Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Билет 15. Деятельность людей и поведение животных: существенные сходства между ними

2017-07-01 1534
Билет 15. Деятельность людей и поведение животных: существенные сходства между ними 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

(+ несколько различий для сравнения)

Правило мышления: Если вас

интересуют различия между объектами,

надо сначала найти у них сходства

 

1) И деятельность людей, и поведение животных – представляет собой целесообразную, информационно-направленную активность, которая качественно отлична от спонтанных процессов неживой природы. Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность социальных систем ориентироваться в среде - воспринимать значимые сообщения и перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

И в то же время механизмы информационного поведения человека обладают несомненной качественной спецификой. Им присущи особые функциональные возможности, отсутствующие в живой природе, хотя и подготовленные ее эволюционным развитием - развитием способности самоуправляемых адаптивных систем отображать и моделировать среду существования. Из курса общей психологии мы помним, что информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность (психика, в свою очередь, является результатом эволюционного развития различных допсихических форм ориентации типа таксисов, присущих простейшим живым существам, у которых способность к информационному поведению еще не нашла субстратной основы в специализированных анатомических органах, управляющих им).

Процессы информационно-направленные отвечают на вопрос «зачем?», процессы бесцельные отвечают на вопрос «почему?».

Информация – это совокупность сообщений, с помощью которых живые, а позднее и технические, системы ориентируются в среде, оценивают ее воздействие и программируют ответные реакции на эти воздействия.

Всякое сообщение представляет собой единство поведенческизначимого сигнала и субстратного импульса помощью которого сигнал достигает системы, способной его считывать.

Один и тот же сигнал может передаваться с помощью разных импульсов, и наоборот, один и тот же импульс может передавать разные сигналы.

Импульс –это перевозчик смысла. Сигнал –то, на чем перевозят. Светофор и регулировщик – сигнал тот же, а импульсы разные.

Цель:

Аристотель понимал цель как то, ради чего делается нечто. Это определение ведет к смешению цели деятельности и ее результата.

Цель – это информационный сигнал, который предпослан действию, вызывает его и ориентирует в заданном направлении.

Наличие цели делает процесс целесообразным. Целесообразность – это способность к адресному выбросу энергии на основе избирательного отношения к среде. Адресный выброс - это способность осуществлять нужное действие в нужное время и в нужном месте. Избирательное отношение к среде –это способность различать воздействия среды как вредные, полезные и безразличные.

Деятельность никогда не может быть бесцельной! Поэтому не бывает немотивированной преступности. Есть только одно исключение:Бесцельными, спонтанными могут быть результаты деятельности, но не ее процессы.

НО:

Результатом работы сознания человека оказывается наличие в человеческой деятельности особого класса целей, отличных от объективных целей адаптивной активности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся "живому наблюдению" причинно-следственные связи ее значимых компонентов и основанные на ней регулярности. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения. В этом плане целью деятельности следует считать не только сам желаемый результат усилий, предмет человеческой потребности (будь то реальная буханка хлеба, интересующая голодного, или прибыль, к которой стремится финансист). Целью называют также идеальный образ желаемого результата, который создается рефлективными "отсеками" сознания (на основе ценностных предпочтений человека, соотнесенных с условиями среды) и контролируется его волевыми импульсами, направляющими физическую активность в заданном, рассчитанном направлении.

Соответственно информационным свойством человеческой деятельности считают ее целенаправленность, отличную от "ординарной" целесообразности в поведении животных, которые преследуют лишь объективные цели (потребности) без соответствующей ментальной проработки, субъективирующей их в сознании и как бы "удваивающей" причиняющие факторы поведения или "раздваивающей" их (на потребность и ее логическое отображение).

Характеризуя эту способность человеческой деятельности, советские ученые нередко использовали принадлежащее Марксу сравнение архитектора с пчелой. Красотой, гармоничностью создаваемых ею сот, утверждал Маркс, пчела вполне способна посрамить плохого архитектора, который, однако, отличается от наилучшей пчелы тем, что, строя соты из воска, вначале "построит их в своей голове".

Надо сказать, что животное способно "думать", например, о голоде или страхе, лишь испытывая их, - и только для человека с его автономным сознанием существует "опасность вообще" представляемая, переживаемая и анализируемая в ситуации ее фактического отсутствия. Лишь человек способен аналитически расчленять ближние и дальние цели поведения, предпринимая для этого нелепые с позиций биологической целесообразности действия, - испытывая страх, идти навстречу опасности или, будучи голодным, добровольно отказываться от пищи.

Однако:

2) Конечные цели людей и животных совпадают (отличия касаются только промежуточных (операциональных) целей)

Конечная цель -это самозамкнутый информационный сигнал, относительно которого становится бессмысленным вопрос «зачем?».

Конечной целью любой и всякой жизни является сама жизнь, ее сохранение в среде существования.

Самосохранение в среде предполагает решение не одной, а двух задач, и потому бывает двух разных видов.

По Маслоу:

• Дефициентное самосохранение, или Д-Поведение

Конечной целью Д-Поведения является сохранение факта жизни, то есть биологическое выживание в среде.

• Бытийное самосохранение, или Б-Поведение

Конечной целью Б-Поведение является сохранение качества жизни, которое понимается как комфортное.

Любой человек и любое животное стремятся к обоим видам самосохранение.

САМОУБИЙСТВО – ЭТО НЕ НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА САМОСОХРАНЕНИЯ!!! ПОТОМУ ЧТО:

Есть люди с Б-Доминантой и люди с Д-Доминантой. Для людей с Д-Доминантой – лучше живая собака, чем мертвый лев.Для людей с Б-Доминантой – лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

В разных народах соотношение первых и вторых может изменяться. Например, Японцы готовы умереть после измены хозяину, а чехи на протяжении последних 200 лет не оказывали никому сопротивлением.,потому что ставят жизнь выше достоинства.

 

3) Интерес представляют коллективно живущие животные. У них, так же как и у людей, встречается индивидуальная пластичность программ поведения (определяющая различие между "умной" синицей, умеющей вскрывать бутылки с кефиром, и ее "менее умной" подругой, не "додумавшейся" до таких изощренных форм добывания пищи). Однако индивидуальные успехи в адаптации за редким исключением не закрепляются в коллективном видовом опыте животных - "передовые достижения" отдельных особей умирают вместе с ними, что вынуждает каждое новое поколение начинать с того же, с чего начинали его предшественники. Все дело в том, что условно-рефлекторная модель поведения, не позволяющая обобщать и символизировать полученную информацию, предполагает исключительно соматические (телесные) способы передачи прижизненно выработанного опыта, т. е. его передачу путем поведенческих реакций по принципу "делай, как я" (именно так поступает выдра, обучающая выдренка плавать, или волчица, когда учит волчонка навыкам охоты). И только сознание людей позволило им изобрести особые способы хранения и передачи информации, отличные как от генетической трансляции, так и от методов научения. Благодаря сознанию человек сумел не только усовершенствовать предметные средства деятельности и способы обращения с ними - собственные умения и навыки, но и создал возможности "экзосоматической", т. е. внетелесной передачи информации методом ее кодирования в так называемых знаковых объектах и процессах (книгах, рисунках, чертежах, ритуалах т. д.), образующих "тело" человеческой культуры, способ ее реального существования. В результате современные врачи, к счастью для своих пациентов, способны использовать методы древнейшей тибетской медицины, а юноша, не видевший в глаза ни одного пловца, - научиться плаванию по книге, взятой в библиотеке.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.