностях, а во втором - преимущественно чувство и восприятие. Таким образом изложенное вкратце развитие оценивающей способности опять-таки вовлекает всего человека.

В художественных заданиях основой для всех классов являются принципы формирования «верх – низ», «тяжелый – легкий», «светлый – темный», «внутри – снаружи». Все работы выполняются в одинаковой степени мальчиками и девочками. Они никогда не являются самоцелью, а лишь должны развивать задатки и способности детей, чтобы можно было всегда найти практическое применение и пробудить общественное понимание работы других людей.

Хедвига Хаук (Hedwig Hauck), первая учительница ремесел в штутгартской вальдорфской школе, завершает свои размышления о «направлениях формирования целесообразных форм в технике и в ремеслах» следующими словами: «Дети, которые в детстве научились “руками” правильно делать художественные, полезные вещи для других людей и для себя, и во взрослом состоянии не окажутся чуждыми другим людям и жизни. Они будут и в общественном, и в художественном отношении плодотворно формировать и обогащать бытие, совместное существование с людьми...» (Hedwig Hauck, Stuttgart6 1993, S. 27).

 

1 – й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

 

В 1-м классе задачей является игровой, художественный переход от игры к работе. Мальчики и девочки учатся вязать на двух спицах. С помощью вязания, с одной стороны, вырабатывается умение и сноровка обеих рук, а с другой стороны, эта деятельность пробуждает и стимулирует душевные задатки ребенка.

Возможное содержание преподавания

nВязание на спицах: лицевые петли, краевые петли: карлики, мячики, маленькие куклы и животные, кухонные тряпки и т. д.

nПараллельные работы: рисование форм, наброски небольших вязаных работ, разрывание (не резать!) папиросной бумаги для транспарантов и др.

2 – й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

После достаточного упражнения обеих рук при занятиях вязанием на спицах можно начинать вязание крючком. Чередуя «воздушные» и «столбики», можно гармонизировать темперамент ребенка.

Возможное содержание преподавания

nВязание на спицах: изнаночные петли.

nВязание крючком: воздушные петли, столбики: сетки для мячей, чехлы для флейт, маленькие сумочки и др., обвязывание кухонных тряпок.

nПараллельные работы: как в 1-м классе.

 

3 – й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

Одежда. Вяжут на спицах или крючком шапочки, и на этом затем отрабатывается освоенная техника. Силы фантазии ребенка получают большой простор при изготовлении кукол для кукольного театра. Рисование форм интенсивно культивируется с 1-го по 3-й класс для стимулирования формирующих и творческих сил детей.

Возможное содержание преподавания

nВязание шапочек на спицах или крючком, кукол для кукольного театра.

nУпражнения в отработанной ранее технике.

nПараллельные работы: как в 1-м и во 2-м классе.

 

4- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

В соответствии с этим возрастом делается попытка с помощью определенного упражнения (вышивки крестиком) особо благоприятствовать данной стадии развития. Благодаря своей симметрии, поддержанной материалом, цветом и формой, вышивание крестиком оказывает поддержку ребенку на первой стадии перехода к самостоятельности, обретения уверенности и внутренней прочности. Пробуждается понимание необходимости разумного формирования, соответствующего цели его применения.

Возможное содержание преподавания

nВышивка крестиком, шитье на руках.

Вышитые и сшитые собственными руками подушечки или книжечки для иголок, чехлы для флейт, сумки через плечо и др.

 

5 – й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

В соответствии с вновь проявляющейся у детей потребностью в гармонии, которая в этом возрасте часто воспринимается как «покоящаяся в себе», теперь можно обучать детей вязанию на пяти спицах. Так можно изготавливать вещи для рук и ног и активизировать собственные, обусловленные постановкой задачи, формирующие силы.

Возможное содержание преподавания

nВязание на 5 спицах:

носки, варежки, перчатки.

 

6- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

Чтобы помочь душевному состоянию ребенка в период полового созревания, можно рекомендовать шить из материи кукол и животных по собственным эскизам и выкройкам. Существенную роль при этом играют процессы выворачивания изделия (соответствующие первому выходу внутреннего содержания ребенка наружу), набивания изделий ватой и придания им окончательной формы.

Возможное содержание преподавания

nКуклы и животные из материи.

nОдежда для кукол.

 

7- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

По мере развития ребенка по направлению к зрелости вместе с ростом и утяжелением внимание ребенка устремляется на ноги. Теперь можно делать домашние туфли или тапочки и оформлять их в цвете в соответствии их функцией.

Возможное содержание преподавания

nДомашние туфли или тапочки:

Разработка формы и изготовление выкройки.

Разнообразные способы изготовления из различных материалов – материи, кожи, плетеного шнура и т.д.

Если есть возможность: помощь сапожника или посещение обувной мастерской.

nШитье на руках: простая одежда, сумки, рюкзаки и др.

 

8- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

С наступлением зрелости, или «земной зрелости», ученик обретает внутреннее понимание причин и следствий и потребность выяснять механику. Начинается работа с ножной швейной машиной. Для правильной работы необходимо понимание устройства и действия швейной машины. Интенсивно тренируются согласованность ритмичного движения ног (воля) и рук (чувство) и внимание (мышление).

Возможное содержание преподавания

nПростой шов, двойной шов, обметочный шов, кайма.

nБелье, фартуки, тренировочные брюки, пижамы и т. д. вплоть до мужских рубашек.

 

Руководящие аспекты и общие цели преподавания в 9 – 12 – м классах

 

Обучение рукоделию в старших классах строится на умении, которое ученики приобрели, начиная с первого класса, прежде всего в обращении с текстилем. В «эпохи» плетения корзин и обработки текстиля ученики попадают в две области, которые требуют, самостоятельности с одной стороны, точности – с другой. При этом происходит переход от податливого и мягкого к громоздкому и неподатливому материалу. При этом ученики получают троякий стимул:

кисти рук должны действовать осознанно и умело;

при создании предметов должны развиваться фантазия и индивидуальный вкус;

и, наконец, каждый рабочий процесс должен также быть пронизан мыслью. Тренируются воображение и подвижность мышления, которые могут быть проверены реальностью.

 

Работы с шерстью, пряжей, материей, тростником или бумагой (картоном) с самого начала носят кустарный характер. Все пока что очень простые предметы, являющиеся результатом этих работ, предназначаются для повседневного употребления. Должна стать отчетливой связь такой деятельности детей с жизнью человека. Преподавание, включаясь в мир работы, должно обеспечить представления о характере материалов, о технологии, о связях функций, материала и формы и проблематичных взаимосвязях «человек – машина – продукция – хозяйство – окружающая среда». Благодаря практическому и теоретическому знакомству с материалами должны развиваться способности к техническому мышлению, к пониманию жизненных процессов в природе, к открытиям, планам, организации но, также к и критическому отношению. Это вносит вклад в формирование личности, в техническое образование и профессиональную ориентацию.

Начиная с 9-го класса, ремесла по большей части преподаются отдельными эпохами, которые могут быть различными в зависимости от местоположения школы и ее уклона. Начиная с 11-го класса, от картонажных переходят к переплетным работам.

Целью преподавания всех предметов является:

nТочность планирования, работы, проверки.

 

Это достигается двояким путем:

nво-первых, в создании форм, соответствующих функциям и всем чувствам человека;

nво-вторых, техническо-ремесленным проведением работы, т.е. точным соблюдением размеров, выбором рационального подхода, соответствующим материалу исполнением.

 

 

9- й класс

 

Плетение корзин

Подходы и лейтмотивы преподавания

В соответствии с физическим развитием учеников (в большинстве случаев закончившийся рост в высоту) теперь внутренняя прочность (сила выпрямления, устойчивость) поддерживается с помощью изготовления корзин, когда работа идет ввысь и вширь. Осязательные ощущения.

Возможное содержание преподавания

Знакомство с материалами и орудиями труда.

Некоторые основные приемы плетения:

nВиды донышка, плетения «забора» (боковой стенки корзины), завершение края (ободка).

nСвободное изготовление корзины, при котором способы плетения должны выбираться самостоятельно с учетом цели и гармонии.

Упражнения на воображение:

nПроследить за одним или несколькими элементами плетения в простых или сложных переплетениях.

nРабочие эскизы.

Описание хода собственной работы.

 

Шитье

 

Подходы и лейтмотивы преподавания

Ученик осознает необходимость точного расчета и выполнения произведения. Он познает различные закономерности количества и меры и еще глубже понимает и оценивает работу и умение других людей (тех, кто, например, до этого времени делали его одежду). Отличие пошива в ателье от промышленного пошива. Если возможно - посещение фабрики.

Возможное содержание преподавания

nСнятие мерок (знакомство с собственным телом).

nСоздание и изменение выкроек.

nВыбор материала: качество, ткань, структура.

nРаскрой, наметка, сметывание, примерка, шитье.

nВиды отделки: застежки, края, оторочки, вырез ворота.

nЗнакомство с электрической швейной машиной.

nВ отдельных случаях – ручная или машинная обметка петель.

Рациональное конструирование:

nФорма, цвет, оттенки цвета.

nШитье одного или нескольких предметов одежды.

 

Й класс

Прядение

Подходы и лейтмотивы преподавания

Ученики должны узнать об этапах развития человечества с древних времен до индустриализации текстильной промышленности (поэтому понятно, что такое преподавание, строго говоря, относится к области технологий). Поэтому особенно важна тренировка согласованности движений рук и ног (см. M. Karutz, «Zur Lebenskunde», III, Die Spinnepoche, Stuttgart 1992).

Возможное содержание преподавания

Подготовка материала:

nЧистка для окрашивания шерсти или шелка.

nМатериаловедение.

nИндивидуальное творчество.

Практическая получение нитей посредством веретена и прялки.

nНаладка прялки.

nПрядение шерсти для изделия.

nРазличные виды шерсти, шелк; знакомство со свойствами материалов.

nРазличные виды оформления.

nВ некоторых случаях определение толщины пряжи.

Этапы развития прялки до прядильной машины, посещение музеев.

nПрядильня.

Возможно – ткачество (в ином случае в 11 –м классе.).

 

Батик, роспись по шелку или другие формы оформления текстиля

Подходы и лейтмотивы преподавания

Свободные художественные работы с постоянной направленностью на практические цели. Важно сформировать по возможности обширные, точные и качественные представления о личности и об окружении, для которых должно быть изготовлено изделие, например о темпераменте, возрасте или стиле. Соответственно должны подбираться покрой, цвет, форма и техника изготовления.

Возможное содержание преподавания

Подготовка материала.

Окрашивание.

Представление хода работы.

Различные техники.

Оформление, набросок.

Техническое исполнение платков, шалей, подушек, покрывал, занавесей, предметов одежды и др.

 

Й класс

 

Ткачество

Подходы и лейтмотивы преподавания

 

В преподавании ткачества сочетаются ремесла и технология. Поэтому и здесь необходимо дать представление об историческом развитии ткачества. Возможность изготовления тканой материи может быть очень различной в зависимости от производительности учеников. Можно изготавливать различные предметы – от платка или шали из тонких нитей через более крупные предметы одежды, подушки, покрывала, ковры и т. д. до изделий в технике гобелена (можно проходить этот раздел и в 10-м классе – см. тему «Технология» – если здесь в центре внимания будет «Переплетное дело и картонажные работы».

 

Возможное содержание преподавания

Элементы ткачества.

nОснова и уток в их взаимодействии.

nОсновные переплетения.

Знакомство с различными ткацкими станками.

Эскиз собственного тканого изделия.

Расчеты:

nДлина основы.

nКоличество нитей основы.

nНеобходимое для изделия количество пряжи.

Работа на ткацком станке.

nНатяжение навоя.

nСобственноручное протягивание нитей основы (с помощью других).

nТкачество на ткацких станках с 2 и 4 каретками.

 

Возможно – посещение кустарной ткацкой мастерской.

 

Картонажные работы и переплетное дело

(также возможно и в 12-м классе)

 

Подходы и лейтмотивы преподавания

Обе эпохи - картонажные работы и переплетное дело - связаны друг с другом. Знакомство с новыми материалами, восприятие их свойств, умение различать их означает существенное обострение чувств и способности оценки (свойства: например, тон, цвет, характер поверхности, эластичность, состояние). Строгая техника переплетного дела с ее зависящими друг от друга и друг за другом следующими этапами не только требует дисциплины и мышления в работе, но и учит им. Она дает ученикам возможность иметь перед глазами все этапы рабочего процесса, проходить по ним как вперед так и назад, контролировать и иметь возможность улучшать результаты. Следующий шаг не может быть сделан, если предыдущий был сделан неверно. Так ученик сам познает законы, по которым может происходить разделение отдельных рабочих процессов.

Возможное содержание преподавания

nОзнакомление с новыми материалами для работы: бумагой, картоном, тканью, кожей как материалами для переплетов, а так же с клеем.

nВо время выполнения практических заданий ученики знакомятся с необходимыми для них инструментами, приборами и машинами (прессами, резаками) и учатся работать с ними.

Частично по данному образцу, частично по собственным эскизам выполняются следующие работы:

nРамки, подставки для письма, папки, коробочки, кассеты, коробки, фотоальбомы.

 

Переплетное дело

«От нефальцованного листа до готовой книги» (в идеале – до золотого обреза).

nОбработка печатных или машинописных листов фальцеванием.

nСкрепление и картонный переплет.

nПереплет из льняной ткани.

nСоставные, кожаные, пергаментные переплеты.

Решающее значение для выбора техники переплета, материала и художественных средств (формы и цвета) имеет содержание книги. Попутно приводятся сведения по материаловедению.

 

(b) Ремесла – столярное дело, металлические работы

Руководящие аспекты и общие цели преподавания в 4 – 8- м классах

 

При разработке учебных программ Рудольф Штейнер придавал большое значение практическому воспитанию. Путь должен проходить от игры к работе и от неё к кустарно-практической деятельности. К выработке сноровки стремятся, с одной стороны, для достижения хороших результатов в работе, а с другой стороны, потому, что «ловкость пальцев в большой степени является учителем гибкости нашего мышления», – так говорил Рудольф Штейнер вскоре после открытия вальдорфской школы. В результате производственной деятельности опосредованно стимулируется также познавательное обучение и работа (GA 302, 12. и 15.6.1921). Из всего этого становится ясным, что равноценность всех преподаваемых предметов и средств воспитания определяет место и значимость трудового воспитания. Прямое влияние ремесленного обучения и художественного воспитания на область воли (например, эвритмии, садоводства и т. д.) повышает ответственность учителя, которую нельзя недооценивать. Необходимы его трудовое и педагогико-методическое участие. Немногие непосредственные данные Рудольфа Штейнера по учебным планам трудового воспитания в значительной степени обнаруживаются в учебном плане Штокмайера. Знание их является необходимой предпосылкой для педагогической деятельности, а также и для понимания последующих стимулов. Подробно все области трудового обучения описаны в книге «Преподавание искусства и ремесел в вальдорфской школе» (“Der kunstlerisch-handwerkliche Unterricht in der Waldorfschule”, Hrsg. M. Martin, Verlag Freies Geistesleben). Мы пользуемся схемой из этой книги на стр. 43, вводя, в зависимости от возраста, различные виды преподавания.

Уже начальное обучение должно иметь практический характер. Ежедневные упражнения в виде небольших постоянных обязанностей (вытирание доски, поливка цветов) и их осознанное повторение влияют на формирование воли.

В «эпоху» ремесел (3-й класс) жизненная практика усиливается знакомством с различными профессиональными видами деятельности и соучастием в них. Исходя из потребности подражания увиденному, возникает стремление активно созидать и самому, для чего предоставляются возможности в эпохах садоводства и домоводства. Так, например, в эпохе «строительства дома» ученики могут даже самостоятельно изготавливать черепицу. Для этого классный учитель нуждается в профессиональной помощи преподавателя труда.

Из собственно трудовой деятельности так называемое доремесленное обучение представляет собой предварительную ступень, на которой ученики знакомятся с различными видами ремесел. Учеников ведут по пути “обучения простому употреблению рук” (Р. Штейнер).

Во времена основания вальдорфской школы эта деятельность начиналась лишь в 6-м классе, но ею следовало заниматься уже и с 9 –10-летними учениками (GA 305, 7. Vortrag). Поначалу игровая, ритмичная деятельность таком случае со временем переходит в настоящую ремесленную работу. При этом тренируется практическая фантазия.

Начиная с 12-го года жизни, скелет ученика все больше и больше соответствует окружающему миру, и появляется понимание причин и действия (GA 305, 6. Vortrag).

Теперь уже рука может и должна стать полноценным носителем воли. Это происходит тогда, например, когда полностью завершается формирование пястных костей. Благодаря этому становится возможной работа с топором или стоячая работа за столярным станком с деревянным молотком и стамеской.

 

4 – 5- й классы

Подходы и лейтмотивы преподавания

- Подведение к рабочему употреблению рук с помощью соответствующих возрасту ребенка инструментов, например ножа для ручной резьбы по дереву, пилы, сверла, молотка...

Возможное содержание преподавания

nИз коры и веток (которые уже своей формой побуждают к творчеству) делать, например, различные фигурки – сказочных животных, карликов, овечек с пастухами, кораблики из коры и т. п.

nИзготовление простых предметов для повседневного употребления, например лопаток для взбивания, мешалок, ложечек, ножей для разрезания бумаги и т. д.

 

Начиная с 5 –го класса

nУчение о деревьях и о древесине.

 

6- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

В преподавании ремесел ученикам передается нечто из прошлого; и в этом случае заранее подготовленное действует в будущем. Так и работа по программе трудового воспитания связана с первыми школьными уроками, на которых рисуются прямая и изогнутая (кривая) линии. Обе они оказываются основными формами при дальнейшем формообразовании. Теперь они будут видимыми в пространстве, например на прямой ручке ложки и на закруглении ее основной части (то же и о вогнуто–выпуклых линиях). Работают по касательной, потому что связанные с резьбой снаружи рабочие процессы означают, что форма придается снаружи. Протяженные рабочие движения (например, строгание, пилка, изготовление канавок) связаны с прямыми линиями; короткие движения (например, с помощью стамески или ножа для резьбы по дереву) – с кривыми.

Возможное содержание преподавания

В основе лежит изготовление двух видов вещей: практически полезных предметов и игрушек.

nИмеются в виду такие предметы повседневного обихода, как, например, поварешки, скребки для сковородок, мешалки, совок для муки, «яйца» для штопки, деревянные молотки и т.д.

nС другой стороны, изготавливаются игрушки, представляющие собой отражение действительности, например прыгающие зайцы, ковыляющие утки, клюющие птицы, медведи на качелях и т. п. – то, что известно по русским игрушкам. Работа над игрушкой служит в основном тому, чтобы, с одной стороны, освоить соответствующее движение, а с другой стороны, обрести умение в формировании предметов и знании необходимой для этого механики. Механика сначала может быть простой (качание, «эксцентричные колеса» и т.д.), но затем в 7-м классе она должна усложняться по мере того, как дается простор для варьирования.

nСледует добиваться уверенного обращения с инструментами и соответствующей материалу обработки (например, следует учитывать направление движения ножа).

 

7 – й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

В 7-м классе преподавание физики начинается с механики. Усвоенное на этих уроках теперь может быть применено, например, при изготовлении подвижной игрушки – маятника, кривошипа, рычага, качелей, переноса сил как двигательных элементов для кранов, мельниц, пропеллеров и т.д. Если изготавливаются фигурки животных, то с соблюдением ещё большей точности принимаются во внимание видоспецифичные движения. Теперь уже можно выполнять некоторые столярные работы, например выдалбливание, выпиливание лобзиком и т.д. Изготовление полых форм предметов обихода (например, миски) является центральным для этого возраста. На этой работе не только достигается и укрепляется уверенное обращение с желобчатой стамеской и долотом, но и формируются внутренние и наружные поверхности.

Возможное содержание преподавания

nВозможны большие совместные работы для детского сада или для базара, такие как, например, крестьянский двор с сараем и животными, деревня с домами, башнями, колодцами.

nВоздействие игрушек может быть существенно усилено их окраской.

nТеперь можно изготавливать щипцы для орехов, коробки с крышками и т. д.

 

8- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

Ученики теперь уже могут узнавать форму и функции изготавливаемых предметов и, следовательно, проводить процедуру их формирования. Теперь следует предпринимать последовательные рабочие действия, например:

nпри вязании метел;

nпри изготовлении рамок для картин;

nпри строительстве рамной пилы;

nпри изготовлении сельскохозяйственных орудий и т.д.

Речь идет о том, чтобы удовлетворить возросшие рабочие и творческие запросы, например:

nдобиваться точности и чистого выполнения работы и связывать это с осознанным созданием форм.

Здесь, т.е. еще до введения предметов по технологии в старших классах, могут уже:

nпроводиться столярные работы, например строгание.

Если еще к тому же делаются игрушки, следует проводить большее количество измерений, при изготовлении:

nкресла-качалки, ручной тележки, кегельбана (игры, состоящей из стоек и лотков для катящихся шаров), которые охотно изготавливаются при совместной работе.

Далее следует:

nправильно строить искусственные гнездовья и кормушки для птиц.

Ученики могут в некоторых случаях выбирать между различными заданиями.

 

Руководящие аспекты и общие цели преподавания в 9 — 11- м классах

 

Преподавание в старших классах, естественно, строится на приобретенных в младших классах основных умениях, однако у него совершенно иной лозунг: «Каждый предмет должен быть наукой о жизни». Выполняемые в ходе обучения труду работы должны иметь значение как для развития молодого человека, так и для общества. Указания Рудольфа Штейнера по относящемуся к этой теме содержанию преподавания в старших классах немногочисленны, но он, однако, подчеркивает в области «учения о жизни и технологии» то, что совершенно определенные виды практической деятельности должны начинаться не слишком поздно, т. е. между 15-м и 18-м годами жизни (см. R. Steiner, “Erziehungsfragen im Reifealter”, GA 302).

Если в преподавании труда в младших классах речь в первую очередь шла о том, чтобы содержание обучения могло поддержать вхождение ребенка в мир и, таким образом, выполняло однозначно вспомогательную функцию, теперь все больше на первый план выходят требования соответствия миру. Наряду с учителем, который в преподавании труда должен выполнять задачи мастера, молодых людей поправляют, учат, стимулируют и воспитывают сам материал, инструменты и постановка задач.

С деревом ученик теперь встречается уже не как с пробуждающим фантазию материалом для поделок, а уже в большей степени как с техническим сырьем. Благодаря жизненности выросшей древесины возникают проблемы с ее обработкой. Ученик оказывается между собственным стремлением к творчеству и представлениями, с одной стороны, и специфическими свойствами древесины – с другой. Если удастся привести их в соответствие, узнать и научиться использовать закономерности материала в технике работы, можно получить те классические деревянные изделия, у которых бывают учтены как форма и точность самих изделий, так и особенности древесины.

 

Столярное дело

9- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

nНа основе изготовления настенных полок, ящиков с крышками и т.п. отрабатываются и самостоятельно контролируются точные рабочие процессы. К числу важных воспитательных результатов относится ощущение завершенности связанной с резьбой по дереву работы.

nОсознанное повторение определенных методов обработки (например, строгания, пилки) укрепляет силу воли.

Возможное содержание преподавания

nК содержанию преподавания относятся изучение интсрументов и уход за ними, как и:

nЗнание отдельных видов древесины, возможностей их применения и особенностей.

Уверенность в работе должна развиваться при:

nРазметке, пилке, строгании, выстругивании на простых изделиях из древесины.

nНеобходимы чистая отделка поверхности и окончательная обработка.

 

10 – 11- й классы

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

nРасширение и углубление техники работы, изучавшейся раньше, требует теперь большей точности, для чего используются упражнения или самостоятельное изменение указаний по проведению работы.

nПрименяются соединения деревянных частей – такие, как шлицы, втулки, пазы, соединения в елочку и т.д., которые требуют умелого, точного исполнения. В употребление вводится электрический ручной инструмент, и школьников обучают правильному его использованию.

nПри изготовлении мебели должны развиваться художественные подходы, но и конструктивные представления также должны приводить к разделению на рабочие процессы, которые затем дают сложное изделие..

nКонструктивная сборка заготовленных заранее частей требуется, например, для того, чтобы подогнать дверь к раме.

 

12 – й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

Если имеется возможность даже и в 12-м классе продолжать столярные работы, как это предлагал Рудольф Штейнер, то здесь уже должны исполняться собственные наброски мебели, сделанные с помощью технического рисунка, и детальные эскизы. Должны быть сведены воедино художественное исполнение, форма и функциональное назначение; статические соотношения должны быть эстетически явными. Теперь можно провести и точную оценку стоимости.

 

В зависимости от склонностей и компетенции учителя труда, в раздел преподавания, связанный с обработкой дерева естественно, могут быть включены и другие пункты, например изготовление музыкальных инструментов или изготовление лодок.

 

Металлообработка

9 – 12- й классы

Руководящие аспекты и общие цели преподавания

 

Никаких предложений по поводу работы с металлами в учебных планах Рудольфа Штейнера нет, поскольку в те времена (инфляция 1923 г.) было просто немыслимо вводить в обучение еще и этот предмет. Уже и ремесла, трудовое воспитание, садоводство, переплетные работы и т. п. давали очень много полезного. Если бы тогда имелась возможность введения обработки металлов, Рудольф Штейнер, конечно, включил бы и ее; ведь стоит только вспомнить, как часто говорил он о металлах наряду с прочим высказывался о том, что каждый должен хоть раз ощутить огненно-жидкий металл (GA 231, 8.11.1923).

Таким образом, приводимые ниже соображения основаны исключительно на накопленном в течение примерно 50 лет опыте. Опыт показывает, что за это время работы с металлом стали неотъемлемой частью обучения в старших классах.

Развитие всех «культурных эпох» идет параллельно с расширением и совершенствованием техники добычи и обработки металлов. В противоположность древесине, глине и камню металлосодержащие горные породы, руды, должны быть подвергнуты переработке для их превращения в годный для употребления материал. В обработке, обжиге и плавлении, в литье и ковке молодой человек соучаствует в процессах собственного развития. Пластичная, ковкая медь как бы извлекает формирующие силы, которые в виде творческих импульсов активизируются и в других художественных эпохах. Железо пробуждает или стимулирует добродетели мужества, бодрости, уверенных действий и т.д. Ритмичная ковка молотом уже сама в себе таит здоровое действие (см. M. Martin,“Der kьnslerisch-handwerkliche Unterricht in der Waldorfschule”).

 

Чеканка по меди

 

9- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

В первой эпохе ученики узнают материал и такие его основные свойства, как делимость, но прежде всего – пластичность и ковкость. На основе этих сведений обработка меди может быть более осознанной; однако при этом становится ясным, что постоянная работа молотком приводит к затвердению металла, что накаливание в огне снова размягчает медь и делает ее пластичной. Технику работы в основном характеризует подчеркнутая ритмичность, что и стимулирует развитие способности к продолжительной, требующей концентрации работе (ритм заменяет силу).

Учеников обучают разметке, вырезанию, выбиванию углублений, выравниванию, простой клепке и пайке и в результате получают во всем разнообразии браслеты, чаши, коробки, светильники, подставки для книг, лампады и т.п.

 

10- й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

Во второй эпохе расширяется спектр применяемых техник, прежде всего за счет вытяжки с утонением стенок, что позволяет изготавливать бокалы, вазы, кувшинчики, лейки, формы для выпечки, колокольчики и т.д. Этот способ работы требует от учеников интенсивной концентрации и уверенности в работе молотком. Возрастает потребность в собственных эскизах. В этой работе должны использоваться обжиг, пайка твердым припоем, изгибание, подгонка, лужение и т.п.

Знакомство и работа с латунью, оловом и или алюминием и высококачественной сталью позволяют ощутить разнообразие металлов и расширяют перечень изготавливаемых предметов. При этом предпочтение отдается закрывающимся сосудам – как бы в ответ на душевный уход учеников внутрь в этом возрасте.

 

Ковка железа

9 – 11- й классы

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

В противоположность холодной обработке меди (или латуни) железо обрабатывают в раскаленном виде. С самого начала ученик узнает разницу в возможности обработки холодного или раскаленного железа и ощущает, каким податливым, почти пластичным становится раскаленное железо под ударами молота.

Уверенное положение перед наковальней; умелое владение различными молотами и клещами; смелый, целенаправленный удар; быстрая реакция при работе с горном и наковальней, – все это глубокие переживания и средства воспитания. Основные техники – такие, как заострение, уплощение, разрубание, изгибание, вытягивание и плющение – можно применять в некоторых упражнениях при ковке гвоздей, кочерег, вил, копий, а затем и светильников, каминных наборов, настенных крючьев и др.

Некоторые работы можно делать только (или лучше) вдвоем; при этом выявляется взаимодействие рук. Особые требования предъявляются к ответственности и осторожности ввиду опасного характера работы.

В теоретической части рассказывается о добыче и плавке металла, а также указывается на широкую область получения, легирования и рафинирования стали.

 

Литье

10 – 11- й классы

Подходы и лейтмотивы преподавания; возможное содержание преподавания

Если им


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.