Классификация видов восприятия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Классификация видов восприятия

2017-07-09 456
Классификация видов восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. По основной модальности: зрительное, осязательное, слуховое, обонятельное, вкусовое.

Зрительное восприятие – форма восприятия, включаю­щая в себя совокупность процессов построения зрительного об­раза окружающего мира на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной ин­формации участвует примерно половина коры головного мозга.

Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечи­вающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, кото­рые жизненно необходимы субъекту, как биологической и соци­альной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками челове­ческого слуха.

Осязание – один из видов восприятия предметов, осно­ванный на мультимодальной информации, но, прежде всего так­тильной. Осязание – один из важнейших источников наших зна­ний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участ­ков варьируют в широких пределах. Кожа реагирует на физиче­ские свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и по­этому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт.

Обоняние – вид химической чувствительности (хеморе­цепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи. Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участ­вуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: так­тильные, температурные, болевые.

Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействую­щих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источ­никами чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощу­щений. При чередовании ряда химических веществ может воз­никать вкусовой контраст (после соленого, пресная вода ка­жется сладкой). Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, так­тильных, температурных, обонятельных рецепторов.

 

II. По цели: непроизвольное восприятие – нет заранее поставленной цели или задачи — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами; произ­вольное – есть цель, требующая усилий (наблюдение). Может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Наблюдение. Важная форма произвольного восприятия — наблюдение — преднамеренное, планомерное, восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении вос­приятие выступает как самостоятельная дея­тельность. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

III. По форме существования материи: восприятие про­странства, восприятие времени, восприятие движения.

Благодаря связям, образующимся между разными анали­заторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов (величина предмета, вес, форма, регулярность).

1. Восприятие пространства. Оно представляет собой от­ражение объективно сущест­вующего пространства и вклю­чает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и на­правления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело чело­века с характерной для него системой координат. Сам ощущаю­щий человек – материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространствен­ными признаками (величиной, формой, тремя из­мерениями тела, направлениями движений в пространстве).

Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, так­тильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информа­тивный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона.

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая вели­чина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособ­ление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и за­нимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая вели­чина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Восприятие направления. Один из важных моментов пространственного различения – восприятие направления, в ко­тором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, опре­деляется местом его изображения на сетчатке глаза и положе­нием нашего тела по отношению к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение тела по от­ношению к го­ризонтальной плоскости земли. Поэтому в пространствен­ном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кине­стетические ощущения движений глаз или рук, но и статические ощущения, т.е. ощу­щения равновесия и положения тела.

2. Восприятие времени. Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Не только для человека, но и для животных отсчет времени – чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процес­сов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, про­веденное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависи­мости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

3. Восприятие движения. Отражение изменения положе­ния, кото­рое объекты занимают в пространстве, называют воспри­ятием движения. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализа­торы. Человек может получать сведения о перемещении объ­ектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт переме­щения и на основе умозаключения о движе­нии объекта, который некоторое время находился в другом месте. Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения. Примером кажущегося движения является и стробоскопиче­ское дви­жение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зри­тельное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражи­теля, и исчезает также спустя некоторое время после окончания дейст­вия раздражителя. Благодаря этой способ­ности глаза сохранять в тече­ние некоторого времени произве­денное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькаю­щих картин, а некоторое устойчивое изображение. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анали­затора. При этом слышимая громкость звука усили­вается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.