Взаимосвязь понятий информация-информационное пространство- информационная среда –информационное общество-информационные революции. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Взаимосвязь понятий информация-информационное пространство- информационная среда –информационное общество-информационные революции.

2017-07-01 123
Взаимосвязь понятий информация-информационное пространство- информационная среда –информационное общество-информационные революции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимосвязь понятий информация-информационное пространство- информационная среда –информационное общество-информационные революции.

Информация — некоторая последовательность сведений, знаний, которые получаются передаются,преобразовываются,сжимаются с помощью некоторых знаков символьного,образного,жестового,звукового,сенсоматорного типа.

Информационное пространство - совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:

- информационное взаимодействие организаций и граждан;

- удовлетворение их информационных потребностей.

Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

эффективное информационное взаимодействие людей;

их доступ к мировым информационным ресурсам;

удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Под информационной революцией подразумеваетс я совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации (как правило следствием революции являются изменения в информции,информац общ-ве,среде и тд.)

Журналистика в системе социально-политических институтов общества

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных и т.д.), при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, творческих объединений и т.д.).

При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов. В обществе действует множество социальных институтов. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание и т.д.), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Так, институт права, возникший как совокупность «обычных», общепринятых норм, определился как система «писаных» законов, сводимых в различные кодексы (Римское право, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.) и обеспечиваемых системой правотворческих и правоохранительных учреждений - органов юстиции, прокуратуры, следствия, суда, охраны порядка и т.д. Существуют экономические, политические, культурно-образовательные и другие социальные институты, и каждый из этих институтов должен действовать на основе четких установлений - конституции, законов, кодексов, уставов, положений, регламентов, правил и т.п. Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует.

Столкновение, которое Джону Уолтеру пришлось иметь с правительством, и в котором он остался победителем, благодаря своей энергии и находчивости. С самого начала он стал заботиться о том, чтобы доставлять английской публике наиболее ранние и наиболее верные известия из-за границы. С этою целью он завязал сношения с редакциями французских газет, откуда вырезывались подробные известия о действиях французских войск и т.п. и затем отправлялись Уолтеру с первым отходящим судном.

Правительство, однако, находило неудобным для себя появление таких подробных сведений в газете, и поэтому пакеты, адресованные в «Times», конфисковались властями. Уолтер протестовал против такого произвола властей, но все, чего он мог добиться - ответа, что он должен обещать придерживаться известного образа мыслей в своих публикациях иностранных известий и, следовательно, придавать им известную окраску. Уолтер снова протестовал и снова получил ответ, что «прежде он должен объявить, какую партию в политике он будет поддерживать, и только тогда он получит обратно свои бумаги». Уолтер отказался связывать себя какими-либо обещаниями в политическом отношении и стал изыскивать другие способы добывать известия с полей сражений. И это удалось ему настолько, что очень скоро в газете все известия стали появляться сутками раньше, чем в министерских органах печати, что было очень неприятно правительству, но на этот раз оно не могло повредить Уолтеру, ибо его источник был не известен никому.

Использовав ситуацию, «Таймс» в 1807 послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента «Таймс» из Германии и Испании продолжались до 1809, став своеобразным британским «окном в Европу», а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.

В ноябре 1814 г. произошло знаменательное событие в истории всей мировой журналистики, которое произвело настоящий переворот в технике газетного дела - в книгопечатаньи впервые был применен паровой печатный станок.

И первым, кто воспользовавшийся силой пара в целях усовершенствования техники печатания, был Джон Уолтер, издатель «Times». 29 ноября 1814 г. вьшел первый номер «Times», отпечатанный посредством паровой машины.

Нововведение, вызвало серьезный протест со стороны наборщиков, но Уолтер был не такой человек, чтобы испугаться угроз. Он давно уже сознал непригодность ручных типографских станков, и так как газета его все разрасталась, и число читателей у нее увеличивалось, то он увидел необходимость усовершенствовать способ печатания, так как в противном случае он скоро был бы не в состоянии удовлетворить растущий спрос на газету. Поэтому, когда один из его наборщиков сделал модель самодействующего типографского станка, то он дал ему денег и всячески подталкивал к производству дальнейших опытов. Наконец, в 1814 г. он приобрел патентованный печатный станок от изобретателя, саксонца Кенига, и тайно, в течение нескольких месяцев, производил в отдельном здании опыты с этим станком, под руководством изобретателя и его помощников.

Тот день, когда решено было впервые отпечатать газету на этом станке, стал знаменательным для Уолтера. Его наборщики хотя и не знали, о том, что им готовится такой сюрприз, но конечно подозревали, и поэтому волновались и предупреждали, что убьют каждого, кто своим изобретением оставит их без работы. В шестом часу, утром 29 ноября, когда они по обыкновению собрались в типографии к ним вышел Уолтер и к их величайшему изумлению объявил, что «Times» уже отпечатана на паровой машине. После чего прибавил, что если они прибегнут к насилию, то повредят только себе, ибо и с ними поступят так же, если же они будут спокойны, то жалованье им будет выплачиваться по-прежнему, до тех пор, пока им не будет найдено соответствующего занятия. Наборщики покорились неизбежному, и, таким образом, важное нововведение в технике книгопечатного дела прошло гораздо спокойнее.

В 1817 Джон Уолтер занял место в парламенте, а на пост редактора назначил Томаса Барнса. Барнс возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания.

Публикации и позиция «Таймс» сыграли большую роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832, давшая право голоса мелкой и средней буржуазии.

Пик популярности Таймс приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент Таймс Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.

В середине XIX столетия Таймс получила прозвище Громовержец. Ее ежедневный тираж достиг 60 000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «Таймс» эталоном европейского периодического издания. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Линкольна «Таймс» этого периода – «одна из величайших сил в мире, даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.

Появление информационного агентства «Рейтер» (1851) и отмена гербового сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.

Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории «качественных» изданий, и только тираж «Дейли Телеграф» находится на отметке 1 млн. экземпляров.

Провинциальная анлийская печать очень долго была лишь отражением лондонской печати и руководствовалась ее взглядами. Собственно провинциальная печать начала существовать лишь после 1695 г. и упразднения закона о цензуре. Тотчас же по введении свободы печати возникла первая провинциальная газета в Англии «Lincoln Rutland and Stamford Mercury», но лишь в конце XVIII столетия началось активное развитие провинциальной печати; в 1782 г. в Англии было 50 провинциальных газет, а в 1795 г. - уже 72.

8. Обзор развития прессы Германии.

Германия оставалась захолустьем Европы.

С наибольшим красноречием и воодушевлением новые национальные задачи обсуждались в газете «Рейнский Меркурий», 1814 г., И. И. Геррес, Кобленц. Особенной резкостью отличались ее статьи, посвященные сепаратистским стремлениям южногерманских государей. Берлинское правительство запретило выход «RheinischerMerkur'a». В оправдание этой меры правительство ссылалось на то, что статьи газеты сеют рознь среди народа и что ее отрицательное направление волнует умы.

Заполнить образовавшийся пробел пытались Иоганн Вейцель и Арнольд Маллинкрол.

«Молодая Германия» - либер.-демократ. Течение. Журнал «Аврора», «Газета для элегантного света», журналы «Форум литературного журнала», «Немецкий телеграф» Карла Гуцкова. Жанр фельетона, мемуары, рецензии, новеллы.

Консерваторы – незыблемость Церкви. Газета «Литературный листок» Менцеля.

Создание рабочей печати. Журналы Вейтлинга «Призыв о помощи немецкой молодежи», «Молодое поколение».

1843, Лейпциг – первое иллюстрированное издание «Иллюстрированная газета» Вебера. Борьба с троном – карикатуры. Обострялась политическая ситуация. Умеренные либерал-демократы – «Немецкая газета». Георг Гервинус. Революция 1848 – подъем прессы. Отмена штемпельного сбора. Политизация прессы. Зарождение политической карикатуры. «Летучий листок» - сатирические картинки, стихи, карикатуры.

Демократические газеты – «Прямодушный», «Конституция», «Радикал». За реформы. Идея нац. Единства – либеральные газеты «»Национальная газета», «Берлинская всеобщая газета», «Северонемецкая всеобщая газета». Идея объединения Германии.

Сильная региональная пресса – из-за раздробленности – «Франкфуртская газета», «Кельнская газета».

1854 – «Общие союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы» - ограничение свободы слова, высокий залог.

Политика Бисмарка в области прессы.

Бисмарк был убеждённым консерватором и монархистом. Он защищал интересы аристократии. Боролся с буржуазной оппозицией. Бисмарк вошёл в правительство, так как пользовался большой популярностью в народе. В 1867 г. он был назначен Федеральным канцлером. Бисмарк был противником свободы печати, поэтому он предпринимал все усилия, чтобы иметь власть над прессой. Так, в 1863 г. выходит закон, позволяющий властям закрывать газету после двух предупреждений.

В 1866-70 годах пресса “поворачивается” к Бисмарку. Газеты интересуются его внешней политикой, говорят о том, что это правильно. Бисмарк не был журналистом. Прессу он не любил, но понимал её силу в обществе. Принятие закона о печати было важным шагом. Он определил место прессы, функции прессы и наказания за преступления в области прессы. Этот закон был жёстким. По нему, газету мог учредить только подданный Германии. Иностранные газеты продолжали быть под контролем и могли быть закрыты в любой момент. Бисмарк выстроил систему подвластной государству прессы.

Бисмарк использовал прессу, контролировал её посредством последовательной цензуры. Также он оказывал на неё давление с помощью судебной системы.

 

9. Обзор развития прессы Франции.

Франция в XIX веке сохранила свой статус одной из ведущих европейских держав. Франция в XIX веке прошла несколько этапов социально-политического развития: период Консульства и Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй империи, Третьей республики.

В период Консульства и Империи (1799-1814 гг.) был установлен режим авторитарной власти Наполеона Бонапарта (1769-1821). Наполеон не церемонился с прессой, считал, что пресса должна служить укреплению его власти. Он прекрасно понимал силу и значение прессы. Став первым консулом Франции, спустя два месяца 17 января 1800 года, опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики. Оставшиеся 13 подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Министр полиции Жозефа Фуше следил за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати.

Парижские газеты фактически были лишены возможности принимать участие в обсуждении важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, печатать аналитические статьи о внутренней и внешней политике, давать оценку политике Наполеона. Они ограничивались короткими информационными заметками, констатацией фактов. При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований.

В эпоху Реставрации (1815-1830 гг.) после падения Наполеона к власти вернулись Бурбоны. В это время не было организованных политических партий, поэтому главной ареной политической борьбы стала периодическая печать. Пресса становится влиятельной силой, формирующей общественное мнение, принимающей участие в политических баталиях. Журналистика эпохи Реставрации развивалась в непростых условиях монархического правления, но в это время были сделаны некоторые шаги по направлению к большей свободе прессы.

Французская печать эпохи Реставрации не ограничивалась обсуждением политических событий и новостей. Большое место в ней занимали литературные и эстетические дискуссии. Отдел литературной критики имелся во всех ведущих французских периодических изданиях. Парижская либеральная пресса сыграла огромную роль в подготовке Июльской революции 1830 года.

Начало Июльской монархии (1830-1848 гг.) было ознаменовано небывалой свободой прессы, что способствовало быстрому увеличению числа периодических изданий. В период за 1830 по 1848 года во Франции появилось более 700 новых газет и журналов. Выросли престиж и популярность журналистской профессии.

Изменения происходили не только в журналистской среде, но и в читательской. Этому способствовали открытия, не имеющие никакого отношения к журналистике. Так, например, в 1830 году была изобретена керосиновая лампа. Читатели получили доступ к напечатанным текстам в вечернее время, в часы досуга. Это был один из факторов увеличения тиражей газет. Рост мегаполисов, развитие школьного образования создавали новую, более широкую читательскую аудиторию.

Книги стоили дорого, от 3 до 8 франков (для сравнения рабочий получал около 50 франков в месяц, а министерский служащий около 100 франков). Газеты дороговизной не уступали книгам, годовая подписка обходилась примерно в 70-80 франков. Чтобы удовлетворить читательский голод, были избраны 2 стратегии: открытие общественных читален и издание дешевых газет.

Быстрое развитие в период Июльской монархии получили леворадикальная республиканская и социалистическая печать. Демократическая, республиканская и социалистическая пресса сыграла огромную роль в подготовке февральской революции 1848 года. Февральская революция дала прессе возможность сделать глоток свободы. после революции пресса была освобождена от цензуры, был отменен гербовый сбор на периодические издания, 200 новых периодических изданий. Поворот к реакции произошел в июне 1848 года, когда правительство жестоко расправилось с восставшими парижскими рабочими. Луи Бонапарт совершает государственный переворот и объявляет себя Наполеоном III. Во Франции установился режим Второй империи (1852-1871).

Во второй половине XIX века появляется дешевая «малая пресса». Одним из ее создателей был Моисей Полидор Мило (1813-1871), в 1863 году он основал малоформатную ежедневную газету «Пти журналь» («Маленькая газета») стоимостью в 5 сантимов. В то время обычная цена газетного номера составляла 25 сантимов. Мило развивал дешевую иллюстрированную печать, пользовавшуюся большим спросом.

Недовольство режимом Наполеона III к концу 60 годов нарастало, этому способствовал экономический кризис 1867 г., неурожай этого года, бездарная внешняя политика Наполеона. Время Второй империи закончилось с поражением французов во франко-прусской войне 1870 года.

Третья республика (1870-1918 гг.) – «золотой век» французской журналистики. С 1874 по 1892 года число ежедневных газет в Париже выросло с 40 до 79, почти в 2 раза увеличилась численность провинциальных газет.

На рубеже XIX-XX веков газеты и журналы становятся ареной политической и литературной борьбы. Парижские светские и литературные салоны постепенно утрачивали свое влияние на общественную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Законы Ферри 1881-1882 гг. сделали начальную школу во Франции светской, бесплатной, общедоступной и обязательной. Это привело к почти 100% грамотности населения к 1890-м годам. Следствием стало стремительное развитие и огромные тиражи информационной прессы на рубеже XIX-XX веков – «Пти журналь» («Маленькая газета»), «Матен» («Утро») и др. Политическая информация уступает в газетах первенство материалам общего и развлекательного характера: газеты печатают лотереи, проводят конкурсы, увеличивается удельный вес рекламы.

В конце столетия журналисты начинают осознавать общность своих корпоративных задач и интересов, а журналистика становится профессией. В начале 80-х годов XIX века появились первые профессиональные объединения журналистов во Франции – «Профессиональная ассоциация французских журналистов-республиканцев», «Профсоюз парижской прессы». В 1899 году была создана Высшая школа журналистики.

На протяжении всего XIX столетия пресса утверждает себя как важнейший институт общественной жизни во Франции, как «четвертая власть» и публичная трибуна, с которой разные социальные группы могли выразить свой взгляд на прошлое и будущее страны.

10. Обзор развития прессы США.

Америка в 19 в. это огромная лаборатория где создавалась единая американская нация. Образцами для американской журналистики были брит. Журналы «Эдинбургривью» и «Блэквудзмэгэзин». По количественным показателям роста американская пресса опережала европейскую. Это было обусловлено 2 причинами:

1-ая стремительный рост населения за счет иммигрантов из Европы.

2-ая В США легко было основать газету, поскольку для этого не требовалось ни разрешения властей ни больших денег, т.к. американские издания не облагались налогами.

В Америке легко было основать газету, но ее трудно было сделать влиятельной, известной, ибо конкуренция между изданиями была высокой. Для американцев, расселившихся на огромной территории, местные новости важнее, чем общенациональные. Пресса не рассылалась по домашним адресам. Подписчик сам должен был ее забрать на почте. Поэтому удобнее и дешевле подписываться на местные периодические издания. Отличительной чертой американской прессы было то, что большинство газет выходили с еженедельной периодичностью, лишь некоторые появлялись 3 раза в неделю.

По сравнению с западноевропейской прессой, общий литературный уровень был невысоким. Европейцев удивлял резкий, грубый тон полемики в американских изданиях. Оскорбления, клевета, грубая брань были обычными на страницах прессы.

30е гг. 19 в. - новый этап в развитии прессы, что было связано с зарождением дешевой массовой печати. Обычная цена — 6 пенсов, а некоторые 1-2 пенса. Дешевая пресса зародилась в Нью-Йорке.

Газеты стали ежедневным чтением широких слоев американского общества.

В 1848г. в результате объединения 6 нью-йоркских газет возникает первое америкаское информ агентство «АсоушиейтедПресс». Несколько газет согласились покупать у него новости, что привело к дальнейшему удешевлению американской периодики. В 1882г — появляется «Юнайтед Пресс» (еще одно информ.Агент-во).

Что бы выжить газетам приходилось печатать объявления.

В 90-е — возникает Аболиционизм, как движение за ликвидацию рабства. Газеты «Нозен стар», «Нью-Йорк трибьюн» «Н.-Й. Ивнинг пост» выступали с аболиционистских позиций.

На рубеже 19 — 20 веков зарождается «желтая пресса».

В 1883г. Бенжамин Дей основал первую дешевую газету «Нью-Йорк сан».

Утверждение принципов "нового журнализма" в американской газетной индустрии привело как к появлению "желтых" изданий, так и к созданию "качественнойжурналистики". "Качественная журналистика" в истории американской журналистики связывается с именем Адольфа Окса, который в 1896 г. приобрел некогда популярное издание "TheNewYorkTimes". К моменту приобретения тираж газеты упал до 9000 экз. Первое, на что обратил внимание новый владелец "TheNewYorkTimes", — изменение облика газеты. Вскоре у газеты появился девиз, ставший ее "визитной карточкой". Однако эти новости должны быть сбалансированными, достоверными, а газета — обладать определенными моральными критериями для их отбора. В 1897 г. "TheNewYorkTimes" (традиции высокого журнализма + удачный коммерческий проект) резко выступила против самой эстетики "желтых" изданий, посвятив этой теме ряд программных публикаций. В одной из статей говорилось, что "газета призвана быть спутником читателя, и интеллигентному читателю, конечно же, не нужен порочный и развращенный спутник".

Борьба за "качественную" журналистику в США завершилась тем, что в 1923 г. было образовано "Американское общество редакторов газет".

"Качественные" издания:

• «Н-Й ивнинг пост» 1801 by Гамильтон

• «Нозен стар»

• «Н-Й. трибьюн» 1841г. By Хорэс Грили

Современные СМК России

Опираясь на современные исследования в области теории коммуникации (коммуникативистики), философии и социологии коммуникации, теории массовой коммуникации, необходимо выделить следующие особенности развития коммуникационных процессов в условиях становления новых цивилизационных отношений, начиная со второй половины двадцатого века.

Во-первых, противоречия постиндустриальной цивилизации à формирование совершенно нового типа коммуникативного взаимодействия, обеспечиваемого огромным количеством коммуникативных средств и посредников.

Во-вторых, информационная революция второй половины XX века вызвала к жизни не только увеличение во все нарастающих размерах доли СМИ, Интернета, сотовой и спутниковой связи и т.д. в обеспечение информационно-коммуникативного взаимодействия между людьми, но и изменила их образ жизни, социальные механизмы, обеспечивающие функционирование коммуникативного пространства населения планеты.

В-третьих, развитие средств массовой информации, раскрывающее широкие возможности воздействия (вплоть до манипулирования) на массовое сознание, включает страны мира в неизбежную глобализацию информационных процессов. Интеграция мировой культуры стала фактором современного социокультурного процесса, благодаря доступности СМИ самым широким слоям населения. Информационное общество как качественная характеристика постиндустриальной цивилизации невероятно расширило пределы возможностей выбора форм поведения (деятельности) людей. Безграничный выбор возможностей удовлетворения самых разнообразных потребностей, неиссякаемые доступные всем источники развлечений явились причиной углубления такого пагубного для развития культуры явления, как аномия.

В-четвертых, доступность практически любой информации самым широким слоям населения способствует формированиюв самосознании человека своего собственного образа, выровненного (уравненного) в возможностях со всеми. Это усиливает индивидуалистические тенденции в становлении личностных качеств современного человека.

В-пятых, одним из ведущих признаков нового формирующегося общества является быстротечность, фрагментарность, отмечаемых, в первую очередь, в сфере межличностных коммуникаций, а также в сфере потребления и услуг. Но именно эти сферы оказывают наибольшее влияние на современного человека. Современное коммуникативное поле (поле взаимодействия людей) характеризуется высокой мобильностью не только человека, но и социальных систем и социальных институтов, сокращением времени, отводимого на межличностное длительное общение, появлением новых информационно-коммуникативных технологий, способствующих сокращению времени связей между людьми. Принцип разнообразия ворвался в родственные, семейные, дружеские отношения, придавая им модульный характер, когда каждый участник коммуникативной ситуации взаимозаменяем, так как все чаще теряет свою функциональную и личностную неповторимость, становясь усредненным человеком массы.

Эти и многие другие особенности новых цивилизационных отношений обозначили проблему необходимости всестороннего исследования феномена коммуникации в контексте социокультурной реальности нашего времени. Трудности адаптации человека к современным условиям его бытия настоятельно требуют разработки новых социальных механизмов стабилизации культурно-коммуникативных процессов, поиска новых социальных форм упорядочения коммуникативного пространства, способных противостоять деструктивному влиянию быстротечности и фрагментарности жизненного мира субъектов новых цивилизационных отношений (личности, семьи, социальных групп, этносов и т.д.).

СМИ России имеют следующие признаки:

массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

СМИ России делятся на:

публицистические;

литературные;художественные;

художественно-публицистические;

литературно-художественные;

культурно-просветительные;

развлекательные;

учебные, образовательные;

методические;

учебно-методические;

научные;

научно-популярные;

научно-практические;

научно-производственные;

рекламные; информационные.

Радиовещание в системе СМК

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. 3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному контакту. Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.

Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж.

Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. Информационная (рекламная), Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетитческая, рекреативная).

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и, как его следствие, интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока.

В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.

Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.

 

21) Телевидение в системе СМК

Телевидение является сильнейшим по своему воздействию средством информационно-психологического манипулирования массами. Причины этому называются самые разные.

1.Телевидение ныне - коммерческое предприятие. «Телепродукция - это «товар» сродни духовному наркотику. Человек современного городского общества зависим от телевидения». Поэтому государство обязано, защищая свободу потребителя, накладывать на телерынок ограничения в виде цензуры.

2. Телевидение создает фиктивную реальность. «Глаз» телекамеры, фиксируя одни события и устраняя другие, фабрикует «псевдособытие», устраняет из события правду. Довольно большой объем исследований показывает, что «устранение рампы» - той линии, которая в театре отделяет реальную жизни от созданного фантазией художника спектакля, в телепоказе делает человека психологически беззащитным перед информацией с экрана. Экран становится «собеседником». Поэтому телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему и отвечает его потребностям. И это ощущение не должно покидать зрителя, чтобы у него не появилось мотивов переключить канал. Таким образом, должен возникать «резонанс» соответствия телеинформации и ожиданий телезрителя. Эта «настройка» на различные вкусы становится результатом напряженного творческого поиска, сохранения режиссерами и журналистами «чувства правды» для референтной части аудитории. А «формирование вкусов» - это коллективный процесс, одинаково касающийся как самих телевизионщиков, так и потребителей их информации.

3. Телевидение оказывает «убаюкивающий эффект» за счет: пассивности восприятия - расслабленная поза в кресле; комплексности воздействия на разные органы чувств - критичность восприятия резко падает; обращения к скрытым подавленным инстинктам, запрещенным культурными табу - сексуальности, насилию, созерцанию смерти. Попытка объяснить формирование культуры насилия на экране желанием заменить ее в реальности на самом деле не оправдывается, насилие на экране узаконивает насилие в жизни - дети в процессе социализации воспринимают его как образцовые формы поведения.

4. Телевидение может не только фальсифицировать факты, но сама реальность перед камерой обретает другие масштабы: многие реальные кровавые события перед камерой выглядят как шоу.

Создается новый тип человека - телезритель, для которого реальное смешивается с виртуальным, а прошлое с настоящим и будущим. Видеокультура ведет к крушению чувства времени и пространства и привязывает к внешнему, поверхностному, к коллажу, а не к глубинному поиску и созидательному творчеству.

Монопольное положение телевидения в системе СМК и высокий уровень его воздействия ставит ряд проблем перед обществом:

1. Современное телевидение можно назвать «культурным fast-food», так как передаваемая информация уже адаптирована, заключена в «рамки жанра», готова к «потреблению» массовым зрителем и ее не надо осмысливать. Лишь небольшая часть населения может критически о


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.