Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ж. Баласагуни и его «Кутагду билиг»

2017-07-01 1017
Ж. Баласагуни и его «Кутагду билиг» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

До настоящего времени о Жусупе Ба­ласагуни, авторе величайшего творения поэмы "Кутадгу билиг" ("Благодатное зна­ние" или "Наука об управлении гос-вом") известно очень немного.

Ж. Баласагуни родился пример­но в 1010—1016 (1018) гг. в столице средневекового караханидского гос-ва — в г. Баласагун южные окрестности современ­ного г. Токмок.

Он был высокообразованным человеком своей эпохи - имел ос­новательные познания по астрономии, математике, медицине, знал литературу, историю, философию, эстетику, проблемы этики, араб­скую и ирано-таджикскую поэзию, фольклор тюрок и язык фарси. Ему были присущи широта и глубина мышления.

По подсчетам ученого Р. Арата, ко времени окончания работы над поэмой автору было 54 года. Он начал писать ее в Баласагуне, а завершил в 1067-1070 гг. в Кашгаре, т.е. работал над ней в течение 18 месяцев. Известно, что свое детище Жусуп Баласагуни преподнес в дар Тавгач Буура Карахану Абу-Али-Хасану - прави­телю Кашгара. Будучи человеком просвещенным, тот по достоин­ству оценил глубокое содержание и яркую поэтическую форму про­изведения. Поэту было присвоено высокое звание Улуг Хасс-Ха-жиб (араб, хасс - уважаемый человек при дворе хана), которого удостаивались самые знаменитые, авторитетные и наиболее при­ближенные ко двору хана личности.

Поэма "Благодатное знание" -произведение, стоящее у истоков формирования двух глубоко взаимосвязанных культурных циви­лизаций - оседлой земледельческой и кочевой. Это связано с тем, что в X в. ислам как религия распространяется не только среди оседлого, но и кочевого населения караханидского гос-ва. В результате среди населения все больше появляется ученых, владеющих арабским письмом. В какой-то мере этот факт, ви­димо, и обусловил появление первых тюркоязычных произведений, которыми явились "Благодатное знание" Жусупа Бала­сагуни и "Словарь тюркских наречий язы­ка" Махмуда Кашгари в арабской транс­крипции.

В настоящее время, по имеющимся све­дениям, существуют три экземпляра ру­кописи Жусупа Баласагуни. Первая хранится в Вене (Австрия). Вторую обнару­жил в 1986 г. директор библиотеки го­рода Хидив - немецкий ученый Б. Морин, она хранится в Каире (Египет). Академик В.В. Радлов сделал для музея Азии Петербургской академии с рукописи специ­альную фотокопию, которая в настоящее время хранится в фондах Института востоковедения Санкт-Петербургского отделения Рос­сийской Академии наук.

Поэма написана рифмованными двустрочиями - бейхтами, что свидетельствует о хорошем знании автором "Шахнаме" Фирдоуси. Имена положительных героев "Шахнаме" - Ануширван, Афрасиаб, Рустам - часто встречаются в "Благодатном знании" и символизи­руют такие общечеловеческие понятия и добродетели, как справед­ливость, мудрость, доброта. Автор поэмы хорошо знал произведе­ния Аль Фараби, Ибн Сина: это явствует из философско-этической направленности произведения. Вместе с тем, "Благодатное знание" отражает индивидуальное мировоззрение поэта-мыслителя, для которого характерны рационализм, преклонение перед умом и ге­нием человека, знаниями.

Благодатное знание" Жусупа Баласагуни - произведение, на­писанное в стиле традиционно распространенного в восточной куль­туре этико-дидактического жанра, для которого, в первую очередь, характерна назидательно-воспитательная направленность содержа­ния. Жанр берет свое начало в древней литературе Египта, Индии, Ирана, затем он хорошо "освоился" в восточной письменной и уст­ной литературе. В Европе он сформировался как жанр "зерцало" намного позднее - в эпоху Ренессанса, спустя пять веков после появления сочинения Жусупа Баласагуни.

Поэма представляет собой большой интерес для всего человече­ства как духовная, нравственно-этическая энциклопедия, в кото­рой отражены также история, культура, религиозные воззрения общества той эпохи. А.Н. Кононов, один из исследователей "Бла­годатного знания", оценивает поэму как эпическое произведение, в котором вопросы о смысле и содержании человеческой жизни, его общественных и личностных взаимоотношениях рассматриваются через призму философских взглядов и позиций автора.

'Благодатное знание" Жусупа Баласагуни содержит богатейшую информацию об общественном устройстве того времени - месте и роли всех социальных групп, общественных нормах и правилах. Философ рассуждает о диалектике таких понятий, как добро и зло, правда и ложь, великодушие и жадность, благоразумие и не­выдержанность. При этом этические взгляды автора тесно связаны с его гносеологической и социальной концепциями. Более того, они являются частью его мировоззрения. Он часто повторяет мысль, что и в политике, и в других отношениях главным критерием человеческой сущности должна быть человечность.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.