Подходы и лейтмотивы преподавания в 10 – 12- м классах — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Подходы и лейтмотивы преподавания в 10 – 12- м классах

2017-07-09 216
Подходы и лейтмотивы преподавания в 10 – 12- м классах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разница между техникой акварели и живописью маслом должна основываться на составлении и смешении цветов, а также на различном характере работы кистью.

Ученик должен научиться самостоятельно оценивать эти техники, исходя из намеченных целей.

Следует использовать знания о живописи, полученные в младших классах. Более осознанно применять цвет, освоив его особенности и выразительные возможности. Поиск адекватного отображения определенных переживаний с помощью цвета и формы. Наполненное чувством отношение к выразительным возможностям красок. Постепенное обретение индивидуального «стиля» на основе объективно существующего. В преподавании теории искусства большую роль играют размышления, а в преподавании живописи – обсуждение школьных работ. Это обсуждение должно служить делу познания взаимосвязи содержания и формы, действия изобразительных средств, понятности образного содержания и его выразительности.

Возможное содержание преподавания в 10 – 12- м классах

Выбор постановки проблемы и рабочих процессов во все большей степени должен определяться самими учениками.

Учитель должен оказывать помощь в преодолении трудностей. Он должен давать советы по выбору темы, технике, исполнению и организации работы. Ученику должна быть предоставлена возможность и выбирать работы большого объема, и выполнять их по собственному усмотрению. Возможность выбора должна использоваться для концентрации и углубления, а не для поверхностного занятия множеством отрывочных заданий.

nОсновные упражнения для постижения особенностей отдельных цветов.

nПротивоположные созвучия красок (теплые – холодные, мажор – минор и т.д.).

nРасширенные упражнения к учению о цвете.

nПриродные и ландшафтные настроения, переход черного – белого (гравюры, например Дюрера, Рембрандта, Мунка и др.) в цветовой образ (развитие цветовой фантазии на заданной теме как основа раскрытия свободной художественной фантазии).

nРисование деревьев и цветов (например, деревья при солнечном свете, в бурю, во время дождя).

nПрименение учения Гёте о гармонии и дисгармонии.

nПеревод определенных душевных процессов в цвет и форму: «радость – грусть», «адажио – аллегро» и др.

nСтроение головы; человеческое лицо разных форм.

nСвободное копирование шедевров искусства живописи, например импрессионисты – экспрессионисты.

Материал и техника

nМасляные краски, кисти для масла на специально подготовленной бумаге или льняном полотне.

nНаблюдения за работой кистью и структурой, возникающей в процессе живописи.

nЖивопись методом лессировки или жидкой краской.

nАкварель.

 

(b) Рисование – Рисование / Графика

 

1 – 11- м классы

Руководящие аспекты и общие цели преподавания в 1 – 8 – м классах

 

Обучение рисованию существенно отличается от обучения живописи. Нарисованная форма всегда является результатом, чем-то пришедшим в состояние покоя, если говорить более резко ­­- чем-то «отмершим». Но при этом в преподавании рисования речь идет в первую очередь не о результате, а прежде всего о процессе, о готовности и возникающем при такой деятельности переживании. Однако переживание связано с формой, оно вызывается и создается ею. Это, как и в живописи, является чувственно-нравственной областью формы.

Вводя элементарное, первоначальное рисование, учитель обращается не столько к тому, чтобы ребенок мог нарисовать что-нибудь из внешнего мира, сколько к тому, чтобы в процессе рисования он мог узнать элементы движения. Этот способ рисования, из которого в 5-м классе вырастает геометрия на основе фигур, нарисованных от руки, без применения геометрических инструментов, называется в вальдорфской школе “ рисованием форм ”, и именно о нем пойдет речь в первую очередь.

Если дети в первые школьные годы подводятся к рисованию простых форм и их превращений и к переживанию их в их качествах, этим развивается способность внутренне активного восприятия формы. Благодаря этому ребенок, а позже и молодой человек может постичь «жесты форм» у природных, а также искусственных предметов.

«Это важно для дальнейшего развития. Если молодой человек в формах природы - ландшафта, растений, животных и т.д., – в которых оживают искусство и другие плоды человеческой деятельности, воспринимает «жесты форм», его отношение к природе будет конкретным и богатым по содержанию. Обычный взгляд, еще не пронизанный пластически-архитектоническими силами, может охватить лишь совершившееся, застывшее в форме или отмершее. Это ограничивает человеческое сознание тем мертвым, что есть в мире. Однако человек с формирующе активным взглядом не остается у поверхности свершившегося, он может проникать во внутреннюю жизнь вещей» (E.-M. Kranich, Stuttgart 1985, S. 30).

Василий Кандинский, опытный и одновременно ищущий в отношении линии художник, формулирует процитированную выше мысль следующим образом: «Если в картине линия освобождается от обозначения предмета и сама начинает функционировать как предмет, внутреннее звучание не ослабляется никакой побочной ролью и получает свою полную внутреннюю силу» (W. Kandinsky, Munchen 1979, S. 161).

Таким образом, в рисовании форм речь идет в первую очередь о том, чтобы пробудить у ребенка чувство формы. Оно необходимо и становится активным тогда, когда ребенок учится писать и читать. Таким образом, рисование форм оказывается подготовкой и к этой деятельности.

Если ребенок учится с помощью движения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ему становится легче правильно решать проблемы «пространства – положения», которые у него могут иметь место при легастении. Рисование форм может оказать таким детям существенную помощь и предоставить ряд лечебных возможностей.

Именно этот аспект имел в виду Рудольф Штейнер, когда он призывал учителей искать и разрабатывать формы, которые помогают и действуют освобождающе при односторонней и доминантной зависимости темперамента. Пространственное сознание вызывается к жизни и стимулируется формообразованиями, относящимися к жизни в пространстве, такими, как симметрия, диаметрия, движение и встречное движение, повторение и усиление. Для детей с крайне выраженной односторонностью существенной целью оказывается правильное ориентирование и передвижение в пространстве, под которым понимается и окружающая социальная среда. Однако в наше время многие факторы цивилизации действуют на детей дестабилизирующе и дезориентирующе, так что рисование форм приобретает в целом гигиено-терапевтическое значение для всех детей.

Ветвь лечебной педагогики, развившаяся на основе рисования форм, - “динамическое рисование”, - также использует пробуждающий, оживляющий элемент поиска исходного начала в «жестах форм» для высвобождения здоровых сил.

Для учителя и терапевта необходимо полностью прояснить действие форм на душу, т. е. они должны знать, какие формы действуют на волю, какие больше на жизнь чувства, а какие - в первую очередь на представление.

С началом геометрии (5-й класс) рисование форм переходит в этот предмет. Оно к началу «возраста каузальности» (6-й класс) становится геометрическим рисованием со всей требующейся для этого и относящейся к этому точностью. Одновременно с этим начинается новый вид художественного рисования - углем. Это рисование сначала бывает скорее близко живописи и включает в первую очередь контрасты света и тьмы. Из этого абсолютно последовательно, в соответствии с душевной ситуацией ребенка, развивается учение о проекции и о тенях. «Восприятие теней» и “поиски теней” проводятся с чисто художественных позиций до того, как в последующих классах они будут «конструироваться». Обучение рисованию, проходя в 7-м классе через перспективу, оканчивается в 8-м классе изучением света и тени в связи с перспективой. Упражнения по этой теме могут проводиться на геометрических телах, относящихся к своего рода натюрмортам, а также на копиях ксилографий или гравюр старых мастеров; на этом материале может совершенствоваться техника. С такими темами упражнений преподавание переходит в старшие классы.

 

Й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания:

Воспринимать линию как след от движения. Она возникает как две полярные возможности: в виде прямой линии или изогнутой «кривой». При рисовании ребенок должен ощутить характерное отличие этих двух форм проявления: однозначное направление прямой линии требует и еще раз требует концентрации, направляемой мысленно воли. Динамичная, не целенаправленная «кривая» линия оставляет пространство для индивидуального; чувство определяет волю.

Возможное содержание преподавания

Эпоха упражнений в рисовании предшествует письму. Чередуя прямые и изогнутые линии, используя разные размеры и варианты, постепенно можно получить важные для 1-го класса основные формы.

nУпражнения с вертикалями, горизонталями, диагоналями, углами (острый, тупой), звездчатыми формами, треугольниками, четырехугольниками и другими правильными многоугольниками.

nУпражнения с выпуклой и вогнутой изогнутыми линиями, волнистые формы, круг, эллипс, спирали, лемнискаты и др.

Й класс


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.