Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

2017-07-01 237
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лазутина Г. В. Технология журналистского творчества. М., 1989.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

 

Дополнительная литература:

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

Аграновский В. Ради единого слова… М., 1978.

Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985

Варустин Л.Э. Вровень с героем. Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987.

Варустин Л.Э. Спроси у семерых… Проблемы журналистского творчества. Л., 1982.

Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984

Здоровега В. Слово тоже есть дело. М., 1979

Мастерство журналиста. Сборник. М., 1977.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Черепахов М. Таинство мастерства публициста. М., 1984

 

Галина Викторовна Лазутина, профессор факультета журналистики МГУ, пишет:

Рождение журналистики как особого вида деятельности связано с потребностью человечества повысить надежность своей ориентации в реальном мире, поскольку есть целый ряд обстоятельств, образующих помехи для этого жизненно важного процесса. Уверенной ориентации мешает такое качество действительности, как ее ИЗМЕНЧИВОСТЬ, из-за которой реальность постоянно приобретает новые черты и ускользает от человека в своей определенности.

Другое препятствие – РАЗБРОСАННОСТЬ ПЛАНЕТАРНОГО БЫТИЯ (Лазутина). То есть человек при всем желании не может непосредственно видеть весь мир, чтобы иметь представление обо всем человечестве, особенности организации жизни на всей планете.

Потребность преодолеть эти препятствия и привела к появлению профессии журналиста. В поисках надежных средств ориентации человечество вышло на возможность создания особого типа текста – такого, который бы расширял опыт отдельного человека до опыта многих и одновременно воспроизводил бы динамику мира, адекватно фиксируя его изменения. С этой точки зрения сущность журналистского текста изначально – оперативное знание о действительности, предназначенное для повышения надежности социальной ориентации и, следовательно, для укрепления устойчивости общества.


Лекция 1

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО

План лекции:

Понятие о творчестве. Роль воображения в журналистском творчестве. Творчество как высшая форма труда.

Формы творческой деятельности журналиста. Любительское и профессиональное творчество. Обученность, умелость и мастерство - основные ступени в развитии профессионализма.

Специфика журналистского творчества. Противоречия журналистского творчества.

Западные исследователи о журналистике и качествах, необходимых журналисту.

Технические средства в процессе творчества.

Рекомендуемая литература:

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.

Понятие о творчестве.

I. Что такое творчество и можно ли НАУЧИТЬ творчеству - эти вопросы возникают довольно часто. К примеру, у человека есть способности к музыке - абсолютный слух, или прекрасный голос, или способности к рисованию. Сможет ли этот человек без соответствующей подготовки стать признанным творцом в области музыкального искусства, живописи, и так далее? В истории есть такие случаи, но они единичны. Будущие музыканты, художники, танцовщики начинают учиться с малых лет, и учеба эта - долгий, трудный процесс, отнимающий практически все время и силы.

Человек задумывался над природой творчества с древнейших времен. Но до сих пор мы не может сказать, что знаем о творчестве все. Разработаны различные концепции творчества, но среди них нет окончательной, исчерпывающей. Представляется, что такой концепции и не может быть, ведь само творчество неисчерпаемо.

Творчество как исключительное свойство личности пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды и формы его деятельности.

Считается общепризнанным, что понятием "творчество" обозначается способность человека создавать новое - то, чего не было, новые предметы реального мира.

Когда мы употребляем термин «новое», следует отметить, что оно может быть ОБЪЕКТИВНО новым - тем, чего раньше не существовало, а может быть новым и СУБЪЕКТИВНО - таким, что уже есть в реальности - однако данным человеком создано впервые, сотворено усилиями его собственного мозга, собственной души.

Помните, в «Золотом теленке»: Остап говорит: «Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы? «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда. хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика!» Здесь мы имеем дело, конечно, с субъективно новым для влюбленного Остапа, но объективно новым это стихотворение было, конечно, для Пушкина.

Как именно совершается таинство творчества, мы не можем увидеть. Оно происходит в недрах нашей психики, это сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности и уровни психики - интеллект, эмоции, воля, сознание, надсознание и подсознание. По наблюдениям психологов, интенсивнее всего творческий процесс становится, когда мозг человека эмоционально активирован, а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непрерывным, он идет даже во сне. Шуман, например, слышал во сне новые мелодии - будто ему их наигрывали Шуберт и Мендельсон. Менделеев во сне увидел окончательный вариант таблицы периодической системы элементов. И таких примеров множество.

Так что в числе основных факторов, актуализирующих творческие возможности человека - необходимо назвать проблемные ситуации, из которых приходится искать выход.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.