Парфия. Экономическое развитие и материальная культура. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Парфия. Экономическое развитие и материальная культура.

2017-07-01 1182
Парфия. Экономическое развитие и материальная культура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В VII— VI вв. до н. э. в юго-восточных областях побережья

Каспийского моря жили парн-парфянские племена. В VII—VI вв. до н. э. Парфия поочередно входила в состав Мидийского царства, Иранского, Греко-Македонского и государства Селевкидов.

Древние парфяне поклонялись различным природным культам: животным, скале, горе, дереву, воде, огню. Большое распространение здесь получил зороастризм. Культура парфянской эпохи представляет собой взаимодействие различных культур, собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

Общественный строй, хозяйство и культура Парфии. Парфия была одним из крупных рабовладельческих государств юго-западной части Азии. Социальную верхушку общества образовывали царский род Аршакидов и парфянская знать. Царская власть избиралась из рода Аршакидов двумя советами — племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат умершего владыки или другой родственник.

Основную часть населения составляли свободные крестьяне, ремесленники, торговцы. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщали о значительном количестве рабов в Парфии. Труд рабов применялся на рудниках, в сельском и домашнем хозяйстве. Парфянское общество разделялось на четыре класса: военная верхушка, легковооруженные всадники, свободные крестьяне и рабы.

Основную часть парфянского войска составляли рабы.

Римский историк Помпей Трог писал: „Их войска состояли из рабов, число которых постоянно росло, потому что никто не мог их освободить, дети рабов были тоже рабами. Они воспитывали их как своих детей, учили скакать на лошади, стрелять из лука".Парфяне выставили против римского полководца Антония 50 ООО всадников, из них только 400 были свободными людьми, остальные — невольники.

Основными отраслями парфянского хозяйства были земледелие, скотоводство, ремесленничество, торговля. Жители долин рек Мургаб, Таджан, Атрок, Карун, Керхе занимались орошаемым земледелием. На богарных землях сеяли пшеницу, ячмень, просо, на орошаемых — рис, овощи, бахчевые. Землю обрабатывали плугами, мотыгами, тяпками, урожай убирали с помощью серпов и кос. Тягловых животных использовали в полевых работах и как транспортное средство. В сельском хозяйстве интенсивно использовался труд рабов. Свободные крестьяне со своих доходов платили большие налоги государству.

Климатические условия, обилие горных пастбищ создавали условия для развития коневодства. Парфия — родина особенно ценных пород лошадей. Известно воспоминание Александра Македонского о том, что проезжая по этой стране, он видел огромные табуны пасущихся на склонах гор лошадей.

Древние летописцы писали, что парфийцы очень любят лошадей. По их шутливому замечанию, они и воевали, и пировали, и решали важные политические вопросы, и торговали, и отдыхали сидя в седле.

Древний историк Тацит писал, что главной силой парфянского войска является его кавалерия. Здесь уделяли большое внимание и верблюдоводству. Это было очень удобное гужевое транспортное средство для засушливых регионов страны

Парфянское правительство уделяло большое внимание -развитию международной торговли. Составлялись специальные дорожники с описанием путей, иыделялась стража для охраны купеческих караванов. Парфянские купцы были посредниками в торговых операциях между Пппадом и Китаем.

Китайские путешественники вспоминают о том, что и Анъси (так они называли Парфию) было около 100 больших и малых городов. Среди них самые известные — Задракарта,

В Южной Туркмении и соседнем Северо-Восточном Иране находились земли Парфии. Парфия издревле была центром культуры древних земледельцев. В VI—IV вв. до н. э. она, как и другие земли Средней Азии, входила в состав Персидской державы. В середине III в. до н. э. в Парфии установилась власть местной династии Аршакидов (по имени царя Аршака). В период расцвета государства парфянские правители подчинили Иран, Месопотамию, Афганистан и Армению. Огромное царство было грозным соперником Рима на Востоке.

Северные земли древней Парфии лежат на территории Туркменистана. Только в районе Ашхабада известно свыше сорока древних поселений, содержащих слои парфянского времени. Очевидно, одной из столиц Аршакидов была Ниса около Ашхабада. Под развалинами погребены два города: один назывался Новая Ниса, это собственно город, другой — Старая Ниса — крепость с дворцами и храмовыми постройками. Новая Ниса — многослойное поселение. Слой парфянского города здесь обнаружен под поздними напластованиями. Старая Ниса была заброшена еще в древности и целиком относится к парфянскому времени.

Старая Ниса служила царской резиденцией. За мощной крепостной стеной археологами обнаружены остатки монументальных храмов, дворцовый комплекс, царская сокровищница и обширные кладовые. Дворец состоял из девяти помещений, соединенных с глухим внутренним двором. Среди строений дворца центральное место занимал большой парадный зал. Его перекрытие поддерживали четыре восьмиметровые колонны. Внутреннее устройство зала несет на себе черты эллинистических традиций: капители колонн, поддерживавших своды, пышно украшены терракотовыми лепными листьями, так же, как колонны в классической Греции. Вверху зала шел фриз из терракотовых плит с изображениями эмблем, выполненных в традициях эллинистического искусства: парфянский лук, полумесяц, якорь, палица Геракла, маска льва и другие знаки. Стены были украшены крупными глиняными скульптурами, установленными в нише второго яруса.

Рядом с тронным залом располагалась сокровищница и винные склады. Двери сокровищницы были заложены кирпичом и опечатаны. Стены и опечатанные двери так и остались нетронутыми, но несмотря на это ценности подверглись разграблению еще в древности. Наиболее ценное было унесено, но в углах сохранились обломанные ручки серебряных сосудов, бронзовые фигурки, серебряные монеты, ритоны из слоновой кости, из которых были вынуты драгоценные камни. Найденные вещи относятся к III—I вв. до н. э., т. е. к периоду расцвета Парфянского государства.

Среди уцелевших сокровищ больше всего предметов из слоновой кости: шкатулки и ритоны в виде рога, греческая скульптура крылатого сфинкса, изящные статуэтки Эрота, Афины и орла. Произведения местных мастеров создавались с учетом особенностей восточного искусства. Наглядным примером соединения художественных стилей служат ритоны.Отдельную группу предметов сокровищницы составляют мраморные статуи, выполненные в греческой манере. Лучше других сохранилась статуя богини, задрапированной в ниспадающие одежды. Образец совершенства — статуя обнаженной женщины с классически строгим и немного задумчивым лицом и великолепно моделированным телом. Скульптура, судя по всему, была привезена из Греции.

Старая Ниса являлась важным административным центром Северной Парфии, сюда стекались продукты со всей сельскохозяйственной округи. Вскрыты подвалы с хумами, обнаружены тексты, согласно которым производился учет продуктов и вина. Склады Нисы могли хранить большое количество продукции виноделов.Тексты в Парфии писали черными чернилами кистью на глиняных черепках от больших сосудов, на которых делали предварительные «черновые» записи. Свыше двух тысяч черепков с надписями местным парфянским письмом или на греческом языке найдено во время раскопок. На черепках обозначено, сколько вина, в каком году и из какого района привезено. В документах упоминается семнадцать сельскохозяйственных районов и десять отдельных селений, что позволяет предположить о существовании вокруг Нисы довольно обширной сельскохозяйственной округи.

На северо-восточной окраине государства располагался город Мерв, обнесенный мощной четырехугольной стеной с более чем сотней башен. Во внутренней застройке города заметна социальная дифференциация его обитателей. Особняком от богатых домов рабовладельцев размещались небольшие домики ремесленников, где рядом с жильем находились мастерские. За городской стеной простирались обширные сельские усадьбы с бахчами, виноградниками и садами. Сельский пригород был также обнесен глинобитной стеной с воротами.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.