Основы журналистской деятельности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основы журналистской деятельности

2017-07-01 872
Основы журналистской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ТГУ, НИ ТГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Н.В. Жилякова

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций

Направление подготовки: 42.03.02 – Журналистика.

Профиль подготовки: Журналист печатных и интернет-СМИ.

Квалификация выпускника Бакалавр. Форма обучения: Очная, заочная

Томск 2017


ОДОБРЕНО кафедрой теории и практики журналистики

Протокол № ___ от «____» ______________ 2017 г.

 

Зав. кафедрой, доцент __________________ Г.В. Кручевская

 

РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией факультета журналистики

 

Председатель комиссии, доцент ________________Т.Н. Черепова

«___» ______ 2017 г.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из которых 32 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (22 часа – занятия лекционного типа, 10 часов – занятия семинарского типа), 40 часов составляет самостоятельная работа обучающегося. Изучение дисциплины заканчивается аттестацией в форме зачета.

Цели освоения учебной дисциплины

Изучение основ журналистской деятельности помогает обучающимся сориентироваться в будущей профессии, получить теоретическую подготовку и освоить необходимые навыки работы с информацией, профессионального анализа журналистского текста, научиться основам жанрового деления. Дисциплина помогает будущим специалистам получить теоретические основы журналистского мастерства, отработать необходимые навыки.

Формируемые компетенции: ОПК-13, ОПК-14.

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Жилякова Наталия Вениаминовна – доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики журналистики

РЕЦЕНЗЕНТ: Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики И.Ю. Мясников


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................................................3

Лекция 1. Журналистика как творчество.........................................................................................6

Лекция 2. Массовые информационные потоки и журналистика.................................................16

Лекция 3. Стадии и этапы творческого процесса в журналистике.............................................30

Лекция 4. Система жанров современной периодической печати................................................46

Лекция 5. Журналистское произведение. Идейно-тематическое своеобразие журналистских произведений. Сюжет и композиция в журналистике..................................................................57

Лекция 6. Журналистское произведение. Факт - документальная основа журналистского произведения.....................................................................................................................................74

Лекция 7. Журналистское произведение. Конфликт в публицистическом произведении. Профессионально-этические регуляторы журналистского поведения.......................................88

Перечень вопросов для зачета........................................................................................................95

Семинарские занятия по курсу.......................................................................................................96


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы журналистской деятельности» входит в ряд дисциплин, посвященных теории и практике журналистики, и тесно связан с курсами «Основы журналистики», «Новостная журналистика» и другими. В связи с этим существует преемственность теоретического материала, предлагаемого для изучения студентам: в курсе «Основы журналистской деятельности» знания о системе средств массовой информации, о правовых основах журналистики, о журналистских жанрах помогут в усвоении настоящего курса.

Курс «Основы журналистской деятельности» направлен на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях. Здесь рассматривается система понятий, которые представляют журналистское творчество как профессиональную деятельность со сложной структурой, определяющей многообразие профессиональных обязанностей журналиста. Особое внимание уделяется журналистскому произведению как особому информационному продукту, его идейно-тематическому своеобразию.

Цель курса - содействовать профессионализму студентов факультета журналистики, нацеливать их на движение к мастерству, учить свободному владению методами и формами журналистской деятельности.

Задачи курса:

- познакомить студентов с теми принципами, которые побуждают журналистов к творчеству и обеспечивают их индивидуальную субъективную готовность к овладению мастерством в процессе практической профессиональной деятельности,

- познакомить студентов с особенностями журналистского произведения,

- научить студентов анализу журналистского произведения.

Лекционный материал закрепляется в ходе семинарских занятий и самостоятельной работы студентов по основным темам курса. Для закрепления и развития практических навыков предлагается ряд заданий, эссе для домашней работы.

 

При изучении курса используются следующие учебники и учебные издания:

Основная литература:

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982.

Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1976.

Рождение журналистики как особого вида деятельности связано с потребностью человечества повысить надежность своей ориентации в реальном мире, поскольку есть целый ряд обстоятельств, образующих помехи для этого жизненно важного процесса. Уверенной ориентации мешает такое качество действительности, как ее ИЗМЕНЧИВОСТЬ, из-за которой реальность постоянно приобретает новые черты и ускользает от человека в своей определенности.

Другое препятствие – РАЗБРОСАННОСТЬ ПЛАНЕТАРНОГО БЫТИЯ (Лазутина). То есть человек при всем желании не может непосредственно видеть весь мир, чтобы иметь представление обо всем человечестве, особенности организации жизни на всей планете.

Потребность преодолеть эти препятствия и привела к появлению профессии журналиста. В поисках надежных средств ориентации человечество вышло на возможность создания особого типа текста – такого, который бы расширял опыт отдельного человека до опыта многих и одновременно воспроизводил бы динамику мира, адекватно фиксируя его изменения. С этой точки зрения сущность журналистского текста изначально – оперативное знание о действительности, предназначенное для повышения надежности социальной ориентации и, следовательно, для укрепления устойчивости общества.


Лекция 1

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО

План лекции:

Понятие о творчестве. Роль воображения в журналистском творчестве. Творчество как высшая форма труда.

Формы творческой деятельности журналиста. Любительское и профессиональное творчество. Обученность, умелость и мастерство - основные ступени в развитии профессионализма.

Специфика журналистского творчества. Противоречия журналистского творчества.

Западные исследователи о журналистике и качествах, необходимых журналисту.

Технические средства в процессе творчества.

Рекомендуемая литература:

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.

Понятие о творчестве.

I. Что такое творчество и можно ли НАУЧИТЬ творчеству - эти вопросы возникают довольно часто. К примеру, у человека есть способности к музыке - абсолютный слух, или прекрасный голос, или способности к рисованию. Сможет ли этот человек без соответствующей подготовки стать признанным творцом в области музыкального искусства, живописи, и так далее? В истории есть такие случаи, но они единичны. Будущие музыканты, художники, танцовщики начинают учиться с малых лет, и учеба эта - долгий, трудный процесс, отнимающий практически все время и силы.

Человек задумывался над природой творчества с древнейших времен. Но до сих пор мы не может сказать, что знаем о творчестве все. Разработаны различные концепции творчества, но среди них нет окончательной, исчерпывающей. Представляется, что такой концепции и не может быть, ведь само творчество неисчерпаемо.

Творчество как исключительное свойство личности пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды и формы его деятельности.

Считается общепризнанным, что понятием "творчество" обозначается способность человека создавать новое - то, чего не было, новые предметы реального мира.

Когда мы употребляем термин «новое», следует отметить, что оно может быть ОБЪЕКТИВНО новым - тем, чего раньше не существовало, а может быть новым и СУБЪЕКТИВНО - таким, что уже есть в реальности - однако данным человеком создано впервые, сотворено усилиями его собственного мозга, собственной души.

Помните, в «Золотом теленке»: Остап говорит: «Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы? «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда. хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика!» Здесь мы имеем дело, конечно, с субъективно новым для влюбленного Остапа, но объективно новым это стихотворение было, конечно, для Пушкина.

Как именно совершается таинство творчества, мы не можем увидеть. Оно происходит в недрах нашей психики, это сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности и уровни психики - интеллект, эмоции, воля, сознание, надсознание и подсознание. По наблюдениям психологов, интенсивнее всего творческий процесс становится, когда мозг человека эмоционально активирован, а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непрерывным, он идет даже во сне. Шуман, например, слышал во сне новые мелодии - будто ему их наигрывали Шуберт и Мендельсон. Менделеев во сне увидел окончательный вариант таблицы периодической системы элементов. И таких примеров множество.

Так что в числе основных факторов, актуализирующих творческие возможности человека - необходимо назвать проблемные ситуации, из которых приходится искать выход.

 

Лекция 2

Информационные потоки.

Если вы возьмете любой учебник, изданный до 1990-х годов, вы не встретите там определение «массовые информационные потоки». Это новый термин, порожденный концом XX - началом XXI веков. Наш век - это век информации, и нет ничего удивительного в том, что самое пристальное внимание исследователей нацелено на изучение феноменов информационного поля, информационного шума, информационных потоков, и так далее.

Как замечает исследователь Елена Вячеславовна Черникова, в современном мире передача и получение информации происходит непрерывно и неизбежно. Контроль над этими процессами все менее возможен, это настоящий информационный поток.

Понятно, что слово «поток» используется как метафора. Но оно очень верно и адекватно передает суть и мощь глобального информационного процесса. Даже если кто-то пожелает остановить этот процесс, найдутся противники, которые помешают остановке, родится еще один - или несколько потоков, и так далее.

Что же это такое - массовые информационные потоки (МИП)? Как в них ориентироваться?

Массовыми они называются потому, что принципиально ориентированы на охват бесконечно широкой аудитории. Это отличает их от СМИ, у каждого из которых есть своя целевая аудитория.

СМИ выходят периодически, а массовые информационные потоки создаются и распространяются непрерывно.

Человек отдает себе отчет в своих взаимодействиях со СМИ: он покупает и читает газету, слушает радио, смотрит телевизор (конкретную передачу) и так далее. Присутствие МИП не всегда осознается. С этим связаны и трудности при изучении МИП: чтобы изучить явление. Надо от него отстраниться, дистанцироваться. А выйти из потока практически невозможно. Так что, хотя сейчас и идут очень интенсивные исследования МИП во всем мире, но это явление продолжает оставаться очень малоизученным.

По крайней мере получены кое-какие данные по классификации МИП. Исследователи разделяют потоки, например, на нейтральные, запрашиваемые и требуемые.

Ну и конечно МИП разделяют на условно естественные и искусственные.

Естественные потоки - окружающие человека с рождения: он слушает окружающих, учится говорить, и так далее.

Искусственные информационные потоки - сознательно формируются и направляются на потребителя с определенными целями.

Если обратиться к Галине Викторовне Лазутиной, то она дает следующее определение массовому информационному потоку: «это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась». То есть если старый анекдот стал вновь актуальным, люди вспомнили «древний хит» - они попали в массовый информационный поток.

В МИП может попасть художественная литература, научная, идеологическая, управленческие решения, реклама, эпистолярное творчество и все, что угодно. Но общественное настроение отражается и формируется главным образом в журналистских и публицистических текстах. Эти два понятия довольно часто отождествляют, но между ними есть принципиальные различия.

Суть публицистики в том, что она позволяет любому члену общества, способному владеть словом, осуществлять свою гражданскую миссию посредством публичного выражения собственного мнения по поводу происходящего на основании собственных знаний и ценностей, собственного опыта - гражданского и профессионального. (определение Лазутиной). Автором публицистического текста может быть любой человек, и журналист тоже. В основе материала - личный опыт человека, его мнение.

Журналистское произведение - продукт авторской журналистской работы. Журналист тоже может быть публицистом, другая задача - у журналистских материалов. Они несут обществу сведения о том, как движется жизнь. Они открывают миру ранее неизвестный опыт других людей. Журналисты - охотники за новостями, но они же и аналитики, выясняющие, откуда берутся проблемы, как их решить, к каким последствиям они могут привести, если их не решать. Журналист пишет историю современности - и портреты современников.

Журналисту не только важно высказать мнение. От него требуется профессиональная грамотная интерпретация происходящего, представляющая собой оперативное знание о действительности в ее очевидных и неочевидных проявлениях. Это знание - не абсолютная истина, но оно должно быть надежным, ведь люди принимают это знание, чтобы ориентироваться в окружающей действительности. Публицистичность появляется в журналистском материале, когда автор осмысляет чужой опыт в контексте собственного, в связи с этим проявляет свою гражданскую позицию, и в его произведении возникает такое качество, как публицистичность.

Журналистское произведение - особый информационный продукт. Ему свойственна такая специфическая черта, как персональное авторство, но коллективное представление. Цель и ответственность - общие. Автор всегда выступает как представитель определенной редакции определенного СМИ, так его и воспринимают читатели. Пока произведение не опубликовано, за него никто не отвечает. Как только редакционный коллектив принимает продукт и выпускает его в свет, начинается общая ответственность за публикацию.

Вспомните закон РФ О СМИ: «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочению». Закон указывает журналисту на его неразрывную связь с коллективом редакции. Это положение не всегда воспринимается молодыми журналистами, а между тем оно очень важно. Самый талантливый журналист, не нашедший свою редакцию, не сможет быть журналистом.

Еще одна специфическая черта журналистского произведения: это товар, в него вложен труд, и поэтому у него есть стоимость. Но товар журналиста - «скоропортящийся», он быстро устаревает, становится неактуальным. Хотя, если он строго соответствует фактам действительности, то вполне может быть использован в дальнейшем как, например, летописный, исторический материал.

Итак, журналистское произведение как информационный продукт - это товар, являющийся плодом персональной творческой деятельности, распространяемом на законных основаниях через коллективные структуры и воссоздающем реальность с целью обеспечения права общества на знание правды.

Журналист должен работать очень быстро, а в результате представить законченное произведение, адекватно отражающее реальность. А живет произведение очень недолго… Выдержать это под силу только настоящему профессионалу, который любит свое дело.

 

Факторы, определяющие соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста. Речь идет прежде всего об идеологических факторах, и это особенно заметно, если сравнить прессу до и после перестройки. В советский период любая статья начиналась с разговора о том, как партия руководит и направляет, заботится о народе, и благосостояние его становится все лучше. Из этого и исходил автор любого опубликованного текста, он говорил от имени всего народа, партии, страны.

Теперь журналист говорит от своего имени. Вместо политики партии на первый план вышли ответы на вопрос: что? где? когда? почему? Теперь роль индивидуального в журналистики очень сильно возросла, и это отразилось даже в жанровой политике изданий: в печати популярны авторские колонки, расширилась типология интервью, сильнее влияние автора на радио и телевидении. Очевидно, что соотношение «факт-автор» напрямую зависит от ситуации «личность - общество».

Надо заметить, что сейчас идеологию с большим успехом потеснила коммерция. И автор может выступать не только как личность, но и как транслятор корпоративного заказа, суммы идей, актуальных для заказчика.

Другой фактор, имеющий значение в установлении соотношения индивидуального и коллективного, - этический фактор. Если эго журналиста подавляет коллег, мешает процессу - такого журналиста система быстро корректирует.

 

Виды творчества журналиста. Как замечает В.М. Горохов, на заре журналистики был распространен "деятельностный синкретизм", когда один журналист совмещал роли редактора, издателя, публициста, организатора, секретаря редакции, и так далее. С развитием средств массовой информации, вовлечением в журналистику значительного числа людей, это положение дел изменилось. На смену синкретизму пришло разделение и кооперация труда в рамках единой журналистской деятельности. На новом этапе развития журналистики стало необходимым исполнять не только творческие журналистские обязанности - писать тексты, но и выполнять ряд других задач.

Существует социологическая классификация видов журналистской деятельности.

-по типу средств передачи информации (печать, радио, телевидение, интернет)

-по региональному характеру издания (центральные и местные СМИ)

-по функциям (общеполитические и специальные)

-по предмету отражения (промышленные, сельскохозяйственные, литературные и др.)

-по объекту воздействия (молодежные, женские, студенческие и т.д.)

-по периодичности издания (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежегодные и др.)

Нам же важно, что эту классификацию можно уточнить введением дополнительных критериев:

-по типу выполняемой работы (редактор, ответсекретарь, фотокорреспондент и др.)

-по должностному уровню (руководящий работник, работник среднего звена, рядовой работник)

-по тематической специализации (журналист, специализирующийся в области промышленного или сельскохозяйственного производства, культуры, спорта и др.)

-по жанровой специализации (очеркист, фельетонист, репортер, обозреватель и др.).

В одном случае цель журналиста - это создание публицистического текста. В другом - верстка газетной полосы. В третьем - организация "круглого стола" по волнующей общество проблеме. В редакции необходим также подбор и воспитание кадров, управление производственным и творческим процессом, координация усилий различных подразделений редакции и так далее.

К тому же задачи журналиста изменяются процессе творческого и карьерного роста. Скажем, обычный журналист пишет материалы, испытывая муки творчества. Однако мера его профессиональной ответственности ограничивается мерой его личного долга - по отношению к газете и читателю.

Теперь представим себе этого же человека в роли редактора. Теперь он отвечает уже не только за достоверность фактов в отделом материале. Он отвечает за общую концепцию газеты, видит газету в целом. Творческое исполнение обязанностей меняется, центр тяжести в творчестве переносится на организацию дела, планирование, воспитание кадров и так далее.

Поэтому выделяются три вида творчества в журналистике.

Первый вид - организационно-управленческое творчество (редактора, ответственного секретаря, заведующего отделом).

Этот вид творчества характеризуется достижением продуктивных результатов в планировании, организации деятельности редакционного коллектива, в подборе и расстановке кадров, в создании условий для индивидуального и коллективного творчества.

В чем заключается творчество редактора? Прежде всего - это деятельность по созданию коллектива, управление творческим процессом в этом коллективе. Редактор выражает себя как личность - как представитель творческой профессии - в ходе формирования и развития редакционного аппарата.

Наибольшей психологической трудностью в деятельности редактора является осознание того факта, что реализация его творческого потенциала опосредована. Творчество "Я" редактора - это творческое "МЫ" редакционного коллектива. Редактор испытывает радость от успеха своего сотрудника не меньшую, чем публицист при создании талантливого произведения. Неизбежные трудности в управлении редакционным коллективом - это то же самое, что "муки творчества" в работе над словом у публициста.

Редактор должен учитывать как формальные, должностные отношения, так и межличностные, складывающиеся в ходе творческого взаимодействия журналистов. Кроме того, редактор должен перерабатывать большое количество информации, постоянно соотносить цель издания и особенности аудитории, возможности редакционного коллектива.

Другим видом журналистского творчества является организаторская деятельность журналистов. Это взаимодействие с нештатными авторами, работа с аудиторией, которая вновь выступает на первый план. Журналистика все больше осознается как сфера массовой коммуникации, как диалог журналист-читатель, а не просто монологические выступления журналистов.

Наконец, третий вид творчества журналистов - его публицистическая деятельность. Роль ее необычайно велика. Читатель вправе судить о журналистике не по промежуточным, а по конечным результатам, не по тому, как планируется или организуется работа журналистов, а по тому, какие материалы предлагаются в результате аудитории.

Журнались пишет "историю современности". Он становится первооткрывателем новых проблем, явлений, характеров. В нем сочетаются предсказуемые, типические черты с чертами непредсказуемыми, индивидуальными. Само произведение персонифицировано, окрашено индивидуальным своеобразием стиля, что умножает силу воздействия на аудиторию.

Подводя итог вышесказанному, отметим: виды творчества существуют как модификации общего рода творчества - творчества журналиста. Тот факт, что один и тот же журналист способен выявить себя в различных родах деятельности - редактор может быть одновременно выдающимся публицистом, журналист-организатор - талантливым редактором и так далее - означает, что в СМИ немало универсально одаренных людей. Однако универсальность всегда диалектично связана со специализацией.

 

Лекция 3

Возникновение замысла

Сбор фактов

Лекция 4

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

Заметка

Информационная корреспонденция

Информационный отчет

Информационное интервью

Блиц-опрос

Вопрос — ответ

Репортаж

Некролог

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Аналитический отчет

Аналитическая корреспонденция

Аналитическое интервью

Аналитический опрос

Беседа

Комментарий

Социологическое резюме

Анкета

Мониторинг

Рейтинг

Рецензия

Статья

Журналистское расследование

Обозрение

Обзор СМИ

Прогноз

Версия

Эксперимент

Письмо

Исповедь

Рекомендация (совет)

Аналитический пресс-релиз

Лекция 5

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Рождение журналистской темы

Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего дол­жен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналист­ская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по срав­нению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности» (Горохов В. М. Закономерности публицистического творче­ства. М.,1975. С.63). Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массо­вой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп.

Вот какими размышлениями поделились в ходе анонимно­го опроса питерские журналисты, отвечая на вопрос о рожде­нии журналистской темы:

«Тема обычно рождается из двух ситуаций — либо из ре­дакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно ду­мать, происходящие события пытаешься свести к какой-то од­ной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. По­степенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важ­но реально себе представлять, насколько выбранная тема акту­альна, будет ли она представлять интерес для аудитории, нако­нец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».

На практике многие журналисты специализируются на ка­кой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опро­шенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопле­ния нового материала. «Моя основная тема — мода, — говорит одна из респонденток. — Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высо­кой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».

Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые фак­ты, считает другой респондент: «При затасканности тем по го­родским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут по­вернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».

«Что появляется раньше — факты или темы? Ответить од­нозначно на этот вопрос не могу, — говорит следующий жур­налист. — Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкива­ют тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг про­исходит какое-то событие или появляется информация о ка­кой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выду­мываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».

Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда — резуль­тат опыта: то ли прочитал что-то и — по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать — начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т. е. рассказать о ста­ром по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное — наивное стрем­ление к справедливости (вера в то, что слово может больно уда­рять и исправлять). Есть, конечно, и четвертое — нескромное, — хочется просто не затеряться в потоке безликой информа­ции. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема — это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего вол­нует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крик­ливо и громко) разрешить в материале то или иное противоре­чие, проанализировав его со всех сторон».

Как видим, рождение журналистской темы всегда сопря­жено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других — непознанная проблема, для третьих — интересный жизненный случай или ситуация и т.д.

Поиск интересных тем — извечная проблема журналис­тов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечатель­ное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем.

 

Проблема

Под словом "проблема" как в теории, так и на практике подразумевается зачастую два близких, но не тождественных понятия - проблемная ситуация и проблема. Проблемная ситуация предшествует проблеме так же, как предмет и процесс деятельности предвосхищают результат. Вырастая из проблемной ситуации, проблема наследует ее характерные черты и особенности и при этом развивает и совершенствует их.

В самом общем плане "проблема" - это "знание о незнании", знание о тех сторонах действительности, свойства и сущность которых еще неизвестны, но осмысление которые необходимо для достижения определенной цели. Можно сказать и так: проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разъяснения, исследования (надо сказать, что греческое слово проблема, от которого собственно и происходит данное понятие, так и переводится - задача). В журналистском произведении проблема предстает как реальная картина действительности, либо как сумма фактов действительной жизни. В этой созданной картине выделяются реальные противоречия, порождающие данные факты, составляющие общественно значимую трудность.

Логической формой, выражающей проблему, служит вопрос. Например: почему произошло данное событие? Кто виноват в таком развитии ситуации? И так далее.

В одной и той же реальной жизненной ситуации могут быть определены разные темы, на их основе могут быть поставлены разные проблемы.

Проблема отражает не один факт, а систему фактов, не одно отношение между предметами, а совокупность отношений. По сравнению с фактом проблема имеет более сложную содержательную структуру, синтезирует множество фактов, коллизий, идей, объединенных между собой. Само присутствие в журналистском произведении актуальной, остро переживаемой читателями проблемы становится качественным признаком публикации, свидетельством ее профессиональных достоинств.

Проблемы в журналистике многообразны. Нередко ставятся проблемы, которые не могут быть решены традиционными методами - заслуга журналистов не только в решении, но и уже в постановке важных проблем.

Наконец,решающую роль в журналистском произведении играет такой элемент содержания, как идея - ведущая мысль произведения, она обеспечивает взаимосвязь всех элементов содержания. Идея вбирает в себя обобщенное знание о предмете и - оценочную его интерпретацию. В мастерски исполненном журналистском произведении всегда представлена актуальная, общественно значимая идея, имеющая конструктивный, научный или духовно-практический смысл. Это не только абстрактно-логическая идея, апеллирующая к разуму читателя, побуждающая к осознанию происходящих в жизни процессов. Но это и идея-переживание, несущая в себе посыл к действию.

Идея - вывод журналиста, проанализировавшего факты, их связи, это возможный способ разрешения проблемы, поставленные в материале. Сумма фактов в свете авторской идеи может получить различную интерпретацию, различное истолкование. Открывает авторскую оценочность, формулирование идеи зависит от направления издания, от психологической установки журналиста. Идея должна вытекать из понимания и анализа фактов (в отличие от художественного произведения).

Черникова также определяет идею как собственный взгляд автора на проблему: что нового и как собирается сообщить автор по известной теме.

Тема, идея, структурно-композиционное решение - то есть о чем? Зачем? И каким образом? - это творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если он ведет давно сложившуюся передачу, пишет авторскую колонку в тексте, и так далее. Каждый раз журналист сталкивается с процессом жанрообразования, даже если в сотый раз работает над интервью, репортажем и так далее.

Черникова приводит очень интересный пример из журналистской практики: «Начинающие журналисты, пришедшие, например, на практику в редакцию, очень пугаются такого задания, как «напишите для нас что-нибудь». Что это такое, как это что-нибудь написать? Задание типа этого дается по двум причинам: 1) редактору некогда или не хочется думать, поэтому он действительно перекладывает инициативу на вас, 2) редактор точно знает, что хочет получить, и проверяет вас на догадливость, сообразительность, выдержку и прочие параметры профпригодности.

В обоих случаях практиканту не позавидуешь.

Тем не менее важнейшим элементом журналистского старта является именно момент самоопределения: начинающий журналист должен знать, о чем и как он хочет писать. Определить свою тему - о чем мы уже говорили, пусть она даже потом изменится.

Особенность идеи журналистского произведения - ее программный характер. Журналист может подсказать организационную деятельность для разрешения проблемы, призвать читателя задуматься над проблемой.

Идея журналистского произведения - рабочая идея. Подчеркнуто ее побуждающий характер. В последние годы журналисты не ставят задачей дать конкретную программу разрешения конфликта.

Характерная черта идеи журналистского произведения, отмечает Лазутина, заключается в том, что она всегда содержит в себе две составляющие. Одна - информация о системе ценностей, на которую опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому читатель может соотн


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.