Деятельностный подход в психологии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Деятельностный подход в психологии

2017-07-09 421
Деятельностный подход в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельностный подход к психике соз­давался в Советской России с начала 1920-х гг. Проиллюстрировать его можно с по­мощью выдержки из работы одного из основателей данного подхода С.Л. Рубинштейна: «Субъект в своих деяниях не толь­ко обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определя­ет­ся. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; на­правлени­ем его деятельности можно определять и формировать его самого».

Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятель­ности, который фиксирует тот факт, что сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней орга­ническое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и ре­зуль­татом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Прин­цип единства сознания и деятельности позволил выделить деятель­ность, как, с одной стороны, самостоятельный предмет психоло­ги­ческого исследования (познавая деятельность, мы от­крываем психи­ческий мир человека), а с другой – как объясни­тельный принцип. Деятельность в отличие от реакции – это про­цесс актив­ного отноше­ния человека к действительности, по­этому проблема­тика деятельностного подхода включает в себя и проблему лич­ности.

В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в живот­ном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н. Леон­тьев расширил принцип единства сознания и деятельнос­ти, вы­двинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Дея­тельность описывается как состо­ящая из трех структурных еди­ниц: деятельности – действия – операции. Дея­тельность определя­ется мотивом, действие – целью, а операция – задачей при конкретных условиях. Например, учебная дея­тельность, которую осуществляет студент, может направ­ляться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом об­щения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д. В ре­альности каждой деятельности обычно соответствуют несколь­ко мотивов (не или/или, а и/и), поэтому говорят о поли­мотивиро­ванности деятельности. Цель представляет собой об­раз желаемого результата, для достижения ко­торого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций.

Когнитивная психология

Бихевиоризм пытался реализовать идеал позитивной науки, изго­няя из своей проблематики внутреннюю составляющую поведения человека, презрительно именуя ее «промежуточной переменной». Поэтому появилась группа ученых, которые желали сохранить строгость экспериментальных процедур и при этом про­никнуть в суть внутренней жизни человека. Эти авторы сконцентри­ровались, прежде всего, на познавательной активности человека. Отсюда название – «когнитивная психология» (от лат. cognitio – по­знание). Надо отметить, что и до возникновения этого направления проводились исследования когнитивных структур. Ж. Пиаже, напри­мер, разработал детальную концепцию развития и смены психологи­ческих схем познания в различных возрастах. На станов­ление ког­нитивной психологи оказало влияние и развитие компью­терных наук, в недрах которых родилось понятие «искусственного ин­тел­лекта», сравнивающего деятельность мозга человека и перера­бот­ку информации компьютерными программами.

Основателями когнитивной психологии считаются Д. Мил­лер, Д. Брунер и У. Найссер. Когни­тивные психологи работают над созданием моделей различных фун­кций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, па­мяти, мышления, речи). Модели познавательных процессов позволя­ют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность - это актив­ность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая ак­тивность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине «исследование позна­вательной активности составляет часть психологии», - пишет У. Найссер в своей фундаментальной работе «Познание и реаль­ность» (1976). Исследования когнитивных психологов охватывают как созна­тельные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработ­ки ин­формации.

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиомати­че­ских предпосылок (Хабер, 1964). Во-первых, это представле­ние о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внеш­него мира проходят внутри психики через ряд последова­тельных преобразований. Во-вторых, это допущение об ограничен­ной емко­сти системы переработки информации. Именно ограни­ченность способности человека осваивать новую информацию и преобразо­вывать уже существующую заставляет искать наиболее эффектив­ные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится по­стулат о кодировании информации в психике. Дан­ный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражает­ся в психике в особой форме, которую нельзя све­сти к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все боль­шую популярность в последние годы, является теория уровней пе­рера­ботки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее вре­мя когнитивная психология все еще находится в стадии ста­новле­ния, но уже стала одним из самых влиятельных направлений миро­вой психологической мысли.

 

 

Гештальтпсихология

Название происходит от немецкого слова gestalt, что озна­чает образ, целостная форма, структура. Гештальтпсихология впервые возникла при изучении познавательных процессов на рубеже XIX-XX вв. Главными ее представителями были Курт Коффка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер.

Цель гештальтпсихологии заключается в том, чтобы по­мочь осознать имеющийся конфликт или тенденцию и восста­новить утраченную целостность, завершенность. Важную об­ласть гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина. Он исходил из того, что основанием че­ловеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение – потребность. Основа­телем гештальттерапии (психотерапевтический метод, направ­ленный на осознание пациентом внутреннего конфликта и вос­становление утраченной целостности) является Фредерик Перлз.

Основные тезисы гештальтпсихологии:

Психической деятельности свойственно стремление к це­лостности, завершенности. Стремление психической деятельно­сти к завер­шенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде на­пряжения в системе психики. Это напряжение стремится разря­диться (в реальном или символическом плане). Следствием со­храняющегося напряжения являет­ся к примеру, эффект неза­вершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание окон­ченного. По причине той же закономерности взрослый человек может вдруг купить себе игрушку, которую ему хотелось получить в детстве. Отсутствие целостности, за­вершенности порождает на­пряжение, внутренние конфликты, неврозы.

Гуманистическая психология

В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологиче­ской мысли, ориентированное на описание психо­логически здоровых, зрелых, творчески активных представите­лей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Ос­новные принципы этого направ­ления, получившего название «гу­манистической» психологии, заключались в: 1) убежденности в цело­стном характере природы человека (в этом они противостояли стрем­лению представить человека как результирующую разнонаправлен­ных сил, свойст­венному и бихевиоризму, и психоанализу); 2) под­черкивании роли сознательного опыта (в этом заключался пункт ос­новной полемики с господствовавшими в то время направлениями) и 3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответствен­но­сти (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначаль­ного конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человече­ской жизни. Это направление психологии связано, прежде все­го, с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изуче­нии людей, достигших, по его мнению, наивысших дости­жений, адек­ватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализи­рующимися личностями». Самоактуализацияэто «полное исполь­зование и раскрытие талантов и способно­стей человека». Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоак­туализации, которая, как пра­вило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка.

К. Роджерс – автор концепции «психотерапии, центриро­ванной на клиенте». Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть ме­тода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформи­ровать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возмож­ностям чело­века представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить по­нятие «психического здоровья» позитивным со­держанием. Другими словами, психическое здоровьеэто не отсутствие болезни, а по­зитивный способ жизни, который ха­рактеризуется открыто­стью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творче­ской активностью.

Кон­цепция, близкая к гуманистической психологии, раз­работана Виктором Франклом. В. Франкл считает основной дви­жущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоак­туа­лизироваться), а потребность выйти за пределы своей огра­ниченно­сти, «самотрансцендироваться» (от лат. transcendens – выходя­щий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. В. Франкл уделяет особое внимание си­туации смыс­лоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безна­дежных ситуациях. В. Франкл приходит к выводу о том, что «страда­ние имеет смысл, если оно изменяет к луч­шему тебя самого».

Основные тезисы данного направления:

Основной мотив каждого человека – стремление к само­реализации, т.е. непрерывному процессу развития. У каждого есть потенциал, свой талант, который стремится к раскрытию.

Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи следующие черты:

· открытость опыту, знание себя;

· доверие к себе, уверенность в своих силах, компетент­ность;

· самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (в первую очередь, отношений с близкими значимыми людьми), которые характеризуются сле­дующими чертами:

· безусловное положительное отношение;

· искренность;

· эмпатия – сопереживание партнеру по обще­нию.

Неврозы, отклонения в поведении вызываются наруше­нием контакта с самим собой, т.е. невозможностью раскрыть свой внутренний потенциал, утратой ощущения самоценности.

В качестве предмета исследования утверждается понима­ние здоровой творческой личности. Целью такой личности явля­ется самоосуществление, самоисполнение. Ставятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образо­вания. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.

 

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй и др. Психологическое направление, изучает:

1). Проблемы времени, бытия и небытия;

2). Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора;

3). Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества;

4). Сущность Бога.

Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности, забывание которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии. Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.