Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Хозяйство и общественные отношения у носителей ямной культуры.

2017-07-01 615
Хозяйство и общественные отношения у носителей ямной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). С распространением кочевничества связано изобретение колеса. Ямники создавали колёсные повозки (телеги). Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.). Наряду с распространением скотоводства население успешно осваивало металлургию.

Металлическое сырьё ямники получали на Кавказе. В Поволжье изготавливали медные изделия из местного сырья, добываемого в Каргалинских рудниках. Рост экономики способствовал разложению родового строя и возникновению в среде древнеямного населения иерархической системы общественных отношений, основанных на принципе военной демократии(переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу), что характерно для всех ранних групп индоевропейских народов.

Исследователи выделяют в ямном обществе вождей, как военных так и осуществлявших верховную религиозную и гражданскую власть. В.В. Генинг выделяет вождей племенных объединений, не обладавших военными функциями, а также погребения старейшин-вождей отдельных общин. Аналогичных представителей власти выделяет И.Б. Васильев. Меньше привлекают внимание исследователей рядовые общинники: их выделяют И.Б. Васильев, Н.А. Рычков. Есть мнение о существовании зависимого населения в восточном ареале ямной КИО (Моргунова, Кравцов). В отношении служителей культа также существуют противоположные точки зрения. С одной стороны, выделяется сословие жрецов (Рычков, Моргунова). Ряд исследователей пишут о захоронениях жрецов, обладавших при этом властными функциями.

Более традиционным в археологической литературе является рассмотрение отдельных деталей погребального обряда или категорий инвентаря как маркеров определенных групп населения. В частности, это относится к погребениям с повозками, с антропоморфными стелами, молоточковидными булавками и др. Существует несколько точек зрения на обряд захоронения с повозкой: об ординарности подобных погребений, о связи их с военной знатью или со жречеством. При этом некоторые исследователи указывают на высокое социальное положение погребенных с повозками. Неоднозначно интерпретируются и захоронения с антропоморфными стелами. В стелах видят изображения воинов, “заменителей” конкретных лиц, имеющих родственное или социальное отношение к погребенному, изображения выдающихся членов рода, вождей, шаманов, старейшин.

Определенную социальную группу, по мнению исследователей, представляют погребения в каменных ящиках..В. Генинг считает, что главное их отличие - в больших затратах труда по сравнению с рядовыми захоронениями, что объясняется погребением в них людей высокого социального положения - родовых старейшин, выполнявших жреческие функции. Наличие детских погребений в этой группе указывает на наследование социального статуса. Местоположение погребения в кургане (в сакрально выделенных точках) может свидетельствовать об отнесении погребенного к представителям высшей страты ямного общества. Внимание исследователей привлекают и некоторые категории погребального инвентаря, отражающие, по их мнению, социальный статус погребенного. Прежде всего, это относится к находкам скипетров и булав - немногочисленных, но тем не менее выразительных артефактов в ареале ямной культуры. Таким образом, наиболее традиционным является такой подход к интерпретации погребальных памятников, при котором исследователями рассматривается определенная группа захоронений (чаще всего - с неординарным инвентарем или обрядом). При этом предполагается ее соответствие определенной социальной группе ямного общества. Обычно называются группы знати, родовой аристократии (как со жреческими, так и с военными функциями). В Южном Приуралье фиксируют и ремесленную знать (Моргунова, Кравцов, 1994). Выделяют вождей, военных или совмещающих гражданские и сакральные функции, а также вождей-жрецов.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.