Технические средства в процессе творчества — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Технические средства в процессе творчества

2017-07-01 183
Технические средства в процессе творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль технических средств в собственно творчестве незначительна. Она проявляется и возрастает на стадии записи информации и предъявления ее обществу. Современные технические средства в основном обеспечивают скорость обработки, распространения информации, а помочь фантазии, мастерству техника может лишь случайно или индивидуально (если вас вдохновляет один только вид диктофона или компьютера).

Общеизвестные журналистские инструменты - ручка и блокнот, диктофон, фото- и видеоаппаратура, компьютеры, телефоны всех типов, и так далее и тому подобное - по сути, решают только одну задачу - предоставляют разные тиры и скорости сбора информации, обработки данных и передачи их. Журналист- профессионал обязан владеть максимумом современных технических средств для быстрого и качественного представления результатов своего труда. И студентам нашего факультета предоставляется максимум возможностей изучить все новые технологии. Осваивайте их, привыкайте не бояться камеры, микрофона, диктофона, цифровых фотокамер и так далее. Вы должны быть совместимы со всеми этими приборами, иначе они будут помехой творчеству, а не подспорьем.

Как же могут технические средства помешать творчеству? Села батарейка в диктофоне - сорвано интервью. Не заряжен аккумулятор - важная информация прошла мимо вас. И так далее и тому подобное. Поэтому очень важное правило: всего проверяйте батарейки и берите с собой запасные, ВСЕГДА берите с собой блокнот и ручки (две или три). Это надо делать обязательно, а привычку держать все свои техсредства под контролем надо выработать как можно раньше, довести ее до автоматизма. Этот здоровый педантизм спасает журналистов от провалов и кстати дополнительно создает рабочее настроение.

Кроме очевидных преимуществ, технические средства несут в себе и определенную опасность для творчества. Во-первых - работать приходится все быстрее. Реальные скорости в нашем веке таковы. Что иногда журналистам кажется - уже никакого времени на творчество и не остается. Успеть бы сделать ремесленнические операции…. Это суровая данность, и с ней вы столкнетесь непосредственно.

С другой стороны, возникает новый тип личности - действительно, появляются журналисты, которые вдохновляются уже от одного вида клавиатуры. Они хотят писать, но не способны к длительному поиску героев, раздумьям о смысле жизни, многомесячным командировкам - как раньше, Анатолий Аграновский тому пример.

Но это крайности, а между ними находится тип творческой личности, Ккторая совмещает в себе способность думать и творить с большой скоростью, причем регулярно и опираясь на технические средства, подчиняя их себе.

Описывать все современные технические средства - нет смысла. Это очень индивидуально, зависит и от ваших возможностей, и от редакции, где вы можете работать. Общие рекомендации - узнайте все возможное о технической стороне дела, которым занимаетесь. Если вы газетчик - узнайте всю техническую часть, набор, верстку, систему распространения газеты. Телевизионщик - узнайте все тонкости производства телепродукции. Это тоже часть творчества.


 

Лекция 2

МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ЖУРНАЛИСТИКА

План лекции:

Характеристика массовых информационных потоков. Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности.

Факторы, определяющие соотношение индивидуального и коллективного начала в журналистской деятельности. Виды творчества и творческая индивидуальность журналиста.

Методологические основы овладения мастерством в сфере журналистики («слагаемые мастерства»): осознание цели творчества, выделение предмета исследования, овладение методом (способом) журналистского творчества и разнообразными методами журналистской деятельности, осознание специфики взаимодействия формы и содержания журналистского произведения.

Рекомендуемая литература:

Г.В. Лазутина «Основы творческой деятельности журналиста»

Е.В. Черникова Основы творческой деятельности журналиста.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001

 

Информационные потоки.

Если вы возьмете любой учебник, изданный до 1990-х годов, вы не встретите там определение «массовые информационные потоки». Это новый термин, порожденный концом XX - началом XXI веков. Наш век - это век информации, и нет ничего удивительного в том, что самое пристальное внимание исследователей нацелено на изучение феноменов информационного поля, информационного шума, информационных потоков, и так далее.

Как замечает исследователь Елена Вячеславовна Черникова, в современном мире передача и получение информации происходит непрерывно и неизбежно. Контроль над этими процессами все менее возможен, это настоящий информационный поток.

Понятно, что слово «поток» используется как метафора. Но оно очень верно и адекватно передает суть и мощь глобального информационного процесса. Даже если кто-то пожелает остановить этот процесс, найдутся противники, которые помешают остановке, родится еще один - или несколько потоков, и так далее.

Что же это такое - массовые информационные потоки (МИП)? Как в них ориентироваться?

Массовыми они называются потому, что принципиально ориентированы на охват бесконечно широкой аудитории. Это отличает их от СМИ, у каждого из которых есть своя целевая аудитория.

СМИ выходят периодически, а массовые информационные потоки создаются и распространяются непрерывно.

Человек отдает себе отчет в своих взаимодействиях со СМИ: он покупает и читает газету, слушает радио, смотрит телевизор (конкретную передачу) и так далее. Присутствие МИП не всегда осознается. С этим связаны и трудности при изучении МИП: чтобы изучить явление. Надо от него отстраниться, дистанцироваться. А выйти из потока практически невозможно. Так что, хотя сейчас и идут очень интенсивные исследования МИП во всем мире, но это явление продолжает оставаться очень малоизученным.

По крайней мере получены кое-какие данные по классификации МИП. Исследователи разделяют потоки, например, на нейтральные, запрашиваемые и требуемые.

Ну и конечно МИП разделяют на условно естественные и искусственные.

Естественные потоки - окружающие человека с рождения: он слушает окружающих, учится говорить, и так далее.

Искусственные информационные потоки - сознательно формируются и направляются на потребителя с определенными целями.

Если обратиться к Галине Викторовне Лазутиной, то она дает следующее определение массовому информационному потоку: «это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась». То есть если старый анекдот стал вновь актуальным, люди вспомнили «древний хит» - они попали в массовый информационный поток.

В МИП может попасть художественная литература, научная, идеологическая, управленческие решения, реклама, эпистолярное творчество и все, что угодно. Но общественное настроение отражается и формируется главным образом в журналистских и публицистических текстах. Эти два понятия довольно часто отождествляют, но между ними есть принципиальные различия.

Суть публицистики в том, что она позволяет любому члену общества, способному владеть словом, осуществлять свою гражданскую миссию посредством публичного выражения собственного мнения по поводу происходящего на основании собственных знаний и ценностей, собственного опыта - гражданского и профессионального. (определение Лазутиной). Автором публицистического текста может быть любой человек, и журналист тоже. В основе материала - личный опыт человека, его мнение.

Журналистское произведение - продукт авторской журналистской работы. Журналист тоже может быть публицистом, другая задача - у журналистских материалов. Они несут обществу сведения о том, как движется жизнь. Они открывают миру ранее неизвестный опыт других людей. Журналисты - охотники за новостями, но они же и аналитики, выясняющие, откуда берутся проблемы, как их решить, к каким последствиям они могут привести, если их не решать. Журналист пишет историю современности - и портреты современников.

Журналисту не только важно высказать мнение. От него требуется профессиональная грамотная интерпретация происходящего, представляющая собой оперативное знание о действительности в ее очевидных и неочевидных проявлениях. Это знание - не абсолютная истина, но оно должно быть надежным, ведь люди принимают это знание, чтобы ориентироваться в окружающей действительности. Публицистичность появляется в журналистском материале, когда автор осмысляет чужой опыт в контексте собственного, в связи с этим проявляет свою гражданскую позицию, и в его произведении возникает такое качество, как публицистичность.

Журналистское произведение - особый информационный продукт. Ему свойственна такая специфическая черта, как персональное авторство, но коллективное представление. Цель и ответственность - общие. Автор всегда выступает как представитель определенной редакции определенного СМИ, так его и воспринимают читатели. Пока произведение не опубликовано, за него никто не отвечает. Как только редакционный коллектив принимает продукт и выпускает его в свет, начинается общая ответственность за публикацию.

Вспомните закон РФ О СМИ: «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочению». Закон указывает журналисту на его неразрывную связь с коллективом редакции. Это положение не всегда воспринимается молодыми журналистами, а между тем оно очень важно. Самый талантливый журналист, не нашедший свою редакцию, не сможет быть журналистом.

Еще одна специфическая черта журналистского произведения: это товар, в него вложен труд, и поэтому у него есть стоимость. Но товар журналиста - «скоропортящийся», он быстро устаревает, становится неактуальным. Хотя, если он строго соответствует фактам действительности, то вполне может быть использован в дальнейшем как, например, летописный, исторический материал.

Итак, журналистское произведение как информационный продукт - это товар, являющийся плодом персональной творческой деятельности, распространяемом на законных основаниях через коллективные структуры и воссоздающем реальность с целью обеспечения права общества на знание правды.

Журналист должен работать очень быстро, а в результате представить законченное произведение, адекватно отражающее реальность. А живет произведение очень недолго… Выдержать это под силу только настоящему профессионалу, который любит свое дело.

 

Факторы, определяющие соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста. Речь идет прежде всего об идеологических факторах, и это особенно заметно, если сравнить прессу до и после перестройки. В советский период любая статья начиналась с разговора о том, как партия руководит и направляет, заботится о народе, и благосостояние его становится все лучше. Из этого и исходил автор любого опубликованного текста, он говорил от имени всего народа, партии, страны.

Теперь журналист говорит от своего имени. Вместо политики партии на первый план вышли ответы на вопрос: что? где? когда? почему? Теперь роль индивидуального в журналистики очень сильно возросла, и это отразилось даже в жанровой политике изданий: в печати популярны авторские колонки, расширилась типология интервью, сильнее влияние автора на радио и телевидении. Очевидно, что соотношение «факт-автор» напрямую зависит от ситуации «личность - общество».

Надо заметить, что сейчас идеологию с большим успехом потеснила коммерция. И автор может выступать не только как личность, но и как транслятор корпоративного заказа, суммы идей, актуальных для заказчика.

Другой фактор, имеющий значение в установлении соотношения индивидуального и коллективного, - этический фактор. Если эго журналиста подавляет коллег, мешает процессу - такого журналиста система быстро корректирует.

 

Виды творчества журналиста. Как замечает В.М. Горохов, на заре журналистики был распространен "деятельностный синкретизм", когда один журналист совмещал роли редактора, издателя, публициста, организатора, секретаря редакции, и так далее. С развитием средств массовой информации, вовлечением в журналистику значительного числа людей, это положение дел изменилось. На смену синкретизму пришло разделение и кооперация труда в рамках единой журналистской деятельности. На новом этапе развития журналистики стало необходимым исполнять не только творческие журналистские обязанности - писать тексты, но и выполнять ряд других задач.

Существует социологическая классификация видов журналистской деятельности.

-по типу средств передачи информации (печать, радио, телевидение, интернет)

-по региональному характеру издания (центральные и местные СМИ)

-по функциям (общеполитические и специальные)

-по предмету отражения (промышленные, сельскохозяйственные, литературные и др.)

-по объекту воздействия (молодежные, женские, студенческие и т.д.)

-по периодичности издания (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежегодные и др.)

Нам же важно, что эту классификацию можно уточнить введением дополнительных критериев:

-по типу выполняемой работы (редактор, ответсекретарь, фотокорреспондент и др.)

-по должностному уровню (руководящий работник, работник среднего звена, рядовой работник)

-по тематической специализации (журналист, специализирующийся в области промышленного или сельскохозяйственного производства, культуры, спорта и др.)

-по жанровой специализации (очеркист, фельетонист, репортер, обозреватель и др.).

В одном случае цель журналиста - это создание публицистического текста. В другом - верстка газетной полосы. В третьем - организация "круглого стола" по волнующей общество проблеме. В редакции необходим также подбор и воспитание кадров, управление производственным и творческим процессом, координация усилий различных подразделений редакции и так далее.

К тому же задачи журналиста изменяются процессе творческого и карьерного роста. Скажем, обычный журналист пишет материалы, испытывая муки творчества. Однако мера его профессиональной ответственности ограничивается мерой его личного долга - по отношению к газете и читателю.

Теперь представим себе этого же человека в роли редактора. Теперь он отвечает уже не только за достоверность фактов в отделом материале. Он отвечает за общую концепцию газеты, видит газету в целом. Творческое исполнение обязанностей меняется, центр тяжести в творчестве переносится на организацию дела, планирование, воспитание кадров и так далее.

Поэтому выделяются три вида творчества в журналистике.

Первый вид - организационно-управленческое творчество (редактора, ответственного секретаря, заведующего отделом).

Этот вид творчества характеризуется достижением продуктивных результатов в планировании, организации деятельности редакционного коллектива, в подборе и расстановке кадров, в создании условий для индивидуального и коллективного творчества.

В чем заключается творчество редактора? Прежде всего - это деятельность по созданию коллектива, управление творческим процессом в этом коллективе. Редактор выражает себя как личность - как представитель творческой профессии - в ходе формирования и развития редакционного аппарата.

Наибольшей психологической трудностью в деятельности редактора является осознание того факта, что реализация его творческого потенциала опосредована. Творчество "Я" редактора - это творческое "МЫ" редакционного коллектива. Редактор испытывает радость от успеха своего сотрудника не меньшую, чем публицист при создании талантливого произведения. Неизбежные трудности в управлении редакционным коллективом - это то же самое, что "муки творчества" в работе над словом у публициста.

Редактор должен учитывать как формальные, должностные отношения, так и межличностные, складывающиеся в ходе творческого взаимодействия журналистов. Кроме того, редактор должен перерабатывать большое количество информации, постоянно соотносить цель издания и особенности аудитории, возможности редакционного коллектива.

Другим видом журналистского творчества является организаторская деятельность журналистов. Это взаимодействие с нештатными авторами, работа с аудиторией, которая вновь выступает на первый план. Журналистика все больше осознается как сфера массовой коммуникации, как диалог журналист-читатель, а не просто монологические выступления журналистов.

Наконец, третий вид творчества журналистов - его публицистическая деятельность. Роль ее необычайно велика. Читатель вправе судить о журналистике не по промежуточным, а по конечным результатам, не по тому, как планируется или организуется работа журналистов, а по тому, какие материалы предлагаются в результате аудитории.

Журнались пишет "историю современности". Он становится первооткрывателем новых проблем, явлений, характеров. В нем сочетаются предсказуемые, типические черты с чертами непредсказуемыми, индивидуальными. Само произведение персонифицировано, окрашено индивидуальным своеобразием стиля, что умножает силу воздействия на аудиторию.

Подводя итог вышесказанному, отметим: виды творчества существуют как модификации общего рода творчества - творчества журналиста. Тот факт, что один и тот же журналист способен выявить себя в различных родах деятельности - редактор может быть одновременно выдающимся публицистом, журналист-организатор - талантливым редактором и так далее - означает, что в СМИ немало универсально одаренных людей. Однако универсальность всегда диалектично связана со специализацией.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.