Формы организации интеллекта — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формы организации интеллекта

2017-07-09 532
Формы организации интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здравый смысл – процесс адекватного отражения реаль­ной действительности. Базируется на анализе сущностных мо­тивов поведения окружающих людей, использует рациональный способ мышления. Это общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности. Здравый смысл помогает избегать логиче­ских ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций, позволяет выбирать наиболее адекватный способ взаимодейст­вия с окружающим. Здравый смысл проявляется в суждениях о правильном и неправильном, годном и негодном.

Рассудок – процесс познания реальности и способ дея­тельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов участников коммуникации. Это тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет, прежде всего, упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему автоматоподобный характер, коему присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, особенно при решении утилитарных задач. Ограниченность рассудка — в негибкости и категоричности, в неспособности выйти за пределы анализируемого содержания. Когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной.

Разум – высшая форма организации интеллекта, при ко­торой мыслительный процесс способствует формированию тео­ретических знаний и творческого преобразования действитель­ности. Разум дает знания более глубокие и обобщенные. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Он способен анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли — и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий — основное отличие разума от рассудка. Разум конструктивен, рефлексивен, ориентирован на социальные цели высшего уровня.

В реальной работе логической мысли рассудок и разум внутренне связаны как компоненты целостного процесса познания.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию интеллект.

2. Двухфакторные модели интеллекта Ч.Э. Спирмена, Р.Б. Кеттелла.

3. Многофакторные модели интеллекта Л. Терстоуна, Д. Гилфорда.

4. Генетические и врожденные факторы интеллектуального развития.

5. Приобретенные социальные факторы, их роль в развитии интеллекта.

6. Составляющие интеллекта.

7. Охарактеризуйте уровни интеллекта.

8. Формы организации интеллекта.

 

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую называют

а) квадратической

б) кубообразной

в) тетраэдрической

г) цилиндрической

д) конусной

 

47. способность объекта решать из­вестные задачи известными, неизменными методами характеризуется уровнем интеллекта

а) 0

б) 1

в) 2

г) 3

д) 4

 

48. Существует набор независимых способностей, которые определяют ус­пешность интеллектуальной деятельности, по мнению

а) Ж. Пиаже;

б) К. Спирмена;

в) Л. Тёрстоуна;

г) Дж. Равена

д) К.Айзенка

 

 

49. К. Спирмен разработал теорию интеллекта

а) однофакторную

б) двухфакторную

в) трехфакторную

г) четырехфакторную

д) пятифакторную

 

50. Главным оппонентом К. Спирмена был

а) Дж. Гилфорд

б) Ж. Пиаже

в) Л. Тёрстон

г) Р. Стренберг.

д) Р. Кеттелл

 

 

Глава 4

Психологическая характеристика

эмоциональной сферы психики

В психологии эмоциями называются процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выражен­ный ситуативный характер. С одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, с другой – особенностями воздействий (ситуацией).

Эмоции человека выражаются в:

· субъективных специфических переживаниях;

· поведении;

· физиологических изменениях в организме.

В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и по­требность (мотив).

1. Предмет эмоции представляет любое значимое для че­ловека, событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это мо­жет быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природ­ное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Та­кие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.

2. Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкно­вении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недо­умение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное пережи­вание возникает непроизвольно и всегда осознается чело­веком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т. д.).

3. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для челове­ка. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент по­требностью (потребностями), препятствует или способст­вует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потреб­ностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество свя­занных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуа­ции сразу же перестают быть значимыми, как только пище­вая потребность будет удовлетворена. Таким образом, эмо­циональные переживания можно рассматривать как субъ­ективные реакции на значимые для удовлетворения по­требностей и мотивов человека жизненные ситуации.

Эмоция – это форма переживания актуальной потребности. Однако, она не определяется изолированно взятой потребностью, а возникает и протекает на любом этапе деятельности по ее удовлетворению, поэтому может протекать как:

· отражение реальной потребности

· предвосхищение результата

· отражение хода деятельности

· отражение результата.

 

Теории эмоций

Отталкиваясь от идей датского психолога Карла Ланге, Уильям Джеймс сформулировал первую научную концепцию, из­вестную се­годня как периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории, человек, испытывающий эмоцию, сначала ее переживет как констатацию физиологических сдвигов, происходящих в его организме, а затем уже делает вывод о вы­звавшей их причине. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, испытывающий страх, заме­чает, что сердце его колотится, во рту пересохло, а затем уже делает вывод: "до чего же я испугался". При этом, согласно основному предположению этой теории, каждой эмоции соответствует свой паттерн (набор) физиологиче­ских реакций.

Это положение впоследствии опроверг американский фи­зиолог Уолтер Кеннон, доказавший, что одни и те же физиоло­гические сдвиги могут сопровождать разные эмоции. В дальней­шем эта теория, модифицированная Филиппом Бардом, получила название таламической теории Кеннона-Барда. Согласно этой теории, телесные изменения и субъективные переживания при эмоциональном ответе возникают практически одновременно. Авторы объяс­няют это тем, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, происходит т.н. таламическое расщепление нервного возбужде­ния: часть нервных импульсов идет в кору больших полушарий, благодаря чему формируется гностическое переживание, а часть – в гипоталамус, который управляет физиологическими реакциями организма. Физиологические изменения являются подготовкой к выполнению действий, к энерге­тическим потребностям, возни­кающим при страхе, гневе или боли Достоинство этой теории в том, что она подчеркивает роль энерге­тической мобилизации.

Психологи, в отличие от физиологов, интересовались эмоциями главным образом как аффективными переживаниями. Среди психо­логических теорий, подчеркивающих значение когни­тивных моментов в развитии эмоций, интересна выдвинутая Л. Фестингером теория когнитивного диссонанса, согласно кото­рой положительное эмоциональное переживание возникает тогда, когда ожидания чело­века подтверждаются. А отрицательные эмо­ции возникают и усили­ваются в тех случаях, когда между ожи­даемым и действительным результатом деятельности имеется расхождение, несогласованность или диссонанс.

Научные концепции и взгляды различных авторов и целых пси­хологических школ и направлений на природу эмоций до настояще­го времени остаются разобщенными и противоречи­выми. Несмотря на то, что с момента публикации первых систе­матических трудов по исследованию эмоций прошло уже более века, вопрос о природе эмоций, объеме класса эмоциональных явлений, их законченной классификации и четко определенной структуре окончательно не решен.

В первую очередь эмоциональные психологические подходы раз­личаются уровнем общности рассматриваемых явлений. При широ­кой трактовке эмоций их возникновение связывается с ус­тойчивы­ми, обычными явлениями существования: уберите из жизни челове­ка эмоции, и он превратится в робота. При узком понимании эмо­ций они рассматриваются как реакция на более специфичные усло­вия, такие как избыточная мотивация, фруст­рация потребности, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий.

Физиология эмоций

И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых обра­зований: «Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы».

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры го­ловного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.

Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базо­вым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталаму­се) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удо­вольствия, агрессии и успокоения.

Физиологические исследования выявили значение некото­рых узкоспециализированных структур головного мозга для возникновения эмоциональных состояний:

- гипоталамо-гипофизарная область;

- лимбическая система;

- ретикулярная формация;

- лобные доли, височные доли, задние (теменно-височно-за­тылочные) отделы коры полушарий.

Изменения в нервной системе порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции.

Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые при ее уменьшении, а некоторые при достижении, ею устойчивого уровня.

Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.

Отмечено, что за отрицательные эмоции «отвечает» пра­вое полушарие, а за положительные – левое.

Имеется связь эмоций с раздражением разных отделов ве­гетативной нервной системы: приятных – с раздражением пара­симпатической НС, неприятных – с симпатической. Но есть и исключение – при состоянии ужаса преобладает парасимпатиче­ская НС.

Переживание состояния радости, наслаждения сопровож­дается появлением в крови холинэргических веществ; страха, тревоги, тоски – адреналина; гнев – норадреналина.

Функции эмоций

1. Контрольная или оценочная – если деятельность ус­пешна, то возникают положительные эмоции; если неуспешна – отрицательные. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выпол­няется на чувственном уровне.

2. Направляющая – все, что раньше вызывало положитель­ные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов. Известно, что эмоции прини­мают самое непосредственное участие в процессах обуче­ния и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

3. Побудительная. Активизация и мобилиза­ция-демобилизация (положительные эмоции мобилизуют, акти­визируют поведение, а отрицательные дезорганизуют).

4. Предвосхищение. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения свя­заны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

5. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаружива­ется в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и соци­альной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

6. Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, измене­ние интонации являются «языком человеческих чувств» и по­зволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

7. Защитная (сигнальная) функция. Возникновение некоторых отрицательных эмоций (таких как страх, тревога и др.) предупреждает человека о реальной или мнимой опасности и защищает от неприятных последствий, а, возможно, от гибели.

 

Классификация видов эмоций

1. По физиологической локализации выделяют эпикритические (корковые) – присущи только человеку (эстетические, этические, нравственные) и протопа­тические (подкорковые, таламические) – присущи и человеку и животным (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства);

2. По знаку эмоциональной реакции эмоции могут быть положительными (переживания радости, воодушевления, возни­кают при удовлетворении потребности) и отрицательными (огорчение, тревога, раздражение, гнев, возникают при затруд­нении в достижении цели);

3. По интенсивности и продолжительности эмоции де­лятся на: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение;

4. По качеству описано разыми авторами от 6 до 20 «ос­новных, или фундаментальных, эмоций»: радость, удивление, интерес, возбуждение, страдание, гнев, отвращение, презрение, разочарование, страх, стыд, вина и т.д.;

5. По воздействию на организм выделяют стенические – эмоции повышающие жизненный тонус организма (побуждают на активную дея­тельность, борьбу для достижения цели) и астенические – угнетающие, тормозящие эмоции (подавляют активность, снижают потребность в социальных контактах).

6. По объекту направленности (на себя, других, в прошлое – будущее)

 

Аффект

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмо­циональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными поведенческими (двигательными) и физиологическими проявлениями. Иначе, аффект – взрывная аварийная реакция на экстремальную ситуа­цию. Аффект полностью захватывает психику человека. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, предо­пределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избиратель­ность в выборе поведенческого акта, резко изменяется при­выч­ное поведение человека, деформируются его установки, жиз­ненные позиции, нарушается способность к установлению взаи­мосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологи­ческой точки зрения, связано с нарушением нормального взаи­модействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает, прежде всего, тормозной процесс, возбуждение начи­нает беспорядочно распространяться в под­корковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают оп­ределенную автономию, что выражается в бурных примитив­ных реакциях. Они проявляются в виде стереотипных действий (агрессия, бегство, оцепенение), и при этом теряется чувство реальности. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутст­вием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотич­ных действий при аффекте – стремление уст­ранить травмирую­щий раздражитель.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в ста­дии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

К аффектам отно­сятся: ярость, ужас, отчаяние, экстаз. Выделяют:

1. Физиологический аффект, возникающий в ответ на ин­тенсивную психическую травму, и проявляющийся в виде, на­пример, гнева, радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами, амнезией. Человек с достаточно раз­витыми процессами торможения, несмотря на нарушение тече­ния представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями.

Стадии аффекта:

1) Кумуляция или накопление.

2) Собственно аффект или разрядка.

3) Астенизация.

2. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму, выражающееся в концентрации внимания на травмирующих переживаниях с по­следующим аффективным разрядом, помрачением сознания по типу сумеречного состояния, двигательными автоматизмами, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, частичная или полная амнезия. Патологический аффект может возникнуть у лиц с органическим поражением головного мозга, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также у психопатических личностей.

Отличия физиологического и патологического аффектов представлены в таблице.

Физиологический аффект Патологический аффект
1. Высшая интенсивность возбуждения Сверхинтенсивность пере­возбуждения
2. Соответствие вызвавшей причине Несоответствие вызвавшей причине
3. Значительная дезорганиза­ция сознания ("сужение" сознания") Полная дезорганизация сознания, умопомрачение
4. Несдержанность в дейст­виях Полная потеря способности отдавать отчет в своих дей­ствиях
5. Несвязанность ассоциатив­ных идей, доминирование одного представления Бессвязное хаотическое со­четание идей
6. Сохранение отдельных вос­поминаний Амнезия

 

Собственно эмоции

Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складываю­щимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Любые проявления активности чело­века сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Особенности эмоций:

· имеют ситуационный характер;

· способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;

· обладают способностью к обобщению и коммуника­ции (индивидуальный опыт переживаний формиру­ется и в результате эмоциональных сопереживаний);

· воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;

· участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).

Факторы, определяющие эмоции: 1) характер получаемой извне информации, 2) неожиданность информации, 3) степень достаточности информации, 4) вероятность удовлетворения ак­туализированной потребности, 5) уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на после­дующую эмоцию, которая усиливается), 6) уровень умственного развития, 7) предшествующий опыт.

Эмоциональный контроль зависит:

· от нейротипа, биологической (генетической) конститу­ции и темперамента;

· от степени зрелости личности, самоконтроля и волевой регуляции эмоционального поведения;

· социальной культуры и субкультуры, семейного воспита­ния.

Виды фундаментальных эмоций

Удивление – эмоциональная реакция на неожиданные об­стоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, на­правляя внимание на объект, его вызвавший, и может перехо­дить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей. Чаще протекает в форме эмоциональ­ного стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей чело­века) эмоции.

Гнев – отрицательное эмоциональное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению же­лаемой цели.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетиче­скими принципами и установками субъекта.

Тревога. Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. В состоянии тревоги человек чувствует себя – и на самом деле является – беззащитным. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойст­вом за исход дела. Тогда она усиливает чувство ответственно­сти, то есть выступает дополнительным мотивирующим факто­ром, в других случаях может полностью дезорганизовать пове­дение. Поскольку причины тревоги для самого человека часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорциональна высокой по сравнению с реальной опасно­стью.

Страх, также как тревога, – это реакция на опасность, но в случае страха опасность предметна, очевидна и объективна, а в случае тревоги скрыта и субъективна. Поэтому реакция на страх более или менее пропорциональна наличной опасности, а тревога – несоизмерима, так как она, как правило, включает и воображаемые препятствия. Страх – отрицательное эмоцио­нальное переживание, связанное с прогнозом вероятного небла­гополучия. Может иметь как стенический, так и астенический характер. Страх определяется как ожидание и предсказание не­удачи при совершении действия, которое должно быть выпол­нено в данных условиях. Повторные неудачи в сочетании с не­обходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием. Страх может прояв­ляться как состояние боязливости, испуга и доходить до невы­носимого ужаса. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, и иногда может достигать такой силы, что человек погибает.

Беспечность – проявление избыточной уверенности в успехе деятельности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъек­тивно представляется гарантированным.

Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.

Надежда – занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх между беспечностью и отчаянием.

Стыд – отрицательное состояние, вызываемое осозна­нием своего несоответствия мнению окружающих и/или собст­венным принципам. Если страх – объективная тревожность, то стыд тревожность социальная, это тревога за свою репутацию.

Радость – положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить акту­альную потребность.

Удовольствие обычно возникает как результат уже про­исходящего действия, в то время как радость чаще связанна с ожиданием удовольствия при растущей вероятности удовлетво­рения какой-либо потребности.

Счастье. Человек обычно стремиться выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему дости­жимый при данных обстоятельствах максимум счастья в том смысле, как он его понимает. Человек счастлив тогда, когда на­ступает совпадение задуманного и достигнутого. Следова­тельно, путь к счастью – в замыслах, идеях, мечтах.

 

Чувства

Чувства – более длительные и менее интенсивные психические состояния, которые возникают в результате обобщения эмоций и имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устой­чивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). С.Л Рубинштейн выделил три уровня про­явления чувств человека:

1. Аффективно-эмоциональная чувствительность: элемен­тарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетво­рением органических потребностей;

2. Предметные чувства: материальные, интеллектуаль­ные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;

3. Обобщенные мировоззренческие чувства, связанные с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Чувства вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с лично­стными, социально значимыми ценностями.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направлен­ность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с дей­ствительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу лич­ности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познава­тельные чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis –опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности.Еще Аристотель гово­рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Нравственные чувства –эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а прак­тическая их реализация - нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции – "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Не угрозы и запрет формируют нравственную личность; она форми­руется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняю­щих свой социальный долг.

Чувство долга – это осознание и принятие человеком соци­альныхобязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести –повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести состав­ляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравствен­ные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духов­ным самопостроением.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos –чувствующий)– вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его спо­собности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном пре­красного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравст­венных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно свя­зано с непосредственно чувственным отражением соответствия действи­тельности ее высшим эталонам.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство –образное отражение сущностных сторон действи­тельности – рассчитано на способность человека понимать символиче­ское отображение идеализированной действительности. Опираясь на во­ображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, стано­вится средством формирования идеальных устремлений человека.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрас­ного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожи­данных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смеш­ного, в иронии –смешное под маской серьезного; возможно и возвышен­ное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровож­дается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией пси­хической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими стра­даниями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического –возвы­шенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания –одно из самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство –направленность сознания на снятие неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетво­рения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность –устойчивое состояние познавательной направленности личности.

 

Настроение

Настроение – относительно слабо выраженное, диффуз­ное эмоциональное переживание, не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного времени, не относящееся к конкретному предмету. Определяет общий постоянный эмоциональный фон, либо положительный, либо отрицательный. Настроение отражает особенности субъекта, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей, а также может улучшать или ухудшать жизнедеятельность людей.

Источники настроения: а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.), б) здоровье, в) особенности взаимоотношений с людьми, г) особенности окру­жающей среды, д) эмоционально окрашенные мысли и пред­ставления.

Особенности настроения:

· слабая интенсивность

· значительная длительность

· неясность, безотчетность

· влияние на мысли и действия человека


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.